Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЫГУНИЙ В ВЫСОТУ ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЫГУНИЙ В ВЫСОТУ ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрич Анна Сергеевна

В процессе подготовки спортсменок, занимающихся прыжками в высоту, регулярное увеличение объемов тренировочной нагрузки при выполнении работы, включающей специальные прыжковые упражнения, спринтерский бег, силовые упражнения, влияет на развитие физических качеств. Цикличность движений и большое количество их повторений в одной серии развивают силовой потенциал и выносливость. Цель: исследовать содержание средств и методов совершенствования скоростно-силовых способностей у занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1 -2 юношеский разряд. Опытно-экспериментальной базой исследования являлся спорткомплекс имени В.И. Алексеева. Результаты анализа общей физической подготовленности по окончанию эксперимента показали, что итоги тестирования в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной, следовательно, методика совершенствования скоростно-силовых способностей, занимающихся прыжками в высоту с разбега учебно-тренировочных групп в усложненных условиях, является эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрич Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EXERCISES IN COMPLICATED CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF HIGH JUMPERS OF YOUTH CATEGORIES

In the process of training athletes engaged in high jumping, the regular increase in the amount of training load when performing work, including special jumping exercises, sprinting, strength exercises, affects the development of physical qualities. Cyclical movements and a large number of their repetitions in one series develop strength potential and endurance. Objective: to investigate the content of means and methods of improving speed and strength abilities in high jumpers with 1 -2 youth category. The experimental base of the study was the V.I. Alekseev sports complex. The results of the analysis of general physical fitness at the end of the experiment showed that the results of testing in the experimental group were higher than in the control group, therefore, the technique of improving the speed and strength abilities involved in high jumps from the run-up of training groups in complicated conditions is effective.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЫГУНИЙ В ВЫСОТУ ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ»

ональный тренинг, в сравнении с девушками других групп. Анализ результатов измерения объемов частей тела, в совокупности с изменением индекса массы тела свидетельствует о том, что тренировки девушек экспериментальной группы № 1 имели наиболее ярко выраженный катаболический эффект.

2. Тренировки с отягощением, несмотря на положительную динамику во всех исследуемых компонентах, за период эксперимента зарекомендовали себя как менее эффективные для снижения показателей жировых отложений в сравнении с групповыми занятиями (аэробика) и функциональными тренировками, при прочих равных условиях.

3. Девушкам 18-28 лет, для коррекции телосложения, связанной с необходимостью снижения показателей жировых отложений, рекомендуется применять функциональные тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гущина Н.В. Эффективность применения фитнес-технологий в физическом воспитании студенток / Н.В. Гущина // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. -2014. -Т. 5, № 2 (14). С. 197-199.

2. Бочарова В.И. Комплексное применение фитнес-технологий для повышения умственной и физической работоспособности студентов / В.И. Бочарова, Е.Г. Сайкина., // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - https://science-education.ru/ru/article/view?id=23827 (дата обращения: 01.11.2022).

REFERENCES

1. Gushchina N.V. (2014), "The effectiveness of the use of fitness technologies in the physical education of female students", Scientific works of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA, Vol. 5, No. 2 (14), pp. 197-199.

2. Bocharova, V.I. and Saykina, E.G. (2015), "Complex application of fitness technologies to improve mental and physical students' working capacity", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23827.

Контактная информация: 89205666067@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.431.1

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЫГУНИЙ В ВЫСОТУ ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ

Анна Сергеевна Петрич, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург

Аннотация

В процессе подготовки спортсменок, занимающихся прыжками в высоту, регулярное увеличение объемов тренировочной нагрузки при выполнении работы, включающей специальные прыжковые упражнения, спринтерский бег, силовые упражнения, влияет на развитие физических качеств. Цикличность движений и большое количество их повторений в одной серии развивают силовой потенциал и выносливость. Цель: исследовать содержание средств и методов совершенствования скоростно-силовых способностей у занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1 -2 юношеский разряд. Опытно-экспериментальной базой исследования являлся спорткомплекс имени В.И. Алексеева. Результаты анализа общей физической подготовленности по окончанию эксперимента показали, что итоги тестирования в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной, следовательно, методика совершенствования скоростно-силовых способностей, занимающихся прыжками в высоту с разбега учебно-тренировочных групп в усложненных условиях,

является эффективной.

