Научная статья на тему 'ЭФФЕКТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМИОСТИМУЛЯЦИИ И "УДАРНОГО" МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ'

ЭФФЕКТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМИОСТИМУЛЯЦИИ И "УДАРНОГО" МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМИОСТИМУЛЯЦИЯ / "УДАРНЫЙ" МЕТОД / СПРЫГИВАНИЯ / ТРЕНИРОВКА / ПЛИОМЕТРИЯ / СИНЕРГИЯ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мироненко И.Н., Махмуд Л.Х.

Цель исследования - изучение эффекта синергетического применения в тренировке электромиостимуляции (ЭМС) с «ударным» методом тренировки (УМТ) по Ю.В. Верхошанскому у девушек прыгуний в длину на этапе начальной специализации (15-17 лет). Методика и организация исследования. Был проведен перекрестный вариант проверки эффективности этих методов тренировки в педагогическом эксперименте. Контингент исследуемых: две равноценные (р≤0,01) по уровню подготовленности группы девушек 15-17 лет по 10 человек в каждой. Результаты исследования и выводы. По итогам двух этапов на двух группах испытуемых был получен прирост обобщенного показателя эффективности у группы ЭМС тренировки на 9,1%, а у группы ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки - на 11,8%. Общий прирост показателей скоростно-силовой подготовленности испытуемых двух групп составил 12,1±2,0%. Двухэтапный педагогический эксперимент показал преимущество синергетического воздействия факторов - увеличения силы мышц в результате ЭМС и совершенствования механизма накопления энергии упругой деформации мышц, полученного при использовании «ударного» метода тренировки с плиометрическими упражнениями, что превосходит простую сумму действий каждого из факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мироненко И.Н., Махмуд Л.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC EFFECT OF ELECTRICAL MYOSTIMULATION AND SHOCK TRAINING METHOD ON 15-17 YEAR-OLD GIRLS

Objective of the study was to determine the synergistic effect of electrical myostimulation and shock training method by Yu.V. Verkhoshansky on female long jumpers at the stage of initial specialization (15-17 years). Methods and structure of the study. The study included a cross-check of the effects of these training methods applied in the educational experiment. The surveyed contingent consisted of the two groups of 15-17 year-old girls (p≤0.01), homogeneous in terms of the fitness level, 10 subjects each. Results and conclusions. The data obtained in the two-stage educational experiment indicated an increase in the overall index of effectiveness in both groups: by 9.1% - in the group trained using EMS and by 11.8% - in the group trained using both EMS and shock plyometric method. The overall increase in the speed-strength fitness rates in both groups was 12.1±2.0%. The two-stage educational experiment showed the predominance of the synergistic effect of the two factors - increase in muscle strength under the influence of EMS and improvement of the mechanism of accumulation of energy of elastic strain in the muscles under the influence of the shock plyometric method, which exceeds the cumulative effect of each factor by itself.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОМИОСТИМУЛЯЦИИ И "УДАРНОГО" МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ»

эффект синергетического применения электромиостимуляции и «ударного» метода в тренировке девушек 15-17 лет

УДК/UDC 796.431

Поступила в редакцию 19.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Мироненко1

Аспирант Л.Х. Махмуд1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

SYNERGiSTiO EFFECT OF ELECTRiCAL MYOSTIMULATION AND SHOCK TRAiNiNG METHoD oN 15-17 YEAR-oLD GiRLs

Associate Professor, PhD I.N. Mironenko1

Postgraduate student L.H. Mahmood1

1Russian State University of Physical Education, sports, youth and tourism (SCOLIPE), Moscow

Информация для связи с автором: imir0551@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - изучение эффекта синергетического применения в тренировке электромиостимуляции (ЭМС) с «ударным» методом тренировки (УМТ) по Ю.В. Верхошанскому у девушек прыгуний в длину на этапе начальной специализации (15-17 лет).

