УДК 796.41
М. А. Удалова1, А. Э. Болотин2, И.Л. Бондарчук2
МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ГРУПП ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Резюме. Установлено, что обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике в значительной степени зависит от уровня технической, физической, психологической готовности спортсменок. Это свидетельствует о необходимости использования многокомпонентной методики для обеспечения надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях, позволяющей качественно готовить спортсменок к соревнованиям.
Ключевые слова: модель обеспечения надежности; групповые упражнения; специфические группы трудности; художественная гимнастика; гимнастки.
Summary. M. A. Udalova, A. E. Bolotin, I.L. Bondarchuk Component method of ensuring reliability in performing specific groups of difficulties in group exercises on rhythmic gymnastics
It was established that ensuring reliability when performing specific groups of difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics largely depends on the level of technical, physical, psychological readiness of athletes. This indicates the need to use a component technique to ensure reliability when performing specific groups of difficulty in group exercises, which allows you to qualitatively prepare athletes for competitions.
Keywords: component technique; Group exercises specific groups of difficulty; rhythmic gymnastics; gymnasts.
В настоящее время студенческий спорт в значительной степени зависит от профессионального мастерства преподавателей по физической культуре вузов. [1]. Это касается в полной мере и художественной гимнастики. На
современном этапе развития групповых упражнений по художественной гимнастике преобладает тенденция к усложнению композиций. При этом важной задачей тренировочного процесса является обеспечение надежности в ходе выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях на соревнованиях. Это вызвано целым рядом причин: острейшей конкуренцией на международной арене, ростом сложности и технического мастерства гимнасток, увеличивающих вероятность появления ошибок и причин их возникновения. Все это приводит к срывам в экстремальных условиях соревнований. Для того чтобы обеспечить стабильность выполнения бросковых действий с предметом и последующей его ловли, необходимо было выявить основные компоненты, обеспечивающие надежность выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике. В ходе опроса 37 специалистов специализирующихся в групповых упражнениях, нами были выявлены эти компоненты, которые представлены на рисунке 1.
Специалистами было отмечено, что на обеспечение надежности перебросок и сотрудничеств в первую очередь влияет техническая и физическая готовность гимнасток. Это в свою очередь обуславливает высокую значимость данных видов подготовки, так как уровень развития технического мастерства и физических качеств создают реальную возможность для повышения ценности композиции. Это обеспечивает виртуозное владение «предметом» и «телом», с максимальным проявлением координационных способностей.
Немаловажное внимание должно уделяться психологической подготовке, так как именно психологическая стабильность и проявление волевых усилий спортсменок обеспечивают надежность выполнения специфических групп трудности вне стандартной ситуации.
Респонденты отметили в качестве основного компонента, обеспечивающего надежность выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике отбор гимнасток в команду. Отбор гимнасток является начальным этапом становления команды. Все гимнастки, входящие в состав команды, должны обладать определенной совместимостью параметров. Более того, гимнастки должны обладать единой целевой установкой, которая будет объединять спортсменок в сложных периодах подготовки.
Грамотная композиционная подготовка также обеспечивает успешность выполнения перебросок и сотрудничеств. Специалистам, важно понимать какие построения и перемещения гимнасток и предметов будут способствовать
996
результативному исполнению группового упражнения.
Компоненты надежности исполнения специфических групп трудности трудности
Техническая подготовленность гимнасток
Физическая подготовленность гимнасток
Психологическая подготовленность гимнасток
Отбор в команду по показателям совместимости
Композиционная подготовка (схема построений специфических групп)
Рис. 1. Компоненты обеспечения надежности специфических групп трудности
По мнению респондентов, большое внимание должно уделяться танцевально-двигательной подготовке гимнасток. Это в свете «новых» требований также имеет огромное значение для обеспечения надежности выступлений на соревнованиях, так как все перемещения во время исполнения бросковых действий с предметом следует исполнять не просто в беге или шагом, а именно в характере композиции, т.е. в комбинации танцевальных шагов. Рассмотрим подробнее основные компоненты надежности, выявленные в ходе опроса специалистов.