Ключевые слова: прыжок в высоту, скоростно-силовые способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p397-401

APPLICATION OF EXERCISES IN COMPLICATED CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF HIGH JUMPERS OF

YOUTH CATEGORIES

Anna Sergeevna Petrich, the master's student, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

In the process of training athletes engaged in high jumping, the regular increase in the amount of training load when performing work, including special jumping exercises, sprinting, strength exercises, affects the development of physical qualities. Cyclical movements and a large number of their repetitions in one series develop strength potential and endurance. Objective: to investigate the content of means and methods of improving speed and strength abilities in high jumpers with 1 -2 youth category. The experimental base of the study was the V.I. Alekseev sports complex. The results of the analysis of general physical fitness at the end of the experiment showed that the results of testing in the experimental group were higher than in the control group, therefore, the technique of improving the speed and strength abilities involved in high jumps from the run-up of training groups in complicated conditions is effective.

Keywords: high jump, speed and strength abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Прыжок в высоту с разбега - дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов [2]. Прыжки в высоту с разбега у женщин входят в программу Олимпийских игр с 1928 года и в программу Чемпионатов мира и Европы с самого начала их проведения.

Проблема поиска современных средств и методов развития скоростно-силовых качеств у занимающихся прыжками в высоту вызывает большой интерес у специалистов этой области. В соответствии с этим тема является актуальной.

Цель исследования: исследовать влияние направленности тренировочной работы в усложненных условиях на развитие скоростно-силовых способностей у занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1-2 юношеский разряд.

Объектом исследования является специальная физическая подготовка занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1-2 юношеский разряд.

Предметом работы является содержание методики развития скоростно-силовых способностей, занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1 -2 юношеский разряд в усложненных условиях.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития скоростно-силовых способностей у занимающихся прыжками в высоту, имеющих 1 -2 юношеский разряда.

2. Разработать комплекс упражнений, способствующий развитию скоростно-силовых способностей, занимающихся прыжками в высоту, в усложненных условиях.

3. Определить эффективность комплекса упражнений по развитию скоростно-силовых способностей, занимающихся прыжками в высоту.

Исследование проводилось со спортсменами, занимающимися в спорткомплексе имени В.И. Алексеева в г. Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 40 спортсменок. Занятия проводились согласно расписанию и рабочей программе по виду спорта: 3 раз в неделю по 2 часа в день.

Педагогическое тестирование осуществлялось с помощью тестов. При обработке результатов эксперимента применялась методика расчета достоверности различий по t - критерию Стьюдента.

Затем проводился расчет стандартного отклонения (5) в обеих группах по формуле:

X -X

g _ i max i min

К

где Х1 тах - наибольший показатель; Х1 тш - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.

Далее определялась стандартная ошибка среднего арифметического значения (т). Затем вычислялась средняя ошибка разности. После этого полученное значение (!) сравнивалось с граничным при 5%-ом уровне значимости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Длительность эксперимента - сентябрь-декабрь 2014 года. На первом этапе исследования методом случайной выборки были отобраны две группы занимающихся: контрольная и экспериментальная, обе состоят из 20 спортсменов. На втором этапе исследования спортсмены контрольной группы тренировались в соответствии с «Примерным годовым планом по видам подготовки» (ТЭ(СС)) [3]. Экспериментальная группа занимающихся тренировались в соответствии с тем же планом, но в усложненных условиях (применялись тренировки на песках).

