Научная статья на тему 'Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России'

Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1074
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / РЕЖИМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУД / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CONVICT / CORRECTION MEANS / REGIME / EDUCATION / LABOR / SOCIAL IMPACT / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малолеткина Наталья Сергеевна

В статье анализируются вопросы применения средств исправления осужденных во время отбывания наказания. В работе определяются основные направления, с помощью которых в уголовно-исполнительной системе России осуществляется и реализуется само исправление осужденных в контексте действующего законодательства. Дается характеристика каждого средства исправления осужденного, рассматривается ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В ходе исследования исправление осужденных представлено в виде основных средств исправления осужденных, формирующих у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования к правопослушному поведению. Особое внимание уделяется вопросам организации режима и воспитательного воздействия на осужденных, в том числе несовершеннолетних. В статье изучаются основания получения образования (кто имеет право его получать, в каком возрасте, при учете каких критериев). Рассматривается работа производственного сектора по реализации такого средства исправления, как труд, предлагается ознакомиться с опытом по взаимодействию и сотрудничеству производства исправительного учреждения и представителей бизнес-сообщества на примере УФСИН России по Самарской области. Также в работе определяется роль представителей общественных организаций в процессе воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC MEANS APPLICATION OF CONVICTS CORRECTION IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA

The article analyzes the issues of application of means of correction of convicts while serving their sentence. The paper identifies the main directions by which the correction of convicts in the context of the current legislation is carried out and implemented in the criminal Executive system of Russia. The characteristic of each means of correction of the condemned is given, article 9 of the Criminal Executive code of the Russian Federation is considered. In the course of the study, the correction of convicts is presented in the form of basic means of correction of convicts, forming their respectful attitude to the person, society, work, norms, rules and traditions of the human community and stimulation to law-abiding behavior. Special attention is paid to the organization of the regime and educational impact on convicts, including this issue in relation to juvenile convicts. This article examines the basis of education, namely who has the right to receive it, at what age and taking into account what criteria. Considers the work of the productive sector for the implementation of such repair work, it is proposed to learn from the experiences of the interaction and cooperation of industry institutions and representatives of the business community on the example of the UFSIN of Russia across the Samara region. Also, the work defines the role of public influence through representatives of public organizations on the correction of convicts.

Текст научной работы на тему «Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.010 УДК 343.8

Малолеткина Наталья Сергеевна Natalia S. Maloletkina

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: levkovka707@mail.ru

Candidate of Law,

Deputy head of the Department of state and legal disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: levkovka707@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются вопросы применения средств исправления осужденных во время отбывания наказания. В работе определяются основные направления, с помощью которых в уголовно-исполнительной системе России осуществляется и реализуется само исправление осужденных в контексте действующего законодательства. Дается характеристика каждого средства исправления осужденного, рассматривается ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В ходе исследования исправление осужденных представлено в виде основных средств исправления осужденных, формирующих у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования к правопослушному поведению.

Особое внимание уделяется вопросам организации режима и воспитательного воздействия на осужденных, в том числе несовершеннолетних. В статье изучаются основания получения образования (кто имеет право его получать, в каком возрасте, при учете каких критериев). Рассматривается работа производственного сектора по реализации такого средства исправления, как труд, предлагается ознакомиться с опытом по взаимодействию и сотрудничеству производства исправительного учреждения и представителей бизнес-сообщества на примере УФСИН России по Самарской области. Также в работе определяется роль представителей общественных организаций в процессе воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.

Ключевые слова: осужденный, средства исправления, режим, образование, труд, общественное воздействие, воспитательная работа.

BASIC MEANS APPLICATION OF CONVICTS CORRECTION IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA

Summary. The article analyzes the issues of application of means of correction of convicts while serving their sentence. The paper identifies the main directions by which the correction of convicts in the context of the current legislation is carried out and implemented in the criminal Executive system of Russia. The characteristic of each means of correction of the condemned is given, article 9 of the Criminal Executive code of the Russian Federation is considered. In the course of the study, the correction of convicts is presented in the form of basic means of correction of convicts, forming their respectful attitude to the person, society, work, norms, rules and traditions of the human community and stimulation to law-abiding behavior.

