Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ / ВОЗРАСТ 13-14 ЛЕТ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарина Елена Петровна, Москальонова Анатольевна Наталья, Варнина Анжелика Сергеевна, Лагутенко Людмила Васильевна

Современная подготовка прыгунов в длину с разбега требует постоянного и целенаправленного повышения скоростно-силовой подготовленности спортсменов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием плиометрических упражнений для повышения уровня скоростно-силовой подготовленности девушек-легкоатлеток 13-14 лет, специализирующихся в прыжках в длину. Авторами на основании проведенного исследования была доказана эффективность применения плиометрического тренинга для улучшения скоростно-силовой подготовленности спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарина Елена Петровна, Москальонова Анатольевна Наталья, Варнина Анжелика Сергеевна, Лагутенко Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PLYOMETRIC TRAINING TO IMPROVE THE SPEED AND STRENGTH FITNESS OF ATHLETES

Modern training of long jumpers from the running start requires the constant and purposeful increase in the speed and strength training of athletes. The article deals with issues related to the use of plyometric exercises to increase the level of speed and strength fitness of female athletes aged 13-14 years, specializing in long jumps. Based on the conducted research, the authors proved the effectiveness of biometric training to improve the speed and strength fitness of female athletes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК»

2. «Занятия-анализы», проводимые непосредственно после соревнований. Основная цель таких занятий — подвести итог, осмыслить и проанализировать слабые и сильные стороны выступления, как отдельных участников, так и команд в целом.

3. Занятия-состязания - это важнейший элемент рассматриваемой нами методики. Именно они позволяют студентам реализовать полученные ранее и приобретенные в ВУЗе умения и навыки в конкретном виде спорта.

Такие занятия предъявляют ко всем функциям и системам организма обучающихся оптимальные требования, что наиболее полно содействует гармоничному физическому развитию студентов.

В результате исследований, после первых шести академических занятий физической культурой со студентами - первокурсниками был сделан первый контрольный срез учета их посещаемости (таблица 1).

Таблица 1 - Посещаемость занятий физической культурой до начала проведения соревнований

Наименование института Количество учебных групп и студентов % посещаемости

Девушки Юноши

Строительный институт 24; 505 чел. 68 56

Институт сервиса и отраслевого управления 16; 352 чел. 64 60

Институт архитектуры и дизайна 4; 63 чел. 56 68

По окончании первенств студенческих лиг по волейболу и баскетболу, нами был проведен второй контролинг посещаемости (таблица 2).

Таблица 2 - Посещаемость занятий физической культурой после окончания соревнований

Наименование института Количество учебных групп и студентов % посещаемости

Девушки Юноши

Строительный институт 24; 505 чел. 74 80

Институт сервиса и отраслевого управления 16; 352 чел. 71 75

Институт архитектуры и дизайна 4; 63 чел. 57 72

Сравнительный анализ приведенных выше результатов достаточно убедительно показывает, что соревновательный метод является существенным мотивом для молодых людей к посещению занятий физической культурой. Так, посещаемость среди девушек увеличилась в среднем по всем институтам на 4,8%, у юношей, для которых спортивные игры представляют собой более значимый интерес, этот показатель повысился на 10,3%. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Одной из перспективных форм применения соревновательного метода можно считать организацию студенческих лиг по игровым видам спорта.

2. Проведение занятий со студентами в формате первенств лиг внутри групп, между группами, курсами и т.п., позитивно воздействует на мотивацию молодых людей к посещению занятий по физической культуре, т.е. является методом диверсификации.

Контактная информация: mashcashcag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.431.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК

Елена Петровна Шарина, кандидат педагогических наук, доцент, Анатольевна Наталья Москальонова, кандидат педагогических наук, доцент, Анжелика Сергеевна Вар-

нина, старший преподаватель, Людмила Васильевна Лагутенко, старший преподаватель, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского,

г. Владивосток

Аннотация

Современная подготовка прыгунов в длину с разбега требует постоянного и целенаправленного повышения скоростно-силовой подготовленности спортсменов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием плиометрических упражнений для повышения уровня ско-ростно-силовой подготовленности девушек-легкоатлеток 13-14 лет, специализирующихся в прыжках в длину. Авторами на основании проведенного исследования была доказана эффективность применения плиометрического тренинга для улучшения скоростно-силовой подготовленности спортсменок.