Педагогический контроль осуществлялся дважды во время проведения эксперимента: проводилось обследование спортсменок, занимающихся в обеих группах по тестам-упражнениям.

Анализ полученных результатов позволил определить, что и контрольная и экспериментальная группы однородны по следующим признакам: возраст 13-14 лет, квалификация 1-2 юношеский спортивный разряд, стаж занятий - 2 года, все участники эксперимента отнесены к основной группе здоровья и не имеют противопоказаний к занятиям спортом.

По всем исследуемым показателям специальной физической подготовленности в начале эксперимента у представителей контрольной и экспериментальной группы не выявлено статистически достоверных различий (данные представлены в таблице 1).

Таблица 1 - Уровень показателей специальной физической подготовленности спортсменок контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

№ Тесты-упражнения Контрольная группа (X±m) Экспериментальная группа (X±m) Уровень достоверности P-value

1 Прыжок в длину с места (см) 174,4±2,32 174,85±2,21 >0,05

2 Прыжок в высоту с разбега (см) 110,25±1,84 109,5±2,45 >0,05

3 Бег 40 м с в/старта (сек) 7,36±0,08 7,26±0,09 >0,05

4 Бросок набивного мяча вперед снизу 2 кг (см) 817,7±4,11 817,7±4,05 >0,05

5 Тройной прыжок с места 614,1±4,8 616,15±4,7 >0,05

По окончании педагогического эксперимента полученные данные подвергались обработке с помощью методов математической статистики (таблица 2). Таблица 2 - Сравнение показателей специальной физической подготовленности

спортсменок экспериментальной группы до и после эксперимента

№ Тесты-упражнения Контрольная группа (X±m) Экспериментальная группа (X±m) Уровень достоверности P-value

1 Прыжок в длину с места (см) 174,8±2,2 182,6±2,27 <0,05

2 Прыжок в высоту с разбега (см) 109,5±2,45 121±2,1 <0,05

3 Бег 40 м с в/старта (сек) 7,2±0,1 7,1±0,1 <0,05

4 Бросок набивного мяча вперед снизу 2 кг (см) 817,7±4,05 842,6±3 <0,05

5 Тройной прыжок с места 616,1±4,7 641,2±4,4 <0,05

В результате первичного тестирования установлено, что уровень подготовленности спортсменов, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, либо соответствует, либо превышает нормативные требования рабочей программы по «Легкой атлетике».

После завершения педагогического эксперимента в экспериментальной группе произошли заметные изменения. Все показатели проявления скоростно-силовых способностей увеличились: прыжок в длину с места (более чем на 7, см), прыжок в высоту с разбега (более чем на 11 см), толкание ядра (более чем на 24 см), тройной прыжок (более чем на 25 см) и бег на 40 метров (на 0,14 сек), при этом выявлены достоверные различия между показателями до эксперимента и после него (при Р<0,05).

Главным аспектом в данном исследовании, предполагалось выявление достоверных различий между показателями экспериментальной и контрольной групп по окончанию педагогического эксперимента. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение показателей физической подготовленности спортсменок контрольной и экспериментальной групп по окончанию эксперимента_

№ Тесты-упражнения Контрольная группа (Х±ш) Экспериментальная группа (Х±ш) Уровень достоверности P-value

1 Прыжок в длину с места (см) 176,65±1,5 182,6±2,27 <0,05

2 Прыжок в высоту с разбега (см) 115,75±1,2 121±2,1 <0,05

3 Бег 40 м с в/старта (сек) 7,31±0,07 7,12±0,06 <0,05

4 Бросок набивного мяча вперед снизу 2 кг (см) 830,85±3,56 842,65±3 <0,05

5 Тройной прыжок с места 629,6±3,3 641,2±4,48 <0,05

Анализ полученных данных свидетельствует о сильном влиянии разработанной методики на развитие скоростно-силовых способностей занимающихся прыжками в высоту с разбега (группа ТЭ(СС)). Так, среди показателей тестов-упражнений:

