эффективность фитнес-технологии в системе физического воспитания студенческой молодежи
УДК/UDC 796.011.3
Информация для связи с автором: jolita66@yandex.ru
Поступила в редакцию 16.12.2019 г.
Доцент Й. Полишкене1 Доцент З.Х. Низаметдинова1 К. Полишките2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
EFFECTIVENESS OF FITNESS TECHNOLOGIES IN ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SYSTEM
Associate Professor J. Polishkenea1 Associate Professor Z.Kh. Nizametdinova1 K. Polishkite2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
2 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Аннотация
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально оценить эффективность применения средств фитнеса в системе физического воспитания студенческой молодежи.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в 2017-2019 гг. на базе Финансового университета при Правительстве РФ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). В исследовании приняли участие девушки в возрасте 17-23 лет в количестве 44 человек, из которых были сформированы две группы: контрольная (КГ, п=22 чел.) и экспериментальная (ЭГ, п=22 чел.). Сущность экспериментальной технологии заключалась в том, что в качестве приоритетного средства студентки выбрали занятия фитне-сом во внеучебное время, которые включали упражнения со снарядами и тренажерные устройства. По итогам эксперимента оценивалась динамика результатов физической подготовленности студенток, которая позволила судить об эффективности предлагаемого подхода. Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, применение фитнес-технологий при организации внеучебных занятий по физическому воспитанию со студентами высших учебных заведений позволило существенно повысить показатели физической подготовленности. Полученные данные позволяют рекомендовать данную методику в качестве эффективного подхода при организации внеучебных занятий по физическому воспитанию в вузе.
Ключевые слова: студенческая молодежь, физическое воспитание, фитнес-технологии, физические качества, физическая подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to theoretically develop and experimentally evaluate the effectiveness of use of fitness tools in physical education of student youth. Methods and structure of the study. The study was carried out through 20172019 on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation and Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism. Sampled for the study were the 17-23 year-old females (n=44), who were divided into two groups: CG (n=22) and EG (n=22). The essence of the experimental technology was that the female students prioritized extracurricular fitness classes, which implied the use of gymnastic apparatus and groove machines. Based on the findings, we assessed the dynamics of the female students' fitness rates, which made it possible to evaluate the effectiveness of the proposed approach.
Results of the study and conclusions. According to the research results, the use of fitness technologies in the organization of extracurricular physical education activities for students of higher educational institutions enables to significantly increase their physical fitness rates. The data obtained allow recommending this methodology as an effective approach to the organization of extracurricular physical education activities at university.
Keywords: students, physical education, fitness technology, physical qualities, physical fitness.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Организация занятий по физическому воспитанию с девушками студенческого возраста предусматривает применение разнообразного спектра средств подготовки, способствующих укреплению здоровья, повышению двигательной активности и подготовленности [2, 3]. Следует отметить, что приоритетным мотивом для систематических занятий различными видами двигательной деятельности в студенческой среде считается формирование красивого тела [4].
Традиционно занятия со студентами строятся на основе применения достаточно популярных и показавших свою высокую эффективность видов спорта, связанных с бегом, ходьбой, подскоками и прыжками, различными вариациями применения различных гимнастических снарядов и тренажерных устройств. Для разнообразия используются раз-
личные предметы [1, 5]. В связи с этим актуальным является рассмотрение вопросов, посвященных организации занятий различными видами двигательных активности на основе привлечения средств фитнеса.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально оценить эффективность применения средств фитнеса в системе физического воспитания студенческой молодежи.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в 2017-2019 гг на базе Финансового университета при Правительстве РФ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). В исследовании приняло участие 44 девушки в возрасте 17-23 лет. Для проверки эффективности применения
48
http://www.teoriya.ru
№ 4 • 2020 Апрель | April
Динамика изменения показателей физической подготовленности девушек КГ и ЭГ различных типов развития организма, баллы
Шестиминуный Прыжок в длину Подтягивание, Глубина наклона Челночный
Тип развития Группы бег, м с места, см кол-во раз вперед,см бег 4х9 м, с
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Отстающий Начало 1 1 3 4 2 2 6 6 2 2
Конец 4 8 3 7 2 6 5 9 1 7
Гармоничный Начало 14 14 11 11 6 6 7 7 8 8
Конец 17 20 10 14 6 9 8 13 12 17
Опережающий Начало 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1
Конец 1 8 2 7 2 5 4 11 1 6
средств фитнеса в системе физического воспитания студенческой молодежи был проведен формирующий педагогический эксперимент, перед началом которого были сформированы две группы: контрольная (КГ, п=22 чел.) и экспериментальная (ЭГ, п=22 чел.), которые не отличались по уровню физической подготовленности. Сущность экспериментальной технологии заключалась в том, что в качестве приоритетного средства студентки выбрали занятия фитнесом во внеучебное время, которые включали упражнения со снарядами (гантели, гимнастические палки, эспандеры, степы, фитболы) и тренажерные устройства. По итогам эксперимента оценивалась динамика результатов физической подготовленности студенток, которая позволила судить об эффективности предлагаемого подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа динамики развития физических качеств у студентов отстающего типа развития организма в начале эксперимента показатели были практически равны, к концу эксперимента по некоторым из ним происходят достоверные изменения (р<0,05). Так, при анализе показателей шестиминутного бега у девушек КГ результаты возросли на 70 м, а у ЭГ - на 105 м. У девушек КГ при анализе результатов подтягиваний на низкой перекладине происходит снижение показателей на 0,2 раза, а у ЭГ - увеличение на 2,7 раза (р<0,05).
