выполнения соревновательной композиции.
Список литературы
1. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А.Э. Болотин, А.В.Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9 - С.36-38.
2. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонистов/В.З. Яцык, А.Э. Болотин, В.Б. Парамзин, С.А. Пауесов// Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - 2019. - № 1. - С. 30-36.
3. Bolotin, А.Е., & Bakayev, V.V. (2017). The differences in responce of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate. Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 17(4), Art. 272, pp. 2443-2446.
4. Bolotin, А.Е., Bakayev, V.V., Orlova N.V. & Kozulka A.N. (2017). Peculiarities of time structure and of biomechanical organization of a construction of motor actions in the hammer throw. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.137-141.
5. Bolotin, A., & Bakayev, V. (2019). Model for stamina development in biathletes based on the combined application of respiratory exercises. Sport Mont, 17(3), рр. 59-65.
УДК 796.41
М. А. Удалова1, А. Э. Болотин2, И.Л. Бондарчук2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ГРУПП ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Резюме. Установлено, что обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике в значительной степени зависит от композиционной подготовки. При этом большое внимание должно уделяться отбору в команду по показателям совместимости и танцевально-двигательной подготовки гимнасток. Это
свидетельствует о необходимости использования композиционной подготовки для обеспечения надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях, позволяющей качественно готовить спортсменок к соревнованиям.
Ключевые слова: компонентная методика; групповые упражнения; специфические группы трудности; художественная гимнастика; гимнастки.
Summary. M. A. Udalova, A. E. Bolotin, T.M. Piskun Ensuring reliability in performing specific groups of difficulty in group exercises on rhythmic gymnastics based on compositional preparation It was established that ensuring reliability when performing specific groups of difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics largely depends on the level of technical, physical, psychological readiness of athletes. At the same time, great attention should be paid to the selection of gymnasts for compatibility indicators, compositional and dance-motor training. This indicates the need to use a component technique to ensure reliability when performing specific groups of difficulty in group exercises, which allows you to qualitatively prepare athletes for competitions.
Keywords: component technique; Group exercises specific groups of difficulty; rhythmic gymnastics; gymnasts.
Современный студенческий спорт в значительной степени зависит от профессионального мастерства преподавателей по физической культуре вузов. [1]. Это касается в полной мере и художественной гимнастики, где обеспечение надежности при выполнении упражнений имеет огромное значение. При этом большое внимание должно уделяться
отбору гимнасток в команду. Отбор гимнасток в команду по групповым упражнениям является важным этапом, который предопределяет судьбу успешных выступлений. Каждая гимнастка является в первую очередь личностью, у которой имеются сильные и слабые стороны. Одни гимнастки имеют высокий уровень технической подготовленности, но могут дать сбой в стрессовом состоянии, другие наоборот, умеют проявлять свой «максимум» во время выступлений при недостаточно развитом уровне технической и физической подготовленности. Задача тренера найти эти достоинства и компенсировать их в недостатках у других членов команды. [3,4]. Тем самым сбалансировать способности команды на высоком уровне и повысить надежность исполнения упражнений. По данным литературных источников
1005
основополагающим требованием к комплектованию команды, является совместимость показателей спортсменок.
По мнению некоторых специалистов, основным показателем считается двигательная совместимость, которая определяется высокой степенью врабатываемостью группы, сплоченностью, синхронностью двигательных действий, быстротой овладения двигательными навыками и высокой степенью координации движений. [4]. Однако для того чтобы команда в процессе тренировок овладела высокой степенью двигательной совместимости, на стадии отбора гимнасткам необходимо обладать должным уровнем подготовленности, а так же быть схожими по антропометрическим и морфофункциональным показателям.
В целях обеспечения надежности специфических групп трудности в тренировочной и соревновательной деятельности, необходимо определить основные показатели подготовленности гимнасток при отборе в команду по групповым упражнениям. Нами были опрошены 20 тренеров высокой квалификации г. Санкт - Петербурга, которые специализируются в групповых упражнениях. По результатам их опроса были выявлены следующие показатели надежности, а также определено процентное соотношение по значимости их применения в комплектовании команды для групповых упражнений ( Рис. 1).
В ходе опроса было установлено, что тренеры при отборе в команды основное внимание уделяют технической (30%) и физической подготовленности гимнасток (25%). Немалое значение приобретает психологическая подготовленность (20%). Среднее влияние на комплектование команды оказывают антропометрические и морфофункциональные показатели, а также танцевально-двигательная подготовка по (10%). И самое низкое влияние у показателей артистизма и выразительности движений (5%).
