Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОК НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОК НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТАМИ / КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ РАВНОВЕСИЯ / RHYTHMIC GYMNASTICS / COMPLEX COORDINATED MOVEMENTS WITH APPARATUSES / QUALITY OF EXECUTION / TEMPO-RHYTHMIC ABILITIES / BALANCE STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Кивихарью Инна Владимировна, Власова Наталья Юрьевна, Пивоварова Елена Анатольевна

Прогрессивное развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более и более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но и эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами. Демонстрация подобных композиций требует высокой и разносторонней подготовленности спортсменок, постоянного поиска новых, эффективных методов, гарантирующих высокое качество выполнения сложно-координационных движений с предметами под музыку. В связи с этим поиск путей совершенствования темпо-ритмических способностей гимнасток является особенно актуальным. В статье представлены данные о влиянии темпо-ритмических способностей на качество выполнения движений предметом и их обусловленности показателями устойчивости равновесия. Установлен ные взаимосвязи легли в основу содержания предлагаемых авторами комплексов упражнений, способствующих повышению качества исполнения движений с предметами под музыкальное сопровождение в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Кивихарью Инна Владимировна, Власова Наталья Юрьевна, Пивоварова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TEMPO-RHYTHMIC CHARACTERISTICS OF ATHLETES' MOVEMENTS ON THE QUALITY OF EXECUTION OF ELEMENTS WITH APPARATUSES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The progressive development of rhythmic gymnastics poses more and more difficult tasks for sportswomen to create not only the technically virtuosic, but also emotional, bright, internally meaningful, musically convincing compositions with apparatuses. Demonstration of such compositions requires high and versatile training of sportswomen, constant search for the new, effective methods that guarantee high quality of execution of the complex coordinated actions with apparatuses to music. In this regard, the search for ways to improve the tempo-rhythmic abilities of gymnasts is particularly relevant. The article presents the data on the influence of tempo-rhythmic abilities on the quality of execution of movements with apparatus and their conditionality by indicators of balance stability. The established relationships formed the basis of the content of sets of exercises offered by the authors that contribute to improving the quality of execution of movements with apparatuses accompanied by music in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОК НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

3. Применяемый нами вариант стретчинга способствует повышению показателей функциональной, физической и технической подготовленности студентов-волейболистов, их спортивному совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пармузина, Н.В. Стретчинг как необходимая составная часть занятия по оздоровительной аэробике / Н.В. Пармузина, Ю.В. Стукалова // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры : сборник материалов V студ. научно-практической конференции. -Новосибирск, 2016. - С. 73-76.

2. Косицкая, С.Ю. Стретчинг и его особенности / С.Ю. Косицкая, С.Н. Белова, О.Ю. Степанова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2016. - С. 271-274.

3. Чураков, А. А. Стретчинг как система упражнений, способствующих повышению эластичности мышц / А.А. Чураков, А.А. Зайцев // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2016. - № 5-4. - С. 155-156.

REFERENCES

1. Parmuzina, N.V. and Ctukalova Yu.V. (2016), Stretching as a necessary part of a training in health-improving aerobics", Actual problems of health-improving and adaptive physical education: Sat. materials V stud. scientific and practical. conf. Novosibirsk, pp.73-76.

2. Kositskaya, S.Yu., Belova, S.N, Stepanova, O.Yu. (2016), "Stretching and its features", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVIII Intern. scientific and practical. conf., Irkutsk, pp. 271-274.

3. Churakov, A.A., Zaytsev A.A. (2016), "Stretching as a system of exercises that increase muscle elasticity", Current trends in science and technology, рр . 155-156.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.06.2020

УДК 796.412.2

ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОК НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Власова, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Анатольевна Пивоварова, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Аннотация

Прогрессивное развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более и более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но и эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами. Демонстрация подобных композиций требует высокой и разносторонней подготовленности спортсменок, постоянного поиска новых, эффективных методов, гарантирующих высокое качество выполнения сложно-координационных движений с предметами под музыку. В связи с этим поиск путей совершенствования темпо-ритмических способностей гимнасток является особенно актуальным. В статье представлены данные о влиянии темпо-ритмических способностей на качество выполнения движений предметом и их обусловленности показателями устойчивости равновесия. Установлен-

ные взаимосвязи легли в основу содержания предлагаемых авторами комплексов упражнений, способствующих повышению качества исполнения движений с предметами под музыкальное сопровождение в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, сложно-координационные движения предметами, качество исполнения, темпо-ритмические способности, устойчивость равновесия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p237-243

