Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ВУЗА'

СРЕДСТВА ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДЕВУШКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуняева Е. А., Кокурин А. В., Иванова Е. Н.

Цель исследования - выявить эффективность учебных занятий физической культурой студенток педагогического вуза на основе применения средств фитнеса. Методика и организация исследования. Проведено исследование уровня физической подготовленности студенток 1-2-го курсов (18-19 лет), обучающихся в педагогическом вузе. Девушки, принимавшие участие в исследовательской работе, выполняли контрольные нормативы в сентябре 2018 г. (начало эксперимента) и в мае 2019 г. (конец эксперимента). Занятия в группах проводились в рамках образовательного процесса по физической культуре вуза 2 раза в неделю по 90 мин. Девушки контрольной группы (КГ) занимались физическими упражнениями с уклоном на спортивные игры и легкую атлетику, студенткам экспериментальной группы (ЭГ) в содержание занятий этой же дисциплины дополнительно были включены разнообразные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса. Результаты исследования и выводы. Полученные в ходе исследовательской работы результаты продемонстрировали повышение показателей физической подготовленности у девушек ЭГ по сравнению с КГ. Уровень физической подготовленности у студенток мы определяли по результатам выполнения восьми контрольных нормативов в начале и конце учебного года. В результате анализа данных, полученных в конце учебного года, мы выявили прирост большинства показателей физической подготовленности исследуемых КГ и ЭГ. Однако у девушек ЭГ они оказались выше по сравнению с КГ. Общий показатель прироста уровня физической подготовленности в конце учебного года у студенток ЭГ составил 75,7%, в КГ - 48,4 %. Таким образом, фитнес является не только популярным видом двигательной активности, но и эффективным средством развития физических качеств и улучшения физической подготовленности в целом, что способствует повышению заинтересованности девушек к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также формированию необходимых качеств личности для осуществления трудовой деятельности после окончания учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуняева Е. А., Кокурин А. В., Иванова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS MEANS IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to determine the effectiveness of physical education of female students of pedagogical universities using various fitness means. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-2nd-year (18-19 year-old) female students of the pedagogical university. The testees were to reach the qualifying standards in September 2018 (beginning of the experiment) and in May 2019 (end of the experiment). Their physical fitness level was tested. The group classes were held as part of the physical education process twice a week for 90 minutes. The process of training of the Control Group girls was based on sports games and track and field athletics elements, while those from the Experimental Group were additionally involved in fitness practices. Results and conclusions. The study findings showed that the physical fitness rates increased in the Experimental Group girls as compared to the Control Group ones. Their physical fitness was rated in 8 control tests performed at the beginning and at the end of the academic year. The analysis of the data obtained at the end of the academic year revealed that the majority of the physical fitness indicators increased in both the Control and Experimental Groups. However, they were still higher in the Experimental Group rather than in the Control Group. The overall increment rate at the end of the academic year was 75.7% in the Experimental Group and 48.4% in the Control Group. Therefore, fitness is not just a popular type of motor activity but also an effective means to develop physical qualities and improve physical fitness in general, which increases females’ interest in regular physical education and sports activities, as well as in the development of professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ВУЗА»

средства фитнеса в физическом воспитании студенток вуза

УДК/UDC 796.01:378

Поступила в редакцию 23.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Шуняева1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кокурин1

Аспирант Е.Н. Иванова1

1 Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсевьева, Саранск

FITNESS MEANS IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE UNIVERSITY STUDENTS

PhD, Associate Professor E.A. Shunyaeva1 PhD, Associate Professor A.V. Kokurin1 Postgraduate E.N. Ivanova1

1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk

Информация для связи с автором: [email protected]

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность учебных занятий физической культурой студенток педагогического вуза на основе применения средств фитнеса.

