Научная статья на тему 'Средние профессиональные учебные заведения: дорога к подъему'

Средние профессиональные учебные заведения: дорога к подъему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средние профессиональные учебные заведения: дорога к подъему»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 4

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Н.Х. Розов

СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ

ЗАВЕДЕНИЯ: ДОРОГА К ПОДЪЕМУ

Общеобразовательные школы, средние профессиональные учебные заведения и вузы — три животворных источника и три неотъемлемые составные части российского образования. Опыт десятилетий доказал, что каждая из этих составляющих вносит свой существенный, незаменимый, специфический вклад в формирование уровня образованности и культуры российского народа, его экономического и социального благосостояния, могущества и независимости его государства.

В самые последние годы, полные неожиданных нововведений и непоследовательных преобразований, постоянно и много говорилось о наших школах и вузах, о все новом и новом "реформировании", "модернизации", "совершенствовании" общего среднего образования и высшего профессионального образования. А вот проблемы и нужды, сама специфика как начального, так и среднего профессионального образования практически не получали общественного и государственного внимания, почти не изучались, серьезно не обсуждались, фактически не учитывались, так что само существование этой "образовательной ветви" оказалось под вопросом.

Такое странное, удивительное положение дел можно, во всяком случае — в значительной мере, объяснить порочными аксиомами, из которых исходили многие из тех, кто определял направление вектора политики на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Считалось самоочевидным и очень благодатным для нашей страны, что она, перевоплощаясь в некое новое "постиндустриальное", "информационное", "глобализирующееся" общество, уже не нуждается в государственной поддержке и активном развитии отечественной индустрии, отечественного сельского хозяйства. Ибо все необходимое нам будут доставлять по договорам из-за границы "наши верные друзья" и межнациональные корпорации.

Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Автор многих научных публикаций и нескольких монографий по математике и ее приложениям, учебных пособий, методических и научно-популярных статей по математике и проблемам образования. Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

Результатом этого явилось закрытие многих российских заводов и фабрик (кроме добывающих идущее на экспорт сырье), упадок российского села.

"Инновационной" была объявлена идея, что решающую роль в наступающих временах будут играть исключительно "белые воротнички", что для будущего страны, дальнейшего ее развития, повышения уровня ее благосостояния и цивилизации необходимы разве что менеджеры и бухгалтеры, юристы и маклеры, логистики и банковские клерки, переводчики и экономисты, секретарши и страховщики. Практическим следствием этой доктрины явилось фактическое пренебрежение необходимостью обучения квалифицированных рабочих и технических специалистов низшего и среднего звена. Видимо, по недомыслию или по умыслу, но вне понимания теоретических творцов и практических реализаторов политики осталась та азбучная истина, что великая страна в условиях рынка не может жить только за счет маржи от перепродаж зарубежных товаров, что все менеджеры, бухгалтеры, переводчики должны продавать прежде всего реально произведенные отечественные материальные ценности и услуги.

Под ударом оказалось само существование средних специальных учебных заведений, которые осуществляли формирование молодой смены рабочего класса страны, брали на себя задачу обучения и воспитания наиболее "сложной" части молодежи. Резко упали общественный престиж рабочей профессии (впрочем, как и многих других) и сама ценность реального производственного труда. Об этом свидетельствуют результаты проведенных опросов, в ходе которых респондентам предлагалось указать самую престижную и самую доходную (по мнению опрашиваемых) профессии (данные ВЦИОМ; Ректор вуза. 2008. № 4):

Профессия Самая престижная (%) Самая доходная (%)

Юрист 28 23

Экономист 20 12

Финансист 20 14

Врач 11 5

Банковский работник 10 14

Программист 7 4

Предприниматель 10 20

Бухгалтер 5 4

Строитель 4 -

Военный 3 —

Инженер 1 -

Спортсмен 1 —

Ученый 1 —

Торговый представитель 1 4

Госслужащий 1 —

Сейчас положение кардинально меняется. Прилагаются серьезные усилия для воссоздания и развития промышленности, для подъема сельского хозяйства. При этом много и часто говорится о том, что модернизация российской экономики невозможна без ускоренного развития отечественной науки, без разработки перспективных научных направлений, без создания новых высокотехнологичных производств. А это в свою очередь требует особо пристального внимания к обеспечению необходимых условий для эффективной подготовки в системе высшего образования страны неординарных специалистов для фундаментальных исследований, квалифицированных кадров для научных, технических и внедренческих прикладных разработок.