INFLUENCE OF TEMPO-RHYTHMIC CHARACTERISTICS OF ATHLETES' MOVEMENTS ON THE QUALITY OF EXECUTION OF ELEMENTS WITH APPARATUSES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Ale-ksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inna Vladimi-rovna Kiviharyu, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Yurievna Vlasova, the second year master student, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Elena Anatolyevna Pivovarova, the candidate of biological sciences, research associate, Velikiye Luki State Academy of Physical Education and

Sport

Abstract

The progressive development of rhythmic gymnastics poses more and more difficult tasks for sportswomen to create not only the technically virtuosic, but also emotional, bright, internally meaningful, musically convincing compositions with apparatuses. Demonstration of such compositions requires high and versatile training of sportswomen, constant search for the new, effective methods that guarantee high quality of execution of the complex coordinated actions with apparatuses to music. In this regard, the search for ways to improve the tempo-rhythmic abilities of gymnasts is particularly relevant. The article presents the data on the influence of tempo-rhythmic abilities on the quality of execution of movements with apparatus and their conditionality by indicators of balance stability. The established relationships formed the basis of the content of sets of exercises offered by the authors that contribute to improving the quality of execution of movements with apparatuses accompanied by music in rhythmic gymnastics.

Keywords: rhythmic gymnastics, complex coordinated movements with apparatuses, quality of execution, tempo-rhythmic abilities, balance stability.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика обладает такими характерными чертами, как эмоциональность, динамичность, танцевальность, выразительность, которые комплексно проявляются в артистичности спортсменки. При этом только тогда, когда движения тела и предмета сливаются воедино под музыку, выполняемые гимнасткой упражнения приобретают самобытный и неповторимый характер, становится увлекательными и зрелищными. В настоящее время успех гимнастки зависит от наличия виртуозного владения всеми структурными группами движений без предмета и с предметами, сочетаемых между собой [1, 2, 3]. Каждая соревновательная композиция гимнасток состоит из различных технических элементов с предметом, которая несет в себе количественную и качественную ценность. При этом, в процессе анализа содержания соревновательных композиций установлено, что за последние 3 года доля оцениваемых движений предметом увеличилось почти в 2 раза (в упражнении с мячом с 41,0±3% в 2016 году до 68,6±1,8% в 2019 году; в упражнении с булавами с 35,0±2,5% до 66,3±2,1%, соответственно), и они определяют большую часть оценки за техническую составляющую композиции. С увеличением объема, сложности и риска выполняемых элементов предметом, гимнастки стали чаще допускать грубые ошибки в качестве потери предмета и нарушении технических характеристик движения, в том числе, темпо-ритмических.

Попытки снизить риск потерь привели к однообразию движений предметом и характера их темпо-ритмических рисунков. Это обуславливает актуальность поиска спосо-

бов сопряжения специальной физической и предметной подготовки гимнасток с музыкально-ритмической. Это позволит повысить уровень владения предметом, и тем самым максимально подчеркнуть индивидуальность и профессионализм гимнасток. В связи с этим целью исследования являлась конкретизация направленности процесса предметной подготовки спортсменок с учетом особенностей влияния темпо-ритмических характеристик движений под музыку на качество выполнения элементов с предметами в художественной гимнастике.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования применялся комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; экспертная оценка; стабилография, методы математической статистики. Исследование, в котором приняли участие высококвалифицированные спортсменки художественной гимнастики (МС; n=12), проводилось на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и научно-исследовательского института проблем спорта и оздоровительной физической культуры Великолукской государственной академии физической культуры и спорта.

В процессе изучения степени взаимообусловленности темпо-ритмических способностей и функции равновесия гимнасток применялись контрольные двигательные задания с обручем и мячом на стабилоплатформе под фонограмму, соответствующую разным вариантам ритмического рисунка и темпа. Параллельная видеосъемка позволяла с помощью компьютерной программы и видео редактора Movie Maker определить степень отклонения ритмического рисунка движений от ритма, задаваемого фонограммой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе анализа содержания соревновательных программ высококвалифицированных спортсменок (n=52) установлено, что в погоне за высокой оценкой, их композиционный характер периодически теряется, 1/3, а порой и половина, выполняемых оцениваемых движений предметом, не соответствуют музыкальным акцентам, темпу и ритму. Отклонения от музыкального ритма и темпа музыки при выполнении технических элементов предметом, влекут за собой значительные сбавки в оценке за исполнение.

