УДК 796.412.2
КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Екатерина Викторовна Максимова, соискатель, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Одной из наиболее острых проблем регламентации процесса многолетней подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики является отсутствие в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» нормативных требований, предъявляемых к уровню подготовленности спортсменок на каждом из этапов подготовки и учитывающих специфику соревновательной деятельности в данном виде программы художественной гимнастики. В статье изложены результаты исследования, направленного на научное обоснование критериев оценки и содержания контрольных упражнений, обеспечивающих планомерное и поэтапное повышение подготовленности гимнасток и результативности их соревновательной деятельности в групповых упражнениях. Экспериментальная проверка эффективности применения предложенных критериев оценки послужил основанием для рекомендаций по их внедрению в процесс формирования спортивного мастерства гимнасток групповых упражнений.
Ключевые слова: групповые упражнения, специфика соревновательной деятельности, специальная подготовленность, критерии оценки, спортивная подготовка, результативность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p229-235
CONCRETE CRITERIA FOR EVALUATION OF SPECIAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN GROUP RHYTHMIC GYMNASTICS EXERCISES
Ekaterina Viktorovna Maksimova, the competitor, Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
One of the most acute problems of regulating the process of the long-term training in group exercises of rhythmic gymnastics is the absence in the Federal standard of sports training in the sport of "rhythmic gymnastics" of regulatory requirements for the level of fitness of athletes at each stage of training and taking into account the specifics of competitive activity in this type of program rhythmic gymnastics. The article presents the results of the research aimed at the scientific substantiation of the evaluation criteria and the content of control exercises, providing the planned and gradual increase in the fitness of female gymnasts and the effectiveness of their competitive activity in group exercises. Experimental verification of the effectiveness of the proposed assessment criteria served as the basis for recommendations on their implementation in the process of forming sportsmanship of gymnasts in group exercises.
Keywords: group exercises, specificity of competitive activity, special preparedness, assessment criteria, sports training, effectiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Прогрессивное развитие художественной гимнастики предполагает повышение требований к исполнительскому мастерству спортсменок, выступающих, как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях [1].
В связи с этим организация многолетней спортивной подготовки невозможна без оценки оптимальности развития специальных физических способностей гимнасток и наличия диагностического инструментария для ее осуществления. Отсутствие научно-
обоснованных критериев оценки и нормативных требований к подготовленности гимнасток групповых упражнений на этапах спортивной подготовки снижает эффективность управления процессом формирования исполнительского мастерства и качество спортивных прогнозов. При этом результаты опроса тренеров по художественной гимнастике свидетельствуют, что наличие специфики двигательной деятельности спортсменок в групповом упражнении, указывает на необходимость ее учета на всех этапах подготовки (90%). Однако, Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «художе -ственная гимнастика» содержит только нормативы для оценки индивидуальной специальной физической подготовленности спортсменок, не учитывающих специфику групповых упражнений. В связи с этим применяемые критерии оценки не в полной мере информируют о наличии и уровне развития способностей спортсменок групповых упражнений, предопределяющих спортивные достижения, что снижает эффективность реализации перспективно-прогностического подхода в системе многолетней подготовки спортсменок.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования применялся комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов, педагогическое наблюдение, опрос (анкетирование), экспертная оценка, педагогическое тестирование, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная часть работы, в которой приняли участие гимнастки 4-х этапов спортивной подготовки (п=48), выполнялась на базе ОГБУ «СШОР по художественной гимнастике» Ульяновской области. Экспертную оценку качества исполнения соревновательных программ групповых упражнений и тестирование физической подготовленности гимнасток осуществляли тренеры (п=8) и судьи по виду спорта (п=19) высокой квалификации. Критерии оценки и контрольные упражнения для мониторинга специальной физической подготовленности спортсменок на различных этапах подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики выявлялись посредством корреляционного анализа результативности соревновательной деятельности и уровня физической подготовленности, демонстрируемой гимнастками на разных этапах спортивной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В основу разработки нормативных требований к подготовленности гимнасток групповых упражнений легли данные анализа ФССП по виду спорта художественная гимнастика, программ спортивной подготовки в индивидуальных упражнениях, результаты ретроспективного видеоанализа содержания соревновательных программ сильнейших команд мира, данные опроса специалистов в области художественной гимнастики, в частности, в групповых упражнениях. Также в процессе определения информативных контрольных упражнений были учтены данные научной литературы [2], [3], [4], посвященной изучению специфике групповых упражнений.
