Научная статья на тему 'Реализация реформы профессионального образования в Читинской области (середина 1980-х годов)'

Реализация реформы профессионального образования в Читинской области (середина 1980-х годов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СССР / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / REFORM OF GENERAL AND PROFESSIONAL SCHOOL / USSR / CHITA REGION / SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яремчук Ольга Анатольевна, Ряженова Виктория Сергеевна

Статья посвящена анализу реформы профессиональной школы в Читинской области в середине 1980-х гг. В ней проанализирован ряд мероприятий в ходе её реализации, предусматривающих изменение учебных программ средних профессионально-технических учебных заведений, установление тесных связей СПТУ, общеобразовательных школ и базовых предприятий, укрепление материально-технической базы и повышение качества производственного обучения. Показаны противоречивые результаты реформы 1984 г. в указанном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING PROFESSIONAL EDUCATION REFORM IN CHITA REGION (THE MIDDLE OF THE 1980S)

The article analyzes professional education reform in Chita region in the middle of the 1980s. The authors examine the implemented measures which involve changing the curricula of secondary vocational educational institutions, establishing close relations between secondary vocational schools, secondary schools and base enterprises, consolidating material and technical basis and raising the quality of vocational training. The paper shows the contradictory results of 1984 reform in the mentioned region.

Текст научной работы на тему «Реализация реформы профессионального образования в Читинской области (середина 1980-х годов)»

Яремчук Ольга Анатольевна, Ряженова Виктория Сергеевна

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА 1980-Х ГОДОВ)

Статья посвящена анализу реформы профессиональной школы в Читинской области в середине 1980-х гг. В ней проанализирован ряд мероприятий в ходе ее реализации, предусматривающих изменение учебных программ средних профессионально-технических учебных заведений, установление тесных связей СПТУ, общеобразовательных школ и базовых предприятий, укрепление материально-технической базы и повышение качества производственного обучения. Показаны противоречивые результаты реформы 1984 г. в указанном регионе.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-1754.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 208-214. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

исторического, как соотнесённость с человеком, социальность, духовность, изменчивость, временность, развитие, конкретность и индивидуальность, отнесённость к прошлому. Синтез этих признаков даёт дефиницию, согласно которой историческая реальность - это человечество, существующее и изменяющееся, развивающееся во времени как особый духовно-физический мир совместной жизни и деятельности людей, во всей совокупности конкретных условий и фактов его бытия. Определённость этого понятия является теоретическим продуктом того концептуального подхода, в рамках которого мыслится данное понятие.

Список источников

1. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015. 448 с.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.

3. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. 880 с.

4. Гусев Д. А. Логика: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 376 с.

5. Кант И. Сочинения: в 8-ми т. М.: Чоро, 1994. Т. 3. 741 с.

6. Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории: Афоризмы. Исторические портреты и очерки. Дневники. М.: Эксмо, 2007. 480 с.

7. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций: в 3-х кн. Минск: Харвест, 2007. Кн. 1. 592 с.

8. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 486 с.

9. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб.: Пневма, 2008. 477 с.

10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. 775 с.

11. Микешина Л. А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. 575 с.

12. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. 533 с.

13. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история: в 2-х т. СПб.: Наука, 2003. Т. 1. Конструирование прошлого. 632 с.

14. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. СПб.: Наука, 2007. 622 с.

15. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. 359 с.

HISTORICAL REALITY: THE CONTENT AND THE VOLUME OF THE NOTION

Shcherbakov Dmitrii Aleksandrovich, Ph. D. in Philosophy Orenburg State Pedagogical University [email protected]

The article reveals the content and determines the volume of the notion "historical reality", which is used in historical science, philosophy of history and ontological studies of the existence of mankind in time. The idea is substantiated that this notion, implying the development of mankind as a single organic whole, is individual in its volume. The scientific novelty of the study is in applying formal logic to characterize this ultimate philosophical notion.

Key words and phrases: historical reality; content of notion; ontology; being; time; essence.

УДК 377:94(571.55) Исторические науки и археология

Статья посвящена анализу реформы профессиональной школы в Читинской области в середине 1980-х гг. В ней проанализирован ряд мероприятий в ходе её реализации, предусматривающих изменение учебных программ средних профессионально-технических учебных заведений, установление тесных связей СПТУ, общеобразовательных школ и базовых предприятий, укрепление материально-технической базы и повышение качества производственного обучения. Показаны противоречивые результаты реформы 1984 г. в указанном регионе.

Ключевые слова и фразы: профессиональное образование; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; СССР; Читинская область; среднее профессионально-техническое училище.

