Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-11 ЛЕТ МЕТОДОМ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-11 ЛЕТ МЕТОДОМ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОПРЯЖЕНИЕ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутрамеев А.В., Коновалов В.Н.

В данной статье представлено содержание экспериментальной методики воспитания двигательных способностей, которая показала высокую эффективность по сравнению с традиционной, используемой на этапе начальной подготовки у юных легкоатлетов. Разработанная методика позволила повысить эффективность тренировочного процесса легкоатлетов 9-11 лет, занимающихся в группах начальной подготовки за счет встраивания разработанных комплексов статических, статодинамических, динамических упражнений в структуру занятий с учетом целей и задач, поставленных тренером. Научно обоснованный алгоритм использования средств общей подготовки и сложнокоординационных упражнений позволил достигнуть юным легкоатлетам высоких темпов прироста скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. В настоящем исследовании приняли участие девочки (n=51) и мальчики (n=47), занимающиеся по программе «легкая атлетика» в группах начальной подготовки первого (НП-1), второго и третьего года (НП-2,3) обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутрамеев А.В., Коновалов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ABILITIES TRAINING OF 9-11 YEAR OLD TRACK-AND-FIELD ATHLETES WITH THE USE OF THE CONJUGATE INFLUENCE METHOD

This article presents contents of the experimental method of training motor abilities, which has shown high efficiency in comparison with the traditional one used at the stage of initial training for young track-and-field athletes. The developed method allowed increasing the effectiveness of the training process of 9-11 year old athletes, engaged in groups of initial training by implementing the developed sets of static, static-dynamic, dynamic exercises into the structure of classes, taking into account the goals and objectives set by the coach. A scientifically based algorithm for using the means of general training and complex coordination exercises allowed young athletes to achieve high growth rates of speed, speed-strength and coordination abilities. The present study involved girls (n=51) and boys (n=47), engaged in the «track-and-field» program in the initial training groups of the first, second and third years of training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-11 ЛЕТ МЕТОДОМ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

Дата публикации: 01.09.2021

DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_15

УДК 796.42

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-11 ЛЕТ МЕТОДОМ СОПРЯЖЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ

А.В. Бутрамеев, В.Н. Коновалов Сибирский государственный университет физической культуры и

спорта, г. Омск, Россия

Ключевые слова: юные легкоатлеты, начальная подготовка, сопряжение, методика физической подготовки, двигательные способности.

Аннотация. В данной статье представлено содержание экспериментальной методики воспитания двигательных способностей, которая показала высокую эффективность по сравнению с традиционной, используемой на этапе начальной подготовки у юных легкоатлетов. Разработанная методика позволила повысить эффективность тренировочного процесса легкоатлетов 9-11 лет, занимающихся в группах начальной подготовки за счет встраивания разработанных комплексов статических, статодинамических, динамических упражнений в структуру занятий с учетом целей и задач, поставленных тренером. Научно обоснованный алгоритм использования средств общей подготовки и сложнокоординационных упражнений позволил достигнуть юным легкоатлетам высоких темпов прироста скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. В настоящем исследовании приняли участие девочки (n=51) и мальчики (n=47), занимающиеся по программе «легкая атлетика» в группах начальной подготовки первого (НП-1), второго и третьего года (НП-2,3) обучения.

MOTOR ABILITIES TRAINING OF 9-11 YEAR OLD TRACK-AND-FIELD ATHLETES WITH THE USE OF THE CONJUGATE

INFLUENCE METHOD

A.V. Butrameev, V.N. Konovalov Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia

Key words: young track-and-field athletes, initial training, conjugate, methods of physical training, motor abilities.

Annotation. This article presents contents of the experimental method of training motor abilities, which has shown high efficiency in comparison with the traditional one used at the stage of initial training for young track-and-field athletes. The developed method allowed increasing the effectiveness of the training process

of 9-11 year old athletes, engaged in groups of initial training by implementing the developed sets of static, static-dynamic, dynamic exercises into the structure of classes, taking into account the goals and objectives set by the coach. A scientifically based algorithm for using the means of general training and complex coordination exercises allowed young athletes to achieve high growth rates of speed, speed-strength and coordination abilities. The present study involved girls (n=51) and boys (n=47), engaged in the «track-and-field» program in the initial training groups of the first, second and third years of training.

