УДК 796. 412.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАДЁЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБМЕНОВ ПРЕДМЕТАМИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ
Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра
Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Вера Валерьевна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Владимировна Титова, кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Аннотация
Согласно действующим правилам по художественной гимнастике к качеству выполнения бросковых действий предметами предъявляются повышенные требования, так как неточные действия спортсменок при обменах предметами могут привести к их потере и как следствие, к сбавке до 1,0 балла каждый раз. В связи с чем вопрос повышения надежности и стабильности выполнения перебросок предметами в групповых упражнениях является актуальным. Рассматривается возможность применения средств спортивной игры «ринго» в тренировочном процессе, которая по структуре действий игроков сходна с двигательными взаимодействиями гимнасток в групповых упражнениях. Доказывается возможность применения данного средства тренировки в процессе совершенствования обменов предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики и повышения надежности их выполнения в условиях соревновательной деятельности. Авторами предложена апробированная методика специальной подготовки с предметами на основе применения игры «ринго», которая направлена на оптимизацию процесса подготовки спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики.
Ключевые слова: игра ринго, спортивная игра, групповые упражнения, обмены предметами, коэффициент надёжности, повышение эффективности тренировки.
IMPROVING THE RELIABILITY OF PERFORMING EXCHANGES OF APPARATUSES IN GROUP ROUTINES IN RHYTHMIC GYMNASTICS BY MEANS
OF SPORTS GAME
Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Ale-ksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vera Val-eryevna Borisova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimirovna Titova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tula State Pedagogical University Named After Leo N. Tolstoy
Annotation
This article concerns the issues of improving reliability when exchanging apparatuses in rhythmic gymnastics group routines. The content side of the sports game - Ringo, which, according to the structure of motor actions, is similar to the interactions of gymnasts in group routines, is revealed. On the basis of the carried-out research the possibility of using this training tool in the process of improving the exchange of apparatuses in group routines in rhythmic gymnastics and improving the reliability of their execution in the conditions of competitive activity has been proved. The authors offer approved methods of special training with apparatuses based on implementing the Ringo game, which is aimed at the optimization of the process of training of sportswomen in group routines in rhythmic gymnastics.
Keywords: Ringo game, sport game, group routines, exchange of apparatuses, reliability coefficient, exchanges of objects, improvement of training efficiency.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью групповых упражнений в художественной гимнастике является наличие различных видов взаимодействий, в том числе и обмены (переброски предметов)
всеми 5 гимнастками одновременно, обязательные во всех упражнениях. Обмены -основные и наиболее технически сложные элементы, и поэтому тренировка группового упражнения начинается именно с них. Потеря даже одного предмета приводит к тому, что элемент не засчитывается, и ведет к сбавке по исполнению от 0,5-1,0 балла. Многократное выполнение «обменов» из соревновательных композиций не всегда позволяет гимнасткам обеспечить должный уровень подготовленности и уверенности при выполнении перебросок. В связи с чем необходим поиск новых путей совершенствования надёжности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях [1, 4, 5, 6].
Средства спортивных игр, как правило, базируются на обмене предметами (мяч, кольцо, тарелка) между игроками в вариативных условиях, что имеет сходство с «обменами» предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики. Вследствие чего средства спортивных игр, и, в частности, игры «ринго» можно использовать в тренировочном процессе для совершенствования надёжности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях [3].
Таким образом, актуальность исследования заключается в наличии объективного противоречия между необходимостью повышения надежности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики, как необходимого условия достижения исполнительского мастерства спортсменками, с одной стороны, и недостаточной научной обоснованностью неиспользованного потенциала средств и методов повышения надежности у занимающихся разных уровней спортивной квалификации, с другой. В связи с вышесказанным, целью исследования являлась разработка методики повышения надёжности при выполнении обменов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе применения в тренировочном процессе спортивной игры «ринго».
МЕТОДИКА
Для достижения цели в работе применялся комплекс методов исследования: анализ специальной литературы и программных документов, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В процессе подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе МБУ СШ «Триумф» г. Тулы, в котором приняли участие две группы гимнасток (по 5 человек) первого разряда третьего года тренировочного этапа спортивной подготовки. В группах испытуемых объем тренировочной нагрузки соответствовал федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика и соответствовал: 6 раз в неделю по 2 часа. По направленности содержания тренировочные занятия не отличались и предполагали совершенствование выполнения двух соревновательных композиций групповых упражнений художественной гимнастики с однородными предметами: 5 обручами и 5 лентами. Отличительной особенностью занятий в экспериментальной группе (ЭГ) являлось применение в тренировочном процессе игры «ринго», как средства повышения качества и надежности выполнения гимнастками обменов предметами. Спроектированная методика предполагала использование различных организационных форм, что не противоречило общему плану спортивной подготовки гимнасток (в период летних сборов - ежедневно; в подготовительной части тренировочного занятия - 1 раз в недельном микроцикле.