Таким образом, было установлено, что для обеспечения надежности при отборе в команду по групповым упражнениям гимнастки должны обладать высоким уровнем физической и технической подготовленности, так как именно эти показатели определяют возможность гимнастки соответствовать столь динамичному росту технического мастерства на мировой арене. Причем значительное внимание должно уделяться применению дыхательных упражнений в процессе развития общей выносливости. [2]. Ведь чем выше техническая и физическая подготовленность спортсменок, тем реалистичней становится возможность увеличивать ценность композиции, тем самых создавать конкуренцию и претендовать на лидерство. Также гимнастки должны
1006
быть психологически устойчивыми к внешним факторам, быть схожими по антропометрическим и морфофункциональным показателям, быть способными к реализации любых композиционных и музыкальных решений при выборе стиля композиции. В немалой степени являться артистичным и выразительным, так как данные показатели придают особую, яркую окраску композиции.
Показатели надежности по отбору в команду по групповым
□ Техническая подготовленность
□ Физическая подготовленность
□ Психологическая подготовленность
□ Танцевально - двигательная подготовленность
□ Антропометрические и морфофункциональные показатели
□ Показатели артистизма и выразительности
Рис. 1. Показатели надежности при отборе в команду гимнасток для групповых упражнений
Важное место в обеспечении надежности должно отводиться композиционной подготовке. Чтобы обеспечить стабильность выполнения специфических групп трудности, тренерам и хореографам - постановщикам необходимо учитывать композиционные особенности, к ним относятся логичные построения и перестроения, различные динамические передвижения гимнасток. Следует учитывать разнородность и однородность предметов, а также их распределение между гимнастками и перемещение в полете. Не следует забывать о том, что все действия гимнасток и предметов обязаны сочетаться с музыкальным сопровождением композиции. Современные правила соревнований предъявляют высокие требования к исполнению перебросок и сотрудничеств. Для того чтобы недопустить ошибок на данных технических группах необходимо учитывать надежность схематичного распределения
упражнениям
гимнасток и предмета при выполнении броска и ловли. В ходе проведенного видеоанализа были выявлены следующие варианты исполнения перебросок и сотрудничеств в ходе выполнения соревновательной комбинации (Таблица 1).
По результатам опроса специалистов в групповых упражнениях, респонденты отметили, что наибольшей надежностью обладают переброски, выполненные без передвижения в парах и тройках, без пересекаемой траектории полета предмета. Данные переброски могут выполняться, как единовременно, так и асинхронно. Как правило, в простых перебросках используются различные «критерии» сложности на броске и ловле. Хотим отметить, что при выполнении броскового действия со сложной плоскостью предмета в парах следует избегать. Возможность столкновения предметов возрастает. Выполнять такую переброску следует по правому «коридору» или выше, ниже.
Таблица 1
Варианты исполнения перебросок
№ Типы перебросок Способ исполнения
1. По типу броска и ловли предмета в соответствии с «критериями». - бросок и ловля на полу; - выполнение с броском или ловлей элемента тела BD ценностью 0.10; - один элемент вращения во время броска или полета предмета; - бросок и ловля без зрительного контроля; - проход в предмет; - ловля в перекат; - бросок и ловля без помощи кистей и рук; - ловля во вращение предмета; - броски предмета в различных плоскостях; - ловля после отбива. - также броски и ловли предмета характерные для каждого предмета.
Следующими по сложности являются переброски, выполняемые одновременно в построениях «конверт», «дом», «стрела», «диагональ», «3 + 2», «4 + 1» без пересекаемой траектории полета предметов. (Рис. 2). Сами по себе такие переброски просты в исполнении, но, как правило, они усложняются «критериями», такие как бросок без помощи рук или без зрительного контроля, а также используют такой «критерий» сложности, как динамическое вращение во время «летящего» предмета. При ловле предметов также используются дополнительные «критерии». Чем больше «критериев» используется в переброске, тем сложнее и не надежней она становится, в этом и заключается
трудность выполнения данных типов перебросок. Как правило, на обеспечение стабильности таких перебросок уделяется наибольшее количество времени и сил.
Продолжение таблицы 1
2. По дальности полета предмета. - от 6 метров; - менее 6 метров.
3. По типу полета предмета. - с пересечением траектории полета предмета; - без пересечения траектории полета предмета.
4. По типу построений. - диагональные; - вертикальные; - горизонтальные; - круговые; - Т - образные; - крестообразные; - угловые; - сложные построения.
5. По типу коллективного движения. - синхронные; - асинхронные (поточные, в подгруппах), 3+2, 2+2+1.
