Научная статья на тему 'Положительный перенос навыка как фактор совершенствования элементов «Трудности предмета» в художественной гимнастике'

Положительный перенос навыка как фактор совершенствования элементов «Трудности предмета» в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ЭЛЕМЕНТЫ «ТРУДНОСТИ ПРЕДМЕТА» / БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ / ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / RHYTHMIC GYMNASTICS / ELEMENTS OF "APPARATUS DIFFICULTY" / BASIC MOVEMENTS WITH APPARATUS / TRANSFER OF MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Семибратова Ирина Сергеевна, Эстерман Мария Станиславовна

Одной из тенденций развития художественной гимнастики отмечается усложнение работы с предметами. От количества и качества выполнения элементов «трудности предмета» в композиции напрямую зависит оценка гимнастки. Целью данного исследования явилось выявление взаимосвязи между сходными группами движений, выполняемых различными предметами с перспективой использования эффекта переноса навыка для повышения эффективности процесса совершенствования элементов «трудности предмета». В результате проведенных педагогических наблюдений, экспертной оценки и корреляционного анализа определены группы двигательных действий с единой фундаментальной основой, выполняемые с различными предметами, что позволит учесть положительный перенос навыка при разработке средств и приемов совершенствования предметной подготовленности гимнасток на этапе высшего спортивного мастерства.One of the trends in the development of rhythmic gymnastics is the complication of working with apparatus. The gymnast’s assessment directly depends on the quantity and quality of the elements of the “apparatus difficulty” in the composition. The purpose of this study was to identify the relationship between similar groups of movements performed by various apparatus with the prospect of using the skill transfer effect to increase the efficiency of the process of improving the elements of the “apparatus difficulty”. As a result of pedagogical observations, expert assessment and correlation analysis, groups of motor actions with a single fundamental basis, performed with various apparatus, were identified. This fact will allow for considering the positive transfer of skill while developing means and methods for improving the apparatus training of gymnasts at the stage of higher sports skill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Семибратова Ирина Сергеевна, Эстерман Мария Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительный перенос навыка как фактор совершенствования элементов «Трудности предмета» в художественной гимнастике»

1., pp. 23-27.

4. Tsybikov, D.V., Shargaev, A.G. and Atutov A.P. (2018), "Methodology for assessing the level of coordination abilities of students engaged in futsal", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 1., pp. 16.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 796.412.2

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС НАВЫКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ «ТРУДНОСТИ ПРЕДМЕТА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Сергеевна Семибратова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Станиславовна Эстерман, магистрант, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Одной из тенденций развития художественной гимнастики отмечается усложнение работы с предметами. От количества и качества выполнения элементов «трудности предмета» в композиции напрямую зависит оценка гимнастки. Целью данного исследования явилось выявление взаимосвязи между сходными группами движений, выполняемых различными предметами с перспективой использования эффекта переноса навыка для повышения эффективности процесса совершенствования элементов «трудности предмета». В результате проведенных педагогических наблюдений, экспертной оценки и корреляционного анализа определены группы двигательных действий с единой фундаментальной основой, выполняемые с различными предметами, что позволит учесть положительный перенос навыка при разработке средств и приемов совершенствования предметной подготовленности гимнасток на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: художественная гимнастика, элементы «трудности предмета», базовые движения с предметами, перенос двигательных навыков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p424-428

POSITIVE SKILL TRANSFER AS A FACTOR IN IMPROVING THE ELEMENTS OF

"APPARATUS DIFFICULTY" IN THE RHYTHMIC GYMNASTICS Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Sergeevna Semibratova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Stani-slavovna Esterman, the master student, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health P.F., St. Petersburg

Abstract

One of the trends in the development of rhythmic gymnastics is the complication of working with apparatus. The gymnast's assessment directly depends on the quantity and quality of the elements of the "apparatus difficulty" in the composition. The purpose of this study was to identify the relationship between similar groups of movements performed by various apparatus with the prospect of using the skill transfer effect to increase the efficiency of the process of improving the elements of the "apparatus difficulty". As a result of pedagogical observations, expert assessment and correlation analysis, groups of motor actions with a single fundamental basis, performed with various apparatus, were identified. This fact will allow for considering the positive transfer of skill while developing means and methods for improving the apparatus training of gymnasts at the stage of higher sports skill.