Занятия в контрольной группе (КГ) проходили согласно программе спортивной школы. В тренировочном процессе контрольной группы акцент делался на совершенствовании надежности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях соревновательных композиций.
Надежность выполнения обменов оценивалась и в условиях тренировочного занятия. В качестве контрольных упражнений использовались обмены, которые гимнастки
выполняют в соревновательных композициях с обручем и лентой. Каждый из 4-х обменов гимнастки должны были выполнить по 10 раз. Засчитывались только удачные попытки, рассчитывалось среднее значение удачно выполненных обменов в течение 5 тренировочных занятий.
Коэффициент надёжности определялся по формуле, разработанной В.М. Дьячковым, Н.Г. Сучилиным и В.В. Брейзером, Ю. А. Федяевым [2]. Надежность обменов считается высокой, если коэффициент находится в диапазоне 0,9-1.0
Для экспериментальной проверки результативности применяемой методики в усложненных условиях во время проведения педагогического эксперимента были запланированы контрольные соревнования (Открытый Кубок Федерации города Тулы -октябрь 2018 года и Межрегиональный турнир по художественной гимнастике, г. Тула -март 2018 г.).
Для определения надежности выполнения четырех «обменов» предметами соревновательных композиций проводилась экспертная оценка упражнений с 5 обручим и 5 ленами. Высококвалифицированные судьи бригады трудности (Б1 и Б2) оценивали выполнение двигательных взаимодействий в соревновательных композициях контрольной и экспериментальной группы. По сумме балов высчитывался показатель надежности выполнения «обменов», набранных отдельно в каждом виде упражнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе наблюдений было установлено, что различные броски, выполняемые спортсменами во время игры «ринго», «по структуре двигательных действий сходны с взаимодействиями гимнасток в групповых упражнениях, то есть сходны по структуре с обменами» (таблица 1).
Таблица 1 - Содержание экспериментальной методики повышения надежности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики с применением игры «ринго»__
№ п/п Средства и методические приемы игры «ринго» с учетом специфики вида спорта художественная гимнастика Задачи совершенствования надёжности выполнения «обменов» предметами
1. подача кольца игроку в горизонтальной плоскости соответствие горизонтальным переброскам в групповых упражнениях
2. бросок кольца выполняется на высоту «два роста гимнастки» без дополнительных вращений обеспечение стабильности высоты броска.
3. бросок кольца выполнять без отрыва стоп от поверхности площадки (без прыжка) совершенствование надёжности за счёт использования бросков из различных положений.
4. бросок и ловля кольца без пауз или в движении совершенствование надёжности ловли и отработка умения после ловли предмета переходить сразу же к следующему за ним элементу.
5. бросок кольца выполняется с учетом 3-х фаз броска предмета в художественной гимнастике. Выполнять бросок без задержки движения или смены направления броска во время его выполнения (без «обманных движений»). совершенствование техники броска, направленное на повышение, как качества перебросок, так и их количество.
6. ловля кольца то правой, то левой рукой поочерёдно; и той же рукой должен быть выполнен бросок кольца. совершенствование точности броска и ловли предмета в переброске за счёт использования не «приоритетной» руки.
7. ловля кольца от партнера, при этом кистью нельзя касаться собственного тела, предплечья руки, которая ловит, или тела партнера, поверхности площадки, сетки. Совершенствование надёжности за счёт выполнения броска кольца на ограниченной территории и на определённой высоте. Отработка точности ловли предмета.
Это являлось основанием для проектирования экспериментальной методики совершенствования техники и повышения надёжности выполнения обменов предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе применения спортивной игры «ринго» с занимающимися третьего года тренировочного этапа спортивной
подготовки. В результате анализа показателей надежности, фиксируемых в процессе педагогического эксперимента, установлено, что в группах испытуемых произошли разнонаправленные изменения (таблица 2).