Special attention is paid to the organization of the regime and educational impact on convicts, including this issue in relation to juvenile convicts. This article examines the basis of education, namely who has the right to receive it, at what age and taking into account what criteria. Considers the work of the productive sector for the implementation of such repair work, it is proposed to learn from the experiences of the interaction and cooperation of industry institutions and representatives of the business community on the example of the UFSIN ofRussia across the Samara region. Also, the work defines the role of public influence through representatives of public organizations on the correction of convicts.

Keywords: convict, correction means, regime, education, labor, social impact, educational work.

Одной из основных задач уголовно-исполнительной системы России (далее - УИС) является исправление осужденного, государство в лице сотрудников УИС должно возвратить в общество законопослушных, социально адаптированных граждан, если необходимо, привить необходимые качества, навыки, научить и обучить новым профессиям, дать образование. При исправле-

© 2019 Малолеткина Н. С.

нии осужденного во время отбывания наказания сотрудникам УИС приходится ежедневно в своей деятельности решать задачи, обозначенные в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).

В данной статье мы рассмотрим вопрос применения основных средств исправления осужденных в УИС России, выявим проблемы и пути решения по заявленной тематике.

УИК Киргизстана (ч. 1 ст. 8), Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (ч. 1 ст. 14) и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики (ч. 8.1 ст. 8) предлагают трактовать исправление осужденного следующим образом - формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (по сути, аналогично российскому подходу - прим. Н. М.). К основным средствам исправления осужденного указанные нормативно-правовые акты также относят общественное воздействие.

Кратко сравнив определение «исправление осужденного», закрепленное в кодексах бывших республик СССР, можем констатировать, что базовое понятие у всех одно и то же, только одни сократили его до минимума, другие - немного расширили. Что касается основных средств исправления осужденного, то здесь очевидно их единое видение - во всех указанных кодексах присутствует общественное воздействие как средство исправления.

Сегодня уголовная политика страны направлена на уменьшение преступности в обществе и усиление роли наказаний, не связанных с лишением свободы, а также смягчение уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. В ст. 9 УИК РФ законодатели определили, что представляет собой исправление осужденных в момент отбывания ими наказания и что понимается под основными средствами исправления осужденных.

На территории РФ в исправительных учреждениях УИС основными средствами исправления осужденных выступает сам порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Все средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Средства исправления осужденных применяются не ко всем видам наказания, некоторые виды наказания в силу своей специфики просто не могут реализовать то или иное средство исправления, указанное в УИК РФ. Так, к осужденным, отбывающим пожизненное лишение свободы (ст. ст. 126-127 УИК РФ), не предусматривается и не применяется проведение воспитательной работы. При исполнении исправительных работ применяются лишь отдельные элементы исправительного воздействия на осужденного. В полном объеме применяются все средства исправления осужденного при лишении свободы на определенный срок.

Один из основных средств исправления осужденных является режим, согласно ст. 82 УИК РФ под ним понимается следующее: установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Режим позволяет в исправительных учреждениях организовать исполнение наказания таким образом, чтобы осужденный по истечении срока наказания реально исправился. На практике, к сожалению, все происходит не так гладко.

Между понятием «режим» и «распорядок дня в исправительном учреждении» можно смело ставить знак равенства. Это две неотъемлемые составляющие в уголовно-исполнительной системе России: благодаря распорядку дня в учреждениях (Правила внутреннего распорядка, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295) осуществляется и сам режим, и все остальные средства исправления осужденных, которые ежедневно реализуются по отношению к осужденным.

