Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ'

СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / КОМПОЗИЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ / ДВИЖЕНИЯ ТЕЛОМ / РАБОТА С ПРЕДМЕТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Елена Александровна, Бернатавичюте Анна Дмитриевна

Мировая художественная гимнастика претерпевает новый виток в развитии. Сегодня гимнастки показывают высокий уровень техники владения элементами трудности тела и трудности предмета. В связи с этим в оценке упражнений значимая роль отводится эстетической составляющей и выразительности движений гимнасток. В статье рассматриваются способы повышения артистичности гимнасток высокого класса. Цель исследования: определить средства двигательной выразительности в индивидуальных упражнениях с мячом. Результаты исследования: классифицированы движения и действия, составляющие индивидуальные комбинации с мячом у сильнейших гимнасток; определена доля влияния показателей содержания программ на соревновательную оценку; обоснованы средства двигательной выразительности гимнасток в упражнениях в зависимости от музыкального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Елена Александровна, Бернатавичюте Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF MOTOR EXPRESSION OF GYMNASTS OF HIGH QUALIFICATION IN EXERCISE WITH THE BALL

World rhythmic gymnastics is undergoing a new round of development. Today gymnasts show a high level of technique of mastering the elements of body difficulty and apparatus difficulty. In this regard, in the assessment of the exercises, a significant role is assigned to the aesthetic component and expressiveness of the gymnasts' movements. The article discusses the ways to improve the artistry of high-class gymnasts. Purpose of the research: to determine the means of motor expressiveness in individual exercises with a ball. Research results: classified the movements and actions that make up individual combinations with the ball among the strongest gymnasts; the share of the influence of indicators of the content of programs on the competitive assessment was determined; substantiated the means of motor expressiveness of gymnasts in exercises, depending on the musical accompaniment.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ»

верситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019.- № 4 (170). - С. 33-36.

3. Гаврилова, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в процессе иноязычной подготовки / Е.А. Гаврилова, Ю.Н. Бузина, К.В. Тростина, Л.Г. Ким // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2020. - С. 376-381.

4. 4. Hughes D. Find Your 30 : [кампания по повышению уровня двигательной активности «Найди свои 30 минут», Австралия] / dr David Hughes // SPORTAUS : [сайт]. - URL: https://www.sportaus.gov.au/findyour30 (дата обращения: 19.06.2020).

5. Мешканин, Д. А. Совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях с учетом современных требований: реализация инновационных подходов и технологий / Д.А. Мешканин, Л.Г. Ким // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут, 2019. - С. 258-262.

6. Шутова, Т.Н. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса / Т.Н. Шутова, А.В. Шаравьева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 3. - С. 61-65.

7. Шутова, Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.

REFERENCES

1. Antonova, I.N., Shutova T.N. and Efremova N.G. (2019), "Ways of development of the Department of physical education in the economic university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 21-25.

2. Barkovsky, E.S. (2019), "Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies in future bachelors of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 33-36.

3. Gavrilova, E.A., Buzina Yu.N., Trostina K.V. and Kim L.G. (2020), "Health-saving technologies in the process of foreign language training", Current problems, current trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects, Materials of the scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 376-381.

4. Campaign to increase the level of motor activity "Find your 30 minutes". Australia, available at: https://www.sportaus.g ov.au/findyour30 (date accessed: 19.06.2020).

5. Meskanen, D.A. and Kim L.G. (2019), "Improving the system of physical education in educational institutions taking into account modern requirements: implementing innovative approaches and technologies", Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and rehabilitation of various categories of the population, Collection scientific and practical conference, Surgut, рp. 258-262.

6. Shutova, T.N. and Sharavyeva A.V. (2013), "Methodological features of health-improving classes for women based on aquafitness", Izvestia of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 61-65.

7. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 501-505.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 796.412.2

СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ

Елена Александровна Поздеева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва; Анна

Дмитриевна Бернатавичюте, тренер-преподаватель, СК «Перспектива», Тюмень

Аннотация

Мировая художественная гимнастика претерпевает новый виток в развитии. Сегодня гимнастки показывают высокий уровень техники владения элементами трудности тела и трудности предмета. В связи с этим в оценке упражнений значимая роль отводится эстетической составляющей и выразительности движений гимнасток. В статье рассматриваются способы повышения артистичности гимнасток высокого класса. Цель исследования: определить средства двигательной выразительности в индивидуальных упражнениях с мячом. Результаты исследования: классифицированы движения и действия, составляющие индивидуальные комбинации с мячом у сильнейших гимнасток; определена доля влияния показателей содержания программ на соревновательную оценку; обоснованы средства двигательной выразительности гимнасток в упражнениях в зависимости от музыкального сопровождения.

Ключевые слова: выразительность движений, композиция, упражнения с мячом, движения телом, работа с предметом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p293-299

MEANS OF MOTOR EXPRESSION OF GYMNASTS OF HIGH QUALIFICATION IN

EXERCISE WITH THE BALL

Elena Aleksandrovna Pozdeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy K.A. Timiryazeva, Moscow;

Anna Dmitrievna Bernatavichyute, the coach-teacher of SC "Perspektiva", Tyumen

Abstract

World rhythmic gymnastics is undergoing a new round of development. Today gymnasts show a high level of technique of mastering the elements of body difficulty and apparatus difficulty. In this regard, in the assessment of the exercises, a significant role is assigned to the aesthetic component and expressiveness of the gymnasts' movements. The article discusses the ways to improve the artistry of high-class gymnasts. Purpose of the research: to determine the means of motor expressiveness in individual exercises with a ball. Research results: classified the movements and actions that make up individual combinations with the ball among the strongest gymnasts; the share of the influence of indicators of the content of programs on the competitive assessment was determined; substantiated the means of motor expressiveness of gymnasts in exercises, depending on the musical accompaniment.

Keywords: expressiveness of movements, composition, exercises with a ball, body movements, work with an object.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе становления художественной гимнастики отмечается высокий уровень технического компонента исполнительского мастерства спортсменок [6]. Сильнейшие гимнастки показывают совершенно отточенную технику элементов и манипуляций предметом. Поэтому огромное значение приобретает выразительное и артистичное исполнение упражнений. Специалисты, изучающие артистизм, подчеркивают, что адекватно оценивать бывает очень сложно тех гимнасток, которые технически правильно выполняют сложные соревновательные упражнения. И именно благодаря выразительности, можно дифференцировать оценки у сильнейших гимнасток.

В научно-методической литературе по художественной гимнастике одни авторы понятие «выразительность» обозначают как «двигательное выражение эмоций»; как способность создавать эмоционально-двигательный образ в соревновательном упражнении [2]; другие считают, что выразительность - это не только эмоции, но и совершенная техника [5]. В нашем понимании совершенствовать выразительность движений можно лишь тогда, когда технический компонент мастерства достаточно высок. А проявляется она через специальные движения и действия, выполняемые на высоком уровне координирован-ности своих движений и подчеркивающие определенный «двигательный вкус».

Специалисты в этом виде спорта отмечают особую роль предмета в создании образа композиции. Он усиливает целостность движения и становится частью тела. В упражнении должно быть создано впечатление единого восприятия: предмета-гимнастки-музыки [5].

Совершенствование выразительности движений достигается средствами музыкально-двигательной подготовки, сюжетно-ролевыми играми у юных гимнасток [1]; с помощью средств хореографической подготовки (различными группами танцев) [2]. Однако эти исследования не дают ответа на вопрос: как, и какими средствами можно создавать целостный художественный образ в упражнении, как совершенствовать выразительность и артистичность гимнасток высокого класса.