Это, безусловно, очень актуально и своевременно. Но модернизация российской экономики точно так же невозможна и без специального и целенаправленного формирования массового современного рабочего класса, высококвалифицированного и дисциплинированного, грамотного и культурного, способного эффективно трудиться, реально создавать новую и новейшую технику, обеспечивать штатное функционирование высокотехнологичных производств. Достаточно сказать, что в 2006 г. более 26% занятого населения составляли специалисты со средним профессиональным образованием, а в реальном секторе экономики, здравоохранения, сферы услуг их доля составляла от 28% до 45% (что превышает численность лиц с высшим образованием в 1,5—2 раза).

Без мощного корпуса рабочих, мастеров, технического персонала и современные технологии, и современные станки останутся просто нереализованными идеями и мертвым "железом". Без подготовки таких кадров бессмысленно говорить о перспективах хозяйственного развития и росте качества жизни в нашей стране, укреплении ее обороноспособности, невозможно добиться ее превращения из сырьевого придатка мира в мощную индустриальную державу, нереально мечтать о воссоздании великой независимой России.

Между тем именно дефицит трудовых резервов — количественный недостаток рабочих рук и низкий уровень их производственной квалификации — грозит стать в ближайшие годы основной проблемой отечественной экономики.

Россия сегодня находится в весьма сложной демографической ситуации: мы вступаем в период сокращения людских ресурсов страны. Одновременно происходит нарастающее старение кадров: в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 20%. По данным службы занятости, российские предприятия испытывают острую потребность в рабочих и мастерах

практически всех производственных специальностей, во многих городах срочно необходимы работники, без которых сам город просто не может существовать. Более того, недопустимо низким становится профессиональный уровень рабочих — сегодня на наших высокотехнологичных производствах доля рабочих высшей квалификации составляет всего 15% от их общей численности. Это в 2 раза меньше, чем мы имели раньше, и намного меньше, чем в развитых странах мира (США — 43%, Германия — 56%, Франция — 38%).

Распространенная сейчас практика массового привлечения иммигрантов, прежде всего из стран СНГ, является паллиативной, она не может обеспечить кардинального, долговременного и качественного решения проблемы.

На повестке дня — проблема восстановления престижа рабочих профессий, развития средних профессиональных учебных заведений (СПУЗов). Стратегической задачей национального проекта "Образование" названо преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих от требований различных отраслей современной экономики. Решить эти проблемы можно только через среднее профессиональное образование (СПО). Поэтому система СПО становится сегодня все более востребованной обществом и экономикой, все увереннее возвращает себе статус самостоятельной ценности и апробированного инструмента социализации молодежи.

Помимо экономических, хозяйственных, производственных аспектов, связанных с необходимостью подготовки квалифицированных кадров для заполнения рабочих мест, пристального внимания и особой заботы СПУЗы требуют и по иной, весьма социально острой и серьезной причине. Надо открыто признать, что именно в такие учебные заведения удается привлечь ту часть юношей и девушек — пусть с трудом и подчас без особого их желания, — которая является наиболее "проблемной" в социальном отношении, с точки зрения поведения и воспитания, перспектив обучаемости, условий жизни и т.д.

Эта наиболее "сложная" часть молодежи в рамках воспитательно-обучающего коллектива СПУЗа может и должна получить социальную адаптацию, развить свои интеллектуальные возможности, овладеть специальностью для дальнейшего законопослушного обеспечения своей жизнедеятельности, приобщиться к культуре и ценностям цивилизованного мира. Если не усиливать материальные, социальные, психологические и педагогические стимулы, привлекающие такую молодежь в эти учебные заведения, определенная ее часть окажется предоставлена сама себе, попадет под "тлетворное влияние улицы", пополнит ряды

безработных и асоциальных людей, может от безысходности пойти на противоправные действия и даже взяться за "оружие пролетариата".

В системе СПО России происходят существенные изменения к лучшему, успешно решаются отдельные проблемы, укрепляется материально-техническая база, увеличивается преподавательский корпус, растет число обучающихся. По данным на начало 2005/06 учебного года, мы имели 2905 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых 2,5 млн молодых людей готовятся стать специалистами со средним специальным образованием по более чем 250 специальностям.