Методика и организация исследования. Проведено исследование уровня физической подготовленности студенток 1-2-го курсов (18-19 лет), обучающихся в педагогическом вузе. Девушки, принимавшие участие в исследовательской работе, выполняли контрольные нормативы в сентябре 2018 г. (начало эксперимента) и в мае 2019 г. (конец эксперимента). Занятия в группах проводились в рамках образовательного процесса по физической культуре вуза 2 раза в неделю по 90 мин. Девушки контрольной группы (КГ) занимались физическими упражнениями с уклоном на спортивные игры и легкую атлетику, студенткам экспериментальной группы (ЭГ) в содержание занятий этой же дисциплины дополнительно были включены разнообразные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса. Результаты исследования и выводы. Полученные в ходе исследовательской работы результаты продемонстрировали повышение показателей физической подготовленности у девушек ЭГ по сравнению с КГ. Уровень физической подготовленности у студенток мы определяли по результатам выполнения восьми контрольных нормативов в начале и конце учебного года. В результате анализа данных, полученных в конце учебного года, мы выявили прирост большинства показателей физической подготовленности исследуемых КГ и ЭГ. Однако у девушек ЭГ они оказались выше по сравнению с КГ. Общий показатель прироста уровня физической подготовленности в конце учебного года у студенток ЭГ составил 75,7%, в КГ - 48,4 %. Таким образом, фитнес является не только популярным видом двигательной активности, но и эффективным средством развития физических качеств и улучшения физической подготовленности в целом, что способствует повышению заинтересованности девушек к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также формированию необходимых качеств личности для осуществления трудовой деятельности после окончания учебного заведения.

Ключевые слова: студенты, девушки, физическая подготовленность, средства фитнеса, физические качества.

Annotation

Objective of the study was to determine the effectiveness of physical education of female students of pedagogical universities using various fitness means. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 1st-2nd-year (18-19 year-old) female students of the pedagogical university. The testees were to reach the qualifying standards in September 2018 (beginning of the experiment) and in May 2019 (end of the experiment). Their physical fitness level was tested.

The group classes were held as part of the physical education process twice a week for 90 minutes. The process of training of the Control Group girls was based on sports games and track and field athletics elements, while those from the Experimental Group were additionally involved in fitness practices. Results and conclusions. The study findings showed that the physical fitness rates increased in the Experimental Group girls as compared to the Control Group ones. Their physical fitness was rated in 8 control tests performed at the beginning and at the end of the academic year.

The analysis of the data obtained at the end of the academic year revealed that the majority of the physical fitness indicators increased in both the Control and Experimental Groups. However, they were still higher in the Experimental Group rather than in the Control Group. The overall increment rate at the end of the academic year was 75.7% in the Experimental Group and 48.4% in the Control Group.

Therefore, fitness is not just a popular type of motor activity but also an effective means to develop physical qualities and improve physical fitness in general, which increases females' interest in regular physical education and sports activities, as well as in the development of professionally important qualities.

Keywords: students, girls, physical fitness, fitness means, physical qualities.

Введение. Проблема сохранения и укрепления физического здоровья молодого поколения в настоящее время - один из актуальных вопросов современного общества. Специалистами отраслей, непосредственно относящихся к решению данной проблемы, постоянно ведется разнообразная деятельность в соответствующем направлении.

Анализ литературных источников в области педагогики и медицины показал, что средства физической культуры и спорта, в частности упражнения из различных направлений фитнеса, приводят в порядок, способствуют повышению устойчивости функциональной системы организма к различным неблагоприятным факторам. Кроме того, эти упражнения показаны и определенным группам людей с ограниченны-

Показатели физической подготовленности студенток 18-19 лет

№ п/п Контрольный норматив (КН) Краткое обозначение КН Исследуемая группа Начало учебного года Конец учебного года Разница М1-М2

М1±т М2±т ед. %

1 Челночный бег 3х10 м, с КН-1 КГ 8,0±0,04 7,8±0,03 -0,2 +2,5

ЭГ 8,1±0,03 7,6±0,03 -0,5 +6,2

2 Бег на 100 м с высокого старта, с КН-2 КГ 17,2±0,1 16,9±0,08 -0,3 +1,7

ЭГ 17,1±0,08 16,5±0,08 -0,6 +3,5

3 Бег на 1000 м, с КН-3 КГ 294,0±5,7 290,0±5,3 -4,0 + 1,3

ЭГ 297,0±7,5 279,0±6,6 -18,0 +6,0

4 Сгибание/разгибание рук в упоре лежа от пола, кол-во раз КН-4 КГ 9,8±0,04 10,6±0,05 +0,8 +8,1

ЭГ 10,1±0,04 11,3±0,05 +1,2 + 11,3

5 Поднимание/опускание туловища из положения лежа на спине за 30 с, кол-во раз КН-5 КГ 19,5±1,2 21,2±1,2 +1,7 +8,7