В действующих правилах соревнований по художественной гимнастике (2017— 2020) изложено краткое описание критериев оценивания содержания соревновательных упражнений, в частности «артистизм». Понятие «выразительность движений тела» в официальном документе трактуется, как «синтез силы, красоты и элегантности. Участие всех частей тела в процессе создает пластику движения и передает характер, чувства, усиливает акценты» [3]. Данные критерии требуют детального изучения и конкретизации.

Цель - определить средства выразительности движений у гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процесс исследования проводилось анкетирование тренеров высшей категории (п=12), позволяющее определить компоненты артистической составляющей в соревновательных программах; методики анализа содержания соревновательных комбинаций, описанные в ранее проведенных исследованиях [4]. Так неоднократно были просмотрены видеозаписи 36 выступлений самых сильных гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом на чемпионате мира - София (2018) и чемпионате Европы - Баку (2019). Все гимнастки выступали по программе мастера спорта. Каждая комбинация анализировалась 24 раза. Фиксируемые показатели заносились в протоколы, и были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ по методике расчётов Спирмена и однофакторный дисперсионный анализа Р. Фишера).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание индивидуальных соревновательных композиций с мячом у гимнасток высокой квалификации отличаются разнообразием. В ходе педагогических наблюдений и анализа специальной литературы было выделено 24 показателя содержания соревновательных упражнений. Эти элементы и движения были сгруппированы в соответствии с критериями оценивания соревновательных упражнений и спецификой работы с мячом. В первую группу вошли прыжки, равновесия, повороты - элементы трудности тела. Вторую группу «пространство» включают показатели - использование площадки и уровни пространства (выполнение элементов в партере, стоя, в полете). Третья группа «Специфическое содержание» отражает работу предметом в упражнении. В нее входят работа предметом без помощи рук, работа без зрительного контроля, работа с предметом под ногой/ногами, различные способы ловли и перекаты мяча и т.д. Последняя группа «Средства оформления» характеризует соответствие движений музыке и индивидуальный стиль гимнастки. Это волны руками, телом; акцентные точки головой, руками, кистью, ногами; взгляд; круговые движения ногами, руками, туловищем; танцевальные дорожки и шаги.

Элементы трудности тела регламентированы правилами соревнований и анализировались в дальнейшем с точки зрения оригинальности исполнения. То есть акцентировались и фиксировались только детали техники, которые могут являться выразительными «штрихами» в условиях совершенной техники исполнения.

По результатам анкетирования тренеров высшей категории(п=12) из всех движений и действий, наполняющих соревновательное упражнение, были отобраны показатели, которые предположительно отвечают за композицию и артистичность:

1. Движения телом - волны руками; волны телом; акцентные точки, головой, рукой, кистью, ногой; движение кистью; акцентные точки головой; смена уровня; взгляд.

2. Работа предметом - захват мяча различными частями тела; перекаты мяча по полу и телу; отбивы о пол и различные звенья тела; обволакивание; передачи мяча; восьмерки мячом; оригинальные элементы предметом и др.

Так как все элементы в упражнении должны выполняться в соответствии с основными характеристиками музыкального произведения, то для более детального изучения все комбинации разделены на две группы: композиции, выполняемые под медленную (п=21) и быструю (п=15) музыку.

Анализ выступлений спортсменок высокой квалификации в упражнении с мячом позволил сделать вывод, что если гимнастка выступает под медленную музыку, то чаще всего используется «перекат» как основная работа предметом, а основной работой телом становятся различные волны (рисунок 1).

смена уровня _1 9 46 Пространство

движения кистью -1 2.49 Оформление

акцентные точки ногами □ 0,7

акентные точки головой 1 1 5»

акцентные точки руками взгляд волна руками 1 8. -1 2,49 57

оригинальная работа.. т 1,1 Трудность предмета

восьмерка =1 1,39

передача -1 2,09

обволакивание -1 2,09

захват

1 >11 ч>

отбив 1 III Xh

перекат

II > 4S

волна телом 1 4 IX Трудность тела

О 5 10 15 20 25

Рисунок 1 - Количественные показатели содержания упражнений с мячом у финалисток международных соревнований, выступающих под медленную музыку