Яремчук Ольга Анатольевна, к.и.н., доцент Ряженова Виктория Сергеевна

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]; [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА 1980-Х ГОДОВ)

На современном этапе наряду с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации занимает система среднего профессионального

образования. Задачи, поставленные перед ней в настоящее время, как и в 1980-е гг., имеют общее основание: приведение сферы образования в соответствие с реальными потребностями страны, что должно стать важнейшей составляющей устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития России в целом. Значимость обращения к проблеме кадрового потенциала подчеркнул В. В. Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров (23 декабря 2011 г., Санкт-Петербург): «Сегодняшняя реальность заключается в том, что мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук и специалистов рабочих специальностей... проблема нехватки высококвалифицированных рабочих рук, высококвалифицированных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав такие чувствительные, проблемные точки, как коррупция и административные барьеры» [29].

Необходимость решения перечисленных задач потребовала принятия в последние годы целого комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих условия для развития среднего профессионального образования в РФ. К числу этих важнейших документов относятся: Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р), Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период 2020 г. (одобрена коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн) и др. Кроме того, в настоящее время действует ряд федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения, вводятся в действие так называемые профессиональные стандарты. Работа по внесению изменений в образовательные программы с учётом положений профстандартов должна обеспечить совершенствование качества профессионального образования, способствовать его гибкости и мобильности по отношению к сегодняшним потребностям общества.

Современное видение развития системы среднего профессионального образования РФ зафиксировано в Федеральном законе № 273 от 29 декабря 2012 г. В статье 68 подчёркивается, что оно «направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [33, с. 79].

Обозначенные выше позиции государства в сфере образования, а также весь комплекс документов о среднем профессиональном образовании, принятых в 2000-е гг., актуализируют необходимость обращения к анализу деятельности системы средних профессиональных образовательных учреждений в Забайкалье в середине 1980-х гг. и открывают возможность использования положительного опыта в этом регионе на современном этапе.

В рассматриваемый нами период быстрые темпы роста производства, усложнение его отраслевой структуры и постоянное техническое совершенствование предъявляли повышенные требования к подготовке квалифицированных кадров и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, влияя на изменения в построении всех сторон учебного процесса. Учитывая перемены, происходившие в различных отраслях хозяйства, в 1984 г. в СССР была проведена реформа, целью которой стало приведение системы общего и профессионального образования в соответствие с текущим состоянием социально-экономического развития страны. Её основные положения были закреплены в нормативно-правовых актах, принятых 12 апреля 1984 г.: Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшении условий работы общеобразовательной школы», «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного, производительного труда», «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении её роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров», «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» [19; 20; 22; 24; 25].

В данной статье на основе представленных выше постановлений и делопроизводственных материалов Государственного архива Забайкальского края (фонды П-1, П-3, П-37, П-989) проводится анализ одной из составных частей реформы - развитие профессиональной школы в Читинской области в середине 1980-х гг., в переломный период для Советского Союза, получивший название «перестройки».

Анализ имеющейся научной педагогической и исторической литературы по исследуемой проблеме показал отсутствие специальных исследований, в которых бы рассматривалась история начального и среднего профессионального образования Забайкалья. Эта тема частично нашла отражение в работах общего характера, посвящённых характеристике государственной политики в области образования в СССР [1; 18; 27; 34].

Исследований, непосредственно касающихся вопроса претворения в жизнь реформы 1984 г. в нашей стране, в настоящее время в исторической литературе опубликовано немного. Среди авторов, которые обращались к его изучению, могут быть названы следующие: А. В. Овчинников, В. Н. Липник, Т. Б. Земляная, О. Н. Павлычева, В. И. Стражев, Г. П. Веселов, Л. В. Захаровский [5; 12; 13; 17; 26; 32]. В их трудах дана крайне противоречивая оценка развития системы общего и профессионального образования, в то же время указано, что педагогическая общественность в целом позитивно приняла попытку профессионализации средней общеобразовательной школы [26, с. 190]. В. Н. Липник, например, отмечал, что по своему содержанию

реформа была аналогична предшествующим, если не считать всеобщей профессионализации, направленной на подготовку квалифицированных рабочих, которая уже имела место в нашей стране в 1920-е гг. [17, с. 67]. По мнению Т. Б. Земляной и О. Н. Павлычевой, она не решила поставленных задач, связанных с политехнизацией, не имела правовых, экономических, педагогических и организационных основ, которые способствовали бы преобразованию школы, и проводилась исключительно «сверху». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, поскольку это требовало больших затрат. Таким образом, авторы сделали вывод об ошибочности заявленных в ходе проведения реформы целей, отметив, что школа, имея некоторые достижения, ещё больше отставала от требований жизни и не отвечала социально-экономическим и образовательным потребностям страны в 1980-е гг. [13]. В другом контексте этот аспект раскрывал Л. В. Захаровский, подчёркивая, что профтехобразование было вписано в процесс внедрения советского проекта мобилизационной модернизации, та или иная фаза которого в действительности обусловливала параметры, задачи и проблемы отечественной системы профессионально-технического образования [12, с. 48]. В целом, исследователи единодушно отмечали трудности оценки результатов этой реформы, поскольку заложенные в ней идеи и механизм её реализации хотя и были прогрессивными для 80-х гг. прошлого века, однако не сумели сохранить свою значимость в процессе начавшейся перестройки всей государственной системы страны.