Корреляционный анализ подтвердил, что на современном этапе развития художественной гимнастики результативность соревновательной деятельности зависит не только уровня предметной подготовленности спортсменок, но и способности согласовывать работу предметом с ритмом и темпом музыкального сопровождения (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь результативности соревновательной деятельности и точности воспроизведения ритмического рисунка финалистками чемпионата мира 2019 года по художественной гимнастике (п= 24)_

Стат. показ. Компоненты мастерства Вид программы

обруч мяч булавы лента

M±m Экспертная оценка за выполнение программ многоборья(баллы) 21,84±0,56 22,06±0,37 20,66±0,48 19,16±0,5

Точность воспроизведения ритмического рисунка (%) 56,8±1,41 71,8±3,42 60,1±3,37 70,5±2,31

r (Спирмена) 0,286 0,649 0,202 0,306

Примечание. Ткр=0,64 при p>0,05

В связи с этим было проведено исследование, направленное на конкретизацию влияния темпо-ритмических способностей на технику исполнения движений с предметом, выполняемых с разными ритмическими рисунками и темпами. Выявлено, что в большей степени темпо-ритмические характеристики влияют на качество движений с обручем, что связано с физическими свойствами самого предмета (рисунок 1). Большие параметры предмета не позволяли выполнить «мелкую» и «быструю» работу, которую лег-

ко подстроить как под быстрый темп, так и под разные ритмические рисунки, а «амплитудная» - приводила к колебательным движениям тела, техническим ошибкам и, в некоторых случаях, к падению (г= 0,756-0,925).

Установлено, что выполнение движений предметом в медленном темпе характеризуется большей точностью, чем в быстром темпе. Однако на практике гимнасткам легче выполнять движения в быстром темпе, так как отклонения от музыкального ритма визуально менее заметны. Наибольшие затруднения при воспроизведении движений предметом с музыкальным сопровождением вызывают ритмические рисунки «восьмая-две шестнадцатые» и «трехдольная пунктирная». Учитывая, что в основе качественно выполнения всех двигательных действий лежит сохранение устойчивого равновесия, были рассмотрены взаимосвязи между темпо-ритмическими показателями и характеристиками функции равновесия при выполнении движений с разными предметами в наиболее часто используемых ритмах - простом и «восьмая-две шестнадцатые» (таблица 2).

Таблица 2 - Влияние темпо-ритмических способностей гимнасток на стабилографиче-ские характеристики равновесия с предметом (N=12)_

Темпо-ритмические рисунок музыки (с) OD рад/с V, мм/сек EllS, кв. мм Kriv, рад/мм КФР,%

обруч

восьмая-две шестнадцатые, музыкальный размер - 2/4; темп - спокойный (Andante) -0,73 0,71 0,94 -0,53 -0,51

двудольная простая, музыкальный размер - 2/4; темп -умеренно (Moderato) 0,09 -0,54 -0,30 0,03 0,07

трехдольный простой, музыкальный размер - 3/8; темп -очень скоро (Presto) -0,52 0,55 0,33 0,39 -0,65

мяч

восьмая-две шестнадцатые, музыкальный размер - 2/4; темп - спокойный (Andante) 0,69 0,20 -0,15 -0,81 0,30

двудольная простая, музыкальный размер - 2/4; темп -умеренно (Moderato) -0,10 -0,31 -0,48 -0,14 0,57

трехдольный простой, музыкальный размер - 3/8; темп -очень скоро (Presto) -0,11 0,35 0,57 0,19 -0,56

Примечание: КФР - качество функции равновесия; ОБ - оценка движения; Кпу - коэффициент кривизны; Е1Ш - площадь эллипса; V — средняя скорость перемещения центра давления

Так было установлено, что при выполнении выбивания обруча левой кистью в простом ритме плоскость обруча в полетной фазе смещалась и выходила за пределы границ площади опоры спортсменки, что вызывало повышение показателей оценки движе-

ния. При этом усложнение ритмического рисунка затрудняло оценку движений гимнасткой и поддержание устойчивого равновесия (г=-0,73).

Даже спокойный темп выполняемых движений влиял на активность процессов поддержания вертикальной позы. Особенно это было выражено при выполнении броско-вых движений или перекатов предмета, в которых не только затруднялся процесс попадания в ритмический рисунок, но и увеличивалась скорость перемещения центра давления, что приводило к снижению устойчивости равновесия (г=-0,71).

Учитывая, что меньшая площадь эллипса свидетельствует о более высокой устойчивости, установлено, что данная стабилографическая характеристика как не одна другая подтверждает зависимость от ритма движений предметом (г=-0,94). Сложный ритмический рисунок и спокойный темп выполнения движений обручем нивелирует способность спортсменов удерживать равновесие.