Введение. Проблема организации физической подготовки начинающих спортсменов многие годы являлась предметом исследований специалистов в различных видах спорта [1-3], в том числе и в легкой атлетике [4-5], и в настоящее время не потеряла своей актуальности.

Традиционные средства физической подготовки, разработанные в разные периоды, уже не могут обеспечить высокого уровня развития двигательных способностей у легкоатлетов этапа начальной подготовки [6]. Развитие современных технологий в области спорта открывает широкие возможности целенаправленного использования тренажерных приспособлений в тренировочном процессе спортсменов [7-8]. Исследования [7, 9, 10], выполненные в данном направлении, показали высокую эффективность сопряженного воспитания координационных, скоростных и силовых способностей у спортсменов. Тем не менее, в специальной литературе, касающейся физической подготовки юных легкоатлетов этапа начальной подготовки, недостаточно научных фактов, раскрывающих технологию сопряженного воспитания двигательных способностей с использованием тренировочных заданий, которые состоят из статических, статодинамических и динамических упражнений.

На современном этапе в физической подготовке спортсменов различных видов спорта используются тренажерные приспособления с целью сопряженного воспитания координационных, силовых, скоростных способностей [5, 7, 9]. В то же время, в литературных источниках недостаточно информации по вопросу использования тренажерных приспособлений при воспитании двигательных способностей методом сопряженного воздействия у юных легкоатлетов этапа начальной подготовки.

Проблема заключается в том, что высокий уровень конкуренции в легкой атлетике предъявляет соответствующие требования к разносторонней физической подготовке юных легкоатлетов. Использование на начальных этапах подготовки узкоспециализированных средств, как правило, приводит к форсированному развитию двигательных способностей и ранней специализации.

182

Такой подход к физической подготовке не обеспечивает комплексное воспитание двигательных способностей у легкоатлетов 9-11 лет, занимающихся в группах начальной подготовки.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику, обеспечивающую комплексное воспитание двигательных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки с интегрированием в структуре тренировочных занятий комплексов статических, статодинамических и динамических упражнений.

Методы и организация исследования. При проведении исследования использованы следующие методы: анализ научной и методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных.

Проводилось комплексное педагогическое тестирование по следующей программе: «прыжок в длину с места», «бег 10 м со старта», «бег 10 м с хода» и «челночный бег 4х9 м».

В педагогическом эксперименте приняли участие девочки (n=51) и мальчики (n=47), занимающиеся легкой атлетикой в группах начальной подготовки первого (НП-1), второго и третьего года (НП-2,3) обучения. В контрольных группах (КГ) принимали участие начинающие легкоатлеты, девочки (n=25) и мальчики (n=23), занимающиеся по общепринятой многоборной подготовке. Были сформированы следующие контрольные группы:

- девочки (n=8) и мальчики (n=8) 9 лет групп НП-1;

- девочки (n=17) и мальчики (n=15) 10 и 11 лет групп НП-2,3.

В экспериментальных группах (ЭГ) принимали участие легкоатлеты, девочки (n=26) и мальчики (n=24):

- девочки (n=9) и мальчики (n=8) 9 лет групп НП-1;

- девочки (n=17) и мальчики (n=16) 10 и 11 лет групп НП-2,3.

С целью статистического анализа и обработки полученных количественных материалов использовалась база программ SPSS Statistics 17.0 и Microsoft Excel 2007. Показатели в сформированных выборках проверялись на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Для проверки гипотез о равенстве средних значений показателей использовался t-критерий Стьюдента. Различия считались достоверными при 5% уровне значимости. Рассчитывались: среднее значение (x) и стандартное отклонение (g).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ Федерального стандарта по виду спорта лёгкая атлетика свидетельствует о том, что для спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, барьерном беге, прыжках, метаниях и многоборье, наиболее значимыми являются

183

силовые, скоростные, координационные способности и вестибулярная устойчивость (Таблица). В связи с этим, при планировании физической подготовки юных легкоатлетов необходимо использовать такой подход, который обеспечил бы соразмерное развитие двигательных способностей у юных атлетов на различных этапах многолетней подготовки. На наш взгляд, таким подходом в современной системе физической подготовки юных легкоатлетов является сопряжённое воспитание силовых, скоростных, координационных способностей.

