нечностей, при этом объективные аппаратные данные позволяют сопоставлять полученные значения и обнаружить асимметрию в усилиях. В перспективе, при использовании данного метода исследования возможно выявление индивидуальных особенностей проявления усилий парных конечностей при максимальных мышечных нагрузках, при изменении темпа выполнения упражнения, при различных параметрах внешней нагрузки, что позволит понять механизмы регулирования мышечных усилий между конечностями при выполнении симметричных движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарова, С.А. Исследование двигательной асимметрии у молодых людей, занимающихся мас-рестлингом и не занимающихся спортом / С.А. Захарова, Я.Ю. Захарова, А.А. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 124-128.
2. Шалманов, А.А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 103-106.
3. Шахрзад, М. Асимметрия скоростно-силовых возможностей мышц коленных суставов и движений в толчке у тяжелоатлетов высокой квалификации / М. Шахрзад, А.А. Шалманов, Е.А. Лу-кунина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 78-82.
REFERENCES
1. Zakharova, S.A., Zakharova, Ya.Yu. and Zakharov, A.A. (2019), "Studying of motor asymmetry at young people involved in mass wrestling and not involved in sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 124-128.
2. Shalmanov, A.A. and Skotnikov, V.F. (2013), "Biomechanical monitoring of technical and speed-power fitness of weightlifters", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 103-106.
3. Hahrzad, M., Shalmanov, A.A. and Lukunina, E.A. (2015), "Asymmetry of strength-speed capabilities in knee muscles and movement in clean and jerk in highly-skilled weightlifters", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 78-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2019
УДК 796.41
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК-
ГИМНАСТОК 18-19 ЛЕТ
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Константиновна Кучерова, старший преподаватель, Анастасия Леонидовна Моисеева, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
В данной статье представлена методика развития скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток 18-19 лет (18 человек) КМС и МС РФ. Регистрировались показатели скоростно-силовой подготовленности в экспериментальной и контрольной группах студенток-гимнасток в начале педагогического эксперимента по следующим тестам: 1. Прыжок в высоту по Абалакову (см); 2. Прыжок в длину с места (см); 3. Тест Вингейта для мощностных характеристик мышц ног и плечевого пояса (5 сек, Вт, Вт/кг). Нагрузочное тестирование выполнялось на велоэргометрах Monark Ergomedic 894 E, 828 Е. С помощью Вингейт-теста на велоэргометре определили пиковую, среднюю мощность работы для мышц мышцы ног и верхнего плечевого пояса. Кроме этого, фиксировались ряд антропометрических показателей. На основе полученных данных разработана методика развития скоростно-сило-вых качеств студенток-гимнасток экспериментальной группы, результаты использования которой будут представлены в следующих публикациях.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, скоростно-силовые качества, женское многоборье, специальная физическая подготовка.
METHODOLOGY OF SPEED-FORCE QUALITIES OF FEMALE GYMNASTS AGED
18-19 YEARS OLD
Tatiana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Konstantinovna Kucherova, the senior teacher, Anastasia Leonidovna Moiseeva, the master student, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Annotation
This article presents the technique of speed-power qualities of female gymnasts aged 18-19 years old (18 people) of the CMS and the MS of the Russian Federation. The indicators of speed-strength preparedness were recorded in the experimental and control groups of female gymnasts at the beginning of the pedagogical experiment in the following tests: 1. High jump according to Abalakov (cm); 2. Long jump from the place (cm); 3. Wingate test for the power characteristics of the muscles of the legs and shoulder girdle (5 sec, W, W/kg). Load testing was performed on Monark Ergomedic 894 E, 828 E bicycle ergometers. Using the Wingate test on the bicycle ergometer, the peak and average work power for leg muscles and upper shoulder girdle were determined. In addition, a number of anthropometric indicators were recorded. On the basis of the data obtained, a methodology for the speed-power qualities of female gymnasts of the experimental group was developed, the results of which will be presented in the following publications.
Keywords: gymnastics, speed-strength qualities, women's all-around, special physical training.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в спортивной гимнастике для качественного выполнения комбинации на гимнастических снарядах необходима высокоинтенсивная скоростно-силовая работа, а именно работа «взрывного» характера. К примеру, наибольшая длительность высокоинтенсивной работы наблюдается в опорных прыжках и составляет 4-5 секунд [4], и это независимо от специфики локомоции, поэтому скоростно-силовые качества являются важными. Поэтому, одной из важнейших проблем специальной физической подготовленности гимнасток, является проблема поиска эффективных средств и методов совершенствования скоростно-силовых качеств.
В связи с недостаточным объемом научных исследований по данной тематике возникает необходимость подбора средств и методов тренировки студенток-гимнасток, что особо актуально при достижении высоких спортивных результатов [3].