Анализ показателя качества функции равновесия свидетельствует, что он увеличивается по мере упрощения ритмического рисунка движений предметом (г =-0,65). То есть качественное выполнение равновесий сопровождается относительно простыми, базовыми движениями предмета. Однако современные требования, предъявляемые к соревновательным композициям, предполагают выполнение сложных технических элементов с предметом, как без зрительного контроля, так и без помощи рук. При этом стремление гимнастки реализовать эти координационные задачи под сложный ритмический рисунок музыки приводит к нарушению равновесия, связанными с тремороподобными колебаниями, как предмета, так и тела (г=-0,81). Таким образом, темпо-ритмические способности, как компонент координационных способностей гимнасток, является критерием качества освоения элементов с предметами.

На основе полученных данных был разработан комплекс специальных упражнений, направленный на повышение качества выполнения элементов с предметами с учетом темпо-ритмических характеристик музыкальных композиций (таблица 3).

Таблица 3 - Фрагмент комплекса упражнений технической подготовки с обручем на основе учета ритмических рисунков музыкальных композиций_

Средства | Доз-ка | ОМУ

ритмический рисунок - восьмая-две шестнадцатые

И.П. - ст., обруч впереди хватом снизу, в горизонтальной плоскости 1-2 - ст. на правой, согнув левую в «пассе», и дугой вправо правой рукой обруч назад вертикально в лицевую плоскость с отведением левой ноги в сторону; 3 - вход в обруч, отпуская его во вращение вправо вертикально, вокруг тела; 4 - левая рука вниз с ловлей правой рукой справа, хватом сверху 5-6 - ст. на левой, правая в сторону, и выход из обруча с броском его во вращение горизонтально на пол-оборота; 7 - ст., с ловлей обруча правой рукой;8 - И.П. 6-8 р. 1-2 - обруч правой рукой перемещается из горизонтальной в вертикальную плоскость дугой в сторону назад. Рука вверх, останавливая обруч сзади вертикально в лицевой плоскости. Вход в обруч и дальнейшее его вращение вокруг тела с опусканием, необходимо начать с упора на левое плечо и толчка правой рукой вперед. На счет «4» ловля обруча с прижатием его нижнего края к опорной ноге. На «5-6» выйти из обруча и провести рукой через низ, изменяя плоскость. Бросок вертушкой в момент полного выхода из обруча. После ловли возврат в И.П. Быстрый темп.

ритмический рисунок - восьмая-две шестнадцатые

И.П. - ст., обруч в правой руке впереди 1 - передача обруча из-под правого плеча в левую руку; 2 - передача обруча из-под левого плеча в правую руку; 3 - то же, что в 1 4 - то же, что в 2 5 - дугой вниз бросок обруча назад; 6 - ловля левой рукой; 7 - дугой вниз бросок обруча назад; 8 - ловля правой рукой, И.П. 6-8 р. На протяжении всего упражнения обруч находится в боковой плоскости вертикально. В «1-4» передачи выполняются резкими движениями согнутыми руками. Не наклоняться. В «5-8» работа с обручем выпрямленными руками. Бросок за спиной без зрительного контроля на высоте длины руки. Чтобы обруч при опускании вниз не ударялся об пол, необходимо его вести с отставанием от руки. Освоив, выполнить упражнение на балансировочном диске. Быстрый темп.

ритмический рисунок - двудольная простая,

И.П. - ст., обруч в правой руке впереди 1-2 - ст. на правой, согнув левую вперед, вращение слева назад в боковой плоскости; 3-4 - вращение справа; 5-6 - ст. на правой, левая назад, с наклоном длинный перекат по рукам и спине, правая рука вверх, левая - вниз; 7 - ловля левой рукой; 8 - передача обруча в правую руку, И.П. 6-8 р. В И. П. правая рука супинирована, а обруч лежит вертикально на ладони, хватом снизу. В 5-6 правая рука в супинации, ладонью вверх, левая в пронации, ладонью вверх. Перекат без скачков, левая рука прижата к телу и рабочей ноге. Рабочая нога и туловище параллельны полу. После ловли, приходя в И.П., не изменять плоскость обруча. Умеренный темп.

