Научная статья на тему 'Материальное и кадровое обеспечение профессионально-технического образования Кабардино-Балкарской республики в 60-х - начале 80-х годов ХХ века'

Материальное и кадровое обеспечение профессионально-технического образования Кабардино-Балкарской республики в 60-х - начале 80-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрегов Мартин Ахъедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальное и кадровое обеспечение профессионально-технического образования Кабардино-Балкарской республики в 60-х - начале 80-х годов ХХ века»

УДК 37 (470. 64)

ИСТОРИЯ

М.А. Абрегов*

МАТЕРИАЛЬНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 60-х - НАЧАЛЕ 80-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается материальное и кадровое обеспечение профтехобразования в период с 1965 по 1975 годы, выявляются основные ступени и особенности, а также положительные и отрицательные стороны выбранного аспекта для иследования в Кабардино-Балкарской республике. Статья основывается на широком привлечении материалов из местных архивов.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, Кабардино-Балкарская республика.

Формирование системы профессионально-технического образования в России относится к послеоктябрьским событиям истории, становления и развития социалистического переустройства города и деревни. В 20 - 30-е годы в СССР сложилась разветвленная система профессионально-технического образования, учитывавшая потребности народного хозяйства в различных специалистах и типах квалифицированных рабочих, а также особенности развития общеобразовательной школы. Основными типами профессиональной подготовки в эти года были школы ФЗУ, профессионально-технические школы и учебнопроизводственные мастерские.

Система профессионально-технического образования была создана Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. [1]. Созданные на основе этого Указа учебные заведения в первые годы своего существования готовили квалифицированных рабочих для ведущих отраслей народного хозяйства, главным образом для тяжелой промышленности, строительства, транспорта, связи и механизации сель-

* © Абрегов М. А., 2008

Абрегов Мартин Ахъедович, Кабардино-Балкарский лицей автомобильного транспорта, 360017, г. Нальчик, ул. Хуранова, 1.

ского хозяйства. Для остальных отраслей народного хозяйства подготовку квалифицированных рабочих осуществляли отраслевые школы ФЗУ и профшколы.

Первые школы ФЗУ в большинстве своем размещались в приспособленных под них старых зданиях, а общежития - в помещениях барачного типа. В еще более трудных условиях пришлось учебным заведениям проводить работу в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы в связи с необходимостью расширить подготовку рабочих кадров возросло количество приспособленных под училища барачных зданий. Не многие училища имели в то время хорошо оборудованные учебные кабинеты, мастерские, лаборатории. Не хватало помещений и оборудования.

В 1940 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» бюро Кабардино-Балкарского обкома КПСС и Совета Министров КБАССР было принято решение об открытии в республике шести учебных заведений системы государственных трудовых резервов, которое было отложено в связи с началом Великой Отечественной войны.

В 1943 году после освобождения нашей республики от немецко-фашистских оккупантов начинается восстановление народного хозяйства. На базе Нальчикского машиностроительного завода была открыта школа ФЗО №3 (ГПТУ №5 в 1975 г.) и в 1944 году ремесленное училище №3 (ГПТУ №3 1975 г.) на базе Тырныаузского комбината. В 1954 году в селениях Старый Че-рек и Баксан создаются училища механизации сельского хозяйства (в 1975 г. СПТУ №1 и №2) по подготовке квалифицированных механизаторов для колхозов и совхозов республики.

В соответствии с новой Программой КПСС и принятием Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране создается единый тип профессионально-технических учебных заведений - городские и сельские профессионально-технические училища [1]. В связи с окончательным восстановлением народного хозяйства в 1961 году в г. Нальчике было открыто ремесленное училище №2 (в 1975 г. ТУ №15). В 1962 году школа ФЗО Нальчикской кондитерской фабрики была принята в состав учебных заведений профессионально-технического образования с переименованием в ремесленное училище (в 1975 г. ГПТУ №5). В 1964 году в городах Нальчике и Нарткале открылись ремесленные училища (в 1975 г. ГПТУ №6, №4).

Вместе с тем до 1965 года в связи с малочисленным составом учебных заведений трудовых резервов вышеуказанные училища Кабардино-Балкарии находились в подчинении Северо-Осетинского республиканского управления (трудовых резервов) профтехобразования.