Первый компонент надежности - техническая готовность спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях. Одним из показателей стабильности перебросок и сотрудничеств может служить сопоставление суммарного количества выполненных групп трудности, выполняемых за одну соревновательную комбинацию, с количеством потерь предмета на каждой технической группе. В основном ошибки возникают в момент выполнения броска, вследствие некорректного технического исполнения, или каких - либо других факторов. Например, бросок предмета из неточного построения или если
997
произошла потеря предмета еще до выполнения технической группы трудности. По этой причине 60% ошибок составляют различные нарушения правильной траектории полета предмета, которая приводит к столкновению, недостаточной дальностью полета, высоты полета и как следствие потеря предмета или серьезная сбавка за некорректную ловлю.
Для совершенствования техники и повышения надежности выполнения специфических групп трудности, нами были разработаны следующие рекомендации:
1. Для создания двигательного умения в начале подготовки соревновательной комбинации следует увеличивать объем бросковых действий с предметом в соответствии с «критериями» и их разновидностью в тренировке до 10-30 повторений. Следует обращать внимание на технику выполнения двигательных действий с предметом и без него. Добиваться правильного выполнения. Количество повторений может значительно превосходить заданное.
2. Для создания двигательного навыка применять схему подготовки от «3 из 3, 5 из 5, 10 из 10, до 20 из 20», данная схема подразумевает выполнение отдельной группы трудности подряд, без потери предмета, в заданном количестве. Если происходит потеря предмета, а количество правильных выполнений не достигло заданного, то повторение начинается сначала. На данном этапе стабильность исполнения обеспечивается также при работе в соединениях с другими группами трудности композиции. Соревновательная комбинация делится на части от 5-6 до 2. Количество «прогонов» частей и целостной композиции зависит от степени физической, и технической подготовленности гимнасток. Важно качественное выполнение, необходимо учитывать построения, синхронность, перестроения и темп, ритм, а также сводить к минимуму потери предмета. Кроме того, необходим учет информации о количестве и характере допускаемых ошибок и способах их устранения.
3. Для создания устойчивого двигательного навыка используются схема «от 10 из 10 до 20 из 20» повторений. Количество частей упражнений сокращается до 3 - 2. Основное внимание уделяется соревновательной комбинации ее целостному и качественному исполнению. Для успешности выполнения композиции на соревнованиях используется технология на определенное количество повторений от 5 до 15 «прогонов» и технология по схеме от «3 из 3, до 5 из 5». По истечению тренировочного процесса учитываются ошибки совершенные в ходе многократного повторения
998
соревновательной композиции за тренировку. В заключительной части тренировочного процесса продолжается тренировка над стабильностью наиболее отстающих в исполнении специфических групп трудности в соревновательной композиции, путем повторения по схеме от «5 из 5 до 10 из 10». Выполнение упражнений осуществляется на фоне утомления.
Для обеспечения надежности специфических групп трудности, на этапе становления устойчивого двигательного навыка, применяются различные вариативные подходы в тренировочном процессе. Облегченные или утяжеленные предметы, выполнение частей или полной соревновательной композиции в утяжелителях, под счет всеми гимнастками, со сменой исходного направления композиции. Вес предметов не должен превышать 25% от стандартного веса предмета. Также может ограничиваться зрительный контроль, вплоть до полного выключения зрения в различные моменты движения. Отрабатываются дублирующие варианты на случай неудачного исполнения этого элемента, способы коррекции. Применяются методы идеомоторной тренировки для устранения ошибок, моделируется соревновательная обстановка.
Второй компонент надежности - физическая готовность спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях. Для успешности выполнения перебросок и сотрудничеств, в тренировочном и соревновательном процессе, основное значение приобретают физические качества спортсменок, выступающих в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Содержание групповых упражнений насыщено сложно координационными элементами «тела» и «предмета», требующими проявления высоких физических кондиций. Компонентами исполнительского мастерства гимнасток являются: трудность композиции, исполнение (техническое и артистическое). Поэтому проявляется тесная связь между параметрами амплитуды движений, артистизма и выразительности, выраженность вклада которых отражается в уровне развития гибкости, скоростно-силовых, координационных способностей, специальной выносливости.
Групповые упражнения характеризуются высокой интенсивностью движений, это в свою очередь требует высокой степени развития сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Во время выполнения соревновательной композиции, ЧСС у гимнасток нарастает до 180 - 200 ударов в минуту.