Ключевые слова: легкая атлетика, прыжки в длину, возраст 13-14 лет, скоростно-силовая подготовленность, плиометрический тренинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p417-421

USE OF PLYOMETRIC TRAINING TO IMPROVE THE SPEED AND STRENGTH

FITNESS OF ATHLETES

Elena Petrovna Sharina, the candidate of pedagogy sciences, senior lecturer, Natalia Anatol-yevna Moskalyonova, the candidate of pedagogy sciences, senior lecturer, Angelika Sergeevna Varnina, the senior teacher, Ludmila Vasilyevna Lagutenko, the senior teacher, Maritime state university named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok

Abstract

Modern training of long jumpers from the running start requires the constant and purposeful increase in the speed and strength training of athletes. The article deals with issues related to the use of plyometric exercises to increase the level of speed and strength fitness of female athletes aged 13-14 years, specializing in long jumps. Based on the conducted research, the authors proved the effectiveness of bio-metric training to improve the speed and strength fitness of female athletes.

Keywords: athletics, long jump, age 13-14 years, speed and strength training, plyometric training.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе мировой уровень прыжков в длину очень высок, особенно у женщин. Основным фактором достижения высоких спортивных результатов является техническое совершенство спортсмена, которое в значительной степени определяется уровнем развития скоростно-силовых качеств [2].

Дополнительную актуальность данной теме придает обстоятельство, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция отставания российских прыгуний в длину с разбега на мировой арене, что приводит к необходимости поиска новых путей оптимизации управления тренировочным процессом, рациональным выбором средств и методов развития и совершенствования двигательных действий спортсмена.

Для эффективного развития скоростно-силовых способностей юных прыгунов необходимо учитывать сенситивные периоды развития определенных физических способностей человека (возраст 13-14 лет) [4].

Актуальность повышения значимых физических качеств на основе применения различных физкультурно-спортивных средств определила тему нашего исследования данного возрастного контингента.

Цель исследования - экспериментальная проверка эффективных путей повышения скоростно-силовой подготовленности легкоатлеток 13-14 лет, специализирующихся в прыжках в длину с разбега, на основе использования в тренировочных занятиях плиомет-рических упражнений.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с современными литературными данными потенциальные возможности прыгунов в длину определяет подготовленность к проявлению взрывных усилий максимальной мощности в короткий промежуток времени [1]. Другие исследования говорят о том, что развитие скоростно-силовых способностей у юных спортсменов целесообразно осуществлять, главным образом, путем применения скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила стремится к максимуму преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц [3].

Новое - хорошо забытое старое. Спортсмены Советского Союза в середине 60-х годов широко использовали систему упражнений, называемую плиометрика, что незаслуженно частично забыто в настоящее время. Энергия, вырабатываемая с помощью плиометрики, обычно характеризуется как «взрывная», поскольку она сосредотачивает большое количество силы в очень короткий период времени. В теоретической основе плиометрических упражнений лежит тот факт, что мышцы и сухожилия упруги, и поэтому после натяжения могут давать отдачу [5].

Первичная задача плиометрики - превратить энергию отдачи при мышечном сокращении в равную и противоположно направленную силу. Такому процессу обязана сопутствовать тренировка, заключающаяся в быстром растягивании мышц, производящих мощное движение в короткий период времени. Для достижения лучших результатов плиометрика обязательно должна дополняться занятиями бегом и упражнениями с небольшими отягощениями.

Педагогический эксперимент проводился в подготовительном периоде (октябрь-декабрь) 2020 года. Именно на этом этапе подготовки закладывается база для спортивных достижений. В эксперименте участвовали 2 группы девушек 13-14 лет секции легкой атлетики (по 8 человек в каждой).