Однако дальнейшее быстрое индустриальное развитие республики, широкое внедрение в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса требовали увеличения количества училищ, контингента учащихся и улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих кадров Кабардино-Балкарской АССР. Приказом от 5 мая 1965 года по ходатайству Областного комитета КПСС правительством РСФСР был положительно решен вопрос о создании самостоятельного Управления профессионально-технического образования в Кабардино-Балкарии: «В целях улучшения оперативного руководства профессионально-техническими учебными заведениями КабардиноБалкарской АССР приказываю:

1. Организовать во II квартале 1965 г. Кабардино-Балкарское республиканское управление профессионально-технического образования местонахождением в г. Нальчике.

2. Северо-Осетинскому республиканскому управлению профтехобразования (т. Ревазову) передать в ведение Кабардино-Балкарского управления профессионально-технического образования учебные заведения, находящиеся на территории Кабардино-Балкарской АССР. Подпись П. Кирпичников»[2].

Для проведения теоретических занятий в училищах оборудовались учебные кабинеты, лаборатории, оснащенные учебными и учебно-наглядными пособиями, а также техническими средствами обучения. Для физического воспитания учащихся оборудовались спортивные залы и открытые площадки с необходимыми приспособлениями и инвентарем.

Каждому учебному заведению выделяется министерствами шефствующее предприятие. Последнее в соответствии с установленным порядком было обязано выделять прикрепленным училищам безвозмездно оборудование, материалы, инструменты, необходимые для обучения учащихся, предоставлять места для прохождения производственной практики в цехах предприятия, знакомить учащихся с новой техникой, оказывать помощь училищам в ремонте помещений, культурном обслуживании и так далее. Окончившие училища, как правило, направлялись работать на те предприятия, где они проходили производственную практику. Во время производственной практики предприятия должны были обеспечить безопасность работы учащихся, специальной производственной одеждой, лечебным и профилактическим питанием.

По установленному правительством порядку строительство новых комплексов училищ и расширение действующих осуществлялось за счет средств, выделяемых министерствами, а сельских училищ - советами министров союзных республик.

К началу функционирования самостоятельного управления в республике имелось уже 8 училищ с контингентом 2138 учащихся [3], из них: 4 - ПТУ, 2 -СПТУ, 2 - вечерне-сменных, 1 - специальное училище.

Однако рост промышленности и требования научно-технической революции вызывали необходимость повышения квалификации рабочих и поднятия

производительности труда. Учитывая экстенсивный вариант развития экономики, а также начало косыгинской реформы, было решено увеличить число профессионально-технических учебных заведений. За годы 8-й пятилетки предполагалось увеличить число ПТУ с 6 до 16. Ставилась задача в 1966 году открыть 4 ПТУ, из них: в городе Нальчике 1-2 на производственной базе предприятий Министерства бытового обслуживания населения КБАССР и Кабардино-Балкарской швейной фирмы и второго - на производственной базе трикотажного комбината «Дружба» Министерства легкой промышленности РСФСР; в городе Нарткале на производственной базе трестов «Каббалкпром-строй» и «Каббалксовхозстрой»; в городе Прохладном - на производственной базе завода «Кавказкабель» и ремонтного завода Кабардино-Балкарского объединения «Сельхозтехника». В 1968 году предполагалось открытие пяти ПТУ, из них: в гор. Нальчике трех училищ: на производственной базе Министерства электронной промышленности, легкой и пищевой промышленности РСФСР; в городе Баксане (в 1968 г. рабочий поселок) на производственной базе «Каб-балкмехколхозстрой»; в городе Прохладном - на производственной базе трестов «Каббалкпромстрой». В 1969 г. в городе Нальчике предполагалось начало работы одного ПТУ на производственной базе завода «Севкавэлектроприбор». В соответствии с увеличением числа ПТУ предполагался рост контингента учащихся с 2600 человек в 1966 году до 4530 человек в 1970 году, а выпуск с 1500 человек до 4240 [4].