Вопросы реформирования системы образования, включая развитие общеобразовательной и профессиональной школы в рассматриваемый период, раскрываются в диссертациях Д. А. Астафьева, Е. Н. Валиевой, Н. А. Дереглазова, П. К. Карманова, А. Н. Позднякова, Г. С. Чернышова, В. А. Штурба [3; 4; 11; 14; 28; 35; 36]. Для нас особый интерес представляет работа П. К. Карманова «Профессионально-техническое образование в Восточной Сибири: 1940-2000 гг.», посвящённая истории становления и развития профтехобразования в упомянутом регионе, в том числе в Читинской области. Автор проанализировал организацию профессионально-технического образования в Восточной Сибири на довольно большом хронологическом отрезке, включая 1980-е гг., представил характеристику учебно-материальной базы, теоретического и производственного обучения, подготовки инженерно-педагогических кадров профессионально-технических учебных заведений [14].

Особую группу в исторической литературе составили региональные исследования, посвящённые отдельным аспектам истории профессионального образования в 1980-е гг. в различных субъектах нашего государства. К ним относятся работы Д. В. Рыбина (Архангельская и Мурманская области), А. С. Нестерова (Ставрополье и Кубань), Н. Ш. Мугутдиновой, Р. М. Магомедовой, А. М. Алиева (Дагестан), С. В. Чучалова (Удмуртия), Б. Д. Базарова (Бурятия). Отдельные аспекты воплощения в жизнь реформы 1984 г. в Забайкалье нашли отражение в работах Ю. Э. Аршинского «Профессионально-техническая школа Читинской области в условиях реформы (1984-1986 гг.)» и О. Ю. Левченко «Преподавание иностранных языков в Читинской области в свете реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.)» [2; 16].

Ключевым документом по теме нашего исследования явилось Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 12.04.1984 г., в котором была поставлена следующая задача: коренным образом расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения. Согласно ст. 6 раздела II «Структура общего среднего и профессионального образования» этого документа, существующие к тому времени различные типы профессионально-технических учебных заведений реорганизовались в единый тип -«Среднее профессионально-техническое училище» (СПТУ) с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения, в зависимости от уровня образования поступающих. Выпускники девятых классов теперь стали обучаться в средних ПТУ, как правило, три года, получая профессию и завершая общее среднее образование. Окончившие одиннадцатилетнюю школу для получения более высокой квалификации или сложной профессии поступали на соответствующие отделения средних профтехучилищ со сроком обучения до одного года.

Помимо этого, на основании ст. 36 Постановления была определена ещё одна задача: укрепление и качественное совершенствование материальной базы образовательных учреждений, для чего требовалось привести в исполнение широкую программу строительства профессионально-технических училищ [24].

Для расширения подготовки квалифицированных рабочих министерствам и ведомствам надлежало значительно увеличить вложения на развитие сети средних профессионально-технических училищ. При проведении реконструкции предприятий предусматривалось техническое перевооружение действующих на их базе училищ, учебных комбинатов, цехов, участков, мастерских. Появилась потребность в расширении производства учебного оборудования, учебно-наглядных пособий и современных технических средств обучения, мебели, станков, приборов, электронно-вычислительной техники.

В мае 1984 г. в Читинской области коллегия областного Управления ПТО утвердила комплекс мероприятий по реализации реформы, в разработке которых активное участие приняли более полутора тысяч инженерно-педагогических работников училищ. Предусматривалось развитие учебно-материальной базы профессиональной школы (средних профессионально-технических училищ и техникумов), повышение уровня учебно-воспитательного процесса, профессиональной подготовки молодых рабочих, а также полное обеспечение учебных заведений соответствующим педагогическим персоналом.

В годы проведения реформы средние профессионально-технические училища начали постепенный переход на новые учебные планы и программы, в рамках которых предполагалось наибольший акцент сделать

на общетехническую и специальную подготовку, что потребовало введения ряда новых предметов. Преподаватели прошли соответствующие курсы в областном институте усовершенствования учителей.

Отдельные профессионально-технические училища приступили к подготовке рабочих высокой квалификации. Например, Краснокаменское СПТУ № 11 и филиал СПТУ № 8, действовавший на базе Дарасунского завода горного оборудования, начали обучение операторов станков с числовым программным управлением. Последнее учебное заведение стало выпускать также и наладчиков металлорежущих станков [2, с. 135].

