СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОИИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
Социальная педагогика, система социально-педагогического образования, социально-
педагогическая деятельность, государственные образовательные стандарты.
Становление системы социально-педагогического образования как на Урале, так и в целом в России стало возможным после официального появления института социальной педагогики (1990). Его введение совпало с революционными политическими, социально-экономическими, нравственно-психологическими и другими преобразованиями в стране, вызванными общей тенденцией гуманизации и демократизации российского общества. В решении Коллегии Государственного комитета по народному образованию от 13.07.90 года «О введении института социальных педагогов» были обозначены стартовые начала становления такого института: дана общая квалификационная характеристика социального педагога. В трехмесячный срок предполагалось представить соответствующую учебно-методическую документацию, разработать учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки институционализации социальной педагогики.
Одна из особенностей становления системы социально-педагогического образования в нашей стране заключается в том, что научное знание в области социальной педагогики начинает формироваться на базе образовательных учреждений. Центрами формирования научных представлений о социально-педагогической деятельности, а впоследствии и научной области знания стали, прежде всего, вузы, в которых вначале была открыта переподготовка, а потом и полноценная подготовка кадров по этой специальности.
Первым вузом на Урале, в котором 15 октября 1991 г. по согласованию с Министерством образования РСФСР был организован социально-педагогический факультет, стал Уральский государственный педагогический институт (с 1993 г. — ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ)).
Известно, что становление и развитие любой системы образования являются непременным условием развития соответствующей отрасли научного знания и профессиональной деятельности в данном направлении. То есть задачи становления и развития социально-педагогической науки, практики и профессиональной подготовки тесно взаимосвязаны. Для решения указанных задач в УрГПУ был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Социальный педагог» под руководством профессора М.А. Галагузовой.
Поскольку социальная педагогика как сфера практической деятельности в стране сама только начала формироваться, научные представления о сущности социально-педагогической деятельности и особенностях профессиональной подготовки на первом этапе черпались главным образом из зарубежного опыта. Основная задача ученых в этом направлении была связана с адаптацией этого опыта к условиям России. В этом направлении осуществлялись переводы и издания словарей, энциклопедий, книг и статей зарубежных авторов, налаживались контакты с зарубежными коллегами, устраивались международные семинары и конференции.
Уже в 1993 г. в УрГПУ был проведен российско-американский семинар по проблемам образования, в котором очень плодотворно работал комитет социальной педагогики. Одновременно в УрГПУ были осуществлены российско-германское сотрудничество в области социальной педагогики, предполагающее разносторонние контакты и связи образовательных учреждений двух стран, встречи педагогов-профессионалов на международных конференциях и семинарах, совместные научные исследования и регулярный обмен практическим опытом. Такая профессиональная коммуникация становится возможной только при условии существования непротиворечиво развивающейся системы понятий и терминов, выражающих содержание и структуру соответствующей области знания.
В этих условиях возникла проблема сопоставления и согласования понятийного аппарата и терминологии, используемых в отечественной педагогике с соответствующим «инструментарием» немецких коллег. Поэтому факультетом социальной педагогики и кафедрой иностранных языков УрГПУ была начата работа по составлению русско-немецких глоссариев и словарей, охватывающих наиболее употребительные в отечественной науке и практике педагогические понятия и термины. В данных изданиях социальная педагогика была представлена самостоятельным разделом.
Однако следует заметить, что в России социальная педагогика возникла не на пустом месте, что в отечественной истории ее введение было подготовлено многими социальными явлениями. Поэтому наряду с освоением зарубежного опыта начались переосмысление российской социальной истории и социальной мысли с целью выявления собственных, отечественных корней социальной педагогики и, соответственно, теоретических, научных подходов к их осмыслению, а также осмысление современной отечественной социальной практики. Такими источниками знаний в первую очередь являлись труды А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росин-ского и др. ученых, которые в 20—30-е гг. занимались проблемами педологии, социального воспитания, педагогикой среды. Эти исследования позволили впоследствии выпустить хрестоматию-учебник по истории социальной педагогики, а также учебные пособия по истории зарубежной и отечественной социальной педагогики.