О росте системы профтехобразования в 1965-1969 годах может свидетельствовать табл. 1 [5]:

Таблица 1

Наименование показателей Количество по годам

1965 1969

1. Учебных заведений 8 18

2. Подготовлено квалифицированных рабочих (чел.) 1644 3798

3. Контингент учащихся на начало учебного года (чел.) 2197 6345

4. Количество подготавливаемых специальностей 17 64

5. Инженерно-педагогических работников (чел.) 186 420

6. Типовые учебные кабинеты 1 80

7. Металлорежущие станки 60 162

8. Деревообрабатывающие станки 13 44

9. Прочее оборудование (сварочные агрегаты, швейные машины и т.п.) 91 276

10. Тракторы 39 79

11. Комбайны 12 24

12. Сельхозмашины 47 173

Рассматривая материал таблицы, необходимо сделать вывод о достаточно быстром росте учебных заведений, типовых кабинетов, специальностей, но в то же время видно существенное отставание в оборудовании. С 1965 по 1970 годы училищам было выделено 112 слесарных и 112 столярных верстаков. Из них 30 столярных и 90 слесарных верстаков были изготовлены собственными силами в мастерских ГПТУ № 2 и 15.

Сравнительные данные учебно-материальной базы 1969 и 1970 годов выглядят следующим образом: типовые учебные кабинеты - 80 и 102 соответственно; металлообрабатывающие станки - 162 и 202; деревообрабатывающие станки - 44 и 51; прочее оборудование - 276 и 310; тракторы - 79 и 90; комбайны - 24 и 30; сельхозмашины - 173 и 180 [6].

За пять лет было построено и реконструировано 9 учебных корпусов (при учете 11 новых учебных заведений), 6 учебных мастерских, 4 лаборатории, 5 общежитий, 2 гимнастических зала, 2 гаража для сельхозтехники. В частности, типовой комплекс СПТУ в городе Тереке, общежитие на 400 мест в городе Баксане, спортивный комплекс для ГИТУ № 2 [7].

В 1970 году проходило строительство типовых учебных корпусов заводом полупроводниковых изделий, «СКЭП», кондитерской фабрикой, в городе Тереке за счет средств Госкомитета, учебные корпуса в количестве трех под СПТУ № 1, 2, 4, учебные мастерские - три - для ГПТУ № 3, 10, 11, спортзал в ГПТУ № 2, общежитие для СПТУ № 2 [8].

Существенным направлением совершенствования сети учебных заведений ПТО в 60-70-е годы было создание в национальных республиках и областях Северного Кавказа технических училищ и средних ПТУ. Следует подчеркнуть, что технические училища в отличие от ГПТУ, которые обучали молодежь с восьмилетним образованием рабочим профессиям массового профиля, осуществляли профессионально-техническую подготовку из числа выпускников средних школ. «То есть имели дело с более взрослой молодежью, отличавшейся устойчивым профессиональным выбором», - как считает М. А. Кошев [9]. Действительно, как видно из источников, последнее сказывалось на состоянии профессиональной адаптации молодых рабочих. Средние ПТУ должны были вести подготовку квалифицированных рабочих кадров, одновременно давая им полное среднее образование.

В 1970 году средние ПТУ были созданы и в Кабардино-Балкарии. Надо сказать, что средние ПТУ создавались часто почти на голом месте без подобающих инженерно-педагогических кадров и учебно-материальной базы как наиболее «перспективной» формы подготовки квалифицированных рабочих. Во главу угла ставились при этом план и указания сверху. По ним республиканские и краевые управления ПТО преобразовывали ГПТУ в средние без учета вышеназванных обстоятельств и местных потребностей. В последующие годы жизнь отвергла эпитет «перспективный».

Особенностью развития сети ПТУ у народов Северного Кавказа в 60 - 70-е годы стало рациональное размещение профтехучилищ по всей территории автономных республик и областей региона.

Учебные заведения ПТО были приближены к базовым предприятиям - потребителям, повысились возможности вовлечения через профессиональнотехническое образование представителей коренных национальностей края в индустриальное производство. Последнее решало большую проблему - занятие избыточного аграрного населения народов региона.

В 60-70-е годы силами базовых предприятий училищ Кабардино-Балкарии были воздвигнуты учебные корпуса, общежития, мастерские, полигоны для ГПТУ № 2 и 8 г. Нальчика, для ГПТУ № 9 г. Нарткалы [10]. Совет Министров Кабардино-Балкарской АССР отмечал, что Кабардино-Балкарское республиканское управление профтехобразования, выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1968 года № 240 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования», проделало некоторую работу по расширению сети учебных заведений профтехобразования КБАССР, укрепило их учебно-материальную базу.