ритмический рисунок - пунктирный ритм, восьмая с точкой-шестнадцатая

И.П. - стойка на носках, обруч в правой вперед, хватом снизу 1-2 - вращение вперед справа в боковой плоскости; 3-4 - вращение слева в боковой плоскости 5-6 - вертикальная вертушка вокруг шеи вправо, согнув руку 7-8 - ловля с левой стороны правой в И.П. 6-8 р. В И.П. обруч в правой руке вертикально в боковой плоскости. Вертикальная вертушка выполняется в конце вращения слева, когда обруч вверху, переводя согнутую руку слева направо за голову. На протяжении всего упражнения левая рука выпрямлена вниз. Освоив упражнение выполнять на балансировочном диске. Быстрый темп.

ритмический рисунок - восьмая с точкой-шестнадцатая

И.П. - ст. на левой, правая в сторону на носок, обруч в согнутых руках на шее слева. 1-4 - 2 вращения обруча вокруг шеи, руки вниз; 5-6 - поворот на правой на 360°, согнув левую в «пассе», и с наклоном, скат обруча с шеи на правую руку; 7-8 - докручивая порот, И. П. 6-8 р. В И.П. руки с обручем отвести для замаха. «1-4» обруч вращается в быстром темпе горизонтально, руки внизу. На «5-6», когда обруч будет спереди прижатым сзади к шее, выполнить резкий наклон головы с подъемом руки вперед-вверх с супинацией на повороте поймать скатывающийся обруч. Спокойный темп.

Комплекс предполагал выполнение сложнокоординационной работы разными предметами под музыкальное сопровождение, имеющее различные ритмические рисунки в усложненных условиях (на балансирующем диске, при выполнении базовых равновесий и поворотов ценностью 0,1 балла).

ВЫВОДЫ

1. В современной художественной гимнастике предъявляются повышенные требования к синхронизации движений предметом с телом и их координации относительно музыкального ритма и темпа.

2. Точность воспроизведения музыкального рисунка предметом зависит от темпо-ритмических способностей гимнасток, которые предопределяют техническую сложность движений с предметом.

3. Сложность воспроизведения музыкального рисунка предметом в значительной степени влияет на качество выполнения, как отдельных элементов, так и соревновательных упражнений в целом.

4. Стабилографические характеристики равновесия, выполняемого с движениями предметом, связаны с темпо-ритмическими способностями гимнасток ([г]=0,65-0,94), что указывает на возможность сопряжения специальных двигательных и музыкально-ритмических заданий в процессе технической (предметной) подготовки.

5. Содержание комплексов специальных упражнений с предметами учитывающие темпо-ритмические особенности движений предметом и их влияние на функцию равновесия, направлены на оптимизацию процесса технической подготовки в художественной гимнастике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Темпо-ритмические характеристики движений как фактор синхронизации элементов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, А.Ю. Давыдова, А. А. Супрун, О. А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). -С. 214-219.

2. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток индивидуальной программы, выступающих в многоборье / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 109-113.

3. Кивихарью, И.В. Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток / И.В. Кивихарью, М.О. Мисникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 151-156.

REFERENCES

1. Medvedeva, E.N., Terekhina R.N., Suprun A.A., Dveirina O.A., Davydova T.Yu. and Da-vydova A.Yu. (2018), "Objective factors of successful execution of throws in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 117-123.

2. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Ayzyatullova, G.R., Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery of the gymnasts of the individual program acting in all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 109-113.

3. Kiviharyu, I.V. and Misnikova, M.O. (2019), "The improvement of quality of execution of fundamental movements with clubs and ribbon of highly qualified gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp.151-156.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2020

УДК 796.853.23

АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

Виктор Сергеевич Мещеряков, Сибирский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации г. Красноярск

Аннотация

На различных этапах спортивной тренировки необходимым условием эффективности системы подготовки юных спортсменов являются знание возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и подростков, а также контроль их физического развития. Цель изучить закономерности развития организма юных спортсменов, выявить особенности развития организма спортсменов 15-16-летнего возраста, что позволит своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс.

В ходе научно-исследовательской работы выявлено, что прирост силы у подростков осуществляется под влиянием увеличения размера мышц и адаптационных реакций нервной системы, а также от величины прикладываемого ими усилия.

Ключевые слова: физическое развитие, возрастные особенности, юные спортсмены, индивидуальные особенности развития организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p243-246

ANALYSIS OF AGE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF ATHLETES AGED 15-16 YEARS Viktor Sergeevich Meshcheryakov, Siberian law Institute of the Ministry of internal Affairs of

the Russian Federation Krasnoyarsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

At various stages of sports training, the necessary condition for the effectiveness of the training system for young athletes is knowledge of the age and individual characteristics of children and adolescents, as well as control of their physical development. The goal is to study the regularities of the development of the body of young athletes, to identify the features of the development of the body of athletes of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.