Цель исследования. Разработать методику оценки скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток 18-19 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 18 студенток-гимнасток 18-19 лет, занимающихся спортивной гимнастикой имеющих уровень спортивного мастерства от кандидата в мастера спорта, и мастер спорта России. Исследование проводилось кафедрой теории и методики гимнастики на базе учебно-научного центра технологий подготовки спортивного резерва Поволжской ГАФКСиТ.
Для оценки скоростно-силовых качеств были использованы следующие тесты: 1. Прыжок в высоту по Абалакову (см); 2. Прыжок в длину с места (см); 3. Тест Вингейта для определения мощностных характеристик мышц ног и плечевого пояса (длительность теста
- 5 сек, Вт и Вт/кг), который был выполнен на велоэргометрах Monark Ergomedic 894 E, 828 Е, что позволило определить пиковую (РР, Вт и Вт/кг), среднюю анаэробную мощность (АР, Вт и Вт/кг) и минимальную мощность (МР, Вт и Вт/кг) мышц ног и плечевого пояса, время достижения РР и максимальной скорости (мс), а так же падение производительности
- DP (%).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Результаты исследования скоростно-силовой подготовленности и мощностных характеристик мышц ног и плечевого пояса студенток-гимнасток исследуемых групп
Вид Прыжок в высоту по Абалакову, см Прыжок в длину с места, см 5-секундный тест Вингейта 5-секундный Вингейта (ручной)
PP, вт/кг t Vmax, мс PP вт/кг t Vmax, мс PP, вт/кг t Vmax PP, вт/кг t Vmax, мс
Группы ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
1 этап о, 5, нн сл 40 -н 5, (N (N СЛ 194,4±16,2 5, 0, -н 6 m К 9, 5 6 -Н «о оо 0 5 4, 0, -н 6 5, К- 00 5, 6, on 5 -Н 4, 4, 0 (N -н 6, (N т Г- (N ^ 00 0, (N <N -н 00 (N 113,1±9,98
Р >0,05
Примечание: РР - пиковая мощность; t Vmax - время преодоления максимума
Таким образом, полученные результаты прыжка в высоту, прыжка в длину с места, 5-секундного теста Вингейта в контрольной и экспериментальной группах в начале педагогического эксперимента показали, что статистически значимых различий нет. При этом как в контрольной, так и в экспериментальной группе гимнастки демонстрируют большую мощность при работе ног, чем при работе руками, что на наш взгляд обусловлено как спецификой тренировочной деятельности, так и естественным отставанием мощности мышц плечевого пояса над мышцами ног. В морфологическом плане между исследуемыми группами так же не было отличий (таблица 2)
Обхваты ЭГ КГ
Обхват плеча (лев), см 25,6± 1,4 26,4±2,4
Обхват плеча (прав), см 25,94±0,8 26,2±2,16
Бицепс (лев), см 27,8±1,3 27,3±2,7
Бицепс (прав), см 28,1±1,3 27,4±2,2
Длина руки (лев), см 71,8±3,7 69,9±4,0
Длина руки (прав), см 72,0±1,20 70,3±1,8
Обхват груди, см 82,1±4,3 79,7±7,7
Бедро (лев), см 55,9±3,5 53,8±3,7
Бедро (прав), см 56,5±3,5 54,1±4,2
Голень (лев), см 34,5±2,1 35,0±2,6
Голень (прав), см 34,7±1,8 35,0±2,3
Длина ноги (лев), см 87,4±5,8 87,2±3,7
Длина ноги (прав), см 87,5±5,3 86,8±3,6
>0,05
Р
Корреляционный анализ показал наличие корреляций между обхватными размерами, как рук, так и ног с демонстрируемой мощностью. По сути, количество мышечных волокон является определяющим как для скоростно-силовых характеристик, и отчасти для мощности, а в нашем случае, это будет тесно связано с размерами плеча и бедра, при прочих равных условиях. В то же время необходимо понимать, что существенные различия в композиции мышечных волокон могут позволить достичь большей мощности при меньшем количестве волокон. К примеру, обнаружены статистически значимые средние корреляции от 0,5 до 0,58 между показателями обхвата бедра с пиковой и средней мощностью при отсутствии таковых с результатами прыжка. По всей видимости, варианты прыжков (в высоту или в длину) в значительной степени зависят от согласованности активации всех мышц, участвующих в движении (рук, ног, туловища), так и от ряда морфологических особенностей атлета (длина и вес и т.д.). Поэтому прямой зависимости показателей прыжка и обхвата бедра может и не быть. Между показателями Вингейт-теста (верхнего плечевого пояса) и обхватами установлена связь, что говорит, о том, что чем больше обхват плеча тем, меньше падения мощности и больше удержания средней мощности.