В республике было организовано два средних профессиональнотехнических училища, в которых осуществлялась взаимосвязь общеобразовательного обучения с профессиональной подготовкой молодежи. Вместе с тем процесс организации средних профтехучилищ не получает должного развития. Из 22 функционирующих в республике профтехучилищ на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием было переведено только два училища: Нальчикское ГПТУ № 2 и Баксанское СПТУ № 2.

Одной из главных причин в слабой подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием являлся низкий уровень учебно-материальной базы действующих в республике профтехучилищ. Мероприятия по укреплению учебно-материальной базы профтехучилищ выполнялись крайне медленно.

После образования в КБАССР самостоятельного управления профтехобразования в эту сферу были направлены знающие свое дело мастера обучения, а на руководящие посты назначены наиболее подготовленные хозяйственные и научные работники. Основным каналом подготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров явились вузы и техникумы, которые неуклонно поднимали качественный состав преподавателей и мастеров производственного обучения.

Десятки специалистов с высшим и средним специальным образованием после окончания учебы шли готовить в училищах будущих рабочих, а многие преподаватели и мастера продолжали свое образование в вузах и техникумах без отрыва от производства. Выпускники профтехучилищ по направлениям

педагогических советов и управлений ПТО посылались в индустриальнопедагогические институты и техникумы.

Первым средним техническим учебным заведением, готовившим инструкторские кадры, стал Московский институт инструкторов рабочего образования, созданный в 1921 году. Однако уже в первые годы строительства советской профессиональной школы стала очевидна необходимость в подготовке руководителей и преподавателей профессиональных учебных заведений высшей квалификации. Московский индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта, факультет по подготовке руководителей и преподавателей школ ФЗУ также стал готовить преподавателей нового типа.

Но основными формами подготовки педагогов и инструкторов в эти годы были различного рода курсы. Преподавателей специальных дисциплин готовили Высшие педагогические курсы при МВТУ, Центральный институт труда.

В 60 - 70-е годы ведется повсеместная работа по повышению качественного уровня работников системы ПТО. Для сравнения роста числа квалифицированных работников по республикам Северного Кавказа приведен в табл. 2.

Таблица 2

КБАССР СОАССР ЧИАССР ДАССР

1961 1980 1961 1980 1961 1980 1961 1980

Всего инженернопедагогических кадров 226 749 516 790 547 1239 472 985

в т.ч. с высшим и н/в образованием 24 337 67 396 137 513 67 407

со средним специальным образованием 25 412 81 394 386 726 405 578

В профтехучилищах КЧАО и Адыгеи в начале 1961 года работало лиц с высшим образованием лишь 22 и 11 соответственно. К концу 70-х годов, по свидетельству источников, положение во многом улучшилось, но точных статистических данных в архивах, к сожалению, нет.

Можно по приведенным в таблице фактам обратить внимание на то, что только в Северной Осетии удельный вес инженерно-педагогических кадров с высшим образованием за два десятилетия перевалил за 50%, а в остальных автономиях он достиг: КБАССР - 45,1; ЧИАССР - 41,4; ДАССР - 41,3. Конечно, по сравнению с 1961 годом, когда работники данной категории составляли: КБАССР - 1,06%; СОАССР - 12,9%; ЧИАССР - 25,04% и ДАССР - 14,1%, несомненно, есть прогресс. Необходимо подчеркнуть, что число преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин за исследуемые годы увеличилось существенно. Так, в 1980 году в Кабардино-Балкарии преподавательские кадры с высшим образованием насчитывали из 238 человек - 226, в Се-

верной Осетии - 303:284; Чечено-Ингушетии - 395:374; Дагестане - 340:298 человек.

Мастера производственного обучения с высшим образованием, составляя малый процент, обусловили общий небольшой удельный вес инженернопедагогических работников высшей квалификации.