Ярким примером может являться композиция Nikol Voronkov (ISR). Так было выявлено, что для лучшей передачи художественного образа в упражнениях, выполняемых под медленную музыку, чаще используются перекаты мяча по различным частям тела и полу, захваты мяча, акцентные точки руками, волны руками, волны телом и широкие движения

Изучая выступления спортсменок под быструю музыку, было отмечено, что гимнастки чаще всего используют другие характерные движения из группы «трудность предмета». Ярким примером является постановочная хореография гимнастки Neviana Vladinova (BUL). У нее довольно импульсивная музыкальная композиция, где основной работой предмета становятся отбивы мячом об пол, о кисть гимнастки, об колено, об грудь. Так установлено, что наиболее распространенными движениями телом являются акцентные точки рукой, ногами, головой, кистью. В работе с предметом основой такой композиции будут являться отбивы мяча о разные части тела, пол и захваты предмета (рисунок 2).

Этот факт в очередной раз подчеркивает, высказывания исследователей о значимо -сти художественного образа в комбинации, который создается в единстве трех составляющих «гимнастка-предмет-музыка».

Далее с целью обоснования средств двигательной выразительности была проведе-

на корреляция и однофакторный дисперсионный анализ. Проведенный анализ установил влияние различных составляющих содержания программ на оценку за артистичность в упражнении с мячом (рисунок 3).

смена уровня движения кистью акцентные точки ногами акентные точки головой акцентные точки руками взгляд волна руками оригинальная работа.

восьмерка передача

□ 11,72

Пространство

2,07

4.83

1,38

2,76

1,49 1,72 2,07

обволакивание ] 0,24

захват :

отбив I

перекат ~

волна телом I 2=07

7,59

8.28

10

Оформление

14,45

13,1

15

Трудность предмета

26,21

Трудность тела

20 25 30

Рисунок 2. Количественные показатели содержания упражнений с мячом у финалисток международных соревнований, выступающих под быструю музыку

50

40 30 20 10

39 39

38

критерии двигательной выразительности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ волна телом ■ волна руками ■ перекат

■ захват ■ передача ■ взгляд

■ оригинальные элементы ■ обволакивание ■ отбив

0

Рисунок 3 - Доля влияния критериев на оценку за артистизм в упражнении с мячом под медленную музыку, %

При этом достоверные показатели выявлены в 11 критериях, влияние изученных факторов составляет 14-39%. Достоверные критерии (при а=0,05), имеющие наибольший процент - это волна телом (39%), волна руками (39%), перекат мяча (38%) и захват мяча (28%).

Это говорит о том, что именно данные движения и элементы в наибольшей степени подчеркивают медленную музыкальную композицию, и привлекают зрителей и судей. Недостоверными показателями являются движения кистью, акцентные точки руками и акцентные точки ногами.

Влияние показателей содержания на оценку артистичность в быстрых музыкальных комбинациях иное (рисунок 4).

Так достоверными критериями являются: акцентные точки руками (39%), отбивы (38%), акцентные точки ногами (38%), захваты (33%), движения кистью (29%). Данные движения являются специфичными и отражают быстрый темп музыки.

%

60

40

20

0

39 38 38

33 33

33 33

Illlliü

19 17

критерии двигательном выразительности

акцентные точки руками ■ отбив ■ акцентные точки ногами

захват ■ взгляд ■ движения кистью

обволакивание ■ оригинальные элементы ■ перекат

Рисунок 4 - Доля влияния критериев на оценку за артистизм в упражнении с мячом под быструю музыку, %

ВЫВОДЫ

Содержание и композиция индивидуальных соревновательных упражнений с мячом у гимнасток высокой квалификации имеет многокомпонентную структуру, состоящую из 4 групп: элементы трудности тела, пространство, специфическое содержание, средства оформления. Каждая группа представлена единичными показателями.

