эффективность учебных занятии по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза
УДК/UDC 378.172:796.325-055.2(571 56)
Поступила в редакцию 01.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Е.И. Саввинова1 А.В. Филиппов1
Кандидат педагогических наук, доцент Ц.К. Гармаев1
1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
VOLLEYBALL TRAINING TO IMPROVE PHYSICAL FITNESS OF NORTHERN UNIVERSITY FEMALE STUDENTS
E.I. Savvinova1 A.V. Filippov1
PhD, Associate Professor Ts.K. Garmaev1
1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность учебных занятий по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 г. по май 2019 г. на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова на кафедре физического воспитания. От общего числа первокурсников, поступивших в 2017 г. в количестве 2170 человек, в основную медицинскую группу распределены 66%. В 2018 г. этот показатель составил 61% из 2299 студентов. В эксперименте участвовали 32 студентки-первокурсницы нефизкультурных специальностей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, отобранные в основную медицинскую группу. Участницы сдавали контрольные нормативы в сентябре 2017 г. (до эксперимента) и в мае 2019 г. (после эксперимента). Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах проводились 2 раза в неделю по 90 мин.
В КГ занятия по физической культуре проводились по общепринятой учебной программе. В ЭГ программа занятий включала различные упражнения, применяемые в методике обучения игре в волейбол. Результаты исследования и выводы. Результаты экспериментальной работы продемонстрировали улучшение показателей физической подготовленности у ЭГ по сравнению с КГ. Общий прирост показателей физической подготовленности в ЭГ составил 60,24%, в КГ - 31,95%. Таким образом, волейбол - это не только вид спорта, способствующий достижению высоких спортивных показателей, но и одно из эффективных средств развития физических качеств студентов, необходимых им в своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты, девушки, физическая подготовленность, волейбол, организационно-методические средства, занятия физической культурой и спортом, основная медицинская группа.
Annotation
Objective of the study was to test by experiment the effectiveness of volleyball training to improve the physical fitness of the northern university female students.
Methods and structure of the study. The experiment was conducted at the Department of Physical Education of Ammosov North-Eastern Federal University from September 2017 through May 2019. Sampled for the study were 32 first-year female students majoring in non-sporting disciplines, who were attributed to the main health group. In 2017, of the total number of first-year female students (2,170) 66% were attributed to the main health group. In 2018, this number amounted to 61% (out of 2,299 female students). The participants passed the qualifying standards in September 2017 (before the experiment) and in May 2019 (after the experiment). The Control and Experimental Group subjects were trained twice a week for 90 minutes.
In the Control Group, the training sessions were conducted according to the
traditional training program. In the Experimental Group, the training program was
based on various exercises used in volleyball training.
Results of the study and conclusions. The results of the experiment testified to
the improvement of physical fitness rates in the Experimental Group as opposed
to the Control Group. The overall increase in physical fitness in the Experimental
Group was 60.24%, and in the Control Group - 31.95%.
Volleyball is thus not only a sport that contributes to the achievement of high
sports results but also an effective means of development of students' physical
qualities in their future professional activities.
Keywords: students, girls, physical fitness, volleyball, organizational and methodical means, physical education and sports activities, main health group.
Введение. Одной из главных задач системы физического воспитания в вузе является формирование у студентов ценностных установок на поддержание своего здоровья и повышение уровня физической подготовленности. В связи с этим
возникает необходимость расширения знаний преподавателей физической культуры о способах организации и проведения учебных занятий, направленных на повышение уровня физической подготовленности студентов. Одним из таких
54
http://www.teoriya.ru
№9 • 2020 Сентябрь | Sentember
эффективных способов являются спортизированные формы занятий [2].
Считается, что волейбол - универсальный вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте. Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования [1].
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность учебных занятий по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 г по май 2019 г на базе Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова на кафедре физического воспитания.
От общего числа первокурсников, поступивших в 2017 г в количестве 2170 человек, в основную медицинскую группу распределены 66 %. В 2018 г этот показатель составил 61 % из 2299 студентов.
В эксперименте участвовали 32 студентки-первокурсницы нефизкультурных специальностей Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, отобранные в основную медицинскую группу. Участницы сдавали контрольные нормативы в сентябре 2017 г (до эксперимента) и в мае 2019 г (после эксперимента).
Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах проводились 2 раза в неделю по 90 мин. В КГ занятия по физической культуре проводились по общепринятой учебной программе [2]. В ЭГ программа занятий включала различные упражнения, применяемые в методике обучения игре в волейбол.
