Научная статья на тему 'Возможности оптимизации процесса управления в среднем профессиональном учебном заведении'

Возможности оптимизации процесса управления в среднем профессиональном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PEDAGOGICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев П.А.

В статье рассматривается необходимость оптимизации процесса управления средним профессиональным образованием в образовательном учреждении СПО на основе педагогической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF OPTIMIZATION OF MANAGEMENT IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The necessity of management optimization in specialized secondary educational institution on the basis of pedagogical theory is considered in article.

Текст научной работы на тему «Возможности оптимизации процесса управления в среднем профессиональном учебном заведении»

$

ВЦСПС им. Н.М. Шверника, на котором была учреждена специализация «Туризм». В 1977 г. первые 23 выпускника ВШПД были направлены в планово-финансовые отделы советов по туризму и экскурсиям, на туристские базы, в гостиницы и пансионаты системы Центрального совета по туризму и экскурсиям [6]. Постепенно, со второй половины 1970-х гг., туристские специализации вводились в учебные планы других специальностей, включая историю и музейное дело [19].

То есть в целом высшая школа пыталась реагировать на запросы туристской отрасли в деле подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В частности, в октябре 1980 г. на самом высоком уровне было принято решение о преобразовании в следующем году Центральных туристских курсов в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций, до 1991 г. находившийся в ведении Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Ему были переданы в подчинение в качестве филиалов все зональные туристские курсы. Однако первый в СССР специализированный государственный вуз в сфере туризма - Сочинский государственный университет туризма и курортного дела - был образован только в 1989 г. То есть основы современной системы высшего туристского образования закладывались только на последнем этапе существования СССР. В советские времена существовала и широкая сеть средних специальных заведений, готовивших персонал для гостиниц и ресторанов. Однако в СССР отсутствовали профессионально-технические училища туристского профиля. Только в 1990-е гг. в России было разрешено перепрофилировать пять профессионально-технических училищ: одно (в Москве) - по муниципальной программе развития туризма и четыре других (в Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Волоколамске и Можайске) - в рамках эксперимента по созданию отраслевой системы профессионального туристского образования.

Но вряд ли это было бы возможно без всего того, что сделано в области туристского образования в предыдущие десятилетия. В частности, летом 1991 г. именно на основе ИПК был создан Институт туризма - хозрасчетная неком-

мерческая организация профсоюзов, в октябре того же года реорганизованная в Российский международный институт туризма. Аналогично из созданных в 1966 г. Высших курсов «Интуриста» (позже ИПК работников Госкоминтури-ста) выросла Высшая школа туризма и гостиничного дела, в 2002 г. преобразованная в Академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. Впрочем, система подготовки интуристских кадров является темой отдельного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская газета. - 1996. - 3 декабря. - С. 4.

2. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 78. - Л. 10.

3. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 1-5

4. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 8.

5. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 13-14.

6. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 848. - Л. 1-4.

7. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 15-16.

8. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. Л. 28-29.

9. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 125-126.

10. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 127.

11. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 42-52.

12. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 73-78.

13. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 30-32.

14. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 43-44.

15. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 47-48.

16. Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. - М.: Про-физдат, 1978.

17. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988.

18. Долженко Г.П. Исторический очерк подготовки кадров для сферы туризма в высших учебных заведениях Советского Союза и современной России // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 4 (8).

19. Максимов В. Выпуск первый // Турист. - 1977. - № 5.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

POSSIBILITIES OF OPTIMIZING MANAGEMENT OF A VOCATIONAL COLLEGE

П.А. Дмитриев

В статье рассматривается необходимость оптимизации процесса управления средним профессиональным образованием в образовательном учреждении СПО на основе педагогической теории.

Dmitriev P.A.

The article is devoted to the necessity of optimizing vocational training management of on the basis of the pedagogical theory.

ф

Ключевые слова: модернизация, среднее профессио- Keywords: modernization, vocational training, man-нальное образование, система управления, система agement system, educational system, pedagogical образования, педагогические аспекты. aspects.

