ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Научная статья
УДК 343.825
doi: 10.33463/2687-122Х.2023.18(1-4).1.035-041
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Сергей Дмитриевич Аверкин1, Елена Владимировна Кунц2
1 2 НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия
Аннотация. Исправление осужденных по своей сути является одним из основных компонентов применения тех или иных норм уголовно-исполнительного законодательства и особенно важно для определения той или иной степени исправления осужденного лица. Исправление осужденных - это прежде всего конечный результат уголовного наказания. Особое место в исправлении осужденных к лишению свободы отводится воспитательной работе с ними. Увеличение доли осужденных к лишению свободы среди всех осужденных за совершение преступлений на территории Российской Федерации подтверждает актуальность и своевременность рассмотрения данной проблемы. По итогам проведенного исследования формулируются выводы о том, что исправление осужденного прямо свидетельствует о состоянии пенитенциарной системы в государстве, поскольку только эффективно работающая система исполнения уголовных наказаний, построенная на демократических принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, способна обеспечить достижение результата исправления.
Ключевые слова: осужденный, воспитательная работа, исправление осужденного, уголовное наказание, лишение свободы
Для цитирования
Аверкин С. Д., Кунц Е. В. Проблемы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1-4), № 1. С. 35-41. DOI: 10.33463/2687-122Х.2023.18(1-4).1.035-041.
© Аверкин С. Д., Кунц Е. В., 2023
(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
OBJECTIVES OF THE PENAL LEGISLATION
Original article
PROBLEMS OF EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS SENTENCED TO IMPRISONMENT
Sergej Dmitrievich Averkin1, Elena Vladimirovna Kunc2
1 2 Research Institute of the FPS of Russia, Moscow, Russia
Abstract. Correction of convicts is essentially one of the main components of the application of certain norms of penal enforcement legislation, and is especially important for determining the degree of correction of a convicted person. Correction of convicts is primarily the end result of criminal punishment. A special place in the correction of those sentenced to imprisonment is given to educational work with them. The increase in the proportion of those sentenced to imprisonment among all those convicted of committing crimes on the territory of the Russian Federation confirms the relevance and timeliness of consideration of this problem. Based on the results of the study, conclusions are formulated that the correction of a convicted person directly indicates the state of the penitentiary system in the state, since only an effectively functioning system of execution of criminal penalties, built on democratic principles of respect for human and civil rights and freedoms, is able to ensure the achievement of the result of correction.
Keywords: convicted person, educational work, correction of convicted person, criminal punishment, imprisonment
For citation
Averkin, S. D. & Kunc, E. V. 2023, 'Problems of educational work with prisoners sentenced to imprisonment', Penal law, vol. 18(1-4), iss. 1, pp. 35-41, doi: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).1.035-041.
Уголовное наказание по своей сути является одним из центральных институтов уголовного права, который по своему содержанию прямо связан с определением его целей. Отметим, что законодатель, выделяя в законе соответствующие цели уголовного наказания, устанавливает возможные пределы воздействия органов государственной власти на механизм применения тех или иных принудительных мер к лицам, которые совершили преступления [1, с. 26]. Цели уголовного наказания предопределяют социальные функции и основные направления эффективности рассматриваемого института, существующую множественность видов уголовного наказания, его характеристики и свойства, а также конструкцию системы уголовных наказаний, представляют собой именно тот инструментарий, которым оказывается влияние на общие начала назначения и исполнения уголовного наказания.
Одна из целей уголовного и уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных. В соответствии с действовавшими Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. для того чтобы осуще-
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ствить оценку личности осужденного лица, в отношении его можно было использовать две категории, а именно: «исправление осужденного лица», «перевоспитание осужденного лица». В практической деятельности органов судебной власти указанное разделение носило формальный характер. Именно поэтому в начале 1990-х годов практические работники и отечественный законодатель отказались от категории «перевоспитание». В соответствии с нормативными указаниями, закрепленными в ст. 9 УИК РФ, исправление осужденных представляет собой сложный и последовательный процесс. В науке уголовного и уголовно-исполнительного права, к сожалению, общепринятого ответа на вопрос об эффективности достижения данной цели не существует, что, в свою очередь, порождает различные подходы к его решению. Критерием оценки, по всей видимости, должны быть именно те структурные и логически последовательные показатели, которые будут определять уровень исправления осужденного.