Но целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно, а иногда и противоречиво. До настоящего времени детально не разработаны механизмы ее опережающего развития на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Вот лишь несколько обстоятельств, снижающих эффективность деятельности сферы СПО:

1) деформация структуры и объемов подготовки кадров, которая не отвечает реальным запросам рынка труда и карьерным ожиданиям молодежи, сохраняющееся нерациональное использование выпускников;

2) содержание профессионального обучения, кадровый потенциал преподавателей и мастеров, состояние учебно-материальной базы не соответствуют современным потребностям развития экономики, что снижает конкурентоспособность выпускников и требует от работодателей дополнительных затрат на их доучивание и переподготовку;

3) несовершенство механизмов социального партнерства, разрыв связей с производством и работодателями, отсутствие системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки рабочих и технических специалистов;

4) совершенно недостаточное материальное обеспечение учащихся во время учебы и недопустимо низкая оплата труда преподавателей и мастеров;

5) отсутствие высококачественных специально ориентированных учебных пособий, методик ведения учебного процесса и воспитательной работы.

Для улучшения качества и повышения конкурентоспособности системы СПО в ближайшее время необходимо решить следующие задачи:

1) переход на всеобщее, обязательное общее (полное) среднее образование, которое должно реализовываться в учреждениях СПО;

2) введение внешних и независимых качественных показателей в процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений системы СПО, оценки качества выпускаемых специалистов;

3) модернизация содержания учебных курсов, материальной и дидактической базы преподавания, формирование в процессе обучения новых профессиональных компетенций, учитывающих современные производственные отношения и развивающих познавательные и созидательные способности обучаемых;

4) резкое повышение качества профессионального и психолого-педагогического уровня преподавательского корпуса СПУЗов;

5) внедрение научно обоснованной и методически продуманной системы всесторонней воспитательной работы с учащимися СПУЗов.

Развитие системы СПО, как и любой иной образовательной сферы, определяется двумя основными факторами: материально-техническим обеспечением учебного процесса и квалификацией педагогических кадров.

Обучение и воспитание квалифицированных рабочих кадров, особенно по высокотехнологичным производственным специальностям, — чрезвычайно дорогостоящее дело, требующее такой материально-технической базы, которую может гарантированно обеспечить только государство путем необходимого бюджетного финансирования. Конечно, важную роль должно также играть дополнительное привлечение средств заинтересованных предприятий, но "главная скрипка" — за государством.

Бизнес, безусловно, весьма сильно заинтересован в получении квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Но всегда предпочитает получать их бесплатно, обученными за чужой счет. Ведь не случайно, что за все время бурного развития негосударственных учебных заведений у нас не возникло практически ни одного негосударственного вуза технического или технологического профиля (при удивительном изобилии финансовых, юридических, экономических и языковых частных вузов, которые требуют малых вложений и дают большую прибыль), а количество негосударственных учреждений среднего профессионального образования составляет порядка 7% от количества государственных. И потому государству необходимо выработать механизм "продажи" в условиях рынка подготовленных им специалистов нуждающимся в них покупателям, хозяевам большого бизнеса.

Решающее значение для развития и успешного функционирования системы СПО имеет качество ее педагогических кадров. Особого внимания и всяческой поддержки, прежде всего мате-

риальной, требуют работающие в СПУЗах мастера-наставники, преподаватели специальных дисциплин, учителя общеобразовательных предметов, воспитатели. Актуальность этого очевидна: качество знаний и умений выпускников напрямую зависят от педагогического мастерства преподавателей.

Именно им доверено обеспечить — сколь бы сложно это ни было — освоение учащимися современного содержания учебных курсов, помочь воспитанникам связать теорию с практикой, выявить свои возможности в будущей профессии. Они должны свободно и творчески владеть современной, быстро модернизирующейся материальной и методической базой преподавания и призваны способствовать формированию в процессе обучения новых профессиональных и социальных компетенций, учитывающих современные производственные отношения и специфику быстро изменяющегося мира. Наконец, их задача — развивать познавательные, созидательные способности молодых людей, воспитывать из них добропорядочных, законопослушных, культурных членов общества.