Основным документом, определяющим стратегию системы образования, является «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [1]. Следует отметить, что многие недостатки, присущие системе среднего профессионального образования (СПО), остались неустраненными. Профессиональное образование не в полной мере восприняло возросшие запросы общества и современного рынка труда. Задачи профессиональной подготовки квалифицированных кадров решаются без включения в этот процесс работодателей и общественных институтов.

В последнее время определился ряд тенденций, которые продолжают снижать эффективность деятельности системы СПО:

- деформация объемов и структуры подготовки кадров, которая не обеспечивает реальные потребности рынка труда, не оправдывает социальные и карьерные ожидания молодежи;

- содержание обучения, кадровый потенциал, состояние учебно-материальной базы не в полной мере соответствуют современным потребностям развития экономики, что снижает конкурентоспособность специалистов, приводит к нерациональному их использованию, росту затрат работодателей на их переподготовку. В учебных заведениях недостаточно внедряются и реализуются инновационные формы и методы обучения;

- отрицательное влияние оказывает сохраняющийся разрыв связей с работодателями, социальными партнерами, отсутствие системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки специалистов;

- темпы роста и объемы бюджетного финансирования на всех уровнях по-прежнему остаются недостаточными, слабо используются финансовые возможности российских и международных образовательных программ;

- оптимизация системы управления учебными заведениями, передача основной части ее функций в ведение субъектов Федерации в отдельных случаях снизили качество образовательного процесса и управления им. Включение ряда колледжей и техникумов в состав университетских комплексов не решило проблему качества подготовки специалистов, а превратило многие из них в подготовительные отделения вузов;

- действующая законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность профессионального образования, не соответствует современной системе экономических отношений, разрозненна и противоречива.

Поэтому требуется решительная оптимизация образовательного процесса и прежде всего процесса управления в средних профессиональных учебных заведениях (СПУЗ).

Необходимость приоритетного развития системы СПО определяется рядом причин:

1) решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от качества рабочей силы, следовательно, от качества профессионального образования;

2) рабочие и специалисты среднего звена являются основным сегментом производительных сил общества. Их доля в общей структуре занятых в производственной сфере равна почти 70%;

3) подготовка современных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом определяет темпы экономического роста страны и качество жизни. Отсутствие необходимых кадров и недостаточный уровень их компетенций - основная проблема современной экономики.

Количественное и качественное состояние трудового потенциала, объемы и структуру подготовки кадров можно оценить как не соответствующие экономическому развитию страны.

Динамичное наращивание отраслевых потребностей привело к резкому отставанию профессионального образования от запросов общества, вскрыло его недостатки: консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на стремительные изменения в экономике и социальной сфере страны. До настоящего времени не разработаны механизмы опережающего развития СПО на ближайшую и долгосрочную перспективу. Фактически не сформирована современная политика и стратегия в области профессионального образования с учетом разделения полномочий между федеральными и региональными органами управления профессиональным образованием.

Все это существенно снижает качество подготовки кадров. Становится очевидным, что без повышения эффективности системы СПО невозможно обеспечить инновационное развитие экономики и ее конкурентоспособность. В образовательном плане следует переходить к созданию системы образования, ориентированной на достижение высоких результатов, применение механизмов саморазвития, непрерывное повышение качества образования.

Необходимость реализации этой цели выдвинула на первый план проблему поиска путей ее достижения. Профессиональное образование нуждается в освобождении от социальной замкнутости, придании ему способности к саморазвитию [2].

Процесс реформирования СПО ориентирован на изменение содержания обучения, учебно-методического обеспечения и организационной структуры учебных заведений. Целостность и устойчивость системы образования, эффективность ее функционирования может быть сохранена при условии оптимизации систем управления СПО и СПУЗ.

#

Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Под управлением, в том числе и системой образования, понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Главная цель управления в системе образования -использование потенциала образовательной системы, а также повышение его эффективности [3].

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия. В теории выделяют три принципиально различных инструмента управления: первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй - культура управления (вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий - это рынок, рыночные отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какой из них преобладает.

Современное управление строится на следующих основных элементах:

- объединение людей, способных к совместным действиям;

- взаимодействие членов коллектива при решении общих задач;

- воспитание чувства личной ответственности;

- единые подходы к оценке возможности личной деятельности;

- оценка коллективом своих результатов во внешней среде.