Таблица

Влияние физических качеств (способностей) на результативность по виду спорта

«лёгкая атлетика»

Физические Спринт и Прыжки Метания Многоборья Бег на Спорти

качества барьеры средние и вная

(способности) длинные ходьба

дистанции

скоростные 3 3 3 3 2 2

силовые 2 3 3 3 1 1

вестибулярная 1 3 2 2 1 1

устойчивость

выносливость 2 1 1 3 3 3

гибкость 1 3 2 2 1 2

координационные 2 3 3 2 1 1

Примечание: 1 - незначительное влияние; 2 - среднее влияние; 3 - значительное влияние

В основе методики физической подготовки заложена идея сопряженного использования системы общепринятых средств и разработанных комплексов статических, статодинамических и динамических упражнений в тренировочных занятиях юных легкоатлетов первого (НП-1; 70% / 30% соответственно), второго и третьего (НП-2,3; 80% / 20% соответственно) года этапа начальной подготовки, ориентированных на решение тех же целей и задач.

Методика предусматривает замещение общепринятых средств на комплексы координационно усложненных упражнений, что в свою очередь не приводит к увеличению продолжительности тренировочного занятия и общего времени, отводимого на физическую подготовку.

Варианты сопряжения при воспитании двигательных способностей:

- скоростные (общепринятые средства физической подготовки) и скоростные-координационные способности (интегрируемые комплексы упражнений);

- силовые (общепринятые средства физической подготовки) и силовые-координационные способности (интегрируемые комплексы упражнений).

Интегрирование комплексов статических, статодинамических, динамических упражнений в систему общепринятых средств подготовки осуществляется на основе следующих этапов:

- первый этап предусматривает выполнение «базовых» упражнений, реализация которых не предполагает нагрузок высокой интенсивности и координационной сложности. Как правило, кинематические характеристики упражнений приближены к ранее освоенным двигательным программам;

- второй этап предполагает повышение интенсивности и координационной сложности интегрируемых упражнений. В процессе реализации упражнений к ранее освоенным базовым двигательным действиям добавляются элементы новизны;

- на третьем этапе в ходе выполнения комплексов упражнений интенсивность и координационная сложность достигает высоких значений. В большей степени подбор данных упражнений направлен на активацию проприорецептивной и кинестетической чувствительности в условиях ограничения пространства и времени.

В основе методики заложен алгоритм применения комплексов статических, статодинамических и динамических упражнений на разных уровнях организации спортивной тренировки.

В большом периоде подготовки методика реализуется на основе принципов: единства общей и специальной подготовки, волнообразности применяемых нагрузок при использовании общепринятых средств подготовки и разработанных тренировочных заданий.

На уровне серии тренировочных занятий применение встраиваемых комплексов упражнений основывается на преемственности структуры и содержания физических нагрузок, согласуется как с предыдущими, так и с последующими тренирующими воздействиями, подчиняясь следующему правилу: в начале серии тренировочных занятий направленность на сопряженное воспитание скоростных и координационных способностей, в конце - сопряженное воспитание силовых и координационных способностей.

Используемый алгоритм применения упражнений и их комплексов на уровне одного тренировочного занятия заключается в следующем:

- в первой половине основной части занятия осуществляется преимущественно воспитание скоростных и координационных способностей сопряженным методом;

- во второй половине основной части занятия осуществляется преимущественно воспитание силовых и координационных способностей сопряженным методом.

При планировании комплексов упражнений необходимо учитывать уровень физического развития юных легкоатлетов.

Для легкоатлетов, отличающихся низким уровнем физического развития и слабым телосложением с дефицитом массы тела, предполагается снижение объема нагрузок на 10-20%. Спектр тренировочных воздействий смещен в сторону статодинамических и динамических упражнений.

В то же время для легкоатлетов, отличающихся низким уровнем физического развития с выраженной избыточной массой тела, предполагается снижение объема и нагрузок на 20-30%. Спектр тренировочных воздействий смещен в сторону статических и статодинамических упражнений.

На начальных этапах комплексы, направленные на сопряженное воспитание скоростных и координационных способностей, в большей степени представлены «базовыми» прыжковыми и беговыми упражнениями. Усложнение упражнений осуществляется за счет включения элементов новизны.