ЭГ 20,6±1,2 22,9±1,2 +2,3 + 11,1

6 Прыжок в длину с места, см КН-6 КГ 164,3±1,8 177,1±1,2 + 12,8 +7,7

ЭГ 167,2±3,8 183,6±3,3 +16,4 +9,8

7 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см КН-7 КГ 12,8±0,07 13,8±0,07 +1,0 +7,8

ЭГ 12,7±0,07 14,3±0,07 +1,6 + 12,6

8 Прыжки через скакалку за 30 с, кол-во раз КН-8 КГ 54,6±2,7 60,4±2,4 +5,8 + 10,6

ЭГ 53,2±1,9 61,3±2,1 +8,1 + 15,2

ми возможностями здоровья, так как приводят к изменениям жизненно-важных характеристик и показателей организма, причем эти сдвиги ориентированы в положительную сторону. Поэтому сложившаяся ситуация стимулирует специалистов отрасли физической культуры и спорта к необходимости включения наиболее популярных направлений фитнеса в физическое воспитание студенческой молодежи с целью улучшения их физической подготовленности, востребованности занятий физическими упражнениями, формирования более сознательного отношения к своему здоровью [2].

Цель исследования - выявить эффективность учебных занятий физической культурой студенток педагогического вуза на основе применения средств фитнеса.

Методика и организация исследования. Проведено исследование уровня физической подготовленности студенток 1-2-го курсов (18-19 лет) Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевье-ва в 2018/2019 учебном году. В исследовательской работе приняло участие 46 девушек, которые были разделены на КГ и ЭГ. В КГ входило 22 человека, в ЭГ - 24 человека. Испытуемые были отобраны из студенток физико-математического факультета, факультета иностранных языков, психологии и дефектологии. По состоянию здоровья они относились к основной медицинской группе и не имели никаких противопоказаний к физическим нагрузкам в условиях образовательного процесса педагогического вуза.

Занятия в группах проводились 2 раза в неделю по 90 мин [1]. Девушки КГ занимались по образовательной программе дисциплины (модуля) «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с уклоном на спортивные игры и легкую атлетику. Параллельно в содержание занятий этой же дисциплины студенткам ЭГ дополнительно были включены разнообразные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса: шейпинга, танцевальной аэробики, пилатеса, йоги, каланетики, стретчинга. Также при проведении занятий использовались элементы силовых тренировок, кардио-и аэробных нагрузок с гантелями, фитболами, скакалками, изотоническими кольцами и др. Двигательный режим для девушек регулировался в сторону увеличения количества физических упражнений и усложнения их выполнения. Особенность применения такого метода заключалась в универсальности и возможности охватить все физиологические системы организма занимающихся.

Обе группы выполняли восемь контрольных нормативов в сентябре 2018 г. (начало эксперимента) и в мае 2019 г. (конец эксперимента), по результатам которых мы определяли уровень физической подготовленности девушек: челночный бег 3х10 м, бег на 100 и 1000 м, сгибание/разгибание рук в упоре лежа от пола, поднимание/опускание туловища из положения лежа

Рис. 1. Показатели прироста результатов контрольных нормативов студенток КГ и ЭГ в беговых видах (конец учебного года, %)

Рис. 2. Показатели прироста результатов контрольных нормативов студенток КГ и ЭГ в силовых и скоростно-силовых видах (конец учебного года, %)

Рис. 3. Показатели прироста результатов контрольных нормативов студенток КГ и ЭГ в видах, определяющих гибкость и координационные способности (конец учебного года, %)

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

на спине за 30 с, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, прыжки через скакалку за 30 с.

Результаты исследования и их обсуждение. Применение средств фитнеса в процессе занятий физической культурой в течение учебного года позволило повысить показатели контрольных нормативов всех девушек, принимавших участие в исследовательской работе. Данные, полученные в начале и конце учебного года в отдельных группах, представлены в таблице.

В результате анализа полученных данных нами было выявлено улучшение большинства показателей физической подготовленности исследуемых КГ и ЭГ в конце учебного года. Однако в ЭГ они оказались значительно выше по сравнению с КГ. Показатели прироста результатов контрольных нормативов в отдельных группах и по видам двигательной деятельности в процентном соотношении представлены на рис. 1-3. Общий показатель прироста уровня физической подготовленности у студенток ЭГ в конце учебного года составил 75,7 % и 48,4 % - в КГ.

Выводы. Результаты исследования продемонстрировали улучшение показателей физической подготовленности девушек ЭГ по сравнению с КГ.