Соотношение всего состава мастеров и доли работников с вузовской подготовкой среди них к началу 1980 года выглядело следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

КБАССР СОАССР ЧИАССР ДАССР

Всего мастеров 447 417 761 597

из них мастеров с высшим образованием 53 54 58 42

Из вышеприведенных данных следует, что проблема поднятия качества образования мастеров производственного обучения оставалась острой. Вновь открываемые училища комплектовались руководящим составом не только с высшим образованием, но и специалистами, соответствующими профилю подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Необходимо особо отметить, что государственные органы в автономных республиках и областях Северного Кавказа в 60-70-е годы более настойчиво проводили политику увеличения национальных инженерно-педагогических кадров. Так, к началу 1961 года в системе профтехобразования занято в ДАССР - 35 дагестанцев и 61 русский; ЧИАССР - 5 чеченцев, 3 ингуша и 66 русских, СОАССР - 24 осетина и 40 русских, КБАССР - 6 кабардинцев, 12 русских, ААО - 3 адыгейца и 25 русских, КЧАО - 1 карачаевец, 1 черкес и 28 русских.

В последующие годы в системе профессионально-технического образования не велся учет национального состава инженерно-педагогических кадров в разрезе автономий Северного Кавказа, но выборочный анализ, проведенный нами, свидетельствует о том, что национальные кадры преподавателей и мастеров производственного обучения к началу 1970 года составили в среднем 2530% общей численности. Подсчеты проведены нами по ПТУ - 1, 2, 15 г. Нальчика, ПТУ- 1, 5, 12 г. Орджоникидзе.

В семидесятые годы подготовка национальных инженерно-педагогических кадров в автономных республиках и областях велась стихийно без подобающего государственного внимания.

Несмотря на это, она имела тенденцию к росту ее удельного веса. Необходимо отметить и тот факт, что рост национальных инженерно-педагогических кадров в автономиях Северного Кавказа, если учитывать традиции и обычаи горцев, способствовал повышению престижа профессионально-технического

образования в глазах местной молодежи, хотя, к сожалению, в 70-е годы он не получил целенаправленной поддержки.

Быстрый рост сети и контингентов ПТО в 70-е годы привлек много преподавателей без опыта работы, что усугубляло недостаточное количество учебных заведений, готовящих инженерно-педагогических работников для системы профессионально-технического образования. Низок был общеобразовательный уровень преподавателей, не принималось достаточно мер по организации заочного и вечернего обучения его работников.

Из-за неправильного подбора кадров областного учебно-методического кабинета училища часто не получали квалифицированной методической помощи. Так, из 5 старших методистов по специальным дисциплинам 2 являлись историками по образованию, 2 имели среднее техническое образование и небольшой опыт в ПТО. Неудовлетворительно оказывали помощь управлению и учебные заведения в подборе кадров базовых предприятий [11].

В принятом постановлении ЦК КПСС от 23 июня 1972 года «О дальнейшем совершенствовании профессионально-технического образования» было обращено внимание управления ПТО на необходимость улучшения работы с кадрами, принципы подбора и расстановки их по деловым качествам с тем, чтобы использовать людей с наибольшей отдачей, больше оказывать практической помощи в подборе кадров. Были приняты меры по привлечению на работу в училища специалистов, непосредственно связанных с производством. Требовалось устранить «причины, мешающие закреплению работников в училищах, проявлять постоянную заботу о создании для них необходимых жилищнобытовых условий».

В номенклатуру партийных комитетов, кроме директоров ПТУ, были включены помощники директора по культурно-воспитательной работе и преподаватели общественных дисциплин.

Партийные документы середины 70-х годов свидетельствуют о том, что к концу 9-й пятилетки над учащимися шефствовало всего 306 рабочих-наставников, и было совершенно не организовано коллективное шефство участков, бригад, цехов по группам учащихся. Единичны примеры, когда высококвалифицированные рабочие и специалисты переходят на работу в училища мастерами производственного обучения (в ГПТУ-2 перешли работать Г.В. Белозубов, А.С. Киселева, Т.В. Короткина, из треста «Каббалкпромстрой» в ГИТУ № 7 - А.К. Чурсина из швейного объединения) [12].

Имеется также проблема закрепления кадров. Причинами вышеперечисленных недостатков являются жилищный вопрос и разрыв в оплате труда. Так, текучесть кадров в 1973году составляла 71 человек, а в 1974 году -103человека.

