УДК 376
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТЕПЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПРАВЛЕНИЯ
Екатерина Васильевна Гусева, кандидат психологических наук, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара
Аннотация
В статье рассматриваются несколько подходов, раскрывающих исправление осужденных с разных точек зрения. Анализируется определение понятия «исправление осужденного» и выявляются цели, которые преследует исправление осужденных, выявляются отдельные противоречия. Исследуются средства и методы исправления осужденных, которые подлежат применению исходя из вида наказания; степени и характера общественной опасности совершенного преступления; личности осужденных, а также конкретного поведения осужденных. В статье рассматривается система критериев оценки результатов исправления осужденных, определяется специфика закрепления этих результатов в рамках одного исследования. На теоретическом уровне рассматривается корреляция избранных критериев оценки результатов исправления, осужденных с применяемыми в современной практике средствами и методами исправления осужденных.
Ключевые слова: осужденные, исправление осужденных, цели исправления осужденных, средства и методы исправления осужденных, критерии оценки результатов исправления осужденных.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p160-163
MEANS AND METHODS OF EDUCATING CONVICTS AND THEIR INFLUENCE ON THE DEGREE OF EFFECTIVENESS OF CORRECTION
Ekaterina Vasilievna Guseva, the candidate of psychological sciences, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara
Abstract
The article discusses several approaches that reveal the correction of convicts from different points of view. The definition of the concept of "correction of a convict" was analyzed and the goals pursued by the correction of convicts were revealed, the individual contradictions were revealed. The means and methods of correction of convicts were investigated, which are subject to application based on the type of punishment; the degree and nature of the public danger of the crime committed; the personality of the convicts, as well as the specific behavior of the convicts. The article examines the system of criteria for evaluating the results of correction of convicts, it determines the specifics of fixing these results in the single study. At the theoretical level, the correlation of the selected criteria for evaluating the results of correction of convicts with the means and methods of correction of convicts used in modern practice was considered.
Keywords: convicts, correction of convicts, goals of correction of convicts, means and methods of correction of convicts.
Уголовная и уголовно-исполнительная политика в России в последние годы меняет вектор развития. Но под данный вектор не подстраивается система средств исправления осужденных, методики оценки результатов исправления осужденных. В таких условиях проявляется дисбаланс при реализации уголовно-исполнительных отношений, результатов чего также является достижение невысоких показателей в стремлениях исправить максимально большое количество осужденных и обеспечить стабильность данного исправления. Главное в данном случае - достижение результатов на долгосрочную перспективу, так как действительное исправление осужденного на краткосрочный период не обеспечивает минимизацию рецидивной преступности. Только воздействие на рецидивную преступность будет иметь глобальное влияние с точки зрения преодоления высоких показателей преступности. Разрушение устоявшейся и стабильно подпитываемой крими-
160
нальной среды положительно скажется на показателях уровня преступности в стране.
Исправление осужденных является центральной категорией уголовно-исполнительного права. Несмотря на её значимость процесса осужденных, единство мнений в части понимания данного института не обеспечено. В научной и учебной литературе обнаруживается несколько подходов, раскрывающих исправление осужденных с разных точек зрения. Отдельная группа исследователей полагает, что исправление осужденного следует рассматривать как одну из базовых целей уголовного наказания. Иные полагают, неправильно будет привязывать исправление осужденных только к системе целей уголовного наказания. Еще одна группа авторов не считает, что исправление осужденных - это цель уголовного наказания, но они полагают, что как процесс исправление осужденных должно именоваться «ресоциализация осужденных» [1].
При наличии многих других научных позиций и сохранении дискуссионности вопроса, законодатель все же дает определение исправления осужденных. В статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержится легальное определение исправления осужденных: «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [2].
В смысле определения понятия «исправление осужденного» и выявления целей, которые преследует исправление осужденных, выявляются отдельные противоречия. Цели наказания представлены в ст. 43 УК РФ, но в этой статье отсутствует понятие исправления осужденного. В ч. 2 ст. 43 УК РФ указано применение наказания в целях восстановления социальной справедливости, целях исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Вся совокупность разрабатываемых целей уголовного наказания - некие конечные результаты. Достижение этих результатов преследуется установлением наказаний в УК РФ. Исправление осужденного преследует такую цель - достижение какого-то конкретного социального результата, преследуемого установлением наказаний в уголовном законодательстве [1]. В частности, помимо исправления осужденных, преследуются такие цели, как восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений. Можно говорить о том, что исправление осужденных преследует совокупную цель по достижению других целей уголовного наказания, так как в единичном виде они не могут быть реализованы.
Таким образом, законодатель раскрывает легальное определение понятия «исправление осужденных». Но, так как рассматриваемый институт является межотраслевым, в науке продолжает сохраняться дискуссия.
В законодательстве определены основные средства и методы исправления. В части 2 ст. 9 УИК РФ они раскрыты в таком виде: «Основными средствами и методами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие». Данные средства исправления осужденных подлежат применению исходя из вида наказания; степени и характера общественной опасности совершенного преступления; личности осужденных, а также конкретного поведения осужденных.
Режим - довольно особая правовая категория. Под ним следует понимать порядок исполнения и отбывания наказания, что позволяет обеспечивать при этом охрану осужденных, их изоляцию, систематически надзор и исполнение всех совокупности возложенных на осужденных обязанностей, как и реализацию прав и законных интересов, личную безопасность не только осужденных, персонала в том числе [3].