Контрольная группа (КГ) тренировалась по традиционной программе. Для экспериментальной группы (ЭГ) тренировочная программа была дополнена плиометрически-ми упражнениями. На первых тренировочных занятиях были использованы упражнения невысокой сложности: прыжки на двух ногах/на одной ноге назад, вперед, влево и вправо, вертикально вверх; прыжки с разведением рук и ног; прыжки по углам квадрата; прыжки с поворотом на 180 градусов; выпады со сменой ног в прыжке; выпрыгивания из приседа; прыжки в планке, прыжки через конусы. Методические указания: мягкое и тихое приземление на стопу. По мере повышения физической подготовленности осваивались более сложные элементы: упражнения со степ-платформой: прыжки в глубину, прыжки в полуприсяде назад; прыжок «лягушка»; бурпи (усложненный вариант - с мячом). Методические указания: приземляться на всю стопу, напружинив колени и бедра. Плиометрические упражнения для верхней части выполнялись с медицинболом весом до 5 кг: бросок от груди; бросок из-за головы; бросок «совочком»; диагональный бросок; качание корпуса с мячом; диагональное скручивание корпуса. Методические указания: при бросках необходимо подключать работу ног.

Занятия проводились по методу круговой тренировки 3 раза в неделю. Работа осуществлялась в быстром темпе, начиная с трех кругов, и постепенно увеличивалось их количество. Круг включал от 4 до 10 упражнений. Отдых между кругами занимал 2-3 минуты. В рамках одной тренировки допускались сочетание плиометрических и силовых упражнений: сначала выполняется комплекс упражнений с отягощениями (стандартная силовая тренировка), а в конце - несколько плиометрических элементов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности был определен комплекс тестов: прыжок в длину с места, прыжок вверх по Абалакову, тройной прыжок с места и бег 30 м сходу.

Предварительное тестирование показало, что в начале педагогического эксперимента среднеарифметические результаты тестирования скоростно-силовых качеств практически одинаковы. Повторный анализ результатов тестирования показал, что за период эксперимента в экспериментальной группе результаты по всем тестам достоверно улучшились. Для оценки достоверности результатов исследования применялись методы математической статистики с использованием критерия Стьюдента. Полученные результаты приведены в таблице.

Таблица - Сравнительный анализ межгрупповых различий по показателям скоростно-силовой подготовки в ходе педагогического эксперимента_

Контрольная группа Экспериментальная группа

В начале В конце Разница Р В начале В конце Разница Р

М±т М±т Ед. | % М±т М±т Ед. %

Прыжок в длину с места (см)

211,33±0,16 217,35±0,21 6,02 1 2,8 <0,05 211,85±0,24 223,83±0,14 11,98 5,7 <0,001

Тройной прыжок с места (см)

637,12±1,2 640,25±1,04 3,13 1 0,5 <0,05 639,00±1,1 651,75±1,01 12,75 2,0 <0,001

Прыжок вверх по Абалакову (см)

38,25±0,8 39,5±0,7 1,25 1 3,3 >0,05 38,5±0,8 41,0±0,7 2,5 6,5 <0,001

Бег 30 м сходу (с)

4,4±0,09 4,3±0,08 0,1 1 2,3 >0,05 4,4±0,07 4,0±0,05 0,4 9,1 <0,05

Достоверные улучшения среднегрупповых показателей скоростно-силовых показателей у легкоатлеток 13-14 лет в обеих исследуемых группах произошли по показателям прыжка в длину с места (в ЭГ - р<0,001, в КГ - р<0,05), но в экспериментальной группе среднегрупповой результат к концу исследования увеличился на 11,98 см (5,7%), тогда как в контрольной - на 6,02 см (2,8%).

По результатам тройного прыжка с места, можно констатировать, что достоверные улучшения (в ЭГ - р<0,001, в КГ - р<0,05) произошли в обеих группах. Но в экспериментальной группе эти показатели увеличились на 12,75 см (2.0%), в то время как у контрольной - на 3,13 см (0,5%).

