Научная статья на тему 'Основные ошибки при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях в художественной гимнастике'

Основные ошибки при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
802
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / юниорки / групповое упражнение / сотрудничество / качество выполнения / причины ошибок. / rhythmic gymnastics / juniors / group exercise / cooperation / quality of performance / causes of mistakes.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титова Анна Владимировна

Определены количество, характер и причины ошибок при выполнении сотрудничеств у «групповичек»-юниорок на основе анализа выступления сборных команд субъектов РФ на первенстве России по художественной гимнастике. Представлены результаты опроса гимнасток с целью выявления их мнения об основных ошибках при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ERRORS WHEN PERFORMING COLLABORATIONS IN GROUP EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The number, nature and causes of errors in the performance of cooperation among junior group girls have been determined on the basis of the analysis of the performance of the national teams of the constituent entities of the Russian Federation at the Russian championship in rhythmic gymnastics. The article presents the results of a survey of gymnasts in order to identify their opinions about the main mistakes when performing collaborations in group exercises.

Текст научной работы на тему «Основные ошибки при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях в художественной гимнастике»

УДК 796.41 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10921

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОТРУДНИЧЕСТВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

А.В. Титова

Определены количество, характер и причины ошибок при выполнении сотруд-ничеств у «групповичек»-юниорок на основе анализа выступления сборных команд субъектов РФ на первенстве России по художественной гимнастике. Представлены результаты опроса гимнасток с целью выявления их мнения об основных ошибках при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях.

Ключевые слова: художественная гимнастика, юниорки, групповое упражнение, сотрудничество, качество выполнения, причины ошибок.

MAIN ERRORS WHEN PERFORMING Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук,

COLLABORATIONS IN GROUP доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский

EXERCISES IN RHYTHMIC государственный педагогический университет имени

GYMNASTICS Л.Н. Толстого

A.V. Titova, candidate of pedagogical sci- „

ences, associate professor, ann29357975@ Соревновательная прОГрамма п°

yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogi- художественной гимнастике включает

cal Univ^ty of L.N. Tolstoy индивидуальные и групповые упражне-

The number, nature and causes of errors in the ния, что отражается на специализации

performance of cooperation among junior спортсменок [3]. Групповые упражнения

group girls have been determined on the basis

of the analysis of the performance of the имеют свою специфику:

national teams of the constituent entities of the — во-первых, каждая гимнастка

Russian FedemUcrn at tbe R^rnnnch^pkrn- группы должна участвовать в совместной

ship in rhythmic gymnastics. The article

presents the results of a survey of gymnasts in работе команды, то есть демонстриро-order to identify their °pinions about the main вать коллективную деятельность. При

mistakes when performing collaborations in _

group exercises. составлении программы необходимо учи-

тывать, что идея сотрудничества должна Key words: rhythmic gymnastics, ^rs, отчетливо прослеживаться на протя-

group exercise, cooperation, quality of per- ^ t-

formance, causes of mistakes. жении всей композиции - от начала до

конца;

- во-вторых, одной из специфических форм взаимодействия спортсменок ансамбля в художественной гимнастике являются сотрудничества, когда каждая гимнастка вступает во взаимодействие с одним или более предметом или с одной или более партнершами.

Сотрудничества в групповых упражнениях, соединяемые с разно -образными перестроениями, поддержками, бросками, выполняемыми различными способами и частями тела синхронно или асинхронно, в соответствии с ритмом и характером музыки, вносят в композицию

динамичность, неординарность, зрелищность [8, 10]. Зрелищность сотруд-ничеств достигается не только технической сложностью выполнения этих элементов, но и логичным построением всего упражнения, артистично -стью и эмоциональностью исполнения. Идеальная техника, четкость и легкость этих действий, огромное разнообразие и причудливость вращательных движений являются огромной силой, которая воздействует на зрителей и судей. Кроме того, этот вид взаимодействий гимнасток представляется нам связующим звеном между элементами трудности тела и предмета [7].

Специалисты И.В. Быстрова (2008), Е.С. Краева (2017) считают, что именно сотрудничества предоставляют постановщику огромные возможности для реализации креативного подхода при составлении группового упражнения [4, 6], а их количество и стоимость напрямую влияют на окончательную оценку команды за упражнение, поскольку число сотрудничеств не ограничивается правилами соревнований [1, 2]. Кроме того, предусматриваются дополнительные критерии, которые могут увеличить ценность сотрудничества на броске и/или ловле предмета (без помощи рук, без зрительного контроля), а также на одновременном броске и/или одновременной ловле двух и более предметов.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать цель нашего исследования - определить количество, характер и причины ошибок при выполнении сотрудничеств у «групповичек»-юниорок. Для этого мы проанализировали выступления сильнейших сборных команд субъектов Российской Федерации на первенстве России по художественной гимнастике 2019 г., занявших с 1-го по 15-е место (табл. 1).