Реализация этого средства в отношении осужденных актуальна, чтобы обеспечить безопасность, соблюдение порядка. Кроме того, она имеет одновременно воспитательное
значение. Применение режима как средства исправления позволяет приучить осужденных, отбывающих наказания, соблюдению определенных правил общежития, порядку, организованности.
В контексте оценки результатов исправления речь идет о довольно важном средстве, так как именно это основа для ресоциализации осужденных.
Довольно большим исправительным воздействием обладает воспитательная работа как средство исправления осужденных. Благодаря мерам, которые применяются в рамках реализации этого средства, обеспечивается исправление осужденных, у них формируется уважительное отношение к людям, труду, обществу, закону, постепенно повышается их культурно-образовательный уровень [4].
Специфика реализации воспитательной работы определена в ст. 109 УИК РФ, где указано, что участие осужденных во всевозможных проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени исправления и при применении мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных специфических особенностей личности, характера осужденных, обстоятельств совершенных преступлений.
Общественно полезный труд исторически рассматривается - важнейшее средство исправления осужденных, являющееся одним из основных. В ст. 103 УИК РФ указывается, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться».
Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. При этом важно соблюдать конституционные положения и некоторые отдельные положения трудового законодательства, что в целом обладает характерной спецификой для режимного отбывания наказания осужденными, предопределяет наличие определенных ограничений и изъятий [4].
Проблематично представить оказание полноценного исправительного воздействия при отсутствии возможности задействовать образование. Не менее значимыми средствами исправительного воздействия следует признать организацию обязательного получения осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Кроме того, в исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Общественное воздействие также является одним из средств оказания исправительного воздействия. Законодательные нормы об этом средстве изложены крайне хаотично, отсутствует единый подход. Вероятно, для того чтобы понимать место и роль этого средства, необходимо использовать специальное законодательство, но не УИК РФ.
В итоге, средства и методы исправления осужденных в виде конкретного законодательного перечня представлены не в полном объеме. Правоприменительная практика свидетельствует о комплексности исправления осужденных, поэтому в процессе исправления задействованы разные средства исправления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крайнова Н.А. Исправление осужденного: цель или функция уголовного наказания (к вопросу о сущности и терминологии) / Н.А. Крайнова // Евразийская адвокатура. - 2019. - № 2 (39). - С. 60-64.
2. "Уголовно--исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c02284 9f6/ (дата обращения: 01.11.2022).
3. Храброва Е.В. Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях, осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия / Е.В. Храброва, Е.В. Чернышенко // Пенитенциарная наука. - 2016. - № 4 (36). - С. 33-37..
4. Голодов П.В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации / П.В. Голодов // Пенитенциарная наука. - 2016. - № 2 (34). - С. 30-34.
5. Зильберштейн А.А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. / А.А. Зильберштейн - Москва : Проспект. 2018. - 96 с.
REFERENCES
1. Krajnova, N.A. (2019), "Correction of the convicted person: the purpose or function of criminal punishment (to the question of the essence and terminology)", Eurasian Advocacy, No. 2 (39), pp. 60-64.
2. State duma of Russian Federation (1997), "The Penal Code of the Russian Federation" dated 01/08/1997 N 1-FZ (as amended on 12/29/2022), available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/.
3. Hrabrova E.V. (2016). "Issues of implementation of the mechanism of abandonment in educational colonies of persons sentenced to imprisonment who have reached the age of majority", Penitentiary science, No. 4 (36), pp. 33-37.
4. Golodov, P. V. (2016), "Means of correction of convicts: problems of classification and legal regulation", Penitentiary science, No. 2 (34), pp. 30-34.
5. Zilbershtejn A. A. (2018), Penal enforcement law. Lecture notes, Prospect, Moscow.
Контактная информация: katenysh2005@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 12.12.2022
УДК 796.015.14: 796.431.2
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДАМИ CROSSFIT У ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ
Дарья Олеговна Данилевская, ассистент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Роман Евгеньевич Петров, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга; Кадрия Рафиковна Волкова, кандидат филологических наук, доцент, Лариса Петровна Маслова, кандидат социологических наук, доцент, Татьяна Игоревна Сергина, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный
университет, Казань
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточным научно-методическим обеспечением тренировочного процесса легкоатлетов-прыгунов с использованием методов «CrossFit». Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей с использованием средств и методов дисциплины «CrossFit» у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на легкоатлетках 15-16 лет (n = 17) в течение 23 недель. Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности исследуемых проведены контрольные тесты и пробы: прыжок в длину с места, проба Абалакова, метание мяча (1кг) сидя, подъем на скамейку за 30 сек., прыжок в длину с разбега. Участницы контрольной группы (n = 8) развивали ско-ростно-силовые способности традиционными средствами и методами легкой атлетики. В экспериментальной группе (n = 9) тренировочный процесс базировался на средствах и методах легкой атлетики, только один раз в неделю тренировка осуществлялась средствами и методами «CrossFit». Результаты исследования и их обсуждение. После эксперимента наиболее высокий рост скоростно-силовых способностей зафиксирован у легкоатлетов экспериментальной группы: на 2,51% в прыжках в длину с места; на 6,37% при выполнении пробы Абалакова; на 3,03% при метании мяча; на 12,8% при подъёме на скамейку; на 1,93% в прыжках в длину с разбега. Результаты после эксперимента между группами достоверны, кроме теста «прыжок в длину с разбега». Выво-
163