Установлено, что одной из основных тенденций развития групповых упражнений художественной гимнастки является повышение уровня сложности в работе с предметом на фоне увеличения интенсивности, согласованности и скорости взаимодействия между гимнастками в соревновательных композициях. В связи с этим, уже на начальном этапе подготовки необходимо применять контрольные упражнения для мониторинга уровня развития специальных способностей гимнасток, характерных для современных групповых упражнений, а также уделять внимание их целенаправленному развитию и совершенствованию.
Выполненный корреляционный анализ позволил конкретизировать наиболее информативные контрольные упражнения, которые в дальнейшем были включены в программу тестирования физической подготовленности спортсменок групповых упражнений в качестве специфических критериев оценки на различных этапах спортивной подготовки
в художественной гимнастике.
Для определения информативности применяемых контрольных упражнений была осуществлена экспертная оценка качества исполнения соревновательных программ путем фиксации количества и характера ошибок, допущенных гимнастками, а также выявления уровня их зависимости от результатов тестирования физической подготовленности.
Корреляционный анализ показал, что на этапе начальной подготовки (таблица 1), наиболее информативными, с высоким уровнем корреляционной связи с результативностью соревновательной деятельности являются 8 контрольных упражнений.
Таблица 1- Влияние результативности контрольных упражнений на качество выполнения соревновательных программ групповых упражнений гимнастками начального этапа спортивной подготовки (г)_
Контрольные упражнения Взаимодействия Броски в цель Броски в парах Функциональные способности
Руками Без рук Без зрительного контроля 2м 3м 4м 2м 3м 4м 5м ортостатическая проба
гху -0,18 0,75 0,7 0,13 0,86 0,84 0,72 0,74 0,7 0,22 0,84
При этом наибольшую взаимосвязь с качеством исполнения соревновательной программы имели не показатели контрольных упражнений на сотрудничество, а демонстрирующие индивидуальные способности гимнасток по двум критериям - точность попадания предмета в цель (г=0,84-0,86) и функциональная подготовленность ССС (орто-статическая проба).
Данный факт указывал на необходимость создания на начальном этапе подготовки, прежде всего, общих для всех занимающихся индивидуальных предпосылок для совместной согласованной работы, а затем - в сотрудничестве. На тренировочном этапе спортивной подготовки количество информативных контрольных упражнений сократилось до шести (таблица 2).
Таблица 2 - Влияние результативности контрольных упражнений на качество выполнения соревновательных программ групповых упражнений гимнастками тренировочного этапа спортивной подготовки (г)_
■5 ^ ыи нн Взаимодействия Броски в цель Броски в парах Переброски Функциональные способности
§ £ £ 1 а & О с Ку Без рук Без зрительного контроля 4м 5м 6м 4м 5м 6м и руками и без рук ортостатическая проба
гху 0,20 0,15 0,24 0,23 0,78 0,71 0,77 0,85 0,80 0,22 0,83
Наибольшее значение, кроме всего прочего, стало иметь наличие более специфических координационных способностей, характерных только для групповых упражнений и предопределяющих согласование движений при осуществлении сотрудничества и взаимодействий.
На этапе совершенствования спортивного мастерства (таблица 3) высокий уровень корреляционной зависимости качества выполнения композиций групповых упражнений от результативности в тестировании был выявлен уже только в пяти контрольных упражнениях, четыре из которых были связаны с сотрудничеством гимнасток. В отличие от предыдущего этапа спортивной подготовки наибольшее значение стали иметь способности спортсменок выполнять переброски в усложненных условиях - на дальние расстояния и без помощи рук (г=0,9 и г=0,95, соответственно). Высокая корреляционная связь показателей, демонстрируемых спортсменками групповых упражнений в ортостатиче-ской пробе, с количеством ошибок, допущенных на соревнованиях, свидетельствовала,
что с повышением интенсивности и сложности соревновательных композиций результативность выступлений в большей степени обеспечивается высокой функциональностью сердечно-сосудистой системы.
Таблица 3 - Влияние результативности контрольных упражнений на качество выполнения соревновательных программ групповых упражнений гимнастками этапа совершенствования спортивного мастерства (г)_
Л Я 5 Я Взаимодействия Броски в цель Броски в тройках Переброски Функциональные способности
£ 1 и & О с и ^ Без рук и зрительного контроля 4м 5м 6м 4м 5м 6м и руками и без зрит. контр и без рук ортостатическая проба
гху 0,22 0,08 0,12 0,19 0,13 0,20 0,9 0,82 0,80 0,95 0,93
Данный факт был подтвержден в процессе корреляционного анализа показателей тестирования специальных физических способностей и экспертной оценки выполнения соревновательных программ спортсменками этапа высшего спортивного мастерства (таблица 4).