Очень скоро проблема унификации и упорядочения терминологии в области социальной педагогики приобрела особую остроту в связи с развивавшейся системой подготовки кадров. Это связано с тем, что если практическая деятельность осуществляется, как правило, в узкоспециализированных формах, позволяющих выработать и использовать свой практический словарь, то образование всегда предполагает систематизированное знание, которое становится весьма условным при существующей в профессиональной сфере понятийно-терминологической неразберихе.
Наиболее рациональное решение этой проблемы предполагало организацию на регулярной, систематической основе работы по уточнению основных базовых для данной профессиональной сферы понятий и терминов, которая объединяла бы специалистов не только разных уровней, но и различных регионов. Такая работа была начата в УрГПУ в 1995 г. в форме издания периодического сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования», посвященного выявлению и исследованию теоретико-методологических и прикладных проблем анализа понятийно-терминологического аппарата педагогики и образования, в том числе социально-педагогической деятельности и социального образования. В 2010 г. вышел уже шестой выпуск этого сборника.
Становление системы социально-педагогического образования было невозможным без создания учебно-методической базы для подготовки квалифицированных
кадров. Методическое обеспечение подготовки социального педагога должно было включать ряд взаимосвязанных компонентов: учебный план, программы учебных курсов, квалификационную характеристику выпускника, учебные и методические пособия и др.
Для решения данной задачи Министерством образования РФ в 1991 г. было создано на базе Уральского государственного педагогического института Учебно-ме-тодическое объединение (УМО) педагогических вузов России по социальной педагогике. В задачи УМО входили общая «координация научно-исследовательской и учебно-методической деятельности вузов, обобщения и распространения их опыта, выработка единых подходов в подготовке специалистов» [Дипломированный..., 1996, с.7], а также экспертиза документов на открытие специальности в вузе.
Известно, что первые государственные образовательные стандарты (ГОС) появились в 1995 г., однако подготовка специалистов велась фактически с 1991 г. Это связано с тем, что уже в 1990 г. Государственный комитет СССР по народному образованию издал приказ «Об открытии специальности "социальная педагогика"», в котором указывал, что «в целях подготовки специалистов, способных вести воспитательную работу с детьми и взрослым населением в социально-культурной сфере открыть новые специальности "социальная педагогика" для высших и сред-не-специальных учебных заведений» [Социальный..., 1991, с. 16]. Поэтому насущным для организаторов обучения по специальности «социальная педагогика» был вопрос «Чему учить?».
Этот вопрос стал одним из основных в деятельности УМО. На основе анализа и обобщения концептуальных, теоретических и методических разработок, практического опыта подготовки специалистов в социально-педагогической области УМО занималось разработкой содержания образовательных программ по социальной педагогике в многоуровневой системе высшего педагогического образования. Были подготовлены оригинальные модели и концепции подготовки бакалавра, специалиста и магистра; определены структура и содержание образовательных программ; разработаны структура и содержание «социальной педагогики» как дополнительной специальности.
Одной из важных задач, которую пытались решать члены УМО, была разработка перечня специализаций. Так, исходя из первоначальной идеи открытия специальности «социальная педагогика», высказанной Коллегией Государственного комитета СССР по высшему образованию, необходимы были специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. По первоначальному замыслу социальный педагог должен был уметь «обеспечивать социально-психологическую поддержку процесса социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права» [Социальный, 1991, с. 6].