В процессе проведенного исследования было определено, что за композицию и артистическую составляющую упражнения отвечают движения телом и виртуозная работа с предметом. Эти движения составляют группу средств двигательной выразительности гимнасток в упражнении с мячом. В медленной композиции наиболее значимыми являются перекат мяча, волна телом, волна руками. В быстрой композиции - это отбивы и захваты мяча, движения кистью, акцентные точки руками и ногами.

ЛИTEРATУРA

1. Aдрова EB. Формирование выразительности движений в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 6-7 лет / E^. Aдрова, С.Ю. Максимова, H.A. Фомина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2012. - № 3 (85). - С. 7-10.

2. Карпенко ЛА. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / ЛА. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 14-17.

3. 3. Правила по художественной гимнастике 2017-2020 // GymShow : [сайт]. -2016. - URL: https://gymshow.ru/images/download/RG_CoP-2017-2020_updated-with-Errata_February-2017_r_V2.pdf (дата обращения: 27.12.2020)

4. Поздеева, E. A. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике / E.A. Поздеева, Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. - 2018.- №10. - С.33-36.

5. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, E.Q Крючек, E.H. Медведева, И.Б. Зеновка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 180-185.

6. Aнализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Софии / RH. Терехина, E.Q Крючек, E.H. Медведева, KA. Винер-Усманова, ОА. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 353-357.

REFERENCES

1. Adrova, E.V., Maksimova, S.Yu and Fomina, N.A. (2012), "Formation of expressiveness of movements in the process of musical and motor training of girls 6-7 years old", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (85), pp.7-10.

2. Karpenko, L.A. and Rumba, O. G. (2013), "About expressiveness, artistry, emotionality in gymnastics", Bulletin of sports science, No.3, pp. 14-17.

3. Rules for the competition in rhythmic gymnastics for 2017-2020, available at: http://gymshow.ru/images/download/RG_CoP-2017-020.pdf (accessed 27.12.2020).

4. Pozdeeva, E.A., Pshenichnikova, G.N. and Korichko, Yu.V. (2018), "Model characteristics of the content of competitive exercises of qualified gymnasts in sports aerobics", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 33-36.

5. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Zenovka, I.B. (2014), "A modern approach to the process of staging competitive compositions in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp. 180-185.

6. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. and Dveyrina O.A. (2018), "Analysis of the results of the world championship in rhythmic gymnastics in Sofia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 353-357.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.01.2021

УДК 796.028

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Александр Владимирович Починкин, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Роман Сергеевич Яковлев, соискатель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Светлана Николаевна Поздеева, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация

В статье исследуется прогнозирование деятельности физкультурно-спортивных организаций на основе построения эконометрических моделей на основе реальных данных. Авторы приводят описание этапов процесса эконометрического моделирования и прогнозирования для принятия управленческих решений. Следует обратить внимание на выбор модели, которая используется с целью прогноза и базируется на основе наблюдений над переменными. Эконометрическая модель представляет собой инструмент прогнозирования плановых расчетов, основываясь на определенности характеристик и оценок.

Ключевые слова: спорт, бизнес, спортивный менеджмент, эконометрическая модель, бизнес-процесс, финансовая стратегия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p299-302

ECONOMETRIC MODELING OF FORECASTING SPORTS ORGANIZATION

ACTIVITIES

Alexander Vladimirovich Pochinkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Irina Le-onidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Roman Sergeevich Yakovlev, the competitor, Moscow State Academy of Physical Education", Moscow region, Ma-lakhovka; Svetlana Nikolaevna Pozdeeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract

The article deals with the forecasting of physical education and sports organizations based on the construction of econometric models based on real data. The authors describe the stages of the process of econometric modeling and forecasting for making managerial decisions. Attention should be paid to the choice of a model that is used for forecasting purposes and is based on observations over variables. An econometric model is a tool for predicting planned calculations based on certainty of characteristics and estimates.

Keywords: sports, business, sports management, econometric model, business process, financial strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.