Комплексы упражнений, направленные на сопряженное воспитание силовых и координационных способностей, составлены преимущественно статическими упражнениями, которые являются «базовыми». По мере освоения статических упражнений, в комплексы включаются статодинамические, а также динамические, реализуемые групповым поточным способом. Координационная сложность комплексов статических, динамических и статодинамических упражнений повышается за счет включения элементов новизны.

Были предложены оптимальные параметры тренировочных нагрузок интегрируемых комплексов сложнокоординационных упражнений.

Тренировочные нагрузки варьируются с учетом возрастных особенностей и уровня развития двигательных способностей юных легкоатлетов 9-11 лет.

В большом периоде и малых циклах подготовки упражнения и их комплексы дифференцируются по объему (малые, средние, высокие) и интенсивности (низкой, средней и высокой).

В одном тренировочном занятии комплексы упражнений, направленных на сопряженное воспитание компонентов скоростных и координационных способностей, составлены из прыжковых и беговых упражнений на «дорожке скорости и координации» и реализуются следующим образом. Прыжковые и скоростные упражнения выполняются в течение 8-15 с. Общее количество упражнений в занятии - 5-8, количество серий упражнений - 1-4, в одной серии от 4 до 6 повторений, между повторениями 30-60 с отдыха и между сериями 30120 с отдыха.

Выполнение комплексов упражнений, направленных на сопряженное воспитание компонентов силовых и координационных способностей, в одном тренировочном занятии предполагает использование неустойчивой поверхности и осуществляется повторным или интервальным методом на основе следующих параметров нагрузки:

- продолжительность одного статического упражнения варьируется от 20 до 30 с. В занятии 1-4 упражнения, общее количество подходов - 2-4, через 30-120 с отдыха;

- количество повторений одного статодинамического упражнения составляет 8-15 с фиксацией в основных опорных точках (0,5-1 с). При условии использования отягощения вес варьируется в диапазоне 1-3 кг. В занятии 3-5 упражнений, общее количество подходов - 2-4, через 1 -2 мин отдыха;

- продолжительность одного динамического упражнения варьируется от 15 до 25 с. В занятии 1 -4 упражнения, общее количество серий 2-4, подходов 6-8. В одном подходе отдых 15-30 с. Отдых между сериями 1-2 мин.

С целью оценки разработанной экспериментальной методики реализован групповой параллельный педагогический эксперимент.

По окончании педагогического эксперимента у девочек-легкоатлеток ЭГ (НП-1 и НП-2,3) выявлены достоверные различия (Р<0,05) в четырех педагогических тестах в сравнении с КГ. У мальчиков-легкоатлетов ЭГ (НП-1) были выявлены достоверные различия (Р<0,05) в двух педагогических тестах: «прыжок в длину с места» и «челночный бег 4х9 м». У мальчиков-легкоатлетов ЭГ (НП-2,3) выявлены достоверные различия (Р<0,05) в трех педагогических тестах: «прыжок в длину с места», «бег 10 м с места», «бег 10 м с хода», а также «челночный бег 4х9 м» в сравнении с КГ.

Заключение. В теории и методике физической подготовки начинающих легкоатлетов 9-11 лет возникло противоречие между имеющимися подходами в воспитании двигательных способностей и современными тенденциями развития спорта.

Предложена методика физической подготовки, в основе которой заложена идея сопряженного использования системы общепринятых средств и разработанных комплексов координационно усложненных упражнений в тренировочных занятиях юных легкоатлетов, ориентированных на решение тех же целей и задач. Методика предусматривает замещение части общепринятых средств на комплексы разработанных упражнений, что в свою очередь не приводит к увеличению продолжительности тренировочного занятия и общего времени, отводимого на физическую подготовку.

С целью проверки эффективности разработанной методики был организован и реализован педагогический эксперимент. В результате выявлены

187

достоверно более высокие показатели тестов, отражающих скоростные, скоростно-силовые и координационные способности у легкоатлетов первого, второго и третьего года начальной подготовки.

Список литературы

1. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин // М.: Физкультура и Спорт. - 2009. - 276 с.

2. Лигута В.Ф. Оценка состояния кондиционной физической подготовленности школьников / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53(4). - С. 42-53.

3. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов // М.: Спорт. - 2019. - 656 с.