Таблица 1

Количественные показатели выполнения сотрудничеств с динамическими элементами вращения тела в групповых упражнениях гимнастками-юниорками (среднее значение)

Упражнение Количество сотрудничеств в одном упражнении С дополнительными критериями на броске С дополнительными критериями на ловле

5 обручей 16,8 7,2 5,6

5 лент 14,0 5,0 0,38

Данный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что удельный вес сотрудничеств с динамическими вращениями тела в групповых упражнениях достаточно велик по сравнению с другими обязательными компонентами трудности программы, такими как обмены или трудности тела (в сумме они составляют 7) [9]. Постоянно возрастающие требования к технической составляющей композиций и «открытая» итоговая оценка заставляют тренеров постоянно увеличивать количество и сложность

сотрудничеств. Однако качество их выполнения, даже у лидирующих в своей возрастной категории гимнасток России, недостаточно высокое (табл. 2).

Таблица 2

Характерные ошибки при выполнении сотрудничеств гимнастками-юниорками

Ошибки Количество ошибок Процент ошибок

5 обручей 5 лент Общее количество 5 обручей 5 лент

Потеря предмета 5 5 10 8 6

Неточная траектория 42 48 90 68 62

Неправильная ловля 13 18 31 21 23

Столкновение предметов 1 5 6 3 6

Запутывание ленты, узел - 1 1 - 3

Итого: 61 77 138 - -

При выполнении сотрудничеств гимнастками был допущен ряд ошибок, которые оказывают отрицательное воздействие на качество исполнения этих командных действий. Так, наибольшее число ошибок, сделанных гимнастками в соревновательных программах, было связано с неточной траекторией полета предмета и ловлей его после нескольких шагов (42 и 48 %). Эта ошибка характерна практически для всех команд без исключения, гимнастки совершают ее от 2 до 5 раз в каждом упражнении многоборья. Судьи считают эту ошибку достаточно серьезной и наказывают за нее сбавкой 0,3 или 0,5 балла, в зависимости от количества шагов, сделанных гимнасткой. Таким образом, за нарушение траектории полета предмета при броске команда теряет в среднем от 0,3 до 2,0 баллов.

Второе место по количеству помарок занимают неправильные ловли предметов - 21 и 23 %, они, как правило, характеризуются непроизвольным касанием предметом туловища, пола или партнерши.

Процент ошибок, связанных с потерями предметов, относительно небольшой - 8 и 6 %, что, безусловно, является положительным моментом и указывает на то, что в тренировочном процессе ловлям предметов уделяется значительное внимание.

Столкновения предметов случаются достаточно редко. Так, в упражнениях с обручем была всего одна такая ошибка, а в лентах - 5, что объясняется физическими свойствами самого предмета [5].

Для предотвращения возможных ошибок и устранения уже имеющихся, тренеру необходимо знать причины их возникновения. Только выяснив, почему возникает ошибка, можно найти действенное средство ее исправления.

Чтобы выявить главные причины ошибок, которые совершают гимнастки при выполнении сотрудничеств с динамическими элементами вращения тела, нами было проведено анкетирование среди гимнасток-юниорок, имеющих разряд кандидата в мастера спорта, выступающих в групповых упражнениях (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса гимнасток для определения основных ошибок

в сотрудничествах

№ п/п Причины ошибок Процент опрошенных

1 Неточный бросок предмета партнершей 11

2 Неправильная ловля предмета 9

3 Нарушение общего ритма выполнения сотрудничества 9

4 Слишком сильный или слабый бросок предмета 6

5 Нарушение композиционного рисунка сотрудничества 7

6 Плохой обзор для броска из-за нарушения построения 4

7 Потеря предмета перед сотрудничеством 10

8 Волнение и страх перед выступлением 8

9 Слишком сложное сотрудничество, несоответствующее уровню подготовленности гимнасток 3

10 Недостаточно отработанное сотрудничество 6

11 Невнимательность 11

12 Воздействие внешних факторов (освещение, скользкий ковер, включенная вентиляция и т. п.) 4

13 Отставание от музыки, желание выполнить сотрудничество быстрее 8

14 Различное эмоциональное состояние 4

Основными причинами, влияющими на качество сотрудничеств, по мнению респондентов, являются невнимательность (11 %), неточный бросок предмета (10 %), неправильная ловля (9 %), нарушение общего ритма выполнения сотрудничества (9 %), потеря предмета перед сотрудничеством (10 %).

Приблизительно в равной степени оказывают воздействие на результат сотрудничеств: отставание от музыки, желание выполнить сотрудничество быстрее (8 %), волнение и страх перед выступле-

нием (8 %), нарушение композиционного рисунка (7 %), недостаточно отработанное сотрудничество (6 %), слишком слабый или сильный бросок предмета (6 %).