Таблица 2 - Надёжность выполнения перебросок в групповых упражнениях с обручами и лентами в группах испытуемых в конце педагогического эксперимента_
Коэффициент надежности в конце эксперимента (М±т)
Группы переброски
1 2 3 4 М±т
обручи
ЭГ (n=5) 0,82±0,08 0,91±0,07 0,92±0,05 0,80±0,05 0,86±0,08
КГ (n=5) 0,55±0,08 0,63±0,08 0,74±0,06 0,62±0,07 0,63±0,06
Статистический вывод p<0,05 p<0,01 p<0,05 p<0,05 p<0,05
ленты
ЭГ (n=5) 0,98±0,09 0,68±0,06 0,92±0,08 0,52±0,08 0,77±0,1
КГ (n=5) 0,71±0,06 0,64±0,06 0,61±0,09 0,49±0,09 0,61±0,09
Статистический вывод p<0,05 p>0,05 p<0,05 p>0,05 p>0,05
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдался равномерный, статистически достоверный прирост показателя надёжности выполнения всех четырёх обменов в групповом упражнении с пятью обручами.
Аналогичные изменения были зафиксированы и по обобщённому коэффициенту надёжности (таблица 3). В групповом упражнении с пятью лентами в первой и третьей перебросках наблюдались достоверные улучшения данного показателя в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.
Таблица 3 - Результативность соревновательной деятельности групп испытуемых как производная надёжности выполнения перебросок в групповом упражнении в процессе педагогического эксперимента__
Группы Оценка за выступление (баллы) Оценка за выступление (баллы)
до эксперимента (М±т) после эксперимента (М±т)
трудность | общая трудность | общая
обручи
ЭГ (n=5) 1,1±0,1 13,46±0,2 1,8±0,06 15,03±0,9
КГ (n=5) 1,13±0,05 13,43±0,2 1,6±0,05 14,7±0,7
Статистический вывод > 0,05 > 0,05 <0,05 <0,05
ленты
ЭГ (n=5) 1,26±0,05 11,86±0,1 1,8±0,2 13,2±0,2
КГ (n=5) 1,23±0,05 11,73±0,1 1,6±0,18 12,66±0,2
Статистический вывод > 0,05 > 0,05 > 0,05 <0,05
При выполнении второй и четвёртой перебросок, а также по обобщённому значению коэффициента надёжности выполнения наблюдалась тенденция к улучшению данного показателя в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе он остался практически без изменений. При этом, достоверность изменений в показателях качества обменов предметами в упражнении с пятью обручами в большей степени была характерна для экспериментальной группы. Это выражалось, как в улучшении показателя «трудность», так и в росте общей суммы баллов за упражнение в целом.
В упражнениях с пятью мячами достоверных различий в приростах показателей, характеризующих трудность выполнения упражнений групп испытуемых, зафиксировано не было. Тем не менее, по общей сумме баллов в конце педагогического эксперимента был достигнут достоверно больший прирост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
ВЫВОДЫ
Таким образом, разработанная методика совершенствования качества и повышения надежности на основе применения в тренировочном процессе художественной гимнастики
спортивной игры ринго доказала свою эффективность, позволила повысить результативность выполнения обменов предметами в групповых упражнениях и уровень исполнительского мастерства гимнасток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.
2. Повышение надежности действия спортсмена / В.М. Дьячков, Н.Г. Сучилин, В.В. Брей-зер, Ю.А. Федяев // Научно-спортивный вестник. - 1976. - № 3. - С. 20-24.
3. Правила игры ринго / Белорусская федерация ринго. - Минск : [б. и.], 2013. - 16 с.
4. Семибратова, И.С. Совершенствование выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.С. Семибратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 65-68.
5. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А. А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). -С. 117-123.
6. Влияние физических свойств предметов на сложность и точность выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева Т.Ю. Давыдова, А.А. Супрун, О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). -С. 219-223.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2018), "Analysis of performance of Russian sports national team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 186-189.
2. Dyachkov V.M., Suchilin N.G., Breizer V.V., Fedyaev Yu.A. (1976), "Improving the reliability of the action of an athlete", Scientific and sports bulletin, No 3, pp. 20-24.
3. Rules of the game of Ringo. Belarusian federation of Ringo (2013), Minsk, pp.16.
4. Semibratova I.S. (2018) "Improving the execution of exchanges in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 65-68.
5. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveyrina, O.A., Davydova, T.Y., Davydova, A.Y. (2018), "Objective factors of successful performance of transfers in group exercises of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 117-123.
6. Medvedeva, E.N., Davydova T.Y., Suprun, A.A., Dveyrina, O.A. (2018), "The influence of physical properties of apparatuses on the difficulty and accuracy of exchanges in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 219-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2019
УДК 796.078
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТРЕНЕРА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Владимировна Черкесова, преподаватель, Московский городской педагогический университет, Москва
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы социальной защиты тренеров, осуществляющих спортивную подготовку резерва сборных команд региона и страны. Анализируются меры по социальной поддержке тренеров в государственных учреждениях физической культуры и спорта. Представлен опыт Ульяновской области по реформированию правовой поддержки тренеров с использованием