4. Морозов А.П. Особенности построения комплексного тренировочного занятия на этапе начальной подготовки в легкой атлетике / А.П. Морозов, Н.А. Семененко, А.А. Доценко // Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - № 9-1 (14). - С. 49-50.

5. Табаков А.И. Особенности подготовки юных легкоатлетов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Легкая атлетика. - 2020. - №3-4 - С. 22-26.

6. Соколова Н.М. Сравнительный анализ эффективности двух вариантов программы начальной подготовки юных спортсменов: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Н.М. Соколова // Ярославль - 2009. - 24 с.

7. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов // М.: Спорт, 2019. - 656 с.

8. Матишев А.А. Факторы риска и меры профилактики травматизации опорно-двигательного аппарата у юных легкоатлетов / А.А. Матишев, Г.А. Макарова, С.А. Локтев, С.М. Чернуха // М.: Издательство «Спорт». -2018. - 128 с.

9. Коновалов В.Н. Физическая подготовка хоккеистов с использованием технических средств: учебно-методическое пособие / В.Н. Коновалов, Д.А. Бернатавичюс, А.И. Табаков, А.Н. Мартыненко, В.А. Блинов // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. -Омск. - 2020. - 188 с.

10. Николаева О.О. Оптимизация тренировочного процесса в лыжных гонках на основе специального функционального тренинга / О.О. Николаева, Э.А. Лисковский, П.Д. Добренко // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 382-385.

Современные вопросы биомедицины. - 2021. - T5(3) References

1. Guba V.P. Individualization of young sportsmen training / V.P. Guba, P.V. Kvashuk, V.G. Nikitushkin // M.: Physical Education and Sports. - 2009. -276 p.

2. Liguta V.F. Assessment of the state of conditioned physical fitness of schoolchildren / V.F. Liguta, A.V. Liguta / Problems of modern teacher education.

- 2016. - № 53(4). - P. 42-53.

3. Platonov V.N. Motor qualities and physical training of athletes / V.N. Platonov // M.: Publishing house «Sport». - 2019. - 656 p.

4. Morozov A.P. Features of building a complex training session at the stage of initial training in track-and-field athletics / A.P. Morozov, N.A. Semenenko, A.A. Dotsenko // National Association of Scientists - 2015. - № 9-1 (14). -P. 49-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tabakov A.I. Features of training of young track-and-field athletes / A.I. Tabakov, V.N. Konovalov // Track-and-field. - 2020. - №3-4 - P. 22-26.

6. Sokolova N.M. Comparative analysis of the effectiveness of two variants of the initial training program for young athletes / N.M. Sokolova // Yaroslavl. -2009. - 24 p.

7. Platonov V.N. Motor qualities and physical training of athletes / V.N. Platonov // M.: Publishing house «Sport». - 2019. - 656 p.

8. Matishev A.A. Risk factors and measures to prevent injuries of the musculoskeletal system in young athletes / A.A Matishev, G.A. Makarova, S.A. Loktev, S.M. Chernukha // М.: Publishing house «Sport». - 2018. - 128 p.

9. Konovalov V.N. Physical training of hockey players with the use of technical means / V.N. Konovalov, D.A. Bernatavichyus, A.I. Tabakov, A.N. Martynenko, V.A. Blinov / Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk. - 2020 - 188 p.

10. Nikolayeva O.O. Optimization of the training process in cross-country skiing based on a special functional training / O.O. Nikolayeva, E.A. Liskovskij, P.D. Dobrenko // Improving the Professional and Physical Training of Cadets, Students of Educational Organizations and Employees of Law Enforcement Agencies: materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2014.

- P. 382-385.

Spisok literatury

1. Guba V.P. Individualizatsiya podgotovki yunykh sportsmenov / V.P. Guba, P.V. Kvashuk, V.G. Nikitushkin // M.: Fizkul'tura i Sport. - 2009. -276 s.

2. Liguta V.F. Otsenka sostoyaniya konditsionnoj fizicheskoj podgotovlennosti shkol'nikov / V.F. Liguta, A.V. Liguta // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2016. - № 53(4). - S. 42-53.

3. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov / V.N. Platonov // M.: Sport. - 2019. - 656 s.