Студентки гармоничного типа по всем показателям существенно опережают девушек отстающего типа. В беге на выносливость в КГ показатели увеличиваются на 60 м, а в ЭГ -на 190 м, глубина наклона вперед увеличивается на 1 и 5 см соответственно (р<0,05).
Девушки опережающего типа существенно отличаются по многим показателям физической подготовленности девушек от отстающего и гармоничного типов. В ЭГ происходят наиболее существенные изменения в показателях шестиминутного бега, которые возрастают на 175 м (<0,05). В ЭГ показатели челночного бега уменьшаются на 1,6 с (р<0,05).
Динамика уровня физической подготовленности, оцениваемая с помощью балльной системы, свидетельствует об изменениях показателей при целенаправленном воздействии специально организованных упражнений. Анализ данных показал, что у девушек отстающего типа развития показатели шестиминутного бега в КГ достигают 4 баллов, в ЭГ - 8 баллов (см. таблицу).
У студентов гармоничного типа развития в результате анализа показателей шестиминутного бега по окончании эксперимента в КГ данные достигают 17 баллов, а в ЭГ - 20 баллов, что соответствует «отличному» уровню, при этом к концу эксперимента в ЭГ происходит увеличение на 6, а в КГ - на 3 балла.
В КГ показателей прыжка в длину с места наибольшего значения достигают девушки гармоничного типа развития по окончании эксперимента - 11 баллов, что соответствует «хорошему» уровню подготовленности, однако прирост составляет всего 1 балл. У студентов ЭГ отстающего и опережающего типов показатели возрастают более существенно и равномерно у всех исследуемых, что соответствует «хорошему» уровню подготовленности.
В подтягивании на низкой перекладине девушки гармоничного типа КГ в конце педагогического эксперимента достигают наибольшего прироста показателей, который равен 6 баллам, что соответствует «удовлетворительному» уровню подготовленности, у других типов этот показатель равен «неудовлетворительному» уровню. В ЭГ наибольшего прироста показателей в подтягивании достигают студентки гармоничного типа развития - 9 баллов.
Максимальный прирост показателей глубины наклона вперед установлен у девушек ЭГ гармоничного и опережающего типов - 13 и 11 баллов, что соответствует «хорошему» уровню подготовленности.
Вывод. Применение фитнес-технологий при организации внеучебных занятий по физическому воспитанию со студентами высших учебных заведений позволяет существенно повысить показатели физической подготовленности. Полученные данные позволяют рекомендовать данную методику в качестве эффективного подхода при организации внеучебных занятий по физическому воспитанию в вузе.
Литература
1. Антипова Е.М. Технология физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет / Е.М. Антипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 13.
2. Губа В.П. Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа, М.С. Леонтьева, С.А. Архипова, В.Н. Егоров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 14-23.
3. Забелина Л.Н. Дифференцированная методика развития физических качеств студентов технического вуза с учетом их индивидуальных особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Забелина. - Тула, 2011. - 23 с.
4. Королева Л.В. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой и шейпингом с женщинами среднего возраста 35-45 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Королева. - М., 2004. - 17 с.
5. Пономарев В.В. Физическое развитие и функциональная подготовленность студенток, занимающихся фитнесом / В.В. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 9. - С. 27-28.
References
1. Antipova E.M. Tehnologiya fizkulturno-ozdorovitelnyih zanyatiy s de-vushkami 18-20 let [Technology of fitness classes with 18-20 year old females]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. # 4. P. 13.
2. Guba V.P. Prioritetnoe primenenie metoda krugovoy trenirovki na zan-yatiyah po fizicheskomu vospitaniyu v gumanitarnyih vuzah [Priority use of circuit training method at physical education classes in universities of humanities]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2017. no. 1. pp. 14-23.
3. Zabelina L.N. Differentsirovannaya metodika razvitiya fizicheskih kachestv studentov tehnicheskogo vuza s uchetom ih individualnyih osobennostey [Differentiated methodology for development of physical qualities of technical university students based on their individual characteristics]. PhD diss.. abstr. . Tula, 2011. 23 p.
4. Koroleva L.V. Pedagogicheskie osnovyi fizkulturno-ozdorovitelnyih zanyatiy aerobikoy i sheypingom s zhenschinami srednego vozrasta 35-45 let [Educational basis of fitness aerobics and shaping classes with 35-45 year old females]. PhD diss.. abstr. . M., 2004. 17 p.
5. Ponomarev V.V. Fizicheskoe razvitie i funktsionalnaya podgotovlennost studentok, zanimayuschihsya fitnesom [Physical development and functional fitness of of female students practicing fitness]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 9. pp. 27-28.
№ 4 • 2020 Апрель | April
http://www.teoriya.ru