Таблица 4 - Влияние результативности контрольных упражнений на качество выполнения соревновательных программ групповых упражнений гимнастками этапа высшего спортивного мастерства (г)_
Контрольные упражнения Взаимодействия Броски в цель Броски в тройках Переброски Функциональные способности
Без рук и зрительного контроля 4м 5м 6м 4м 5м 6м и Без рук и Без зрител. контр и Без рук и зри-тел. контр ортостатическая проба
гху 0,27 0,26 -0,22 0,11 0,37 0,11 0,07 0,84 0,76 0,93 0,98
Уровень мастерства отражали специальные способности, демонстрируемые только при выполнении разнообразных перебросок предметов, а также функциональные способности сердечно-сосудистой системы. При этом, наиболее сильные и близкие к функциональным связям были зафиксированы в контрольных упражнениях, характеризующих соответствие подготовленности спортсменок современным требованиям групповых упражнений художественной гимнастики: их способностей к сотрудничеству в условиях высочайшего риска и адаптационных способностей к интенсивным функциональным нагрузкам.
Предварительные исследования позволили определить критерии оценки специальной подготовленности спортсменок групповых упражнений на различных этапах подготовки и конкретизировать 23 контрольных упражнения, отражающих их готовность к качественному освоению и результативной демонстрации соревновательных программ.
Данные критерии оценки специальной подготовленности были внедрены в тренировочный процесс гимнасток экспериментальных групп четырех этапов спортивной подготовки в групповых упражнениях. С учетом результатов тестирования тренеры и гимнастки экспериментальных групп в течение всего периода констатирующего эксперимента акцентировали внимание на совершенствовании исследуемых физических способностей, специфичных для групповых упражнений художественной гимнастики и определяемых с помощью конкретизированных контрольных упражнений.
В начале и в конце констатирующего эксперимента, как в экспериментальных, так и в контрольных группах осуществлялась экспертная оценка качества выполнения соревновательных программ групповых упражнений с последующей статистической обработкой полученных данных (таблица 5). Главным критерием эффективности применения критериев оценки специальной физической подготовленности гимнасток групповых
упражнений являлась успешность их выступлений на соревнованиях и степень приростов в результативности соревновательной деятельности.
Таблица 5 - Результаты экспертной оценки исполнения соревновательных композиций испытуемых в процессе констатирующего эксперимента (баллы)_
Этап эксперимента Этап спортивной подготовки
начальной подготовки (п=12) тренировочный (п=12) совершенствования спортивного мастерства (п=12) высшего спортивного мастерства (п=12)
Вид многоборья
1 1 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2
экспериментальные группы
в начале 12,3±0,1 - 16,65±0,65 - 23,2±0,7 22,7±0,1 28,2±0,7 28,8±0,2
в конце 13,8±0,2 - 17,75±0,35 - 23,85±0,05 23,15±0,05 28,8±0,1 29,25±0,05
контрольные группы
в начале 13,05±0,05 - 16,05±0,35 - 18,15±0,25 18,45±0,45 23,9±0,1 25,1±0,3
в конце 13,1±0,2 - 15,8±0,6 - 17,95±0,15 18,5±0,2 26,0±0,1 24,6±0,4
Установлено, что среднестатистическая экспертная оценка за выступления гимнасток групповых упражнений экспериментальных групп в конце каждого из этапов спортивной подготовки была выше, чем результаты гимнасток контрольных групп (0,7-5,9 балла). То есть, большая эффективность спортивной подготовки была характерна для гимнасток экспериментальных групп. Это подтвердили выявленные достоверные значимые изменения (Р<0,01) в качестве выполнения соревновательных программ и различия между экспертными оценками за исполнение у групп испытуемых.
Сравнительный анализ приростов в результативности выступлений на каждом этапе подготовки позволил установить преимущество команд, сформированных и тренирующихся на основе мониторинга с применением конкретизированных в процессе исследования критериев оценки специальной физической подготовленности спортсменок (рисунок 1).
1,40
0,40
-0,60
1,50
1,10
0,05
ЭНП
0,65
ТЭ-1
0,45
0,60
ССМГГ)
0,05
2,10
1,15
-0,25
-0,20
ССМ (2)
ВСМ (1)
ВСМ
(2)
-0,50
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа Рисунок 1 - Динамика приростов в результативности соревновательной деятельности спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики в процессе констатирующего эксперимента (баллы)
На обусловленность эффективности спортивной подготовки уровнем развития специальных физических способностей спортсменок групповых упражнений художе-ственной гимнастики указывает и установленная корреляционная взаимосвязь приростов экспертных оценок исполнительского мастерства и среднестатистических показателей тестирования специальных способностей гимнасток экспериментальных групп (г=0,85).