Методика и организация исследования. Был проведен перекрестный вариант проверки эффективности этих методов тренировки в педагогическом эксперименте. Контингент исследуемых: две равноценные (р<0,01) по уровню подготовленности группы девушек 15-17 лет по 10 человек в каждой. Результаты исследования и выводы. По итогам двух этапов на двух группах испытуемых был получен прирост обобщенного показателя эффективности у группы ЭМС тренировки на 9,1%, а у группы ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки - на 11,8%. Общий прирост показателей скоростно-сило-вой подготовленности испытуемых двух групп составил 12,1±2,0%. Двух-этапный педагогический эксперимент показал преимущество синергетического воздействия факторов - увеличения силы мышц в результате ЭМС и совершенствования механизма накопления энергии упругой деформации мышц, полученного при использовании «ударного» метода тренировки с плиометрическими упражнениями, что превосходит простую сумму действий каждого из факторов.

Ключевые слова: электромиостимуляция, «ударный» метод, спрыгивания, тренировка, плиометрия, синергия, скоростно-силовая подготовленность.

Abstract

Objective of the study was to determine the synergistic effect of electrical myostimulation and shock training method by Yu.V. Verkhoshansky on female long jumpers at the stage of initial specialization (15-17 years). Methods and structure of the study. The study included a cross-check of the effects of these training methods applied in the educational experiment. The surveyed contingent consisted of the two groups of 15-17 year-old girls (p<0.01), homogeneous in terms of the fitness level, 10 subjects each. Results and conclusions. The data obtained in the two-stage educational experiment indicated an increase in the overall index of effectiveness in both groups: by 9.1% - in the group trained using EMS and by 11.8% - in the group trained using both EMS and shock plyometric method. The overall increase in the speed-strength fitness rates in both groups was 12.1±2.0%. The two-stage educational experiment showed the predominance of the synergistic effect of the two factors - increase in muscle strength under the influence of EMS and improvement of the mechanism of accumulation of energy of elastic strain in the muscles under the influence of the shock plyometric method, which exceeds the cumulative effect of each factor by itself.

Keywords: electrical myostimulation (EMS), shock method, hopping off, training, plyometry, synergy, speed-strength preparedness.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Методика тренировки на этапе начальной специализации у девушек в прыжке в длину продолжает совершенствоваться [4, 7, 8, 10]. Период завершения полового созревания девушек 15-17 лет совпадает с этапом начальной специализации в прыжках в длину. В этом возрасте завершается естественное развитие физических качеств у девушек [12] и, как следствие, дальнейшее их совершенствование возможно только тренировкой их силового и скоростного потенциала.

При отталкивании в прыжке в длину двумя основными биомеханизмами [6, 11] являются собственно сократительная способность мышц-разгибателей толчковой ноги и их эластическая составляющая - параллельный и последовательный упругие компоненты, обеспечивающие накопление энергии упругой деформации при работе мышц в плиомет-рическом режиме [3].

Вместе с тем, костно-связочная система позвоночника и опорно-двигательного аппарата девушек еще не готова к нагрузкам силового характера в упражнениях со штангой. Поэтому они были заменены методом электромиостимуляции [1, 5, 9] для совершенствования силы мышц, тем самым избегалась перегрузка позвоночного столба спортсменок. Для совершенствования упругого компонента применялся «ударный» метод по Ю. В. Верхошанскому [2, 13, 14] -плиометрические упражнения - спрыгивания с возвышения 40 см.

Цель исследования - выявить эффект синергетического применения в тренировке электромиостимуляции с «ударным» методом у девушек прыгуний в длину (15-17 лет) на этапе начальной специализации.

Методика и организация исследования. Контингент исследуемых - две равноценные (р<0,01) по уровню подго-

78

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

товленности группы девушек 15-17 лет по 10 человек в каждой, занимающихся легкой атлетикой на этапе начальной спортивной специализации (п=20). С группами проводился перекрестный педагогический эксперимент на основе методических рекомендаций [4].

В основной части тренировок каждой из групп применялось два вида нагрузок: 1. Метод ЭМС тренировки четырехглавой мышцы бедра, которая осуществлялась электромиостимулятором EV-906 по методике, предложенной Я. М. Коцем и др. [1, 5, 9] и имеющей большую практику применения в спорте; 2. ЭМС плюс «ударный» метод - выполнялись пять серий по 10 прыжков-спрыгиваний с 40 см на две ноги с последующей вертикальной отпрыжкой, всего 50 отталкиваний, с трехминутным отдыхом между сериями. Синергетичность обеспечивалась применением «ударного» метода сразу на фоне последействия после применения ЭМС.