Keywords: rhythmic gymnastics, elements of "apparatus difficulty", basic movements with apparatus, transfer of motor skills.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ крупнейших международных соревнований по художественной гимнастике позволяет сделать вывод, что гимнастки сборной команды России имеют большое преимущество перед соперницами благодаря высокому уровню трудности как элементов тела, так и предмета во всех видах программы [1, 4, 5]. Однако, мониторинг подготовленности спортивного резерва вызывает настороженность, так как необходимость повышать стоимость соревновательных программ и, зачастую, неграмотное обучение базовым движениям с предметами на начальных этапах тренировки не позволяет гимнасткам уже высокой квалификации выполнять элементы «трудности предмета» качественно, что приводит к низкой оценке за композицию. Общеизвестно, что использование положительного переноса навыка повышает эффективность как освоения, так и совершенствования двигательных действий [2]. Попытки реализации данного методического подхода уже предпринимались в художественной гимнастике, но областью применения был начальный этап подготовки [3]. К сожалению, исследования возможности использования эффекта переноса навыка на этапе высшего спортивного мастерства не нашли должного отражения в научно-методической литературе, что подчеркивает актуальность поиска взаимосвязи между сходными группами двигательных действий, выполняемыми с различными предметами.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между сходными двигательными действиями на элементах «трудности предмета», выполняемыми различными предметами гимнастками высокого класса.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики. В ходе исследований проанализировано 48 соревновательных композиций личного первенства финала многоборья 37 Чемпионата Мира по художественной гимнастике. Экспертной оценке подвергнуты контрольные упражнения со сходными двигательными действиями на элементах «трудности предмета», выполненные 10 высококвалифицированными гимнастками.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа соревновательных композиций было выявлено процентное соотношение базовых движений с предметами, которые гимнастки выполняют на элементах «трудности предмета» (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение базовых движений с предметами на элементах «трудности предмета» гимнасток высокого класса (п=48; %)_

№ Базовое движение Обруч Мяч Булавы Лента

1 Ловля с высокого броска 47% 34% 23% 16%

2 Высокий бросок 13% 10% 14% 10%

3 Малый бросок 4% 23% 19%, (одна булава) | 27%, (две булавы) 9%

4 Перекат 10% 16% 6% 11%

5 Передача без помощи рук 5% 5% 2%

6 Обволакивание 5% 16%

7 Вертушка 4%

8 Вращение обруча 15%

9 Проход 2% 4%

10 Отбив 9%

11 Баланс 3%

12 Мельница 4%

13 Змейка/спираль 31%

14 Бумеранг 3%

Данные таблицы позволяют сделать заключение, что ряд базовых движений используется гимнастками во всех 4-х видах программы, но в разном количестве. Такими явились: ловля с высокого броска, высокий бросок, малый бросок, перекат предмета. Передачи без помощи рук используется со всеми предметами, кроме ленты, обволакивание присуще для булав и ленты. Наряду с универсальными, имеется целый перечень движений конкретными предметами, что обусловлено их спецификой. Следует отметить, что универсальные базовые движения используются значительно в большем объеме, чем специфические. Использование сходных базовых движений различными предметами дает повод предположить наличие положительного переноса навыка между ними, что позволит повысить эффективность процесса как освоения, так и совершенствования элементов «трудности предмета» высококвалифицированными гимнастками.

С целью выявления качества выполнения элементов «трудности предмета» со сходными двигательными действиями были разработаны контрольные упражнения для всех 4-х видов программы, которые оценивались экспертами по 5-балльной шкале. Затем был проведен корреляционный анализ по схеме, отраженной на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема корреляционного анализа оценок качества выполнения контрольных упражнений с

различными предметами

В результате корреляционного анализа определено, что статистически значимые взаимосвязи имеются в контрольных упражнениях «Высокий бросок» между мячом и булавами (г=0,66); мячом и лентой (г=0,66) (рисунок 2).

Наиболее сильная взаимосвязь среди всех контрольных упражнений с предметами была выявлена между мячом и булавами в контрольном упражнении «Ловля с высокого броска» (г=0,78) (рисунок 3).