Таким образом, фитнес является не только популярным видом двигательной активности, но и эффективным средством развития физических качеств и улучшения физической подготовленности в целом. Это способствует повышению заинтересованности девушек к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также формированию необходимых качеств личности для осуществления трудовой деятельности после окончания учебного заведения.

Литература

1. Саввинова Е.И. Эффективность учебных занятий по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза / Е.И. Саввинова, А.В. Филиппов // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. - С. 54-55.

2. Шуняев Д.Б. Влияния средств фитнеса на физическую подготовленность студенток педагогического вуза / Д.Б. Шуняев, В.В. Серо-пян, Е.А. Шуняева // ScienceTime. - 2016. - № 10 (34). - С. 441-444.

References

1. Savvinova E.I., Filippov A.V. Effektivnost uchebnykh zanyatiy po voleybolu dlya povysheniya fizicheskoy podgotovlennosti devushek v usloviyakh severnogo vuza [Volleyball training to improve physical fitness of northern university female students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 9. pp. 54-55.

2. Shunyaev D.B., Seropyan V.V., Shunyaeva E.A. Vliyaniya sredstv fitnesa na fizicheskuyu podgotovlennost studentok pedagogicheskogo vuza [Effect of fitness means on physical fitness of female students of pedagogical university]. Science Time. 2016. No. 10 (34). pp. 441-444.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 10 РЕГИОНОВ РОССИИ С НОРМАТИВАМИ КОМПЛЕКСА ГТО

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Лапицкая1 Доктор биологических наук, профессор В.Д. Сонькин1 2 Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1 2

1Институт возрастной физиологии, Москва

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: популяционное исследование, школьники, двигательные тесты, нормативы комплекса ГТО, регионы России.

Введение. В настоящее время в нашей стране действует Всероссийский комплекс ГТО, который позволяет оценивать уровень развития физической подготовленности различных групп населения РФ. Однако нормативы, которые заложены в основе данного комплекса, должны отвечать современным требованиям к оценке физических возможностей населения и периодически подвергаться коррекции по результатам по-пуляционных исследований [1].

Цель исследования - сравнить показатели подготовленности учащихся общеобразовательных школ регионов России с нормативами Всероссийского комплекса ГТО.

Методы и организация исследования. По заданию Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» организовал широкомасштабное исследование состояния здоровья и условий жизни современных российских школьников начальной (2-й и 4-й классы), основной (5-й и 7-й классы) и полной (10-й класс) школы, включавшее в том числе двигательное тестирование учащихся по стандартной батарее тестов. Исследование проведено в 10 регионах России, в общей сложности получены результаты тестирования 5145 мальчиков и 5219 девочек. Мы провели сравнение этих результатов с нормативами Всероссийского комплекса ГТО (в соответствии с возрастными ступенями).

COMPARISON OF MOTOR FITNESS INDICES OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS OF 10 REGIONS OF RUSSIA WITH GTO COMPLEX STANDARDS

PhD, Associate Professor E.M. Lapitskaya' Dr. Biol., Professor V.D. Sonkin1 2 Dr. Biol., Professor S.P. Levushkin1 2 1Institute of Developmental Physiology, Moscow 2Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 11.01.2021 г. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные физической подготовленности учащихся позволили сформировать шкалы для оценки индивидуальных результатов на основании сигмальных отклонений, и именно эти шкалы были сопоставлены с нормативами ГТО: средние значения шкал - с нормой ГТО на бронзовый знак, серебряный норматив - с сигмальным отклонением границы «выше среднего» и золотой норматив - со значением «высокий», полученный по сигмальным шкалам.

Оказалось, что большинство тестовых испытаний сегодняшние школьники проходят с большой легкостью. 14-летние школьники легко справляются даже с нормативами IV ступени, рассчитанной для 15-летних учащихся.

Выводы. Сравнение разницы показателей в прыжках в длину с места с нормативами комплекса ГТО позволяет констатировать, что выполнение данного теста не требует особых усилий или специальной подготовленности учащихся. Аналогично ведут себя и другие показатели результатов тестирования. Между тем, на наш взгляд, Всероссийский комплекс ГТО должен иметь нормативы такой сложности, которые стимулируют желание повысить свою двигательную подготовленность и мотивируют к этому на всех возрастных ступенях.

Литература

1. Левушкин С.П. Сравнительный анализ физической подготовленности школьников различных регионов Российской Федерации / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 66-68.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.