Комбинации двухминутной длительности относятся к зоне работы субмаксимальной мощности [2,3]. Данный факт свидетельствует о значительных
999
изменениях в сердечно - сосудистой и дыхательной системах. [3-5]. Работу субмаксимальной мощности отличает значительный кислородный долг. [2]. В художественной гимнастике, при исполнении композиции, кислородный долг превышает 4 литра.
Групповые упражнения характеризуются значительным участием афферентных (сенсорных) систем. Успешность выполнения упражнения определяется способностью сохранять равновесие в различных по сложности условиях, а также способностью изменять движения при смене положений тела в пространстве, высокой частотой двигательных координаций, сменой силы и скорости мышечных сокращений, требующих от двигательного аппарата мгновенной скорости информационного анализа.
Пространственная точность, играет решающую роль при выполнении перебросок и сотрудничеств. Глазомер также приобретает значительную особенность, например, при синхронизации движений или при работе с предметом, но при овладении устойчивым двигательным навыком движения, требующим точности. Все движения должны выполняться автоматизировано. На уровне функций эндокринной системы в художественной гимнастике связывают образность исполнения, которая обеспечивается высокой эмоциональностью и выразительностью движений.
Работа с различными предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) оказывают влияние на развитие тактильных ощущений, которые в совокупности с сенсорными системами (анализаторами), являются основой проприоцептивной чувствительности.
Таким образом, основополагающими физиологическими особенностями в групповых упражнениях являются, проприоцептивная чувствительность, сенсорные и эндокринные системы, пространственная точность движений, а также высокая степень развития дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Третьим компонентом в обеспечении надежности, является психологическая готовность гимнасток к выполнению специфических групп трудности, особенно в условиях соревнований. Существенным является вопрос о том, что представляют в психологическом плане процессы саморегуляции высшей нервной деятельности.
Зачастую выполнение данных технических групп заметно усложняется на фоне раздражителя, будь то разлад в межличностных отношениях между гимнастками в команде, в борьбе за лидерство между командами, в случае неудачного выступления с первым видом многоборья, а также на фоне
1000
утомления. В этой связи важными являются проявления волевых усилий. Известно, что воля является процессом, регулирующим и направляющим нашу деятельность.
Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств. В психологии спорта основными волевыми качествами являются следующие: активность и наблюдательность, организованность, целеустремленность, настойчивость и справедливость, решительность, сообразительность и смелость, самостоятельность, коммуникабельность и трудолюбие.
С целью выявления основных черт, характеризующие надежность выполнения специфических групп трудности у гимнасток, выступающих в групповых упражнениях, было проведено анкетирование. Были опрошены тренеры гимнасток, выступавших на Чемпионате ВУЗов г. Санкт - Петербурга, а также студентки Института физической культуры и спорта, РГПУ им. А. И. Герцена. Всего было опрошено 37 респондентов.
По результатам проведенного анкетирования выяснилось (табл. 1 и 2), что для личности гимнастки, в первую очередь, характерны следующие качества воли (по значимости): активность и наблюдательность; организованность, настойчивость и трудолюбие; целеустремленность, решительность и сообразительность; самостоятельность. В меньшей степени респонденты отметили смелость, коммуникабельность и справедливость.
Отметим, что активность - это особый вид организации поведения личности, определяемый оставленной ею самой целью. Организованность - это умение личности активно участвовать в целеустремленном, организованном коллективе. Настойчивость - это проявление воли, характеризующееся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели, в преодолении многих (в том числе неожиданно возникающих) препятствий. Настойчивый и упорный человек способен постоянно удерживать в сознании поставленную задачу и неуклонно стремиться к ее решению. Было установлено, что такие качества, как целеустремленность, решительность, сообразительность и самостоятельность приходят не только с опытом, но и с высоким уровнем знаний правил соревнований и целесообразностью их применения. Решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением принимать ответственное решение и неуклонно реализовать их в деятельности.