Для отслеживания динамики показателей специальной силовой подготовленности применялась инструментальная методика - «динамометрический стенд» (прошедший метрологическую проверку), измеряющий взрывную силу мышц-разгибателей ног из угла 90° в коленных суставах с выводом показателей на компьютер, и батарея педагогических тестов (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение. В течение 47-дневного педагогического эксперимента в каждой из групп было проведено 20 экспериментальных тренировочных занятий, восемь легких поддерживающих тренировок и семь тестирований по два дня каждое (всего 14 дней): 1-е тестирование выявило исходное состояние; 2-е и 5-е тести-

Таблица 1. Начальные и конечные результаты тестирований

рования производились в два дня сразу после последнего дня экспериментальной тренировки и определяли срочный кумулятивный тренировочный эффект; 3-е и 6-е тестирования определяли среднесрочный отставленный кумулятивный тренировочный эффект (6-7-й дни после экспериментальной тренировки); 4-е тестирование - продолжительный отставленный эффект для первого этапа эксперимента (10-11-й дни после первой экспериментальной тренировки) и исходное состояние для второго этапа эксперимента; 7-е тестирование - продолжительный отставленный эффект для второго этапа эксперимента (11-12-й дни после второй экспериментальной тренировки); и общий эффект 47-дневного педагогического эксперимента. Общий эффект и основные, статистически значимые сдвиги были получены в следующих тестах: бег на 60 м, двойной прыжок-спрыгивание с 40 см и относительная максимальная взрывная сила разгибателей ног (табл. 1).

Для получения обобщенных срочного (СКТЭ) и отставленного (ОКТЭ) кумулятивных эффектов все показатели тестов были приведены в относительные единицы ( %) от исходного уровня (100 %%) и полученные в процентах данные по каждому из тестирований усреднялись, что дало возможность проследить обобщенную динамику кумулятивного тренировочного эффекта (см. рисунок).

В табл. 2 представлены итоговые данные педагогического эксперимента.

На первом этапе испытуемые 1-й группы (ЭМС тренировки) значительно (на 2,0 %) отстали от 2-й группы (ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки) по показателям СКТЭ. При этом ОКТЭ был слабо выраженным (0,5-0,7 %%).

1-я экспериментальная группа (п=10)

Батарея тестов Исходное тестирование X ± а* Итоговое тестирование X ± а Д* р

1 Прыжок в длину с разбега, м 3,96 ± 0,37 4,14 ± 0,41 0,18 >0,05

2 Бег на 60 м, с 8,66 ± 0,41 8,39 ± 0,13 -0,27 <0,01

3 Прыжок в длину с места, м 2,44 ± 0,18 2,57 ± 0,18 0,13 >0,05

4 Тройной прыжок с места, м 6,26 ± 0,43 6,37 ± 0,52 0,11 >0,05

Двойной прыжок-спрыгивание с 40 см на две ноги, м 3,60 ± 0,08 4,09 ± 0,27 0,48 <0,01

5 - длина первого прыжка, м 1,74 ± 0,04 1,94 ± 0,05 0,20 <0,05

- длина второго прыжка, м 1,86 ± 0,04 2,07 ± 0,04 0,21 <0,05

Двойной прыжок-спрыгивание с 40 см на толчковой ноге, м 4,08 ± 0,12 4,53 ± 0,11 0,45 <0,01

6 - длина первого прыжка, м 1,97 ± 0,07 2,19 ± 0,07 0,22 <0,05

- длина второго прыжка, м 2,11 ± 0,06 2,34 ± 0,05 0,23 <0,05

7 Относительная максимальная взрывная сила ног, н/кг 4,94±1,33 6,08±0,11 1,14 <0,05

8 Окружность бедра, см 51,56 ± 2,17 52,3 ± 2,4 0,74 >0,05

2-я экспериментальная группа (п=10)

1 Прыжок в длину с разбега, м 3,93 ±0,41 4,14 ± 0,38 0,21 >0,05

2 Бег на 60 м, с 9,06 ±0,23 8,46 ± 0,16 -0,60 <0,01

3 Прыжок в длину с места, м 2,36 ±0,16 2,54 ± 0,14 0,19 >0,05

4 Тройной прыжок с места, м 6,21 ±0,27 6,37 ± 0,22 0,16 >0,05

Двойной прыжок-спрыгивание с 40 см на две ноги, м 3,49 ±0,11 3,91 ± 0,10 0,41 <0,01