Можно сделать вывод: учитывая, что имеется связь между тестируемыми упражнениями и показателей обхватов. Необходимо в дальнейшем наблюдать за изменениями показателей в конце педагогического эксперимента.
Кроме этого, важно отметить, что установлена связь (таблица 3), свидетельствующая о том, что чем обхват плеча больше, тем меньше падение мощности и больше удержания средней мощности. По всей видимости, обхват плеча с разной степенью достоверности, может быть связан с запасами фосфагенов в мышцах.
Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа ряда показателей у исследуемых групп
Показатели Обхват плеча (лев) Обхват плеча (прав) Бицепс (лев) (Бицепс прав)
AP [Вт] рук Корреляция 0,595** 0,477* 0,555* 0,544*
Р 0,009 0,046 0,017 0,019
MP [Вт] Корреляция 0,591** 0,539* 0,601** 0,595**
Р 0,010 0,021 0,008 0,009
PD [%] Корреляция -0,576* -0,620** -0,658** -0,619**
Р 0,012 0,006 0,003 0,006
Примечание: «*» и «**» - статистическая значимость при уровне а 0,05 и 0,01 соответственно
Тем самым возникла необходимость разработки методики скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток.
Для совершенствования скоростно-силовых качеств в тренировочном процессе необходимо использовать отягощения, обеспечивающие достижение максимального уровня выходной мощности, за которым следует максимально возможное рекрутирование двигательных единиц. Для квалифицированных спортсменок это отягощения, составляющие от 50-70% максимального одноповторного веса. Могут быть использованы упражнения с резиновыми жгутами; беговые и прыжковые упражнения на одной, двух ногах; через препятствия; на горку матов; с помощью рук; при различном положении тела - вертикальном, горизонтальном. В то же время необходимо чередовать направленность, поэтому нами будет использована следующая последовательность недельной нагрузки:
Отдых между подходами от 2-5 мин., если выполняются упражнения на скоростную и максимальную силу. Паузы отдыха между отдельными плиометрическими и баллистическими упражнениями или их сериями должны быть продолжительными и обеспечивать восстановление работоспособности концентрацию внимания к очередному упражнению или подходу. Можно использовать повторный, интервальный, концентрический методы. Данная методика состояла из 7 блоков и их направленности:
Таблица 4 - Методика развития скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток
1 блок 2 блок 3 блок
Упр. для различных групп мышц Упр. с дополнительным спортивным инвентарем, отягощением Легкоатлетические упр. (беговые и прыжковые упр.)
4 блок 5 блок 6 блок
Упр. на гим. снарядах ОФП СФП (спец. упр.)
7 блок
Упр. на вспомогательных снарядах
Нагрузка Отдых между подходами от 2-5 мин., если выполняются упражнения на скоростную и максимальную силу
Методы Повторный, интервальный, концентрический
Блок 1 - Упражнения для различных групп мышц. Направлены в чередовании на развитие мышц верхнего плечевого пояса; мышц ног и таза; мышц туловища.
Блок 2 - Упражнения с дополнительным спортивным инвентарем, отягощением. Применялись упр. с резиновым жгутом, упр. с «блином», прыжки вверх с «блином» из полуприседа - 3 подхода по 10 раз, выпрыгивания с «блином» - 3 подхода по 10 раз.
Блок 3 - Легкоатлетические упражнения (беговые и прыжковые упр.). Применялись многоскоки (20 м) - 3 подхода, многоскоки через шаг (на обе ноги) 20 м - 3 подхода, прыжок в длину из приседа в движении - 10 прыжков по 3 подхода, прыжки с глубокого выпада
со сменой ног - 10 прыжков по 5 подходов, прыжок в длину с места - 5 подходов по 5 раз, прыжки на одной ноге (20 м) - 3 подхода на каждой, прыжки на двух ногах через 10 препятствий - 5 раз, запрыгивание на тумбу (50 см) - 3 подхода по 10 раз; запрыгивание двумя ногами на возвышение высотой - 50-60 см с последующим быстрым отталкиванием вверх на возвышение - 15 - отталкиваний, запрыгивание на тумбу с последующим спрыгивание и прыжок через препятствие (50 см) - 3 подхода по 6 раз, прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди с манжетами (1-2 кг) - 3 подхода по 10 раз, прыжки вверх с партнером на плечах возле гимнастической стенки из полуприседа - 4 подхода по 10 раз, выпрыгивания с утяжелителями - 4 подхода по 10 раз, беговые и прыжковые упражнения на одной, двух ногах; через препятствия; на горку матов; с помощью рук; при различном положении тела - вертикальном, горизонтальном.
