DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.099 Хацкалева Е.Г.1, Иноземцева Е.С.2
1ORCID: 0000-0002-7298-3718, Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ)
2ORCID: 0000-0001-8987-5476, Кандидат биологических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ) СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ
Аннотация
Выявлено, что развитие способности воспроизводить временные и пространственные параметры движения, быстрота двигательной реакции гимнасток высокой квалификации являются ключевыми факторами, способствующими успешности выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики. Показано, что внедрение в тренировочный процесс гимнасток индивидуальных и групповых средств тренировки повлияло на результативность успешно выполненных перебросок.
Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски.
Khatskaleva E.G.1, Inozemtseva E.S.2
1ORCID: 0000-0002-7298-3718, Master's degree student, National Research Tomsk State University (TSU) 2ORCID: 0000-0001-8987-5476, PhD in Biology, Associate Professor, National Research Tomsk State University (TSU) TOOLS TRAINING RENDITION IN GROUP EXERCISES OF RHYTHMIC GYMNASTICS
Abstract
It was revealed that the development of the ability to reproduce the temporal and spatial parameters of movement, speed motor reaction skilled gymnasts are key factors contributing to the success of the implementation of rendition in group exercises of rhythmic gymnastics. It is shown that the introduction of the training process gymnasts individual and group training funds affected the effectiveness of successfully executed rendition.
Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, rendition.
Особенностью композиций групповых упражнений художественной гимнастики являются различные виды взаимодействий, где переброски предметов, являясь обязательными элементами в композициях, занимают ведущую позицию среди других видов взаимодействий. Переброски предметов (трудности с обменом) - это взаимодействие гимнасток, обменивающихся предметами посредством броска, в композиции групповых упражнений [1]. Сложность выполнения перебросок зависит от способа броска и ловли предмета, от расстояния между гимнастками, трудностей движения телом, которые выполняются во время броска, полета предмета и ловли [2]. Следовательно, выявление специальных средств тренировки перебросок предметов в групповых упражнениях является актуальным в процессе повышения уровня технической подготовленности гимнасток и, как следствие, способствующие повышению стабильности их выполнения.
Цель исследования: выявить специальные средства тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики.
Методы и организация исследования.
С целью выявления факторов, влияющих на успешность исполнения перебросок в групповых упражнениях, было проведено анкетирование тренеров, специализирующиеся в области групповых упражнений и гимнастки высокой квалификации СДЮСШОР им.Р.Кузнецова г. Северска, Томской области [3].
При обработке анкет с использованием 5-ти балльной оценочной шкалы было выявлено, что чаще всего (средний балл 4, 6) ошибки совершаются гимнастками при выполнении перебросок, менее часто (средний балл 3,3) при выполнении сотрудничеств, реже - при выполнении индивидуальных бросков (средний балл 2,9). На вопрос о наиболее частых причинах потери предмета во время выполнения перебросок, большинство специалистов отметили такую ошибку как неточная траектория полета предмета (средний балл 4,4) и несвоевременный бросок предмета партнеру (средний балл 3, 5).
В структуру занятий экспериментальной группы были включены индивидуальные и групповые средства, направленные на развитие специально - двигательных качеств гимнасток, таких как двигательная реакция, ориентация в пространстве и времени, а также способствующие повышению стабильности выполнения перебросок в групповых упражнениях. Использование только простейших элементов броска и ловли предметов не позволяет гимнасткам обеспечить должный уровень подготовки и уверенности при выполнении перебросок. Основной идеей предлагаемых методов И.С. Семибратовой является использование совокупности броска и ловли в различных условиях, заставляющих гимнастку постоянно приспосабливаться и оттачивать свои навыки при воздействии внешних факторов [4].
Индивидуальная работа гимнасток с предметом должна предшествовать групповым тренировкам при обучении переброскам. Гимнастка выполняет ряд определённых задач, отрабатывает элементы броска и ловли предмета, и лишь потом переходит к тренировке в группе. [4,5]. Индивидуальные средства тренировки: использование отягощений на руки, отягощение на предмет, броски предмета на ориентир по высоте или дальности полета предмета, ориентированное положение частей тела, выполняющих бросок. В первую очередь, акцент делается на качество броска и корректное выполнение ловли предмета.