Нельзя не учитывать, что мастерам, преподавателям специальных дисциплин подчас в СПУЗе оказывается работать достаточно сложно. Мастера, как правило, приходят в систему СПО непосредственно с производства, а потому обладают глубокими профессионально-практическими знаниями и секретами мастерства. Но мало кто из них имеет сколько-нибудь систематическую психолого-педагогическую подготовку и владеет современными технологиями обучения и воспитания. Да и что греха таить, даже общекультурная подготовка у них не всегда на желаемом уровне. Они вынуждены "на ходу" осваивать особенности методики преподавания своего предмета, специфические приемы работы с подростками, особенно "трудными".

Несомненно, настало время серьезно обдумать пути и формы целенаправленной профессионально-педагогической, психологической и методической подготовки мастеров и преподавателей специальных дисциплин, их обучения специфике воспитательной работы в СПУЗе. Однако мы не имеем должного качества литературы, из которой мастера могли бы почерпнуть необходимые им психолого-педагогические знания. Учебники по педагогике и психологии для вузов? Мастера читать их гарантированно не будут: отталкивает немыслимая толщина, изобилие абстрактно-теоретических построений и рассуждений, малопонятный стиль изложения. Этой категории преподавателей нужна совсем иная литература, специально ориентированная на них и учитывающая их возраст, опыт и временные возможности, их менталитет и уровень знаний. Она должна быть написана простым языком, коротко

и ясно, должна прагматично освещать практически проблемы, давать конкретные советы и рекомендации по вопросам живого преподавания и воспитания.

Большое значение имеет и создание качественных учебников по специальным дисциплинам. Это очень непростое дело. Надо найти не просто знающих, но и "умеющих писать" специалистов, обеспечить их квалифицированной методической поддержкой, помочь им правильно и эффективно учесть психологические, возрастные, социальные и культурные возможности учащихся СПУЗов.

Преподавателями общеобразовательных дисциплин в СПУЗах обычно работают учителя, получившие педагогическое образование в педагогических университетах. Но даже те из них, кто хорошо владеет предметом и методикой его преподавания в "обычной" школе, слабо представляют себе особенности, специфику, приемы педагогического и воспитательного процесса в СПУЗе. В педагогических университетах этому не учат.

Между тем преподавать в СПУЗе приходится в подчас весьма сложных условиях. Очень многие учащиеся СПУЗов имеют уровень знаний по целому ряду дисциплин, совершенно недостаточный для успешного получения среднего образования и освоения специальных предметов. Прежде всего это относится к математике. Например, из учащихся, приходящих в технические и технологические колледжи на базе 9-ти классов, лишь примерно треть имеют в аттестате хорошие и отличные оценки, а немало и таких, кто не владеет устойчивыми навыками действий даже с дробями и отрицательными числами. Такие слабые базовые знания объясняются не только спецификой контингента учащихся СПУЗов, но и разной, часто существенно разной, подготовкой в различных школах.

Как это ни удивительно, у нас нет специализированных учебников по общеобразовательным предметам для системы СПО — занятия ведутся по учебникам для общеобразовательной школы. Но в целом они методически и психологически не приспособлены для использования в СПУЗе. Нужны совсем иные учебные пособия, которые должны учитывать неоднородный уровень подготовки и возможностей учащихся, позволять корректировать и выравнивать их базовые знания, закреплять и развивать сведения по программе основной школы, давать материал для осуществления дифференцированного обучения, основываться на специальных методических установках. Наша педагогическая наука, наши специалисты по частным методикам в большом долгу перед системой СПО, которая так и остается слабо оснащенной надлежащими научно обоснованными эффективными психолого-педагогическими разработками.

Все это означает, что необходимо решить вопрос о путях подготовки преподавательских кадров, специально ориентированной на работу в системе СПО. При этом имеется в виду прежде всего предметная и педагогическая подготовка, овладение современными образовательными (в том числе и информационно-компьютерными) технологиями, освоение методов воспитательной и социальной работы с учащимися. Но не следует забывать и о психологической подготовке самих преподавателей, об обеспечении их успешной, быстрой и безболезненной профессиональной адаптации к специфическим условиям СПУЗа, о воспитании у них готовности и желания заниматься саморазвитием и самообразованием, а в идеале — и самостоятельной исследовательской деятельностью.