Блок 4 - Упражнения на гимнастических снарядах. Применялись упражнения на бревне: И.П. - «угол» ноги вместе в упоре на руках на гимнастическом бревне, силой выход в стойку согнувшись ноги вместе (не менее 10 раз), И.П. - упор в положении «угол» ноги врозь на гимнастическом бревне. Силой, согнувшись ноги врозь, подъем в стойку на руках (не менее 5 раз). Упражнения на брусьях: И.П. - вис на гимнастической жерди, подъем разгибом в упор, отмах в стойку, оборот назад в стойку (не менее 10 раз). Акробатические упражнения: курбетная подготовка, фляки; сальто назад, вперед с места.
Блок 5 - Общая физическая подготовка (ОФП). Применялись упражнения: лазанье по канату без помощи ног 5 м (не более 9,0 с). И.П. - вис на гимнастической стенке в положении «угол». Подъем выпрямленных ног до касания гимнастической стенки в положение «высокий угол» (не менее 15 раз), И.П. - стойка на лопатках. Выпрямленными руками держаться за гимнастическую стенку и опустить прямое тело до 45°. Фиксацией положения (не менее 15 с). И.П. - положение «угол» на гимнастической стенке, поднимание ног в положение «высокий угол» (не менее 15 раз). И.П. - сед ноги вместе на гимнастическом ковре, поднимание ног в положение «высокий угол» (не менее 13 с), горизонтальный вис спереди на гимнастической жерди, ноги врозь (не менее 5 с). Из положения виса на перекладине, поднимать прямые ноги до касания перекладины, «спичаги», лазание по канату, поднимание ног с угла, наскоки на горку матов, подъем переворотом, упражнение «складка», упражнения «лодочка».
Блок 6 - Специальная физическая подготовка (СФП). Применялись специальные упражнения: И.П. - стойка на руках на брусьях. Спад в вис и подъем разгибом в упор, с последующим отмахом в стойку на руках (не менее 5 раз). И.П. - стойка на руках на жерди. Оборот назад не касаясь в стойку на руках и спад в вис, с последующим подъемом разгибом в упор и отмахом в стойку на руках (не менее 6 раз). Подъем разгибом.
Блок 7 - Упражнения на вспомогательных снарядах. Применялись упр. на гимнастической скамейке. Упр. на гимнастическом мостике. Упр. на мини-трампе, упр. на «камере». Батутная подготовка.
ВЫВОДЫ
Специфика спортивной гимнастики требует исключительно разносторонней ско-ростно-силовой подготовки, базирующейся на пропорциональном использовании разных методов - от концентрического до баллистического. Именно такая разносторонняя ско-ростно-силовая подготовка способна обеспечить готовность спортсменок к проявлению скоростно-силовых качеств в различных двигательных действиях.
Результаты теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной методики скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток экспериментальной группы будут представлены в следующих публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физкультуры. - 1968. - № 8. - С. 59-63.
2. Верхошанский, Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Верхошанский Юрий Витальевич. - М., 1963. - 21 с.
3. Пронин, Б.С. Роль физической подготовки в гимнастике / Б.С. Пронин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Казань, 2017. - С. 48-50.
4. Худолей, О.Н. Методика развития силы у юных гимнастов на этапах начальной и специализированной подготовки / О.Н. Худолей // Физическое воспитание студентов : материалы междунар. науч. конф. - Харьков, 2010. - С. 74-77.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (1968), ""Impact" method of development of "explosive" force", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 56-63.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1963), Experimental substantiation of means of speed-strength training in connection with the biodynamic characteristics of speed exercises, dissertation, Moscow.
3. Pronin, B.S. (2017), "The role of physical training in gymnastics", Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application: International Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 48-50.
4. Khudoley, O.N. (2010), "Methods of developing strength in young gymnasts at the stages of initial and specialized training", Physical education of students: international materials. scientific conf., Kharkov, pp. 74-77.
Контактная информация [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2019
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТАМИ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Надежда Ивановна Зиземская, старший преподаватель, Марина Алексеевна Катаева,
преподаватель, Воронежский государственный технический университет; Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается вопрос организации занятий силовой направленности со студентами вузов. Рассмотрена экспериментальная методика обучения силовым упражнениям на занятиях в вузе, которая способствует повышению уровня физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния организма студентов младших курсов. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для повышения эффективности физического воспитания студентов вузов на основе их обучения применению силовых нагрузок в соответствии с физическими возможностями организма.
Ключевые слова: нагрузка, физическое развитие, функциональное состояние, двигательная подготовленность, антропометрические параметры.
ORGANIZATION OF LESSONS OF FORCE DIRECTION WITH THE STUDENTS OF VORONEZH STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Nadezhda Ivanovna Zizemskaya, the senior teacher, Marina Alekseevna Kataeva, the teacher, Voronezh State Technical University; Ja^ Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka; Alla Vi-talievna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State