- показатель прыжок в длину с места - результат в контрольной группе увеличился ненамного, но в экспериментальной группе результат достоверно выше (при р<,05);

- показатель прыжок в высоту с разбега - результат в контрольной группе выше, чем нормативные требования в рабочей программе по «Легкой атлетике», однако достоверно ниже результата, показанного спортсменами экспериментальной группы;

- показатель бег на 40 метров у спортсменов контрольной группы увеличился, не так сильно, как у спортсменов экспериментальной группы (р<0,05);

- показатели тройной прыжок и бросок набивного мяча 2 кг вперед снизу, также достоверно выше у спортсменов экспериментально группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экспериментальной части исследования была разработана методика развития скоростно-силовых способностей занимающихся прыжками в высоту в усложненных условиях (тренировки выполнялись на песке). Главным преимуществом использования, выбранной методики является максимально приближенные к соревнованиям условия нагрузки.

На основе анализа динамики исследуемых показателей, определена эффективность разработанной методики. Также выявлены достоверные различия (при р<0,05) между всеми измеряемыми показателями контрольной и экспериментальной групп по окончанию педагогического эксперимента, с явным преимуществом экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов Г.К. К вопросу о многолетней подготовке юных прыгунов - вопрос подготовки спортивных резервов : практические рекомендации / Г.К. Германов, М.С. Шубин. - Омск : АМФОРА, 2001. - С. 17-21.

2. Легкая атлетика. Олимпийские игры. Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Физическое воспитание» (для студентов 1-5 курсов всех специально-

400

стей университета) / состав.: А.А. Полещук;. - Харьков, 2015 - 40 с.

3. Легкая атлетика. Прыжки: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / И.Ю. Радчич, В.Б. Зеличенок, В.В. Ивочкин. - Москва : Советский спорт, 2005. - 104 с.

4. Шур М.М. Прыжок в высоту : учебно-методическое издание / М.М. Шур. - Москва : Терра-Спорт, 2003. - 144 с.

REFERENCES

1. Germanov, G. K. (2001), On the issue of long-term training of young jumpers - the issue of training sports reserves : practical recommendations, AMPHORA, Omsk.

2. Poleshchuk, A.A. (2015), Athletics. Olympic Games. Methodological guidelines for conducting practical classes in the discipline "Physical Education" (for students of 1-5 courses of all university specialties), Kharkov

3. Radchich, I. Yu., Zelichenok, V.B. and Ivochkin, V.V. (2005), Athletics. Jumping: An approximate program of sports training for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and schools of higher sports skill, Soviet Sport, Moscow.

4. Shur, M. M. (2003), High jump: educational and methodical edition, Terra-Sport, Moscow.

Контактная информация: petrichann@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 378.4

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВОЛОНТЁРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И

РЕКРЕАЦИИ

Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Юлиана Владимировна Бессарабова, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Викторовна Огарь, старший преподаватель, Роман Васильевич Бальба, старший преподаватель Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность исследование определяется поиском эффективных путей решения проблемы организации подготовки студентов вузов к волонтёрской деятельности в сфере физической культуры, спорта и рекреации. Цель исследования заключалась в научном обосновании и экспериментальной проверке технологического подхода к подготовке студентов-волонтёров в области физической культуры, спорта и рекреации. Новизна исследования состоит в уточнении понятия готовности студентов к волонтёрской деятельности в сфере физической культуры, спорта и рекреации и научном обосновании и апробации поэтапной педагогической технологии и педагогических условий ее эффективной реализации.

Ключевые слова: студент-волонтёр; волонтёрская деятельность в сфере физической культуры, спорта и рекреации; поэтапная технология; педагогические условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p401-406

TECHNOLOGY OF PREPARATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND

RECREATION

Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliana Vladimi-rovna Bessarabova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban state University,

401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.