При групповых тренировках, которые могут быть организованы в паре, тройке или всей командой, акцент должен быть направлен на стабильность и точность бросков и ловли предметов. Как при индивидуальных, так и при
групповых тренировках должны быть использованы элементы вариативности, необходимые гимнасткам для исключения монотонности тренировочного процесса и добавления положительных эмоций [5]. Групповые средства: выполнение броска предмета в перебросках без зрительного контроля; использование отягощений на руки, отягощение на предмет; смена основного направления площадки при выполнении перебросок или композиции в целом; выполнение перебросок или композиции в условиях ограниченного или очень большого пространства; выполнение перебросок предмета с определенным заданием (например: недоброс или переброс предмета, выполнение поворота под броском); выполнение броска или ловли предмета в различных положениях; выполнение подряд определенного количества «чистых» перебросок (5/5).
С целью выявления качества исполнения бросков и ловли с предметом до и после внедрения средств, были проведены контрольные упражнения, которые подразумевали переброски предметов с пятью лентами, требующие от гимнасток проявления специальных способностей. Гимнастки выполняли каждый из предложенных бросков 10 раз, фиксировались только успешно выполненные попытки. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результат (%) успешно выполненных перебросок ЭГ и КГ после проведения педагогического _эксперимента_
№ переброски Результат (%) успешно выполненных попыток из 10
ЭГ КГ
До эксперимента После проведения эксперимента До эксперимента После проведения эксперимента
1 50 90 40 70
2 50 80 40 60
3 60 80 40 60
4 50 70 50 50
Исходя из результатов, представленных в таблице 1, следует, что после проведения педагогического эксперимента результативность успешно выполненных перебросок в групповых упражнениях ЭГ и КГ улучшилась. Однако количество успешно выполненных попыток в первой переброске ЭГ увеличилось на 40%, в КГ - на 30%; во второй переброске ЭГ улучшила свой результат на 30%, КГ - на 20%; в переброске №3 ЭГ показала результат лучше на 20% так же, как и КГ; в переброске №4 только ЭГ улучшила свой результат на 20%.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность применения индивидуальных и групповых средств тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики и как следствие, улучшение результативности их выполнения.
Список литературы/ References
1. Титова А.В. Игра «Ринго» как средство повышения надежности при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях в художественной гимнастике / А. В.Титова, В. В. Борисова, В. Г. Пашинцев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 - 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/igra-ringo-kak-sredstvo-povysheniya-nadezhnosti-pri-vypolnenii-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah-v-hudozhestvennoy
2. Нестерова Т. В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т. В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. - Киев : Олимпийская лит. - 2000. - № 2. - С. 31-39.
3. Караваева Е.С. Влияние специально - двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е. С. Караваева, И. А. Степанова // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2013. - №8 [Электронный ресурс]. - http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-spetsialno-dvigatelnyh-sposobnostey-na-uspeshnost-vypolneniya-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah
4. Семибратова И.С. Совершенствование выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / И. С. Семибратова // Научно - теоретический журнал «Ученые записки». - 2007. - №1(23). - 65 - 66 с.
5. Семибратова И.С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" / И.С. Семибратова. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Titova A.V. Igra «Ringo» kak sredstvo povyshenija nadezhnosti pri vypolnenii perebrosok predmetov v gruppovyh uprazhnenijah v hudozhestvennoj gimnastike [The game "Ringo" as a means of improving the reliability in the performance rendition of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics] / A. V.Titova, V. V. Borisova, V. G. Pashincev // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki.Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian sciences. -2014. - number 4 - 2. [Electronic resource] - http://cyberleninka.ru/article/n7igra-ringo-kak-sredstvo-povysheniya-nadezhnosti-pri-vypolnenii-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah-v-hudozhestvennoy [in Russian]
2. Nesterova T. V. Tehnika dvigatel'nyh vzaimodejstvij v gruppovyh uprazhnenijah hudozhestvennoj gimnastiki [Technique motor interactions in group exercises of rhythmic gymnastics] / T. Nesterov // Nauka v olimpijskom sporte [Science in the Olympic sport]. - Kiev Olympic liters. - 2000. - № 2. - P. 31-39. [in Russian]
3. Karavaeva E.S. Vlijanie special'no - dvigatel'nyh sposobnostej na uspeshnost' vypolnenija perebrosok predmetov v gruppovyh uprazhnenijah hudozhestvennoj gimnastiki [Influence of special - motor abilities on the success of a rendition of subjects in group exercises of rhythmic gymnastics] / E. S. Karavaeva, I. A. Stepanova // Uchenye zapiski universiteta im. P.F.Lesgafta [Scientific notes University. P.F.Lesgaft]. - 2013. - №8 [Electronic resource]. -http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-spetsialno-dvigatelnyh-sposobnostey-na-uspeshnost-vypolneniya-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah [in Russian]