Можно выделить обобщающий показатель, состоящий из ряда отдельных признаков, с которыми связано исправление осужденного лица. Отбывая наказание, осужденный так или иначе взаимодействует с администрацией учреждения, исполняющего наказание, а также с иными осужденными и другими лицами. Анализируя данное взаимодействие на основе тех или иных критериев, можно определить, происходит ли исправление осужденного или нет, то есть обобщающие критерии исправления осужденного лица будут являться доказательством степени его исправления.
Понятие «исправление осужденного» на нормативном уровне закреплено только в УИК РФ. В свое время это вызвало достаточно большие дискуссии среди ученых [2, с. 73]. В юридической науке и практике возникает вполне закономерный вопрос о том, как же оценивать исправление осужденного. По общему подходу преступник может считаться исправившимся, если он отказался от какой-либо преступной деятельности, стремится жить в соответствии с установленными в обществе правилами поведения, проявляет уважительное отношение ко всем участникам правоотношений.
Результаты анализа данных официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствуют об отсутствии четко выраженной динамики назначения лишения свободы как вида уголовного наказания: в 2018-2020 гг. наблюдалось его уменьшение (с 190 327 в 2018 г. до 149 681 чел. в 2020 г.), а в 2021 г. -рост числа назначения лишения свободы (158 853 чел.). При более детальном анализе статистических данных о назначении лишения свободы судами Российской Федерации обнаруживается определенное непостоянство: в течение 2015-2018 гг. показатель количества осужденных к лишению свободы среди всей массы осужденных судами Российской Федерации постоянно изменялся в пределах 27-29 %, при этом наиболее высокий показатель был отмечен в последнем отчетном периоде - в 2018 г., лишение свободы в качестве наказания за преступление было назначено 28,9 % осужденных, что свидетельствует о увеличении доли осужденных к лишению свободы среди всех осужденных за совершение преступлений лиц на территории Российской Федерации. При этом за указанные годы количество впервые осужденных к лишению свободы неуклонно сокращалось (в 2018 г. - 210 922, 2019 - 195 810, 2020 - 144 861, в 2021 г. - 137 430), как и осужденных 3 и более раза (в 2018 г. - 166 292, 2019 - 152 898, 2020 - 149 527, в 2021 г. - 140 674), в то время как в отношении осужденных второй раз данная тенденция не проявилась (в 2018 г. - 83 707, 2019 - 75 117, 2020 - 81 756, в 2021 г. - 744 467).
Лишение свободы как вид наказания предусматривает принудительную изоляцию осужденного от общества с обязательным помещением его в исправительное учрежде-
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ние, оказывает наиболее существенное влияние на состояние преступности и имеет значительные сложности при его исполнении. Лишение свободы преследует несколько целей: во-первых, изоляцию осужденных от общества для предупреждения совершения ими и другими лицами преступлений на определенный срок; во-вторых, возложение на осужденного иных правоограничений, изменяющих его статус; в-третьих, исправление осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов.
Первая цель в определенной степени достигается довольно успешно, когда осужденный изолируется от общества. Что касается превентивного значения уголовного наказания, то оно оказывается проблематичным. Многие авторы считают пределы его действия довольно ограниченными [3, с. 76-82]. Вторая из названных целей для большинства осужденных также достигается, поскольку они подвергаются лишению свободы и иным ограничениям.
Более подробно остановимся на третьей цели - исправлении осужденного. Считается, что она достигается в отношении только определенной части осужденных. Однако, как показывают результаты исследования, исправляются чаще всего лица, которые в этом в действительности не нуждаются. Обычно это те, кто совершил преступление по неосторожности либо умышленно, но при неблагоприятном стечении обстоятельств был спровоцирован на преступление, а также те, кто осознал свою вину, искренне раскаялся и отказался от повторения преступлений. Это не всегда распространяется на тех, кто продолжает преступную деятельность.
На протяжении всего периода развития уголовно-исполнительной системы одним из основных средств исправления осужденных традиционно является воспитательная работа. Особое значение придается самой функции воспитания. Однако УИК РФ не раскрывает понятие воспитательной работы, но в то же время регламентирует ее направления. По своей сути воспитательная работа практически полностью лишена карательных элементов и базируется на установленном режиме отбывания уголовного наказания [4, с. 76]. Такое средство исправления осужденного, как привлечение к общественно полезному труду, направлено на выработку у него уважения к трудовой деятельности, привычки ее осуществлять, а также на быстрое включение осужденного в социально-трудовую жизнь после отбытия уголовного наказания.