Таблица 1
Волевые качества гимнасток, влияющие на надежность выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике
Волевые качества, влияющие на Оценка в баллах (5-высший балл)
надежность выполнения специфических
групп трудности
1. Активность 4,4
2. Наблюдательность 4,4
3. Организованность 4,3
4. Настойчивость 4,3
5. Трудолюбие 4,3
6. Целеустремленность 4,0
7. Решительность 4,0
8. Сообразительность 4,0
9. Самостоятельность 3,6
10. Смелость 3,3
11. Коммуникабельность 3,3
12. Справедливость 3,2
Таблица 2
Характеристики гимнасток для успешного выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях
Характеристики гимнасток, Оценка в баллах (5-
влияющие на надежность высший балл)
перебросок и сотрудничеств
1. Частота выступлений на 4,7
соревнованиях
2. Опыт 4,85
3. Стабильность на выступлениях 5
4. Умение ориентироваться по 3,0
ситуации
5. Способность «выручать» 2,3
партнеров по команде
Самостоятельность - это проявление воли, характеризующееся быстротой мышления во время действий, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влияниям людей и их действий.
Смелость - это индивидуальное качество воли, характеризующееся
1002
отсутствием боязни принимать на себя ответственность за решение и его исполнение. Все приведенные выше качества носят волевой характер, проявляются в межличностных отношениях, отражают положительное отношение человека к самому себе, к материальным ценностям и к различным видам деятельности. Из результатов анкетирования следует, что для успешного выполнения перебросок и сотрудничеств, гимнасткам, также характерно:
- частота выступлений на соревнованиях;
- опыт;
- стабильность на выступлениях;
- умение ориентироваться по ситуации;
- способность «выручать» партеров по команде.
По результатам исследования в таблицах 1 и 2 наглядно показана картина распределения ответов респондентов в процессе анкетирования. Было выявлено, что наибольшее влияние оказывают: активность и наблюдательность (4.4 балла). Не менее значимым качеством в результате анкетирования респонденты отметили: организованность, настойчивость и трудолюбие (4.3. балла).
В результате самыми главными волевыми качествами гимнастки является активность, наблюдательность - 4.4 балла. Менее значимым качеством: организованность, настойчивость и трудолюбие - 4.3 балла. Среднее влияние оказывают такие качества, как сообразительность, решительность, целеустремленность - 4 балла, самостоятельность - 3.6 балла. Меньше всего влияет на надежность выполнения специфических групп трудности коммуникабельность, смелость - 3.3 балла и справедливость - 3.2 балла.
Самыми главными характеристиками гимнасток в групповых упражнениях является стабильность на выступлениях и опыт - 5 и 4.85 балла. Затем следуют такие черты, как частота выступлений на соревнованиях 4.7 балла. Самое низкое влияние оказывают умение ориентироваться по ситуации и способность «выручать» партнеров по команде - 3 и 2.3 балла.
ВЫВОД. Таким образом, у гимнасток в групповых упражнениях преобладают такие качества воли как активность, наблюдательность, организованность, трудолюбие и настойчивость. Также в целях повышения надежности гимнастки должны обладать высокой степенью стабильности на выступлениях, как можно чаще принимать участие в соревнованиях, быть опытными и умеющими ориентироваться в сложившейся обстановке. Гимнастки, выступающие в групповых упражнениях должны обладать отличительной особенностью «выручать» партнера по команде в ходе
1003
выполнения соревновательной композиции.
Список литературы
1. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А.Э. Болотин, А.В.Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9 - С.36-38.
2. Эффективность комплексного применения дыхательных упражнений в процессе развития выносливости у биатлонистов/В.З. Яцык, А.Э. Болотин, В.Б. Парамзин, С.А. Пауесов// Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - 2019. - № 1. - С. 30-36.
3. Bolotin, А.Е., & Bakayev, V.V. (2017). The differences in responce of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate. Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 17(4), Art. 272, pp. 2443-2446.
4. Bolotin, А.Е., Bakayev, V.V., Orlova N.V. & Kozulka A.N. (2017). Peculiarities of time structure and of biomechanical organization of a construction of motor actions in the hammer throw. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.137-141.
5. Bolotin, A., & Bakayev, V. (2019). Model for stamina development in biathletes based on the combined application of respiratory exercises. Sport Mont, 17(3), рр. 59-65.
УДК 796.41
М. А. Удалова1, А. Э. Болотин2, И.Л. Бондарчук2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ГРУПП ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Резюме. Установлено, что обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике в значительной степени зависит от композиционной подготовки. При этом большое внимание должно уделяться отбору в команду по показателям совместимости и танцевально-двигательной подготовки гимнасток. Это