5 - длина первого прыжка, м 1,69 ±0,06 1,89 ± 0,05 0,20 <0,05

- длина второго прыжка, м 1,80 ±0,05 2,01 ± 0,05 0,22 <0,05

Двойной прыжок-спрыгивание с 40 см на толчковой ноге, м 3,95 ±0,13 4,44 ± 0,15 0,49 <0,01

6 - длина первого прыжка, м 1,92 ±0,07 2,15 ± 0,08 0,24 <0,05

- длина второго прыжка, м 2,03 ±0,07 2,28 ± 0,08 0,25 <0,05

7 Относительная максимальная взрывная сила ног, н/кг 5,03±1,04 6,13±0,08 1,10 <0,05

8 Окружность бедра, см 50,3 ±3,4 51,2 ± 3,2 0,92 >0,05

* - X - среднеарифметическое, а - стандартное отклонение, Д - разница между показателями.

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

79

Таблица 2. Итоговые результаты перекрестного педагогического эксперимента по эффективности синергетического использования ЭМСиЭМС+УМТ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с га

О (U .с Н

Экспериментальные группы I II

Исходное тестирование (2 дня)

1-й этап педагогического эксперимента (21 день)

Направленность тренировочной нагрузки ЭМС ЭМС + ПЛИО

Исходный уровень, % 100 100

СКТЭ, % 103,4 105,4

ОКТЭ, % 104,2 105,9

2-й этап педагогического эксперимента (24 дня)

Направленность тренировочной нагрузки ЭМС + ПЛИО ЭМС

Исходный уровень, % 100 100

СКТЭ, % 105,8 103,9

ОКТЭ, % 107,4 105,9

Итоговые результаты за весь период педагогического эксперимента (47 дней)

Исходный уровень, % 100 100

СКТЭ, % 109,2 109,3

ОКТЭ, % 111,9 112,3

114

Ё* 112 и -в-"8" 110 'i 108

1 гр* •• 2 гр

1 2 3 4 5 6 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гр 100 103,4 103,4 Ю4,1 1 Ю,2 110,4 111,9

• 2 гр ТОО 105.4 Ю5,4 105.9 1 Ю,1 111,3 112,3

4. Зеличенок В.Б. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко и др. - М.: 2016. - 543 с. - режим доступа: http://rusathletics.info/ coaches-2 (Дата обращения 15.01.2020).

5. Коц Я.М. Электростимуляция. Тренировка и восстановление мышечного аппарата, лечение травм у спортсменов: метод. разра-бот. по применению аппарата «Стимул-1» / Я.М. Коц. - М.: гЦо-ЛИФК, 1980. - 29 с.

6. Медведев В.Г. Биомеханизмы отталкивания от опоры в прыжковых упражнениях / В.Г. Медведев / Теория и практика физ. культуры, 2013. - № 5. - С. 82.

7. Мироненко И.Н. Прыжок в длину. / И.Н. Мироненко, Н.Г. Озолин, Лалиашвили. // «Легкая атлетика»: учеб. для ин-тов физ. культуры: доп. Гос. ком. СССР по ФКиС / под общ. ред.: Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Стер. изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Альянс, 2017. - С. 456-485.

8. Мироненко И.Н. Сальтология: Основы прыжковых локомоций. / И.Н. Мироненко. - Воронеж: Научная книга, 2019. - 222 с.

9. Николаев А.А. Электростимуляция в спорте: учеб. пособ. для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев. - Смоленск: СГИФК, 1999. - 74 с.

10. Оганджанов А.Л. Научно-методические аспекты подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: монография / А.Л. Оганджанов, И.Н. Мироненко, А.П. Назаров и др. - М.: ВФЛА, 2018. - 196 с.

11. Шалманов Ал.А. Взаимодействие с опорой в прыжках как предмет обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ал.А. Шалманов. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 22 с.

12. Янкаускас Й.М. Моторика растущего женского организма / Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов. - Вильнюс: Мокслас, 1984. - 152 с.

References

1.

2.

Тестирования

Обобщенные результаты педагогического эксперимента

После перекрестной смены между группами методов экспериментальной тренировки (1-я группа - ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки, а 2-я - ЭМС) были получены данные об эффективности тренировки с преимуществом 1-й группы на 1,9 %, которая ликвидировала отставание после первого этапа эксперимента. ОКТЭ на втором этапе был более выражен (1,6-2,0 %) по сравнению с первым.