Такие причины, как различное эмоциональное состояние (4 %), воздействие внешних факторов (4 %), слишком сложное сотрудничество, несоответствующее уровню подготовленности гимнасток (3 %), плохой обзор для броска из-за нарушения построения (4 %), в меньшей степени влияют на качество выполнения этих элементов.

Таким образом, проведенный нами анализ количества, характера и причин ошибок при выполнении сотрудничеств в групповых упражнениях художественной гимнастики дает возможность целенаправленно осуществлять тренировку этих технических действий для более успешной их реализации в условиях соревнований.

Список литературы

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 256-261.

2. Анализ результатов чемпионата мира - 2019 по художественной гимнастике / Р.Н. Терехина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 349-354.

3. Борисова В.В., Титова А.В., Шестакова Т.А. Методика спе-циально-двигательной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 1. С. 84-86.

4. Быстрова И.В. Сотрудничество в групповых упражнениях по художественной гимнастике // Из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей / под ред. Л.А. Карпенко. СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2008. С. 44-46.

5. Влияние физических свойств предметов на сложность и точность выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. №10 (164). С. 219-223.

6. Краева Е.С., Степанова И.А. Развитие координационных способностей как основа повышения качества исполнения перебросок в группо -вых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 98-101.

7. Медведева Е.Н., Супрун А.А. Обоснование необходимости разработки критериев композиционной сложности групповых упражнений в художественной гимнастике: материалы итог. науч.-практ. конф. ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта. СПб.: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2020. С. 82-86.

8. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 117-123.

9. Правила соревнований по художественной гимнастике 2017-2020. [Электронный ресурс]. URL: http://vfrg.ru/upload/iblock/b0e/b0ef9003657 1278987c9d657f05e9394.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

10. Шевчук Н.А., Турчина Е.В. Методика оценки синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнасти -ческих упражнениях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 290-293.

References

1. Analiz rezul'tatov chempionata Evropy po hudozhestvennoj gimnastike - 2018 v Ispanii (Gvadalahara) [Analysis of the results of the European Championship in Rhythmic Gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)] / R.N. Terekhina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 256-261.

2. Analiz rezul'tatov chempionata mira - 2019 po hudozhestvennoj gimnastike [Analysis of the results of the 2019 world championship in rhythmic gymnastics] / R.N. Terekhina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 10 (176). P. 349-354.

3. Borisova V.V., Titova A.V., Shestakova T.A. Metodika special'no-dvigatel'noj podgotovki yunyh sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike [Methodology of special motor training of young athletes in rhythmic gymnastics] // Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 1. P. 84-86.

4. Bystrova I.V. Sotrudnichestvo v gruppovyh uprazhneniyah po hudozhestvennoj gimnastike [Collaboration in group exercises in rhythmic gymnastics] // From the latest research in rhythmic gymnastics: collection of articles. articles / ed. L.A. Karpenko. SPb.: Federation of Rhythmic Gymnastics SPb., 2008. P. 44-46.

5. Vliyanie fizicheskih svojstv predmetov na slozhnost' i tochnost' vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Influence of physical properties of objects on the complexity and accuracy of throwing in group exercises in rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 10 (164). P. 219-223.

6. Kraeva E.S., Stepanova I.A. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej kak osnova povysheniya kachestva ispolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [The development of coordination abilities as the basis for improving the quality of throws performance in group exercises of rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2017. No. 1 (143). P. 98-101.

7. Medvedeva E.N., Suprun A.A. Obosnovanie neobhodimosti razrabotki kriteriev kompozicionnoj slozhnosti gruppovyh uprazhnenij v hudozhestvennoj gimnastike [Substantiation of the need to develop criteria for the compositional complexity of group exercises in rhythmic gymnastics]: materials summary. scientific-practical conf. teaching staff of NSU them. P.F. Lesgaft. SPb.: NSU im. P.F. Lesgaft, 2020. P. 82-86.

8. Ob"ektivnye faktory uspeshnogo vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Objective factors of successful implementation of a throw in group exercises in rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 117-123.

9. Pravila sorevnovanij po hudozhestvennoj gimnastike 2017-2020 [Rules for Rhythmic Gymnastics Competitions 2017-2020]. [Electronic resource]. URL: http:// vfrg.ru/upload/iblock/b0e/b0ef90036571278987c9d657f05e9394.pdf (accessed: 20.02.2020).

10. Shevchuk N.A., Turchina E.V. Metodika ocenki sinhronnosti ispolneniya dvigatel'nyh dejstvij sportsmenkami v gruppovyh gimnasticheskih uprazhneniyah [Methods for assessing the synchronism of the execution of motor actions by athletes in group gymnastic exercises] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2015. No. 12 (130). P. 290-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.