Таким образом, конкретизация и внедрение в многолетний тренировочный процесс контрольных упражнений для оценки специальной физической подготовленности гимнасток групповых упражнений, не только способствовали оптимизации их спортивной подготовки на основе учета особенностей влияния специальных способностей на исполнительское мастерство на каждом из этапов, но и повышению результативности соревновательной деятельности спортсменок.
ВЫВОДЫ
1. Основные тенденции развития групповых упражнений художественной гимнастики заключаются в повышении уровня сложности работы предметом на фоне увеличения согласованности, интенсивности и скорости взаимодействия гимнасток при выполнении соревновательных композиций. Данная специфика должна быть отражена в нормативных документах, регламентирующих содержание многолетней спортивной подготовки гимнасток групповых упражнений художественной гимнастики, и предполагает применение информативных контрольных упражнений для оценки их специальной физической подготовленности.
2. Для каждого этапа спортивной подготовки в групповых упражнениях художе -ственной гимнастики характерен определенный набор контрольных упражнений (от 8-ми до 4-х), отражающих способности к качественному освоению и результативной соревновательной деятельности в групповых упражнениях. Чем выше этап спортивной подготовки, тем более информативными являются контрольные упражнения для оценки способностей к сотрудничеству и функциональной подготовленности ССС гимнасток.
3. Внедрение в процесс спортивной подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики конкретизированных контрольных упражнений для оценки специальной физической подготовленности спортсменок, учитывающих специфику вида спорта и тенденции его развития, обеспечивает целенаправленное развитие специфических способностей, формирование исполнительского мастерства и достижение высокой результативности соревновательной деятельности гимнасток.
Данное исследование проведено в рамках выполнения государственного контракта ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка научно-обоснованных предложений по объективизации технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики» (№01731000144250000028 от 25.05.2020 г.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехи-на, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 76-80.
2. Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.Ю. Давыдова, А.А. Супрун, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). -С. 214-219.
3. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 117-123.
4. Шевчук, Н.А. Методика оценки синхронности исполнения двигательных действий спортсменками в групповых гимнастических упражнениях / Н.А. Шевчук, У.В. Тучина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 290-293.
REFERENCES
1. Kryuchek, E.S., Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Aizyatullova, G.R., and Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of the performance skills of group exercise gymnasts participating in all-around competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 76-80.
2. Medvedeva, E.N., Davydova, A.Yu., Suprun, A.A. and Dveirina, O.A. (2018), "Tempo-rhythmic characteristics of movements as factor of synchronization of elements in group exercises of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 214-219.
3. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveirina, O.A., Davydova, T.Yu. and Da-vydova, A.Yu., (2018), "Objective factors of successful execution of throws in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 117-123.
4. Shevchuk, N.A., Tuchin, U.V. (2015), "Methodology for assessing the synchronism of the execution of motor actions by athletes in group gymnastic exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 290-293.
Контактная информация: elena.vlgafk@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 20.09.2020
УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ ИЗРАИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ФУНКЦИЙ СУДЬИ ПО
ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Соо, преподаватель, Педагогический академический колледж Гиват Вашингтон, Израиль; Юлия Владимировна Стрелецкая, кандидат педагогических наук, доцент; Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
На современном этапе развития профессионально-педагогического образования высшая школа сталкивается с экономическими и социальными проблемами, требующими постоянной коррекции традиционных подходов к содержанию учебного процесса. На процесс реализации идей исторически сформировавшихся научно-педагогических школ физкультурно-спортивной сферы деятельности человека в конкретной стране и, в частности, в Израиле накладывают отпечаток национальные и религиозные традиции, климатические условия, государственное устройство, особенности системы высшего образования. В данной статье представлены результаты исследований по проблеме оптимизации содержания профессиональной подготовки спортивных педагогов в вузах Израиля и эффективности формирования дидактических компетенций на занятиях легкой атлетикой в процессе освоения студентами функций «судьи по спорту».
Ключевые слова: физическая культура, спортивный педагог, профессиональная подготовка, легкая атлетика, дидактические компетенции, функции судьи по спорту, сопряженное формирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p235-240
FORMATION OF SPORTS TEACHERS' OF ISRAEL PROFESSIONAL COMPETENCIES WHILE MASTERING THE FUNCTIONS OF ATHLETICS JUDGE
Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Inna Vladimi-rovna Kiviharyu, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ludmila Soo, the teacher, Giwat Washington Academic College of Education, Israel; Yulia Vladimirovna Stre-letskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Agricultural
Academy
Abstract
At the present stage of professional and pedagogical development, higher education is facing economic and social problems that require constant correction of the traditional approaches to the content of the educational process. The process of implementing the ideas of historically formed scientific and pedagogical schools of the physical culture and sports sphere of human activity in several countries and, in particular, in Israel, is imprinted by the national and religious traditions, climate, state structure and features