Обыскные мероприятия в местах лишения свободы организуются и проводятся согласно Приказу Минюста России от 20.03.2015 № 64-дсп «Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования». Подобного рода мероприятия позволяют поддерживать режим в исправительных учреждениях и выявлять злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Также с осужденными организуется профилактический учет согласно Приказу Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями). Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий, что так или иначе включает в себя и воспитательное воздействие.

Таким образом, режим принуждает осужденного соблюдать правопослушное поведение, а также призывает и заставляет придерживаться общественно полезного поведения в течение всего периода исполнения наказания.

Что касается воспитательной работы в исправительных учреждениях, то данным направлением, как известно, занимается воспитательный отдел и непосредственно начальники отрядов. В должностных инструкциях сотрудников воспитательного отдела прописаны все права и обязанности по осуществлению своих должностных полномочий в части осуществления воспитательного воздействия на осужденных. Данное направление является одним из основных и оказывает влияние на исправление самих осужденных. В местах лишения свободы воспитательная работа ведется ежедневно в отличие от осужденных, которым было назначено наказание без изоляции от общества. По отношению к данной категории осужденных применяются воспитательные мероприятия в части проведения профилактических бесед, контроль со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций также включает в себя элементы воспитательного воздействия. Несоблюдение осужденными без изоляции от общества своих обязанностей влечет за собой применение по отношению к ним определенных мероприятий. И одним из часто применяемых в отношении таких нарушителей установленного порядка отбывания наказания мерой воспитательного воздействия является вынесение предупреждения, которое в дальнейшем, возможно, может быть основанием для подготовки представления в суд.

В местах лишения свободы осужденные постоянно находятся под контролем сотрудников учреждения и в случае нарушений установленного порядка сразу же своевременно реагируют на противоправное поведение и применяют соответствующие меры.

Приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» имеет непосредственное отношение к воспитательной работе, организуемой сотрудниками учреждения по отношению к осужденным. Любая воспитательная работа представляет собой проведение комплекса мероприятий, включающих в себя информационную, пропагандистскую, психологическую, морально-этическую, культурно-досуговую работы, а также проведение спортивно-массовых мероприятий и ряд других. Эффективно осуществляться подобного рода работа по отношению к осужденным может с учетом профессиональных качеств сотрудников УИС, что включает в себя и единый подход и согласованность всех служб и сотрудников по воспитанию и перевоспитанию осужденных.

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом оперативной обстановки в учреждении, Правил внутреннего распорядка дня. Кроме того, имеет влияние и производственно-хозяйственные задачи, стоящие перед руководством исправительного учреждения.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

Участие родственников осужденного по вопросам воспитательного характера играет немаловажную роль в исправлении осужденного, что в сотрудничестве с сотрудниками УИС дает эффективный результат по исправлению.

По отношению к несовершеннолетним осужденным применяются свои определенные уголовно-исполнительным законодательством средства и методы по применению воспитательного воздействия, что объективно и вполне оправданно. Гл. 17 (ст. ст. 132-142 УИК РФ) посвящена особенностям исполнения наказаний в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Законодатель подробно определяет условия отбывания наказания несовершеннолетних, меры поощрения и взыскания, применяемых к осужденным, порядок перевода осужденных из воспитательной колонии в исправительную колонию, организацию учебного процесса и участие общественных объединений в работе воспитательной колонии.

Несовершеннолетние нарушители закона, как правило, из неблагополучных семей (хотя практика последних пару лет говорит обратное) и нормы морали, правила поведения в обществе порой чужды таким подросткам. По данной проблематике больше вопросов к родителям, законным представителям, опекунам и попечителям, так как в их обязанности входит воспитать законопослушных граждан страны, привить хорошие качества и дать достойное образование своим детям.

Воспитательная работа в колонии строится с учетом индивидуальных особенностей осужденных, ее содержание составляют нравственное, эстетическое, правовое, физическое и другие направления процесса воспитания несовершеннолетнего. На наш взгляд, нравственное воспитание является одним из основных и ключевых в воспитательных колониях, так как речь идет о формировании личности осужденного. Воспитатели знакомят осужденных с правилами и нормы морали, с основами законодательства РФ, а уже осознание полученного материала превращает полученную информацию в их убеждения и формирования личности правопослушного гражданина.