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, фактически единственным, универсальным и имеющим реальное позитивное воздействие [5, с. 192]. Огромное значение воспитательное воздействие имеет на осужденных к лишению свободы, а следовательно, подходы к организации воспитательной работы с данной категорией лиц требуют наибольшего внимания [5, с. 193].
Согласно ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачи воспитательной работы с осужденными к лишению свободы - исправление, формирование уважительного отношения к людям, обществу, труду, правовым и жизненным нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образованности и уровня культуры. Основные направления воспитательной работы - нравственное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание, которое способствует исправлению осужденных.
Нравственное воспитание включает в себя ознакомление осужденных к лишению свободы с добродетельными ценностями общества, становление на этой базе личности, ее жизненной позиции, укоренение в сознании морально-нравственных принципов и норм, идеалов, убеждений. Так, в Кировоградской воспитательной колонии 9 мая в акции «Бессмертный полк» приняли участие три воспитанника. Это произошло впер-
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
вые, воспитанники колонии также спели песню «День Победы». В День Победы в самой колонии были проведены митинг и торжественное построение1.
Правовое воспитание осужденных основано на формировании нормативной культуры и обыденного правосознания, уважения к законам, знания их, стремления к точному соблюдению. Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс становления трудовых навыков и умений у осужденных к лишению свободы, развития в их сознании психологической готовности и необходимости трудиться на благо общества.
К методам физического воспитания осужденных относится проведение разнообразных физкультурно-массовых, спортивных мероприятий. Например, в Невьянской исправительной колонии № 46 прошел турнир по кроссфиту среди осужденных. В спортивном зале «Лидер» осужденные испытали себя на прочность, при этом все участники заранее были предупреждены начальником отдела по воспитательной работе о том, что в ходе предстоящего соревнования необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности. По регламенту соревнования за максимально короткий промежуток времени необходимо выполнить 5 упражнений, среди которых армейский жим, подтягивания и выпады с утяжелением, рывок со штангой и присед с гирей. В исправительном учреждении производят швейные изделия, мебель, подарочную упаковку, товары широкого потребления и продукты питания. В 2021 г. учреждение произвело продукции на 60 млн руб.2
Выделяют и другие направления воспитательного воздействия, к которым относятся, в частности, социально-экономическое, эстетическое и экологическое. В исправительных колониях для проведения воспитательной работы организуют клубы, комнаты воспитательного воздействия, библиотеки и др., существует кадровое и методическое обеспечение. Воспитательная работа является обязательной для осужденных.
Часть 2 ст. 110 УИК РФ закрепляет принцип дифференциации воспитательного воздействия с учетом срока наказания, типа исправительного учреждения, а также условий содержания осужденных. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что повышенная общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что она выражает такое качество преступности, как ее устойчивость, свидетельствует об упорном нежелании ряда лиц вести себя соответственно принятым в обществе нормам [6, с. 157].
Изложенное подтверждает, что не все отказываются от преступной деятельности. Серьезным препятствием для нормального исправительного воспитательного процесса в местах лишения свободы является наличие группировок среди осужденных, которые в своем поведении руководствуются собственными неформальными нормами поведения, направленными на то, чтобы не допустить участия администрации этих учреждений в их «внутренних делах» [7, с. 16]. Между осужденными складывается определенная система неформальных межличностных отношений. Нередко формируются сравнительно небольшие группы, как правило, рецидивистов или в прошлом неоднократно судимых во главе с лидером, которые терроризируют основную массу осужденных.
С. В. Бородин отмечал, что в связи с трудностями исправления некоторых категорий осужденных, в основном рецидивистов и отбывающих длительные сроки лишения свободы, следовало бы рассмотреть вопрос о создании (для начала в качестве эксперимента) центров реабилитации лиц, длительное время, например, свыше пяти лет, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В эти центры следовало бы перево-
1 См.: URL: https://ura.news/news/1052249039 (дата обращения: 08.02.2023).
2 См.: URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/turnir-po-krossfitu-sredi-osuzhdennih/ 101243832/(дата обращения: 08.02.2023).
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
дить таких лиц за три или шесть месяцев до освобождения. Основной задачей центров должно быть приспособление к жизни в условиях свободы, а также проведение предварительной работы по трудоустройству и определению места жительства [8, с. 235].
К числу лиц, вызывающих сложности при осуществлении в отношении их воспитательной работы в исправительных учреждениях, следует отнестии лиц, страдающих психическими аномалиями, которые существенно влияют на реализацию режима содержания осужденных в этих учреждениях. В связи с этим необходим дифференцированный подход к разрешению данной проблемы. Эту категорию лиц следует разделить на две группы: 1) лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией; 2) лица, страдающие психическими аномалиями, например психопаты, «травматики», олигофрены.
