Научная статья на тему 'СКОРОСТНОСИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДАМИ CROSSFIT У ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ'

СКОРОСТНОСИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДАМИ CROSSFIT У ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ЛЕГКОАТЛЕТКА / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ / КРОССФИТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилевская Дарья Олеговна, Петров Роман Евгеньевич, Волкова Кадрия Рафиковна, Маслова Лариса Петровна, Сергина Татьяна Игоревна

Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточным научно-методическим обеспечением тренировочного процесса легкоатлетов-прыгунов с использованием методов «CrossFit». Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей с использованием средств и методов дисциплины «CrossFit» у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на легкоатлетках 15-16 лет (n = 17) в течение 23 недель. Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности исследуемых проведены контрольные тесты и пробы: прыжок в длину с места, проба Абалакова, метание мяча (1кг) сидя, подъем на скамейку за 30 сек., прыжок в длину с разбега. Участницы контрольной группы (n = 8) развивали скоростно-силовые способности традиционными средствами и методами легкой атлетики. В экспериментальной группе (n = 9) тренировочный процесс базировался на средствах и методах легкой атлетики, только один раз в неделю тренировка осуществлялась средствами и методами «CrossFit». Результаты исследования и их обсуждение. После эксперимента наиболее высокий рост скоростно-силовых способностей зафиксирован у легкоатлетов экспериментальной группы: на 2,51% в прыжках в длину с места; на 6,37% при выполнении пробы Абалакова; на 3,03% при метании мяча; на 12,8% при подъёме на скамейку; на 1,93% в прыжках в длину с разбега. Результаты после эксперимента между группами достоверны, кроме теста «прыжок в длину с разбега». Выво ды. Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные указывают на эффективность внедрения методики, включающей комплексное соотношение тренировочных часов скоростно-силовой подготовки традиционными методами и методами «CrossFit» в тренировочном процессе легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилевская Дарья Олеговна, Петров Роман Евгеньевич, Волкова Кадрия Рафиковна, Маслова Лариса Петровна, Сергина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED AND STRENGTH TRAINING BY CROSSFIT METHODS FOR ATHLETES SPECIALIZING IN LONG JUMP

Introduction. The relevance of the study is due to insufficient scientific and methodological support for the training process of track and field jumpers by using the CrossFit methods. The main purpose of the study is to experimentally substantiate the effectiveness of the methodology for developing speed-strength abilities by using the means and methods of the “CrossFit” discipline in female athletes in long jumps. Methodology and organization of the study. The pedagogical experiment was carried out on athletes aged 15-16 years (n = 17) for 23 weeks. To assess the level of speed-strength readiness of the subjects, control tests and tests were carried out: a long jump from a place, Abalakov's test, throwing a ball (1 kg) while sitting, lifting onto a bench in 30 seconds, a long jump from a running start. Participants in the control group (n = 8) developed their speed-strength abilities using traditional means and methods of athletics. In the experimental group (n = 9) the training process was based on the means and methods of athletics, only once a week training was carried out using the means and methods of "CrossFit". Results of the research and their discussion. After the experiment, the highest increase in speed-strength abilities was recorded in the athletes of the experimental group: by 2.51% in the standing long jump; by 6.37% when performing the Abalakov test; by 3.03% when throwing the ball; by 12.8% when climbing onto the bench; by 1.93% in the long jump with a run. The results after the experiment between the groups are reliable, except for the test "long jump with a run". Conclusions. The data obtained as a result of experimental work indicate the effectiveness of the implementation of the methodology that includes the complex ratio of training hours of speed-strength training by using traditional methods and CrossFit methods in the training process of athletes specializing in long jumps.

Текст научной работы на тему «СКОРОСТНОСИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДАМИ CROSSFIT У ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ»

3. Храброва Е.В. Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях, осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия / Е.В. Храброва, Е.В. Чернышенко // Пенитенциарная наука. - 2016. - № 4 (36). - С. 33-37..

4. Голодов П.В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации / П.В. Голодов // Пенитенциарная наука. - 2016. - № 2 (34). - С. 30-34.

5. Зильберштейн А.А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. / А.А. Зильберштейн - Москва : Проспект. 2018. - 96 с.

REFERENCES

1. Krajnova, N.A. (2019), "Correction of the convicted person: the purpose or function of criminal punishment (to the question of the essence and terminology)", Eurasian Advocacy, No. 2 (39), pp. 60-64.

2. State duma of Russian Federation (1997), "The Penal Code of the Russian Federation" dated 01/08/1997 N 1-FZ (as amended on 12/29/2022), available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/.