Большое значение в связи с этим имеет личный пример сотрудников. Сами осужденные отмечают, что примером для подражания для них в первую очередь выступают учителя образовательной школы, преподаватели, мастера профессиональных училищ, мастера производства и воспитатели.

Так же как и в других исправительных учреждениях, в воспитательной колонии существуют проблемные вопросы в работе с осужденными: у значительной части осужденных не развиты нравственные чувства, присущие большинству граждан, отсутствует чувство сострадания у чужому горю и жалости к потерпевшему в результате своих противоправных действий при совершении правонарушений. Жестокость преступлений среди несовершеннолетних вызывает неоднозначные мнения и отношение к данной категории преступников в российском обществе. Озлобленное отношение к другим людям проявляется в поведении несовершеннолетнего ежедневно, такие осужденные характеризуются отрицательно и получают регулярно взыскания и замечания от сотрудников воспитательной колонии. Еще именно поэтому при организации непосредственно нравственного воспитания необходима действенная методика, система, которая будет формировать у осужденных в первую очередь этические чувства, что в дальнейшем даст свои положительные результаты. Большое значение для достижения цели воспитания, перевоспитания и привития норм морали в воспитательной колонии имеет то, чтобы несовершеннолетний осознал хотя бы небольшую долю своих преступных действий, понял, в чем был не прав, разобрался в себе.

Образование как одно из основных средств исправления осужденных имеет огромное значение во всей уголовно-исполнительной системе страны. В ст. ст. 108 и 112 УИК РФ обозначены условия получения профессионального и общего образования осужденных к лишению свободы, что оно собой представляет, кто имеет право получать его, в каком возрасте и при учете каких критериев. Получение осужденными основного общего и среднего образования, как правило, поощряется и учитывается при определении степени их исправления, способствует достижению целей и задач, стоящих перед УИС, по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений.

Не меньшее значение для исправления осужденных имеет труддвая деятельность. Благодаря работе производственного сектора на территории исправительного учреждения осужденные имеют возможность получить профессию, которая при освобождении позволит им себя обеспечивать. Работая на производстве, осужденный имеет возможность оплачивать алименты, возмещать причиненный своими действиями ущерб. В ст. ст. 103-107 УИК РФ определены все основные позиции, относящиеся к труду осужденного начиная от привлечения к труду, условий, оплаты труда и заканчивая вопросами удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы.

В связи с этим актуальным является вопрос организации сотрудничества учреждений, имеющих производственные мощности, с бизнес-сообществом с целью предоставления рабочих мест осужденным, что будет содействовать их ресоциализации.

В качестве примера можно привести Решение коллегии ФСИН России, п. 18.2 «О результатах реализации мероприятий, направленных на развитие производственного сектора УИС, совершенствование внутрисистемного обеспечения деятельности учреждений и органов УИС» приказа ФСИН России от 08.12.2016 № 1036: в рамках соглашения о сотрудничестве УФСИН России по Самарской области и Торгово-промышленной палаты Самарской области от 30 марта 2017 г. 14 августа 2018 г. было проведено выездное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере строительства с докладом «О производстве продукции строительного назначения и сферы жилищно-коммунального хозяйства в исправительных учреждениях Самарской области» с участием УФСИН России по Самарской области.

Большинство регионов нашей страны имеют положительный опыт в части привлечения бизнес-сообщества в исправительном учреждении в достижении общих целей. Так, на территории Самарской области в ФКУ ИК-3 налажено производство по выпуску строительных керамзитобе-тонных блоков ООО «Самара блокстрой». В производственном процессе задействовано 18 осужденных.

В ФКУ ИК-16 в рамках Соглашения и привлечения бизнес-сообщества производятся резиновые изделия - ООО «Брянскрезинотехника», в производстве задействовано 20 осужденных.