Современное учреждение профессионального образования рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления учебными заведениями может происходить только с применением новых технологий в его развитии. Несмотря на зна-

чительный объем проведенных исследований, проблемы совершенствования управления СПО были и остаются практически нерешенными. Причем не только в нашей стране, но и за рубежом.

Значительное внимание уделяется отдельным направлениям, которые отнесены к совершенствованию управления: нормативному финансированию, созданию новых форм учебных заведений, разработке и развитию отдельных направлений деятельности образовательных организаций и всей системы образования и некоторым другим. При этом остаются практически не исследованными такие важные направления, как оценка состояния системы управления СПО и ее изменений в ходе реализации мероприятий; факторы, определяющие это состояние; определение целей и задач развития системы образования, ее отдельных элементов, включая создаваемые и развиваемые формы образовательных организаций; разработка новых форм и механизмов взаимодействия между элементами системы образования, особенно в свете создания федеральных университетов и иных типов вузов.

Практически не сформированы подходы, механизмы и процедуры оценки качества СПО, пригодные для практического использования, что оставляет открытой проблему управления этим параметром системы.

Действующая система управления СПО не ориентирована на решение задач модернизации, поскольку не ставит перед элементами системы соответствующих целей, не формирует необходимых для их достижения условий функционирования и механизмов ресурсного обеспечения.

Все это, с нашей точки зрения, усложняет управление СПО, не позволяет в должной мере решать поставленные перед ним задачи и требует разработки иных подходов в этой области.

Управление образовательной системой среднего профессионального учебного заведения, являясь предметом анализа с точки зрения концептуально-методологических оснований, может быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь, прежде всего, идет о различных типах управления, направленных на разные сферы образовательного пространства и образовательной среды. Следует учитывать неоднозначность трактовок данных понятий в современной педагогической науке и педагогической практике. Разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления образовательной системой СПУЗ следует с учетом педагогических аспектов управления образовательной системой.

Педагогические аспекты управления открывают перед руководителями и педагогами значительные резервы, так как обладают следующими возможностями:

- во-первых, позволяют перейти от командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий качества каждого человека и личностно ори-

$

ентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;

- во-вторых, обеспечивают возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося учебного заведения;

- в-третьих, создают комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогические аспекты управления имеют свою специфику, так как связаны с творческой деятельностью людей и характеризуются как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. В работе В.П. Симонова [4] управление, вообще, понимается как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В проекции на образование в целом педагогические аспекты управления - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках этого определения преподаватель является, по сути, участником учебного процесса (как субъект управления), а руководитель учебного заведения - учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогические аспекты управления имеют свою специфику и присущие только им закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда.

Предметом труда образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, орудием труда - язык, слово, речь, учебно-материальная база. Результатом труда учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта управления - учащихся.

Одним из стратегических ориентиров образовательной политики государства является непрерывность образования как основа жизненного успеха личности, благосостояния и конкурентоспособности нации. Отмечается, что такая система должна обеспечить три главных условия:

- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения.

Усиление профессиональной подготовки обеспечивается целостностью восприятия будущей профессиональной деятельности, пониманием закономерностей,

характерных для профессиональных знаний в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, формированием междисциплинарных знаний.

Все учебные дисциплины в условиях СПО, в зависимости от широты охвата тем и проблем, условно можно разбить на две группы: узкоспециализированные и интеграционные. Разумеется, вторая группа представляет большую сложность при составлении рабочей программы.

Имеется ряд принципиально общих подходов, способов конструирования образовательных программ: линейный, спиральный, экспонентный. Каждый из данных способов хорош на определенном уровне развития личности обучаемого и не должен идти вразрез с его способностями и возможностями (интеллектуальными, физиологическими и психологическими). Основными критериями образовательной программы (на авторском уровне) являются: смысловая глубина; проверяемость целей и задач; соответствие государственным стандартам и нормативам; наличие дидактической основы; продуктивная и личностная ориентация; целостность; практическая направленность; гибкость. Отличительной особенностью содержания СПО является его практическая направленность. В структуре профессиональных образовательных программ практическое обучение составляет 40-60% от общего бюджета времени, отведенного на обучение.