4. Semibratova I.S. Sovershenstvovanie vypolnenija perebrosok v gruppovyh uprazhnenijah hudozhestvennoj gimnastiki [Improving the performance of rendition in group exercises of rhythmic gymnastics] // Scientific - theoretical journal "Scientific notes". - 2007. - №1 (23). - 65 - 66 p. [in Russian]
5. Semibratova I.S. Nadezhnost' vypolnenija perebrosok predmetov v gruppovyh uprazhnenijah hudozhestvennoj gimnastiki : avtoref. diss. na soiskanie uchen. stepeni kand. ped. nauk : spec. 13.00.04 "Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija, sportivnoj trenirovki, ozdorovitel'noj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury" [Reliable performance rendition of subjects in group exercises of rhythmic gymnastics: Abstract. diss. on scientific. PhD degree. ped. Sciences: spec. 13.00.04 "Theory and methods of physical training, sports training, improving and adaptive physical training"] / IS Semibratova. - St. Petersburg, 2007. - 24 p. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.039 Шолохова И.И.1 , Шевелёва С.И. 2
1 Ассистент, 2кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ЭНЕРГЕТИКА»Аннотация
Рассмотрены организационно-методические особенности групповой работы в рамках дисциплины «Общая энергетика», заключающиеся в том, что каждый студент в процессе обучения становится обучаемым и обучающим. Используемая в этих целях модель поабзацной проработки текста предусматривает непрерывность передачи знаний, формирование самостоятельности решения поставленных задач, коммуникативных качеств личности студента, что в конечном итоге способствует формированию общекультурных, общепрофессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетенции, метод групповой работы, модель поабзацной проработки текстов.
Sholokhova I.I. 1, Sheveleva S.I.2
1Assistant, 2PhD in Pedagogy, Senior lector, National Research Tomsk Polytechnic University, TomskORGANIZATION
AND METHODICAL PECULIARITIES OF TEAM WORK WITHIN "GENERAL POWER ENGINEERING" ACADEMIC DISCIPLINEOrganization and methodical peculiarities of team work within "General power engineering" academic discipline are considered. They allow each student to be both learner and teacher during the process of education. The paragraph-wise text analysis used during the work provides for continuous transfer of knowledge, decision-making practice, and students' communication skills training, which finally promotes formation of non-technical and general professional skills.
Keywords: skills, team work method, collective method, paragraph-wise text analysis.
Процесс обучения в высших учебных заведениях, согласно компетентностному подходу, представляет собой комплексную деятельность, направленную на формирование у студентов набора общекультурных и общепрофессиональных компетенций. В качестве необходимых навыков выпускника высшего профессионального образования рассматривается целый ряд навыков, в числе которых навык работать в команде.
Неоспоримый вклад в формирование научного мировоззрения и исследовательских умений студентов третьего курса технического вуза вносят лабораторные практикумы по общей энергетике, выполняемые в течение пятого семестра. Первоочередными целями, которые ставятся перед студентами, выполняющими лабораторные работы, являются: понимание связи теоретических знаний и практики; получение навыков работы с физическим оборудованием; практическое освоение и применение наиболее важных методов измерений; обучение правильному снятию показаний в ходе эксперимента, расчётам. В рамках выполнения лабораторных работ в Томском политехническом университете наряду с вышеперечисленными целями формируется навык по составлению отчетов на иностранном языке, что способствует увеличению словарного запаса на английском языке по направлению подготовки.
Одним из методов групповой работы является коллективный метод учебной работы с применением диалогических пар сменного состава [1].
Применение данного метода обучения ориентировано на усвоение студентами знаний, формирование умений и навыков; своевременную их коррекцию; проверку каждого студента по каждой из изучаемых тем; формирование самостоятельности в процессе решения поставленных задач; развитие коммуникативных качеств личности студента. Основополагающими принципами коллективного метода являются следующие: разнообразие тем и разноуровневость заданий; непрерывность и безотлагательность передачи знаний друг другу; сотрудничество и взаимопомощь между студентами в процессе выполнения поставленной задачи; завершённость учебного процесса; обучение в соответствии со способностями личности студента; педагогизация деятельности каждого студента в учебном процессе [2].
Необходимо отметить, что тип управления учебно-воспитательным процессом в методе являются «репетитор» + система малых групп + «консультант». Данный тип управления приемлем при проведении лабораторных работ в вузе в рамках той или иной дисциплины.