Налажено взаимовыгодное партнерство внутрисистемного назначения в УФСИН России по Самарской области. Так как на территории Самарской области существует 12 Центров трудовой адаптации осужденных (10 - в ИК, 2 - в КП), большие производственные площадки и квалифицированная рабочая сила, то и государственные контракты (договоры) соответственно по различным видам товаров и оказанию услуг заключаются между ИУ региона.

УФСИН России по Самарской области имеет неплохой опыт в вопросе сотрудничества с другими территориальными органами ФСИН России, примерами такового являются государственные заказы от УФСИН России по Вологодской, Рязанской областей и Краснодарскому краю по изготовлению моющегося средства в ИК-5. Большой объем работы выполняет ИК-15 по обмундированию сотрудников УИС от заказчика ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России».

Проблема определения степени исправления состоит и в том, что многие осужденные, не достигшие соответствующего уровня исправления, досрочно освобождаются из мест лишения свободы и затем снова совершают преступления. Без установления степени исправления (либо, напротив, неисправления) невозможно объективно определять меры поощрения и взыскания. Отсутствие четких, достаточно понятных для практических работников критериев определения степеней исправления осужденных существенно сдерживает все направления воспитательной, трудовой деятельности и снижает эффективность работы системы исправительных учреждений России в целом [1, с. 223].

Общественное воздействие на территории РФ осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

В УИК РФ не раскрывается понятие, сущность и содержание общественного воздействия на осужденных в отдельных статьях нормативно-правового акта, однако прямо или косвенно указывается на некоторые формы проявления одного из основных средств исправления осужденного -ст. ст. 9, 14, 23, 24, 109, 110, 142 УИК РФ. В науке уголовно-исполнительного права только в последние годы были сделаны попытки теоретического обоснования понятия «общественное воздействие на осужденных» [2, с. 146].

Под общественным воздействием, по нашему мнению, в исправительных учреждениях по отношению к осужденным следует понимать инициативную группу граждан, входящую в какое-

либо общественное объединение, имеющее определенные знания, умения и навыки по вопросам оказания помощи осужденным для достижения целей и задач согласно УИК РФ в части их исправления.

На территории РФ в исправительных учреждениях выступают в роли субъектов общественного воздействия религиозные объединения, общественные организации и образования, правозащитные организации, близкие родственники осужденных и т. д. Работа представителей данных организаций весьма существенна и действенна. Многие осужденные обращаются к помощи священнослужителей, которые в свою очередь организуют встречи и беседы с ними на территории учреждения в специально отведенных для этого местах.

В целях реализации общественного воздействия для российской УИС весьма актуален вопрос общественного контроля в исправительных учреждениях.

Таким образом, мы считаем, что, несмотря на наличие определенных проблем, основные средства исправления осужденных в УИС реализуются в полном объеме благодаря организации режима, воспитательной работы, получения образования осужденными и трудовой деятельности в исправительных учреждениях, а также общественному воздействию.

Библиографический список

1. Нечаева Е. В. О критериях определения степени исправления осужденных к уголовным наказаниям // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14 (1-4). № 3. С. 222-227.

2. Маликов Б. З. Общественное воздействие - средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 14 (1-4). № 2. С. 146.

References

1. Nechaeva E. V. O kriteriyakh opredeleniya stepeni ispravleniya osuzhdennykh k ugolovnym nakazaniyam [On criteria for determining the degree of correction of convicts to criminal penalties]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [CriminalExecutive law], 2019, vol. 14(1-4), no. 3, pp. 222-227 [in Russian].

2. Malikov B. Z. Obshchestvennoe vozdeistvie - sredstvo ispravleniya osuzhdennykh, i rol' v nem religioznogo aspekta [Social impact means of correction of convicts, and the role of religious aspect in it]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal Executive law], 2018, vol. 14 (1-4), no. 2, p. 146 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.