6. По типу броска и ловли на месте, и в движении. - бросок или ловля в построении; - бросок или ловля в перемещении.
На рисунках 2, 3 наглядно представлены наиболее часто используемые варианты исполнения перебросок, где:
---------направление броска предмета;
• место броска и ловли предмета.
«3 + 2»
*
-------> •
--------
Рисунок 2 А
«3 + 2»
✓ / '
к ,
/ / ✓ /
к/ /
Х---''
«Стрела »
' /
Рисунок 2 Б
Рис. 2. Схемы наиболее часто встречающихся перебросок «в построении» в соревновательных композициях групповых упражнений
---------- _ у - направление броска;
• - место броска предмета;
- - направление передвижения гимнастки;
• - место ловли предмета.
Рис. 3. Схемы наиболее часто встречающихся перебросок «в передвижении» в соревновательных композициях групповых упражнений
более сложными по исполнению, были выявлены переброски «в передвижении». Как правило, в таких перебросках используются «критерий» сложности с вращением во время «летящего» предмета и ловля предмета во вращение. Использование «критериев» в таких перебросках минимально, это
1010
обусловлено выполнением броскового действия с предметом на «точку», где впоследствии, на ловле будет находиться гимнастка, принимающая предмет.
На современном этапе развития групповых упражнений художественной гимнастики варианты исполнения сотрудничеств весьма многообразны (Табл. 2).
Таблица 2
Варианты исполнения сотрудничеств
№ Типы сотрудничеств Способы исполнения
1. По базовой ценности оценивания. - с динамическим вращением; - без динамического вращения.
2. По способу взаимодействия - броском;
предметом. - перекатом; - отбивом; - скольжением.
3. По количеству брошенных и - бросок 2, 3, 4 предметов
пойманных предметов за один бросок и ловлю. одновременно; - ловля 2 и более предметов одновременно.
4 . По способу контактного - в поддержках;
взаимодействия между - прохождением над, под
гимнастками. гимнасткой.
5. По способу без контактного - проход в летящий предмет;
взаимодействия между - прохождением над, под, в
гимнастками. удерживаемый предмет;
6. По типу коллективного движения - синхронные; - асинхронные (поточные, в подгруппах).
7. По типу бросковых действий. - индивидуальные бросовые действия; - различные бросковые действия с партнером.
8. По типу броска и ловли предмета в - без помощи кистей и рук;
соответствии с «критериями». - без зрительного контроля.
Элементы сотрудничества с физическим контактом или без него - это те элементы, где успех каждой гимнастки зависит от её хорошей координации с партнёром (например, проход через движущийся предмет партнёра или под ним).
Элементы сотрудничества должны следовать четкими правилами исполнения:
- в сотрудничестве должны принимать участие все пять гимнасток, как в группе, так и в подгруппах, если хоть одна гимнастка не приняла участие во взаимодействии, сотрудничество не засчитывается. Взаимодействие может быть как между гимнастками, так и с использованием предметов;
- элементами сотрудничества считаются взаимодействия с динамическим вращением, так и без него. При этом в сотрудничествах без динамического вращения должно быть определенное количество передач предмета, и они должны отличаться по характеру движения (бросок, отбив, перекат, скольжение);
- сотрудничества могут выполняться в поддержках, у которых существуют свои требования.
В ходе проведения анализа и опросов специалистов, мы выявили наиболее часто встречающиеся варианты исполнения сотрудничеств. Они схожи по типологическим характеристикам, но у каждого из них есть свои особенности, способы исполнения, проявляющиеся в количествах бросковых действий с предметами, по количествам «критериев» входящих в сотрудничество, по различным вариантам построений и перестроений, а также различным динамическим вращениям.
В результате проведенного опроса специалистов в групповых упражнениях было выявлено, что наибольшей надежностью обладают сотрудничества, выполняемые без динамического вращения, так как в данных сотрудничествах передачи предмета могут быть выполнены различными по характеру движениями. Они просты и выполняются без потери зрительного контроля над предметом.
Следующими по надежности сотрудничествами специалисты выделили взаимодействия, выполняемые индивидуально в группе или подгруппах над, под гимнасткой-(ми) или удерживаемым предметом. Бросковое действие регулируется самой гимнасткой, выполняющей динамическое вращение.
Сотрудничества с входом в удерживаемый предмет, требуют от гимнасток, выполняющих динамическое вращение, умения подстраиваться под параметры предмета (умение группироваться, уменьшать или увеличивать амплитуду движений) и учитывать месторасположение гимнастки удерживающий предмет.