Данные идеи послужили основой для разработки ВНИКом «Социальный педагог» модели социального педагога как специалиста по организации внешкольной работы с детьми. В соответствии с этим в самом начале 90-х гг. УМО предлагались следующие специализации: организатор технического творчества учащихся; «организатор физкультурно-оздоровительной работы»; «организатор экономической деятельности»; «социальный педагог-эколог»; «руководитель детских объединений и организаций» [Социальный..., 1994, с. 5]. ВНИК «Социальный педагог» разработал,
опубликовал и внедрил комплекты научно-методического обеспечения подготовки социального педагога по этим специализациям, разработал ряд учебных и методических пособий, научно-популярных изданий в помощь социальному педагогу.
Однако кризисная социальная реальность первой половины 90-х гг., ухудшение положения детей и семьи потребовали пересмотра функциональных задач, которые должен был решать социальный педагог, а соответственно, и содержательного наполнения подготовки и переподготовки кадров по этой специальности.
После того как Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. был утвержден порядок разработки и введения в действие ГОС ВПО специально созданными рабочими группами, в состав которых входили представители федеральных органов управления образованием и члены УМО, началась разработка ГОС первого поколения, в том числе и по специальности «социальная педагогика».
ГОС ВПО специальности «социальная педагогика» отражал уже новую, предполагающую более широкий спектр деятельности концепцию социального педагога как профессионального специалиста. Согласно этому стандарту, его деятельность «направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах» и он «подготовлен для работы в семье, различных типах образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, ПТУ, вуз и др.), дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, специальных профилактических учреждениях (детские приемники и распределители, спецПТУ и др.), социальных службах (ме-дико-психолого-педагогических, реабилитационных и др.), центрах досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждениях, учреждениях отдыха детей, детских и юношеских общественных организациях, государственных и общественных организациях, ориентированных на реализацию задач социального воспитания детей)» [Государственный..., 1995, с. 143].
Соответственно, изменился и перечень специализаций, которые предлагались УМО по социальной педагогике: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях; социально-педагогическая деятельность в физкультурно-оздоровительных учреждениях; социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; социально-педагогичес-кая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педа-гогическая реабилитация детей с девиантным поведением» и др. [Дипломированный..., 1996, с. 26].
В 1994 г. была утверждена специальность 0314 «социальная педагогика» в рамках среднего профессионального образования (СПО), образовательный стандарт которой был утвержден Министерством образования РФ лишь 18 апреля 1997 г. Согласно этому стандарту, профессиональная деятельность специалиста направлена на социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольных учреждениях, начальных классах, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей, учреждениях летнего отдыха детей, детских домах, школах-интернатах для детей с проблемами.
Однако стандарты СПО, обеспечивающие квалификацию повышенного уровня, на федеральном уровне отсутствовали, поэтому возникла необходимость создания регионального стандарта, так как в Свердловской области система СПО образования была достаточно представительной, включала 14 учреждений СПО. Члены ВНИК «Социальный педагог» активно включились в работу по созданию национально-регионального компонента ГОС СПО по специальности «социальная педагогика», который с 1997 г. стал действовать на территории Свердловской области.
Принятие государственных стандартов позволяло стандартизировать процесс профессиональной подготовки, выработать общие принципы и модели подготовки специалистов. Вместе с тем стало возникать много различных толкований стандарта по тем вопросам, которые не нашли своего четкого обоснования и раскрытия в данном документе. В частности, проблемы, связанные с содержанием практики, которая выступает в качестве интегрирующей и стержневой компоненты личнос-тно-профессионального становления специалиста, является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в разных типах социально-педагогических учреждений, дает студентам возможность приобрести первоначальный опыт социально-педагогичес-кой деятельности.
Следует отметить, что в 1995 г. отсутствовали учебные программы, пособия, методические рекомендации, которые бы обозначали принципы, цели и задачи, структуру, содержание и методику проведения практики для эффективной подготовки специалиста. Проблема практики усугублялась так же и тем, что социальнопедагогические учреждения, где могли проходить практику студенты, находились в стадии становления. Зачастую в них даже не было должности «социальный педагог». Поэтому ВНИК «Социальный педагог» начал выпускать периодические научно-методические и программные издания, освещающие вопросы практики студентов [Галагузова и др., 2001].