Оценивая среднегрупповые скоростно-силовые показатели по результатам прыжка вверх по Абалакову, мы видим, что их достоверное улучшение произошло только у прыгуний ЭГ на 2,5 см (6,5%), тогда как в КГ эти показатели хоть и увеличились на 1,25 см (3,3%), но это улучшение недостоверно (р<0,05).

В беге на 30 м с ходу (скоростные качества) достоверное улучшение (р<0,05) среднегрупповых результатов произошло только у спортсменок ЭГ на 0,4 с (9,1%), а в КГ достоверных улучшений не произошло.

ВЫВОДЫ

1. Положительные результаты, полученные в экспериментальном исследовании, свидетельствуют об эффективности использования плиометрического тренинга для повышения уровня скоростно-силовых способностей юных прыгуний в длину с разбега.

2. Применение плиометрических упражнений позволило разнообразить тренировочный процесс, избежать монотонности занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьячков В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта : автореф. дис... д-ра пед. наук / Дьячков Владимир Михайлович. - Москва, 2013. - 50 с.

2. Маяк Е.И. Исследование концепций физической подготовки прыгунов в длину 17-19 лет / Е.И. Маяк, Д.М. Матюхов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 187-191.

3. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка / В.Б. Попов. - Москва : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 160 с.

4. Смурыгина Л.В. Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации / Л.В. Смурыгина, Ш. Х. Кожбахтеев // Молодой ученый. - 2017. - № 7 (141). - С. 204-205.

5. Хансен Кеннели: Анатомия плиометрии / Кеннели Хансен. - Минск : Поппури, 2018. -

280 с.

REFERENCES

1. Dyachkov, V.M. (2013), Experimental substantiation and development of a training system in speed-power sports, dissertation, Moscow.

2. Mayak, E.I. and Matyukhov D.M. (2021), "Research of concepts of physical training of long jumpers 17-19 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 187-191.

3. Popov, V.B. (2001), Long jump: long-term preparation, Olympia Press, Terra-Sport, Moscow.

4. Smurygina, L.V. and Kozhbakhteev Sh.Kh. (2017), "Analysis of means of general and special physical training of long jumpers at the stage of initial specialization", Young scientist, Vol. 141, No. 7, рp. 204-205.

5. Hansen Kennely (2018), Anatomy of plyometry, Poppuri, Minsk.

Контактная информация: skater.59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2021

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЛУЖЕБНЫМ БИАТЛОНОМ

Антон Олегович Широков, преподаватель, Игорь Иванович Лопатин, старший преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина; Владимир Васильевич Агошков, старший преподаватель, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Служебный биатлон популярен среди сотрудников органов внутренних дел России. Этот вид спорта относится к служебно-прикладным видам. Им занимаются сотрудники различных подразделений и возрастов. Также проводятся регулярные соревнования различного уровня. Занятия служебным биатлоном способствуют развитию общей выносливости, скоростно-силовой выносливости, координации, точности во время стрельбы. Помимо физических способностей формируются морально-волевые качества. Неотъемлемой частью системы подготовки в любом виде спорта является анализ уровня подготовленности. Большая роль во время подготовки в служебном биатлоне отводится функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Можно отметить, что оценка функционального состояния данных систем является интегральным показателем подготовленности занимающихся. Регулярный анализ динамики показателей избранных систем дает возможность оценить адаптационный потенциал и адекватность предлагаемых физических нагрузок. Проанализировать функциональное состояние дыхательной системы сотрудников органов внутренних дел, занимающихся служебным биатлоном, было предложено в рамках цели исследования. Достижение цели осуществлялось с помощью спирографа СМП 21/01 - «Р-Д». В исследовании приняли участие члены сборной команды по служебному биатлону Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Испытуемые были разделены на две группы по возрасту. В первой группе было обследовано 10 сотрудников в возрасте 20-25 лет, во второй группе 8 сотрудников 35-40 лет. Все обследуемые мужского пола и стаж занятий служебным биатлоном не менее 5 лет. Анализ функционального состояния дыхательной системы проводился в подготовительном периоде. Результаты исследования позволяют утверждать, что регулярные занятия служебным биатлоном положительно сказываются на функциональное состояние дыхательной системы, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.