Средней трудности исполнения, специалисты отметили сотрудничества с
1012
динамическим вращением на поддержке, выполняемое, в группе или подгруппах, с индивидуальным броском, или с различными бросковыми действиями партнера. Данные сотрудничества требуют проявления силовых способностей и выносливости, создания оптимальной техники исполнения. Акробатической подготовленности гимнасток, а также точности исполнения движений.
Особо трудными взаимодействиями, в ходе опроса специалистов, были выявлены сотрудничества с входом в «летящий» предмет и последующим динамическим вращением. Базовая ценность наивысшая. Такие сотрудничества отличаются высокой точностью движений и пространственной ориентировкой. Успешность выполнения зависит от броского действия партнера. Ведь если предмет брошен на неправильную высоту или направление броска сильно искажено, это сильно усложняет реализацию сотрудничества. Гимнастка, выполняющая динамическое вращение сильно рискует не только баллами, но и здоровьем. Данные сотрудничества выполняют гимнастки, обладающие высоким уровнем технической и физической подготовленности.
Хотим отметить, что дополнения к сотрудничествам «разброс» двух и более предметов или одновременная ловля двух, или более предметов усложняет выполнение базового контента, соответственно, повышая его ценность.
Значимым моментом в обеспечении надежности, является танцевально-двигательная подготовка. Все двигательные действия, построения и перестроения в групповых упражнениях должны сочетаться с музыкальным сопровождением. Композиционное содержание определяется двигательными действиями гимнасток, как с обменом предмета, так и без него, соединениями, их количеством и качеством, рискованностью, оригинальностью и четкостью исполнения. Именно музыка и определяет характер и стиль композиции. Сочетание музыки и двигательных действий создают предпосылки к воспитанию у человека эстетики и нравственности. Современная танцевально-двигательная подготовка в художественной гимнастике многогранна. Танцевальные направления, в которых можно развивать, двигательные способности весьма разнообразны, к ним относятся: народно-характерные танцы, эстрадные, современные и уличные танцы. Задача гимнасток заключается в передаче идеи композиционной постановки и создании эмоционально - двигательного образа, который будет вызывать у зрителей сопереживание и восхищение. Такие выступления, как правило, музыкальны и выразительны. Они способствуют позитивному и целостному восприятию выступлений гимнасток.
1013
Правильно организованная танцевально-двигательная подготовка способствует формированию чувства ритма, выразительности движений у гимнасток, умению «слышать» музыку и творчески подходить к созданию образности композиции. Важную роль играет качество постановки группового упражнения, где оцениваются - позы, связующие различные движения, элементы различной трудности, а также умение произвести впечатление на зрителей. Поэтому танцевально-двигательная подготовка в художественной гимнастике способствует правильному построению и перестроению в групповом упражнении. Именно с помощью хорошей танцевально-двигательной подготовки, а также построений и перестроений в групповом упражнении, гимнастки, за кротчайший промежуток времени должны передать образ и характер движений.
Выводы:
1. Большое внимание следует уделять определению основных показателей подготовленности гимнасток при отборе в команду. Было установлено, что именно этот факт определяет судьбу успешных выступлений гимнасток на соревнованиях.
2. Для обеспечения стабильности выполнения специфических групп трудности, необходимо учитывать композиционные особенности. К ним относят построения и перестроения, различные динамические передвижения гимнасток. При этом следует уделять внимание разнородности и однородности предметов, и их распределению между гимнастками.
3. В ходе исследований была установлена значимая роль танцевально-двигательной подготовленности для эффективного перемещения гимнасток во время исполнения бросковых действий. Все действия с предметом следует исполнять не просто в беге или шагом, а именно в характере и стиле композиции. Для достижения наивысшего результата от гимнасток требуется передача идеи композиционной постановки и создания эмоционально - двигательного образа, который будет вызывать у зрителей сопереживание и восхищение.
Список литературы
1. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А.Э. Болотин, А.В.Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9 - С.36-38.
2. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонистов/В.З. Яцык, А.Э. Болотин, В.Б. Парамзин, С.А. Пауесов// Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - 2019. - № 1. - С. 30-36.
3. Bolotin, А.Е., & Bakayev, V.V. (2017). The differences in responce of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate. Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 17(4), Art. 272, pp. 2443-2446.
4. Bolotin, А.Е., Bakayev, V.V., Orlova N.V. & Kozulka A.N. (2017). Peculiarities of time structure and of biomechanical organization of a construction of motor actions in the hammer throw. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.137-141.