Для психопатов и других лиц такого же болезненного состояния важна психически не отягощенная среда. В отношении осужденных с психическими аномалиями при составлении индивидуальной воспитательной программы необходимо учитывать рекомендации компетентных комиссий, состоящих из психиатров, психологов и юристов. Для таких лиц комиссия обязана была бы составлять программу исправления, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ним. Имеются и трудности, которые определяются самим характером аномалии [9, с. 124].
Полагаем, что ст. 9 УИК РФ, в рамках которой законодателем изложены особенности исправления осужденных, нуждается в новом изложении, которое полностью отвечало бы современным реалиям, складывающимся в сфере уголовно-исполнительного права и законодательства [10, с. 148]. Согласно положениям ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в рамках которой закреплены основные средства исправления осужденных лиц, можно определить, что достижение целей исправления возможно в большинстве случаев только в результате применения абсолютно всех средств исправления осужденных. Следует отметить и тот факт, что каждое средство исправления осужденного лица имеет особое значение для достижения целей уголовного наказания, а также позволяет осуществить индивидуализацию уголовно-правовых предписаний по отношению к конкретному лицу и добиться достижения цели исправления осужденного. Любое средство исправления осужденного включает в себя определенные правоограничения, и это необходимо учитывать правоприменителю при выборе индивидуальных мер воздействия, в том числе воспитательных.
Список источников
1. Бадамшин И. Д. О содержании понятия исправления осужденных как цели уголовного наказания // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 3(65). С. 26-30.
2. Бутенко Т. П. Понятие «исправление осужденного в уголовно-исполнительном законодательстве» // Вестник АмГУ. 2015. № 70. С. 72-76.
3. Полубинская С. В. Соотношение общего и специального предупреждения как целей наказания : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. 191 с.
4. Соколова О. В., Степанова И. Б. Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования // LexRussica. 2015. № 1. С. 76-82.
5. Голубовский В. Ю., Захарцев С. И., Костюк М. Ф., Кунц Е. В. Уголовно-исполнительное право : учебник. М. : НИИ ФСИН России, 2022. 272 с.
6. Батискина А. С., Амяга И. С., Григорьева А. Д. Рецидивная преступность // Молодой ученый. 2021. № 51(393). С. 157-161.
ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. Хохряков Г Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1987. 29 с.
8. Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М. : Наука, 1990. 272 с.
9. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1987. 206 с.
10. Уголовно-правовое воздействие : монография / под ред. А. И. Рарога. М. : Проспект, 2012. 228 с.
References
1. Badamshin, I. D. 2014, 'On the content of the concept of correction of convicts as the purpose of criminal punishment', Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3(65), pp. 26-30.
2. Butenko, T. P. 2015, 'The concept of "correction of convicts in penal enforcement legislation"', Bulletin of the AmSU, iss. 70, pp. 72-76.
3. Polubinskaya, S. V. 1987, The ratio of general and special prevention as the goals of punishment: PhD thesis (Law), Moscow.
4. Sokolova, O. V. & Stepanova, I. B. 2015, 'Labor as one of the means of correcting those sentenced to imprisonment: problems of legislative regulation', LexRussica, iss. 1, pp. 76-82.
5. Golubovsky, V. Yu., Zakhartsev, S. I., Kostyuk, M. F. & Kunts, E. V. 2022, Penal law: textbook, Research Institute of the FPS of Russia, Moscow.
6. Batiskina, A. S., Amyaga, I. S. & Grigorieva, A.D. 2021, 'Recidivism', Young Scientist, iss. 51(393), pp. 157-161.
7. Khokhryakov, G. F. 1987, Social environment, personality and legal awareness of convicts: Sc.D thesis (Law), Moscow.
8. Borodin, S. V. 1990, Fighting crime: a theoretical model of a comprehensive program, Nauka, Moscow.
9. Antonyan, Yu. M. & Borodin, S. V. 1987, Crime and mental anomalies, Moscow.
10. Rarog, A. I. (ed.) 2012, Criminal legal impact: monograph, Prospect, Moscow.
Информация об авторах
С. Д. Аверкин - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника института;
Е. В. Кунц - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник.
Information about the authors
S. D. Averkin -Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Institute;
E. V. Kunc - Doctor of Law, Professor, Leading Researcher.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).
Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 08.02.2023; принята к публикации 09.03.2023.
The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 08.02.2023; accepted for publication 09.03.2023.