Фактически в период 1991—1995 гг. Средний Урал становится центром, куда едут представители из разных регионов России, чтобы изучить опыт подготовки специалистов, посмотреть, как работают социальные педагоги в учреждениях, получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Несмотря на то что уже были приняты стандарты, проблемы в подготовке социальных педагогов не уменьшились. Всем хорошо известно и понятно, что обучать нужно по книгам. Они жизненно необходимы как для преподавателя, так и для студента. Однако в 1995 г. их просто не было. Поэтому все было отдано на откуп вузам и спузам — преподаватели сами разрабатывали программы, готовили свои лекции, по которым учили студентов. Такое творчество позволило вузам готовить социальных педагогов широкого профиля, социальных педагогов семейного типа, социальных педагогов-руководителей детских общественных организаций. Все зависело от того, как преподаватели понимали социальную педагогику и какие для этого специалисты были в вузе.
Первые книги по социальной педагогике массовыми тиражами появились только в конце 90-х гг.: «Социальная педагогика» А.В. Мудрика (1999), «Социальная педагогика» Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой (1999), «Социальная педагогика» под ред. В.А. Никитина (2000), «Социальная педагогика в специальном образовании» Л.И. Аксеновой (2001) и др. В Уральском регионе тоже появилась книга «Социальная педагогика: курс лекций» под редакцией профессора М.А. Галагузо-вой (2000). Эти книги давали представление только об одной учебной дисциплине, представленной в стандарте ВПО. И можно предположить, что по этим книгам ведется подготовка социальных педагогов в спузах, ибо книг, специально изданных для средних профессиональных учебных заведений, нет и по сегодняшний день.
В 1995 г. отдельное УМО по социальной педагогике было ликвидировано и введено в качестве научно-методического совета (НМС) по педагогике, психологии и социальной педагогике в УМО по общим проблемам педагогического образования, которое было создано на базе МГПУ. Ему было поручено курировать подготовку специалистов по педагогике. Контроль за подготовкой бакалавров и магистров осу-
ществлялся РПГУ Санкт-Петербурга. Первое время проводились заседания НМС, на которые приглашались заинтересованные лица. Однако в последние годы такая практика прекратилась. Фактически разработкой стандарта по социальной педагогике занимались работники МГПУ, а бакалавра и магистра — работники РПГУ, имена которых для широкой общественности остались неизвестными. Данное событие фактически ознаменовало конец этапа становления социально-педа-гогического образования на Среднем Урале.
Таким образом, в период 1990-1995 гг. Средний Урал стал центром становления системы социально-педагогического образования в масштабах всей страны. Социально-педагогическое образование развивалось в рамках двух основных направлений: содержательного (в рамках которого был накоплен инновационный для того времени опыт) и учебно-методическое (в результате чего были разработаны первые образовательные стандарты по специальной педагогике, а в соответствии с ними — учебно-методического материалы, учебники и пособия). Главным же результатом данного периода стала институализация социальной педагогики не только в регионе, но и в России в целом.
Библиографический список
1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: практика. М.: Владос, 2001. 221 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. 383 с.
3. Дипломированный социальный педагог: специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. 61 с.
4. История зарубежной социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. / под общ. ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 261 с.
5. История отечественной социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. / под общ. ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 291 с.
6. История социальной педагогики: хрестоматия-учебник / М.А. Галагузова, А.М. Лутттни-ков, Т.С. Дорохова.М.: Владос, 2000. 541 с.
7. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв.ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Ектеринбург: СВ-96, 2010. Вып. 6. 383 с.
8. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др. М.: Владос, 2000. 415 с.
9. Социальный педагог: документы, программно-методические материалы для педагогических учебных заведений: М., 1991. 4.1. 186 с.
10. Социальный педагог: квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста/ под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. С. 38.