3. Hrabrova E.V. (2016). "Issues of implementation of the mechanism of abandonment in educational colonies of persons sentenced to imprisonment who have reached the age of majority", Penitentiary science, No. 4 (36), pp. 33-37.

4. Golodov, P. V. (2016), "Means of correction of convicts: problems of classification and legal regulation", Penitentiary science, No. 2 (34), pp. 30-34.

5. Zilbershtejn A. A. (2018), Penal enforcement law. Lecture notes, Prospect, Moscow.

Контактная информация: katenysh2005@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2022

УДК 796.015.14: 796.431.2

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДАМИ CROSSFIT У ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ

Дарья Олеговна Данилевская, ассистент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Роман Евгеньевич Петров, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга; Кадрия Рафиковна Волкова, кандидат филологических наук, доцент, Лариса Петровна Маслова, кандидат социологических наук, доцент, Татьяна Игоревна Сергина, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный

университет, Казань

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточным научно-методическим обеспечением тренировочного процесса легкоатлетов-прыгунов с использованием методов «CrossFit». Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей с использованием средств и методов дисциплины «CrossFit» у легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на легкоатлетках 15-16 лет (n = 17) в течение 23 недель. Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности исследуемых проведены контрольные тесты и пробы: прыжок в длину с места, проба Абалакова, метание мяча (1кг) сидя, подъем на скамейку за 30 сек., прыжок в длину с разбега. Участницы контрольной группы (n = 8) развивали ско-ростно-силовые способности традиционными средствами и методами легкой атлетики. В экспериментальной группе (n = 9) тренировочный процесс базировался на средствах и методах легкой атлетики, только один раз в неделю тренировка осуществлялась средствами и методами «CrossFit». Результаты исследования и их обсуждение. После эксперимента наиболее высокий рост скоростно-силовых способностей зафиксирован у легкоатлетов экспериментальной группы: на 2,51% в прыжках в длину с места; на 6,37% при выполнении пробы Абалакова; на 3,03% при метании мяча; на 12,8% при подъёме на скамейку; на 1,93% в прыжках в длину с разбега. Результаты после эксперимента между группами достоверны, кроме теста «прыжок в длину с разбега». Выво-

163

ды. Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные указывают на эффективность внедрения методики, включающей комплексное соотношение тренировочных часов скорост-но-силовой подготовки традиционными методами и методами «CrossFit» в тренировочном процессе легкоатлеток, специализирующихся в прыжках в длину.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, легкая атлетика, легкоатлетка, прыжки в длину, кроссфит.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p163-168

SPEED AND STRENGTH TRAINING BY CROSSFIT METHODS FOR ATHLETES

SPECIALIZING IN LONG JUMP

Daria Olegovna Danilevskaya, the assistant, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara; Roman Evgenievich Petrov, the candidate of pedagogic sciences, docent, Elabuga institute of Kazan (Volga) Federal University, Elabuga; Kadriya Rafikovna Volkova, the candidate ofphilological sciences, docent, Larisa Petrovna Maslova, the candidate of sociological sciences, docent, Tatyana Igorevna Sergina, the senior teacher, Kazan (Volga) Federal University, Kazan

Abstract

Introduction. The relevance of the study is due to insufficient scientific and methodological support for the training process of track and field jumpers by using the CrossFit methods. The main purpose of the study is to experimentally substantiate the effectiveness of the methodology for developing speed-strength abilities by using the means and methods of the "CrossFit" discipline in female athletes in long jumps. Methodology and organization of the study. The pedagogical experiment was carried out on athletes aged 15-16 years (n = 17) for 23 weeks. To assess the level of speed-strength readiness of the subjects, control tests and tests were carried out: a long jump from a place, Abalakov's test, throwing a ball (1 kg) while sitting, lifting onto a bench in 30 seconds, a long jump from a running start. Participants in the control group (n = 8) developed their speed-strength abilities using traditional means and methods of athletics. In the experimental group (n = 9) the training process was based on the means and methods of athletics, only once a week training was carried out using the means and methods of "CrossFit". Results of the research and their discussion. After the experiment, the highest increase in speed-strength abilities was recorded in the athletes of the experimental group: by 2.51% in the standing long jump; by 6.37% when performing the Abalakov test; by 3.03% when throwing the ball; by 12.8% when climbing onto the bench; by 1.93% in the long jump with a run. The results after the experiment between the groups are reliable, except for the test "long jump with a run". Conclusions. The data obtained as a result of experimental work indicate the effectiveness of the implementation of the methodology that includes the complex ratio of training hours of speed-strength training by using traditional methods and CrossFit methods in the training process of athletes specializing in long jumps.