В целом, по итогам двух этапов на двух группах испытуемых был получен прирост обобщенного показателя эффективности у ЭМС тренировки на 9,1 %, а ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки - на 11,8 %.

Вывод. Двухэтапный педагогический эксперимент показал преимущество синергетического воздействия факторов - увеличения силы мышц в результате ЭМС и совершенствования механизма накопления энергии упругой деформации мышц, полученного при использовании «ударного» метода тренировки с плиометрическими упражнениями, что превосходит простую сумму действий каждого из факторов.

Литература

1. Белов Е.С. Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / Е.С. Белов // Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1974. - 25 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - [4-е изд.]. - М.: Советский спорт, 2020. - 216 с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

Belov E.S. Elektrostimulyatsionnaya trenirovka myshechnogo apparata gimnastov vysshikh razryadov [Electrical stimulation training of muscular system of elite gymnasts]. PhD diss. abstract. 13.00.04 SCIPC. Moscow: SCOLIPE publ., 1974. 25 p. Verkhoshanskiy Y.V. Osnovy spetsialnoy silovoy podgotovki v sporte [Fundamentals of special strength training in sports]. [4th ed.]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2020. 216 p. Zatsiorskiy V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vospitaniya [Athlete's physical qualities: basics of theory and methods of education]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1966. 200 p.

Zelichenok V.B., Cherkashin V.P., Mironenko I.N. et al. Metodicheskie rekomendatsii po sovershenstvovaniyu mnogoletney podgotovki sportivnogo rezerva v legkoy atletike [Methodical recommendations for improving long-term sports reserve training in athletics]. Moscow: 2016. 543 p. Available at: http://rusathletics.info/coaches-2 (date of access: 15.01.2020).

Kots Y.M. Elektrostimulyatsiya. Trenirovka i vosstanovlenie myshechnogo apparata, lechenie travm u sportsmenov: metod. razrabot. po primeneniyu apparata «Stimul-1» [Electrical stimulation. Training and rehabilitation of muscular system, treatment of injuries in athletes: method. development. on the use of Stimul-1 exercise machine]. Moscow: SCOLIPE publ., 1980. 29 p. Medvedev V.G. Biomekhanizmy ottalkivaniya ot opory v pryzhkovykh uprazhneniyakh [Biomechanisms of take off in jumping exercises]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2013. No. 5. P. 82. Mironenko I.N., Ozolin N.G., Laliashvili Pryzhok v dlinu [Long jump]. «Legkaya atletika» [Athletics]. Textbook for institutes of physical culture: Sup. SC SSSR PES. Ster. 4th ed., rev., sup.. Moscow: Alyans publ., 2017. pp. 456-485.

Mironenko I.N. Saltologiya: Osnovy pryzhkovykh lokomotsiy [Saltology: Fundamentals of Jumping Locomotion]. Voronezh: Nauchnaya kniga publ., 2019. 222 p.

Nikolaev A.A. Elektrostimulyatsiya v sporte [Electrical stimulation in sports]. Study guide for teachers and students of higher educational institutions of physical culture. Smolensk: SSIPC publ., 1999. 74 p.

10. Ogandzhanov A.L., Mironenko I.N., Nazarov A.P. et al. Nauchno-metodicheskie aspekty podgotovki vyisokokvalifitsirovannykh legkoatletov-prygunov [Scientific and methodological aspects of training competitive jumpers]. Moscow: VFLA publ., 2018. 196 p.

11. Shalmanov Al.A. Vzaimodeystvie s oporoy v pryzhkakh kak predmet obucheniya [Interaction with support in jumping as training subject]. PhD diss. abstract. Moscow: SCOLIPE publ., 1989. 22 p.

12. Yankauskas Y.M., Logvinov E.M. Motorika rastushchego zhenskogo organizma [Motor skills of growing woman's body]. Vilnyus: Mokslas publ., 1984. 152 p.

13. García López D., Herrero Alonso J.A., De Paz Fernández J.A. Metodología de entrenamiento pliométrico. Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y el Deporte, 2003. vol. 3 (12). pp. 190-204.

14. Verkhoshansky Y. Todo sobre el método pliométrico. Barcelona: Paidotribo, 1999. 192 p.

4.

5.

6.

7.

9.

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.