Так, в содержание общей физической подготовки были добавлены упражнения из кроссфита с использованием табата-таймера: упражнения берпи, прыжки с полного приседа, сгибание рук в упоре лежа, отдельные прыжковые, силовые комплексы и т. д. Также участницы ЭГ выполняли многократные прыжки при обучении и совершенствовании нападающих ударов и блокирования для улучшения прыжковых способностей. Для развития силы верхнего плечевого пояса выполнялись упражнения по приему-передаче мяча двумя руками сверху над собой, у стены, в колоннах с перемещениями и без перемещений.
На улучшение показателей поднимания/опускания туловища были направлены такие упражнения волейбола, как быстрая смена положения тела при приеме мяча, подачи, нападающий удар, перекаты. При выполнении упражнений уделялось внимание продолжительности выполнения различных комплексов и самого занятия, чередующего разную интенсивность и разнообразие упражнений, что влияло на общую выносливость.
КГ и ЭГ в начале и в конце эксперимента сдавали 9 нормативов: бег на 20 м; прыжок в длину с места; поднимание/опускание туловища за 1 мин; прыжки через скакалку за 30 с; подтягивание на низкой перекладине; бег на 100 м; бег на 2000 м; сгибание/разгибание рук в упоре лежа от пола; наклон вперед из положения стоя - гибкость. Из них 7 взяты из нормативов ВФСК ГТО для 6-й ступени, таким образом, для студентов это также возможность попробовать свои силы при дальнейшей добровольной сдаче нормативов на знак отличия ГТО [3, 4].
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ результатов сдачи нормативов показал улучшения и в КГ, и в ЭГ. У участниц ЭГ улучшились скоростно-силовые качества - прыжки в длину с места - на 4,55 % (р>0,05), уровень координационных способностей - прыжки через скакалку - на 23,88 % (р<0,05), силовые показатели -подтягивание на низкой перекладине (р<0,05), поднимание туловища (р<0,05), сгибание рук - на 60,24 % (р<0,05), скоростные качества - бег на 20 м (р<0,05) и на 100 м (р<0,05) -улучшились на 6,92 %, гибкость - на 30,77 % (р<0,05), выносливость - на 6,14 % (р<0,05).
В КГ прослеживается незначительная динамика прироста показателей: скоростно-силовые качества - прыжки в длину с места - на 3,27 %, уровень координационных способностей - прыжки через скакалку - на 9,86 %, силовые показатели - подтягивание на низкой перекладине, поднимание туловища, сгибание рук - на 31,95 %, скоростные качества - бег на 20 и 100 м - улучшились на 1,81 %, гибкость - на 7,15 %, выносливость - на 2,09 %.
Выводы. Результаты экспериментальной работы продемонстрировали улучшение показателей физической подготовленности у ЭГ по сравнению с КГ. Общий прирост показателей физической подготовленности в ЭГ составил 60,24 %, в КГ - 31,95 %.
Таким образом, волейбол - это не только вид спорта, способствующий достижению высоких спортивных показателей, но и одно из эффективных средств развития физических качеств студентов, необходимых им в своей будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Астахова М.В. Волейбол: учебно-метод. пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск: СКФУ, 2014. - 114 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.
3. Валкина Н.В. Теория и методика проведения тестов для определения уровня физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом [Электронный ресурс]: метод. пособие / Н.В. Валкина, Н.С. Григорьева, С.Н. Башкайки-на. - Электрон. Текстовые данные. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2015. - 59 с.
4. Сентизова М.И. Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе анализа результатов физической подготовленности студентов-первокурсников / М.И. Сентизова, А.В. Гурьева, Е.И. Саввинова, А.Г. Барахсина // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 7. - С. 15-17.
References
1. Astakhova M.V., Strelchenko V.F., Krahmalev D.P. Voleybol [Volleyball]. Teaching aid on Physical education (elective course) for full-time and part-time students in all areas of bachelor training. Pyatigorsk: SKFU publ., 2014. 114 p.
2. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kultura: molodezh i sovremennost [Physical education: youth and modernity]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 1995. No. 4. pp. 2-7.
3. Valkina N.V., Grigoryeva N.S., Bashkaykina S.N. Teoriya i metodika provedeniya testov dlya opredeleniya urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentov, zanimayushchikhsya fizicheskoy kulturoy i sportom [Theory and methodology of tests to rate physical fitness of students involved in physical education and sports]. Teaching aid. [Electronic resource] Ulyanovsk: Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov publ., 2015. 59 p.
4. Sentizova M.I., Guryeva A.V., Savvinova E.I., Barakhsina A.G. Povyshenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya v vuze na osnove analiza rezultatov fizicheskoy podgotovlennosti studentov-pervokursnikov [Academic physical education efficiency improvement based on first-year students' physical fitness test data]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 7. pp. 15-17.
№ 9 • 2020 Сентябрь | Sentember
http://www.teoriya.ru