Рисунок 2 - Взаимосвязь результатов выполнения контрольных упражнений «Высокий бросок» между мячом и булавами; мячом и лентой (гй= 0,64, п=10 при р<0,05)

Рисунок 3 - Взаимосвязь результатов выполнения контрольных упражнений «Ловля с высокого броска» между мячом и булавами (гй = 0,64, п=10 при р<0,05)

Рисунок 4 - Взаимосвязь результатов выполнения контрольных упражнений «Передача без помощи рук» между булавами и обручем; булавами и мячом (гй = 0,64, п=10 при р<0,05)

В контрольном упражнении «Передача без помощи рук» выявлена сильная взаимосвязь между обручем и булавами (г=0,74), а также между мячом и булавами (г=0,65) (рисунок 4).

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи при выполнении двигательных действий с различными предметами подтверждают, что они имеют единую фундаментальную структуру на элементах «трудности предмета». Это важно учитывать при совершенствовании качества выполнения элементов «трудности предмета» у гимнасток высокого класса.

ВЫВОДЫ

Таким образом определено, что корреляционная взаимосвязь выявлена между одинаковыми структурными группами двигательных действий с различными предметами не для всех универсальных движений, а лишь для тех, которые имеют сходную основу техники: «Высокий бросок» между мячом и булавами, мячом и лентой, «Ловля с высокого броска» между мячом и булавами и «Передача без помощи рук» между булавами и обручем, булавами и мячом. Полученные результаты будут учтены при разработке средств и приемов, направленных на совершенствование качества выполнения элементов «трудности предмета» на основе положительного переноса двигательного навыка у высококвалифицированных гимнасток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.

2. Анцыперов, В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : дис. ... д-ра пед. наук / Анцыперов Владимир Викторович. - Волгоград, 2008. - 454 с.

3. Горбачева, Ж.С. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике / Ж.С. Горбачева, И.А. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 52.

4. Соотношение сил в мировой художественной гимнастике в начале нового олимпийского цикла / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 220-223.

5. Соотношение сил на европейском гимнастическом помосте в 2019 году / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 208-212.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. and Dveyrina, O.A. (2018), "Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 256-261.

2. Antsiperov, V.V. (2008), The system of initial training of young gymnasts in the technique of motor actions, dissertation, Volgograd.

3. Gorbacheva, J.S. and Stepanova, I.A. (1997), "Use of the effect of positive skill transfer in the process of initial training in exercises with apparatus in rhythmic gymnastics", Theory and practice of physical education, No 10, pp. 52.

4. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2017), "Ratio of forces in world rhythmic gymnastics at the beginning of a new Olympic cycle", Uchenye zapiski universi-

teta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 220-223.

5. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. and Dveyrina, O.A. (2019), "Ratio of forces on the European gymnastic scaffold in 2019", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 208-212.

Контактная информация: irinastep25@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 796.011.3

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается общее состояние здоровья и физической подготовленности школьников и молодежи в Российской Федерации, определенная часть которых вливается в студенческие ряды вузов страны. Анализируются усилия представителей органов власти по преодолению негативной тенденции ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения путем внедрения в повседневную жизнь апробированного ранее комплекса «ГТО», как одного из действенных мер по привлечению населения к активным занятиям физической культуры и спортом. На основе проведенного исследования на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова выявлены основные мотивационные моменты, которые способствуют привлечению студентов к активным занятиям физической культурой и спортом. Аргументированно показан рост физической подготовленности студентов, постоянно занимающихся в рамках учебных занятий, и их степень подготовленности к сдаче норм комплекса «ГТО».

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, физическое развитие, здоровье, физическая культура, здоровый образ жизни, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p428-434

MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE LESSONS BY PREPARING FOR THE

GTO

Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow

Abstract

This article examines the general state of health and physical fitness of schoolchildren and young people in the Russian Federation, a certain part of which joins the student ranks of universities in the country. The article analyzes the efforts of government representatives to overcome the negative trend of deterioration of health, physical development and physical fitness of various groups of the population by introducing the previously approved "GTO" complex into everyday life as one of the effective measures to attract the population to active physical culture and sports. Based on the research conducted at the Plek-hanov Russian University of Economics, the main motivational factors that contribute to attracting students to active physical culture and sports are identified. The growth of physical fitness of students who are constantly engaged in training sessions, and their degree of readiness to pass the standards of the "GTO" complex is shown in a reasoned manner.

Keywords: All-Russian physical culture and sports complex GTO, physical development, health, physical education, healthy lifestyle, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации две трети подростков уже страдают от хронических болезней, практически 50 процентов подрастающего поколения имеют отклонения в разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.