Процесс обучения в СПУЗ является составной частью целостного педагогического процесса. Это дидактическая система открытого типа, обладающая определенной структурой и наличием взаимозависимых составных элементов. Педагогика СПО выделяет следующие компоненты процесса обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

1. Целевой компонент: на основе прогнозируемой модели выпускника заведения, его квалификационной характеристики и государственного стандарта соответствующей области профессионального образования.

2. Содержательный компонент: образовательный минимум и максимум в программах, планах - также на основе познавательных возможностей и интересов учащихся.

3. Операционно-деятельностный компонент: соответствие определенных методов, способов, приемов, операций, технологий, стилей поставленным целям и задачам обучения, формам организации учебного процесса.

4. Дидактические условия: условия, обеспечивающие одновременное обучение и развитие личности студента (организационно-методические, материальные и эмоционально-психологические).

5. Контрольно-регулировочный компонент позволяет оценивать качество учебного процесса относительно личности студента, корректировать другие компоненты процесса обучения.

6. Оценочно-результативный компонент: подведение итогов на каждом из этапов процесса обучения для оценки эффективности усвоения студентами новых знаний, для их рефлексии, анализа преподавателями эффективности своей деятельности.

ф

_____ „ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В контексте процесса обучения в помнить, что отдельные «единицы» в приведенной структуре, в свою очередь, являются также дидактическими системами. Например: программа по какой-либо дисциплине; отдельное занятие; программа самоподготовки педагога; цикл мероприятий по производственной практике и пр. Изменение этих составляющих приводит к изменению и всей структуры процесса обучения (так же как и наоборот). Поэтому элементы данной структуры должны находиться в четком соответствии друг с другом, а появляющиеся в ней новые компоненты должны быть соизмерены и соотнесены, логично обоснованы с уже имеющимися компонентами, что позволит избежать возможных несоответствий и приведет, на наш взгляд, к улучшению качества подготовки учащихся.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Смирнов И.П., Поляков ВА, Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда. - М.: ООО Аспект, 2004.

3. Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект): Ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 1998.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. - М., 1997.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

AN INFORMATION MODEL OF COOPERATION BETWEEN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND ENTERPRISES REGARDING SPECIALISTS TRAINING

Е.П. Илясов

В статье рассматривается информационная модель взаимодействия вузов и предприятий, характерная для рыночных отношений в сфере труда и занятости. Анализируются мнения руководителей предприятий и организаций об уровне готовности выпускников вузов к трудовой деятельности.

Ilyasov Ye.P.

The author discusses an information model of cooperation between higher education institutions and enterprises typical of market relations in the field of labor and employment. The author also analyzes company executives' opinions of how well prepared are graduates to start their professional work.

Ключевые слова: информационная модель, трудоустройство, центры содействия занятости, временная (вторичная) занятость, стажировки, руководители предприятий.

Keywords: information model, employment, employment assistance centers, temporary job, internship training, company executives.

Ситуация с трудоустройством выпускников экономических, юридических, подавляющего большинства других гуманитарных, а также некоторых естественно-научных (например, биологических) и инженерно-технических специальностей отличается от традиционной модели. Главная проблема состоит в том, что специалисты этих профилей подготовки идут работать на множество мелких и средних предприятий, ежегодная потребность в кадрах которых невелика и часто не превышает 1-2 человека в год или даже в несколько лет. При этом требования, предъявляемые ими к профессиональной подготовке выпускников, часто сильно разнятся, а вкладывать свои средства в практико-ориентированную целевую подготовку специалистов

они считают нецелесообразным, предпочитая принимать на работу готовых специалистов, уже обладающих опытом практической работы и необходимыми профессиональными навыками. Тем более что по многим специальностям на рынке труда существует избыток работников. По этой причине спланировать подготовку кадров для таких предприятий не представляется возможным, и многие выпускники вынуждены заниматься трудоустройством самостоятельно и не всегда по профилю подготовки.

Поскольку традиционная модель взаимодействия вузов с работодателями здесь неприменима, сама жизнь заставила вузы развивать иную модель такого взаимодействия, которую можно назвать информационной, и

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.