4. Morozov A.P. Osobennosti postroeniya kompleksnogo trenirovochnogo zanyatiya na etape nachal'noj podgotovki v legkoj atletike / A.P. Morozov, N.A. Semenenko, A.A. Dotsenko // Natsional'naya Assotsiatsiya Uchenykh. - 2015.

- № 9-1 (14). - S. 49-50.

5. Tabakov A.I. Osobennosti podgotovki yunykh legkoatletov / A.I. Tabakov, V.N. Konovalov // Legkaya atletika. - 2020. - №3-4 - S. 22-26.

6. Sokolova N.M. Sravnitel'nyj analiz effektivnosti dvukh variantov programmy nachal'noj podgotovki yunykh sportsmenov: avtoref. dis. ...kand. ped. Nauk / N.M. Sokolova // Yaroslavl' - 2009. - 24 s.

7. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov / V.N. Platonov // M.: Sport. - 2019. - 656 s.

8. Matishev A.A. Faktory riska i mery profilaktiki travmatizatsii oporno-dvigatel'nogo apparata u yunykh legkoatletov / A.A. Matishev, G.A. Makarova, S.A. Loktev, S.M. Chernukha // M.: Izdatel'stvo «Sport». - 2018. - 128 s.

9. Konovalov V.N. Fizicheskaya podgotovka khokkeistov s ispol'zovaniem tekhnicheskikh sredstv: uchebno-metodicheskoe posobie / V.N. Konovalov,

D.A. Bernatavichyus, A.I. Tabakov, A.N. Martynenko, V.A. Blinov // Sibirskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury i sporta. - Omsk. - 2020. - 188 s.

10. Nikolaeva O.O. Optimizatsiya trenirovochnogo protsessa v lyzhnykh gonkakh na osnove spetsial'nogo funktsional'nogo treninga / O.O. Nikolaeva,

E.A. Liskovskij, P.D. Dobrenko // Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nykh organizatsij i sotrudnikov silovykh vedomstv: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii.

- 2014. - S. 382-385.

Сведения об авторах: Александр Васильевич Бутрамеев -

преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск, e-mail: sbutrameev@mail.ru; Василий Николаевич Коновалов -профессор кафедры теории и методики циклических видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск, e-mail: tafoms@mail.ru.

Information about the authors: Aleksandr Vasil'evich Butrameev -

Lecturer of the Department of Theory and Methods of Cyclical Sports of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: sbutrameev@mail.ru; Vasilij Nikolaevich Konovalov - Professor of the Department of Theory and Methods of Cyclical Sports of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: tafoms@mail.ru.

Дата публикации: 01.09.2021

DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_03_16

УДК 796.332

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ФУТБОЛИСТОВ

Д.В. Голубев1, Ю.А. Щедрина1, Ю.В. Козлов2, А.Р. Асенья3 Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и туризма имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия 2Академия футбольного клуба «Зенит», г. Санкт-Петербург, Россия 3Футбольный клуб «Уотфорд», г. Уотфорд, Великобритания

Ключевые слова: система глобального позиционирования, параметры инерционного высокоинтенсивного движения, двигательная производительность, функциональная оценка движения, двигательные возможности, футболисты.

Аннотация. Цель исследования: изучить GPS-параметры, измеряемые инерционными единицами, двигательной производительности в качестве факторов ограничения двигательных возможностей футболистов, определяемых по тестовым значениям функциональной оценки движения (FMS). Тестировали 40 футболистов (возраст 16,8±2,1 лет; рост 168,8±1,6 см, вес 69,5±5,3 кг) в тренировочных сессиях (n=149), используя систему глобального позиционирования Catapult (Optimeye S5; Catapult Innovations of Australia, Melbourne). Регистрировали параметры инерционного высокоинтенсивного движения (IMA High>3,5 м/с1): ускорения (IMA acceleration High), торможения (IMA deceleration High), смены направления влево (IMA Cod Left High), смены направления вправо (IMA Cod Right High), прыжки (IMA jump High). Дважды за период исследования был проведен функциональная оценка движения (FMS). Диагностика включала в себя 7 тестовых упражнений, в каждом из которых спортсмен мог получить от 0 до 3 баллов. Выявлена сильная обратная корреляция параметра ускорение с тестовыми упражнениями FMS: ротационной стабильностью правой стороны

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.