Keywords: speed-strength training, athletics, athlete, long jump, crossfit.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование методик развития физических качеств и оздоровления молодёжи выступает достаточно актуальным вопросом в системе целенаправленной деятельности по воспитанию спортивного резерва. Легкая атлетика, особенно ее отдельные дисциплины, является популярным и доступным видом спорта для подрастающего поколения.

Большое прикладное значение в направлении развития скоростно-силовых физических способностей имеют прыжки в длину. Значительную трудность в этом виде лёгкой атлетики представляет собой сочетание высокой скорости при разбеге с силой отталкивания, то есть быстрота двигательных реакций прямо пропорциональна мышечной силе, что проявляется в скоростно-силовых способностях у легкоатлетов-прыгунов.

Развитие скоростно-силовых показателей основывается преимущественно на применении разнообразных средств и методов, способствующих развитию умения преодоле-

вать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.

В последнее десятилетие отмечается тенденция, что традиционные средства и методы развития скоростно-силовых способностей не всегда отвечают требованиям роста новых спортивных достижений и результатов. Тренеры и спортсмены ежегодно разрабатывают и внедряют новые средства и методы подготовки, направленные на развитие ско-ростно-силовых способностей. Композиционная реализация тренировочных нагрузок различной направленности приводит к эффективному функционированию всей системы организма легкоатлетов [6].

Для повышения функциональных возможностей организма человека и общего развития физических качеств применяется программа «CrossFit», которая не требует труднодоступного спортивного инвентаря или современных спортивных тренажёров.

Анализ научных работ показал, что система «CrossFit» является актуальной темой научных исследований в вопросах совершенствования двигательных навыков у спортсменов различных дисциплин. Так, средства и методы «CrossFit» применялись в процессе физической подготовки тхэквондистов [1], в скоростно-силовой подготовке высококвалифицированных самбистов [2], при оптимизации силовых и скоростно-силовых способностей у футболистов [3], при развитии силовой выносливости у тяжелоатлетов [4], при совершенствовании прыгучести у волейболистов [5].

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточным научно -методическим обеспечением тренировочного процесса легкоатлетов-прыгунов с использованием современных и инновационных спортивных технологий.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей с использованием средств и методов дисциплины «CrossFit» у девушек-легкоатлеток, прыгающих в длину.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на девушках, занимающихся ДЮСШ с. Борское Самарской области, в возрасте 15-16 лет в количестве 17 человек. Исследование было организовано в течение 23 недель (с октября 2021 года по апрель 2022 года). Участвовало две группы испытуемых: контрольная группа - 8 девушек, экспериментальная группа - 9 девушек. Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности исследуемых до и после формирующего эксперимента было организовано и проведено тестирование физических способностей по следующим тестам: 1) прыжок в длину с места; 2) динамическая сила (проба Абалакова); 3) метание мяча (1 кг) из положения сидя; 4) подъем на скамейку в быстром темпе (30 сек.); 5) прыжки в длину с разбега.

В контрольной группе развитие скоростно-силовых способностей у спортсменок осуществлялось на основе традиционных средств и методов легкой атлетики. У экспериментальной группы весь тренировочный процесс базировался также на традиционных средствах и методах легкой атлетики, кроме одной тренировки в неделю. Данная тренировка по развитию быстроты и силы была организована средствами и методами «CrossFit».

Одна часть комплекса скоростно-силовой подготовки включала в себя специализированные упражнения для легкоатлеток по прыжкам в длину: спрыгивание с тумбы с последующим запрыгиванием на возвышенность; челночный бег 4х9; подъём на носки с отягощением; имитация «полёта в шаге» с отягощением; прыжки через легкоатлетические барьеры двумя ногами; выпрыгивания со скрещиванием ног из полуприседа в широкой стойке; сгибание ног вперед с сопротивлением из положения, лёжа на спине; прыжки на одной ноге через маленькие легкоатлетические барьеры; прыжки на высокий мат/горку матов с двух шагов.

Другая часть комплекса состояла из функциональных упражнений, часто используемых в системе «CшssFit». Выбор данных упражнений для комплекса был определен основной задачей подготовки прыгунов - развитие скоростно-силовых способностей.

Указанные выше упражнения были сформированы в комплексные режимы системы «CrossFit» (таблица 1). Особенностью «CrossFit» является вариативность, т. е. программы тренировок постоянно меняются, поэтому в основе рассматриваемой методики представлено разнообразие комплексов.