Кузницей таких кадров в первую очередь должны стать профессионально-педагогические университеты. Например, вполне справедливо высоко ценятся выпускники Российского государственного профессионально-педагогического университета в Екатеринбурге. Но, как ни странно, таких университетов в России меньше, чем пальцев на одной руке (например, такого профилированного университета нет даже в Москве). Не наступило ли время подумать о существенном расширении их сети в стране?

Весомый вклад в подготовку таких кадров могут внести наши технические университеты. Сейчас много делается для активизации участия высших учебных заведений в деятельности общеобразовательных школ. Широкую популярность получили "университетские" школы, классы, предметные кружки, подготовительные курсы, предпринимаются усилия для пропаганды научных знаний среди молодежи, сложились формы помощи вузов в деле повышения квалификации учителей. Это легко понять: для поддержания высокого конкурса вузы заинтересованы в притоке абитуриентов, особенно хорошо подготовленных и профессионально ориентированных. В классических университетах нашла распространение специальная дополнительная программа обучения, дающая студентам возможность получать педагогическую квалификацию "Преподаватель". Имеющие эту квалификацию вполне подготовлены к тому, чтобы после окончания вуза по своему желанию вести уроки по своей основной специальности в общеобразовательной школе.

А вот сотрудничество вузов, и прежде всего технических университетов, с "родственными" СПУЗами практически отсутствует. Между тем программа "Преподаватель" доступна всем студентам технических университетов, тем более что во многих из них реализуется и дисциплина "Инженерная педагогика". Выпускни-

ки, прошедшие подготовку по этим программам, при желании имеют перспективу стать элитными преподавателями СПУЗов соответствующего профиля. Хорошо продуманное партнерское сотрудничество технических университетов и СПУЗов позволило бы организовать уникальные экспериментальные педагогические площадки, где студенты, помимо образовательной, просветительской, воспитательной работы с учащимися, сами учились бы важному умению общаться со своими будущими сослуживцами-рабочими, передавать им необходимые знания, получать навыки руководства трудовым коллективом.

Остаются нерешенными вопросы организации переподготовки уже имеющихся преподавательских кадров СПУЗов, повышения их квалификации до современного уровня педагогических, воспитательных и предметных знаний. Эта деятельность должна проводиться не от случая к случаю, не в форме отдельных мероприятий, а систематически и продуманно. Но если сеть учреждений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации учителей школ, охватывает почти все области страны, давно и довольно успешно работает, то ее аналога для преподавателей СПУЗов не существует. Как не существует и продуманной программы создания и издания соответствующей учебной и методической литературы — достаточно посмотреть, какое место занимают книги для системы СПО в плане любого издательства.

Серьезные проблемы в работы СПУЗов связаны с необходимостью психологической поддержки учащихся, их развития и воспитания. Как свидетельствует анкетирование психологов, до 70% учащихся СПУЗов отличаются разными негативными личностными особенностями: несформированностью внимания, слабой усвояемостью, нежеланием учиться, неумением работать с учебником, недисциплинированностью, неконтактностью с преподавателем, заторможенностью реакций, неуверенностью в положительном результате при изучении теории и др. Это объективная и очень серьезная проблема СПО, которую все равно придется решать — в интересах молодежи и страны. Значит, необходимо привлечь ученых-психологов к работе по созданию эффективных методик обучения и воспитания в системе СПО, учитывающих все нюансы по написанию соответствующих пособий и материалов, и обучению этим методикам преподавателей и мастеров.

Сегодня существуют многие сотни книг и статей о воспитании вообще и о воспитательной работе в общеобразовательной школе в частности. Однако подробная научно-практическая разработка проблем и особенностей воспитательной работы с

учащимися системы СПО ведется крайне слабо, к ней практически не привлекаются ведущие специалисты по воспитанию. А ведь специфика контингента СПУЗов требует более тонкого, искусного и творческого решения воспитательных проблем, чем даже в обычной школе.

Все рассмотренные проблемы вполне по плечу нашей системе среднего профессионального образования, если ее должным образом поддержать и обустроить. Основания для такой уверенности есть. Среднее профессиональное образование России ждет большое будущее, ибо оно кует кадры для экономического расцвета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.