Общую характеристику руководящих и инженерно-педагогических работников профессионально-технических училищ КБАССР в 1971- 1977 годах мы попытались систематизировать в табл. 4 [14]:

Таблица 4

1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. По образованию:

высшее образование 187 207 243 307 345 364 370

неполное высшее 37 42 30 43 50 42 35

среднее специальное 201 220 261 270 281 314 328

ИТОГО: 425 463 534 620 676 720 733

2. Члены КПСС 131 148 212 226 246 219 217

3. Мужчины 353 378 403 349 498 521 477

4. Женщины 203 200 236 271 314 304 341

5. Заочное обучение в вузах и техникумах 63 70 68 76 74 60 71

6. По стажу в системе ПТО: 27 23 15 15 18 6 19

до 1 года 112 105 129 174 167 141 131

от 1 до 5 207 248 263 330 357 370 347

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 5 и более 237 225 248 234 267 344 340

7. Повышение квалификации в институтах и филиалах 28 30 32 33 44 40 45

8. Выбыло по разным причинам (текучесть) 24 3 71 104 79 53 53

Оценивая деятельность работников профтехучилищ, проводилась постоянная забота о материальном и моральном стимулировании педагогов. Периодически повышалась заработная плата работников профтехобразования, принимались меры по охране труда, созданию условий для успешной работы преподавателей и мастеров, совершенствованию их профессиональных знаний. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании системы профтехобразования» (1972) на инспекторов и методистов распространена продолжительность отпусков, установленная для соответствующих категорий работников органов народного образования. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии сельских училищ (1975) были установлены дополнительные льготы для инженернопедагогических работников сельских профтехучилищ на получение кредитов для хозяйственного обзаведения и строительства жилых домов.

Важная форма признания заслуг работников профтехобразования - награждение почетными грамотами, значками и так далее. В 1942 году был учрежден почетный нагрудный значок «Отличник государственных трудовых резервов», а в 1970 году «Отличник профессионально-технического образования СССР». К 1985 году в училищах республики трудилось 1080 преподавателей, мастеров обучения, воспитателей, среди них заслуженные мастера и учителя РСФСР.

Таким образом, профессионально-техническое образование в КабардиноБалкарской республике прошло все основные этапы развития советской школы.

Бибилиографический список

1. Профтехобразование России: Итоги ХХ века и прогнозы: в 2 т. Т.2. / сост. Ю.А. Якуба. - М., 1999. - С. 287, 344.

2. ЦГА КБР Ф. Р-1141. Оп.1. Д.4.Л.9.

3. Блиев, Х.Ц. Основные показатели развития учебных заведений профессионально-технического образования в КБАССР / Х.Ц. Блиев. - Нальчик, 1975. - С. 16.

4. ЦГА КБР. Ф. Р-1025. Оп.1. Д.1507. Л.194.

5. ЦГА КБР. Ф. Р-1141. Оп. 1. Д.1. Л.16.

6. ЦГА КБР. Ф. Р-1141. Оп. 1. Д. 1. Л. 40

7. ЦГА КБР. Ф. Р-1141. Оп. 1. Д. 1. Л. 80.

8. ЦГА КБР. Ф. Р-1141. Оп. 1. Д.1. Л.40.

9. Кошев, М.А. История и проблемы культурно-технического развития рабочих кадров народов Северного Кавказа в 60-е-начале 80-х годов / М.А. Кошев. -Майкоп: Лиоты, 1994. - С. 165.

10. ЦГА КБР Ф.1141. Оп.1. Д.103.Л.17.

11. ЦДНИ КБР. Ф. 61. Оп. 7. Д. 2. Л. 15, 18-20.

12. Арх. Упр. ПТО КБАССР. Д. 2, Л.5.

13. Арх. Упр. ПТО КБАССР. Д. 3. Л. 13-14.

M.A. Abregov

VOCATIONAL TECHNICAL EDUCATION MATERIAL AND PEOPLE INSURANCE IN THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC IN THE 60th AND THE EARLY 80th YEARS OF THE XX CENTURY

In the paper the material support and stuffing of vocational training in the period from 1965 till 1975, the main stages and peculiarities and also positive and negative sides of the chosen aspect of study in the Kabardino-Balkarian Republic are revealed. The paper is based on a wide range of local archives materials.

Key words: peopleware, Kabardino-Balkaria.

Статья принята в печать в окончательном варианте 16.06.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.