Таблица 1 - Распределение комплексов «CrossFit» у испытуемых экспериментальной группы по неделям_

Неделя Комплексы «CrossFit» Неделя Комплексы «CrossFit» Неделя Комплексы «CrossFit»

1 AFAP 9 AMRAP 17 AFAP

2 EMOM 10 EMOM 18 CHIPER

3 AMRAP 11 CHIPER 19 AMRAP

4 CHIPER 12 AFAP 20 EMOM

5 AMREPS 13 DBR 21 DBR

6 EMOM 14 AMRAP 22 CHIPER

7 AFAP 15 EMOM 23 AMREPS

8 TABATA 16 AMREPS

По окончании формирующего эксперимента участница обеих групп вновь было организовано контрольное тестирование скоростно-силовых способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты контрольного тестирования до эксперимента показали, что у занимающихся прыгунов в длину обеих групп наблюдается практически равный уровень развития скоростно-силовых способностей (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты исследования уровня скоростно-силовых способностей у легкоатлеток до эксперимента_

Контрольные тесты КГ (хср±а) ЭГ (хср±а) Р

Прыжки в длину с места (см) 203,50±1,3 206,25±4,6 >0,05

Проба Абалакова (см) 40,00±0,8 40,25±2,2 >0,05

Метание мяча (1 кг, см) 541,00±8,3 541,50±9,6 >0,05

Подъём на скамейку (сек) 29,00±0,8 29,25±3,3 >0,05

Прыжки в длину с разбега (см) 431,75±4,3 431,25±4 >0,05

По результатам внедрения методики развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе выявлена следующая динамика показателей, характеризующих уровень развития скоростно-силовых способностей.

Согласно данным (таблица 3), внедрение методики с использованием средств и методов «CrossFit» оказало положительный эффект на рассматриваемые показатели у девушек экспериментальной группы. Так, у спортсменок экспериментальной группы произошёл прирост по всем показателям: на 15,75 см занимающиеся увеличили свои результаты при прыжках в длину с места; на 4,75 см улучшились параметры при тестировании пробы Абалакова; на 19,75 см возросли показатели при метании мяча 1 кг; количество подъёмов на скамейку за 30 сек. после эксперимента увеличилось на 7 повторений; на 16 см занимающиеся стали дальше прыгать в прыжках в длину с разбега.

Результаты сравнительного анализа данных обеих групп после эксперимента свидетельствуют о том, что у испытуемых экспериментальной группы: на 2,51% увеличилась сила прыжка в длину с места; на 6,37% более развиты качества, необходимые при выполнении пробы Абалакова; на 3,03% выросли результаты при метании мяча 1 кг; на 12,8% количество повторений в подъёме на скамейку за 30 сек; на 1,93% увеличилась дальность полёта в прыжках в длину с разбега.

После эксперимента наиболее высокий рост скоростно-силовых способностей по всем тестам произошел у легкоатлетов экспериментальной группы. Также результаты после эксперимента между контрольной и экспериментальной группами достоверны, кроме теста «прыжок в длину с разбега». Из этого следует, что разработанная нами методика эффективна и не имеет случайного характера.

Таблица 3 - Результаты исследования уровня скоростно-силовых способностей у легкоатлеток после эксперимента_

Контрольные тесты КГ (хср±а) ЭГ (хср±а) Р

Прыжки в длину с места (см) 207,75±1,7 222,00±3,6 <0,01

Проба Абалакова (см) 41,75±0,9 45,00±1,8 <0,05

Метание мяча (1 кг, см) 547,25±6,9 561,25±7,5 <0,05

Подъём на скамейку (сек) 31,25±1,7 36,25±2,2 <0,05

Прыжки в длину с разбега (см) 439,50±5,3 447,25±6,9 >0,05

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента показали, что внедрение методики развития скоростно-силовых способностей средствами «Crossfit» повышает показатели физической подготовленности у легкоатлеток, специализирующихся на прыжках в длину. У спортсменок экспериментальной группы наиболее выражена динамика в показателях, отражающих изменения в развитии скоростно-силовых способностей, а также повышения их показателей в контрольных упражнениях: прыжках в длину с места, при пробе Абалакова, метании мяча 1 кг, подъёме на скамейку за 30 сек, чем у легкоатлеток контрольной группы.

Сравнивая данные до и после эксперимента, можно наблюдать, что у испытуемых экспериментальной группы произошёл заметный прирост показателей во многих контрольных упражнениях.

Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные указывают на эффективность внедрения методики, включающей комплексное соотношение тренировочных часов скоростно-силовой подготовки традиционными средствами и средствами «CrossFit» в тренировочном процессе легкоатлеток, специализирующихся на прыжках в длину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменков П.В. Кроссфит как средство совершенствования процесса физической подготовки юных спортсменов-тхэквондистов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31600 (дата обращения: 15.11.2022).

2. Дубинецкий В.В. Кроссфит как средство скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных самбистов / В.В. Дубинецкий, В.А. Крестьянинов, С.Г. Амелин // Известия Тульского гос. ун-та. Серия «Физическая культура. Спорт». - 2020. - № 6. - С. 92-98.

3. Оптимизация силовых и скоростно-силовых способностей футболистов на этапе спортивного совершенствования с использованием средств кроссфит-тренировки / Д.С. Зуйков, В.М. Поздняк, Д.С. Борисов, Д.Г. Амазян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 5 (195). - С. 145-152.

4. Колтовской С.А. Развитие силовой выносливости тяжелоатлетов с использованием комплексов упражнений спортивной системы кроссфит / С.А. Колтовской // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - № 2 (16). - С. 27-33.

5. Макалютина Ю.В. Кроссфит как средство совершенствования прыгучести у студентов, занимающими волейболом / Ю.В. Макалютина, В.Д. Макалютин // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 1-3 (69). - С. 80-85.

6. Халиков Г.З. Функциональное состояние бегунов на средние дистанции с учетом коррекции тренировочных воздействий / Г.З. Халиков, И.Г. Герасимова, И.Ш. Мутаева, Р.Е. Петров // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 35-37.

REFERENCES

1. Abramenkov, P. V (2022), "Crossfit as a means of improving the process physical training of young athletes-taekwondo at the training stage (stage of sports specialization)", Modern problems of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31600 (accessed: 15.11.2022).

2. Dubinetsky, V.V., Krestyaninov,, V.A. and Amelin, S.G. (2020), "Crossfit as a means of speed and strength training of highly qualified sambo athletes", News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 6, pp. 92-98.

3. Zuikov, D.S., Pozdnyak, V.M., Borisov, D.S. and Amazyan, D.G. (2021), "Optimization of strength and speed-power abilities of football players at the stage of sports performance with the use of CrossFit training equipment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 145-152.

4. Koltovskoy, S.A. (2021), "Power endurance development among weightlifters using the complexes of exercises of crossfit sports system", The Russian Journal of Physical Education and Sport, No. 2 (16), pp. 27-33.

5. Makalutina, J.V. and Makalutin, V.D. (2021), "Crossfit as a means of improving the jumping ability of students engaged in volleyball", Current scientific research in the modern world, No. 1, pp. 8085.

6. Khalikov, G.Z., Gerasimova, I.G., Mutaeva, I.Sh. and Petrov R.E. (2020), "Functional state of middle-distance runners in terms of training correction", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 35-37.

Контактная информация: krvolkova@kpfu.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2022

УДК 796.012.68

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА

Евгений Алексеевич Данилин, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Работа посвящена изучению вопроса применения оздоровительной физической культуры как средства оздоровления студентов с заболеваниями позвоночника в рамках учебного процесса по физическому воспитанию. Цель исследования - изучить возможности повышения качества занятий физической культурой в вузе со студентами, имеющими заболевания позвоночника. Методика и организация исследования. Для достижения цели статьи и решения задач ее формирующих использованы теоретические методы педагогического исследования: системный анализ и синтез, метод аналогий, обобщения и абстрагирования, анализ и обобщение литературных источников. Результаты исследования и их обсуждение. Обобщены современные подходы к использованию методик оздоровительной физических упражнений для коррекции состояния здоровья студентов, имеющих заболевания позвоночника. Установлено, что помимо щадящего двигательного режима с использованием традиционных видов физической активности, в работе по физическому воспитанию с такими студентами успешным будет использование современных оздоровительных направлений: дыхательной гимнастики; стретчинга; балансировочных дисков. Их использования снижает нагрузку на позвоночник и способствует его вытяжению. Выводы. Выяснено, что основным средством оздоровительной гимнастики со студентами при заболеваниях позвоночника являются специальные физические упражнения профилактической и коррекционной направленности, индивидуальный подбор которых позволяет восстановить мышечный баланс туловища и плечевого пояса, что способствует коррекции функциональных нарушений позвоночника.

Ключевые слова: деформация позвоночника, оздоровительная гимнастика, студенты, физическое воспитание, фитнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.