В итоге к 1986 г. в Читинской области все дневные ПТУ были преобразованы в единый тип - средние профессионально-технические училища. Вместе с торгово-кулинарным училищем в регионе в это время насчитывалось 35 таких учебных заведений с контингентом в 13120 человек. Кроме того, при учреждениях УВД функционировало шесть вечерних ПТУ. Общая численность учащихся вечерних и дневных ПТУ составляла 15000 человек [8, д. 206, л. 25].

В ходе проведения реформы профессиональной школы активно шёл процесс налаживания связей общеобразовательных школ и средних ПТУ. Их совместная работа уже к 1986 г. дала некоторые положительные результаты, в частности, удалось организовать трудовое обучение школьников на базе ряда ПТУ. Примером тому является удачный опыт сотрудничества Читинского камвольно-суконного комбината (КСК), средних школ и ПТУ Черновского района г. Читы по трудовому воспитанию, обучению и профессиональному образованию.

Успешно проводились конкурсы школьников по рабочим профессиям на базе ТУ № 2, ГПТУ № 1, 6, 15, 16 (г. Чита). Более того, совершенствовались и традиционные формы совместных мероприятий школ и ПТУ -экскурсии, вечера, Дни открытых дверей [Там же, л. 16]. В соответствии с этим руководство и преподавательский состав профессионально-технических учебных заведений области, выполняя требования реформы, провели работу по повышению уровня учебной и профессиональной подготовки учащихся, развитию и укреплению учебно-материальной базы.

Заметно улучшили профессиональное обучение педагогические коллективы СПТУ № 11 и 15, сумев наладить деловые контакты со школами и базовыми предприятиями. Ежегодно успешно комплектовались учебные группы учащихся за счёт ребят, проживающих в Краснокаменске и Первомайске. В результате значительно улучшилась подготовка молодых рабочих, закрепляемость выпускников на постоянной работе.

Вместе с тем одной из проблем в реализации положений реформы стало недостаточное укрепление учебно-материальной базы профессионально-технических образовательных учреждений. Определённая работа по её развитию и совершенствованию проводилась, однако, не в достаточном объёме.

В годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) в число действующих вошли четыре ПТУ на 2880 ученических мест, учебные мастерские на 200 мест и общежитие на 216 мест. Однако строительство учебных комплексов и отдельных объектов профтехобразования шло крайне медленно, выполнение объёмов капиталовложений не превышало 65-70%. Многие строительные организации (например, Главчитастрой), недооценивая всей важности подготовки рабочих кадров для народного хозяйства области, возведение объектов профессионально-технического образования растягивали на 8-10 лет. Это зачастую приводило к тому, что многие образовательные учреждения не получали необходимой учебно-материальной базы [Там же, л. 27].

Сами работники профтехучилищ за 1985 г. открыли и оборудовали 40 учебных кабинетов и 12 производственных мастерских. Например, большая работа по комплектованию учебных помещений была проведена в Первомайском СПТУ № 15. Оснащение учебных аудиторий и лабораторий там осуществлялось с учётом последних рекомендаций Госпрофобра РСФСР. Кроме этого, работники училища построили цех для проведения сварочных работ. В Читинском СПТУ № 6 в соответствии с требованиями было переоборудовано пять кабинетов (информатики, физики, химии, истории и литературы). Значительные усилия по совершенствованию учебно-производственной базы также прилагали педагогические коллективы СПТУ № 12, 14 г. Читы [Там же, л. 28].

К 1986 г. достаточной учебно-материальной базой располагали только 12 профтехучилищ, 10 учебных заведений подготовку рабочих кадров вели в приспособленных зданиях, что, безусловно, никак не повышало престижность учебных заведений. Например, Нижне-Шахтаминское СПТУ № 25 совершенно не имело условий для обучения квалифицированных рабочих. Там отсутствовали учебный и производственный корпуса, общежитие, столовая, жилой фонд для преподавателей и мастеров производственного обучения. В подобных условиях не приходилось рассчитывать на соответствующую требованиям подготовку рабочих высокой квалификации.

Исходя из задач реформы, требовалось улучшить качество обучения как по общеобразовательным предметам, так и по специальным и общетехническим дисциплинам. В ряде учебных заведений, например, в ПТУ № 6, 11, 12, 14, 15, в образовательный процесс стали внедряться эффективные формы и методы обучения - уроки-семинары, конференции, лекции, комплексные уроки.

По предметам профтехцикла знания студентов оказались выше. Так, в группах учащихся на базе средней и неполной средней школы общепринятой нормой стало качество знаний в 40%. Это в полной мере относилось к училищам № 10-12, 14, 15, 35 г. Читы.

Государственные экзамены по общеобразовательным предметам, как правило, демонстрировали уровень знаний учащихся, близкий к выпускникам средних школ. Такая ситуация была характерна для СПТУ № 6, 10, 11, 12, 15, 35. Выпускники профтехучилищ успешно выдерживали экзамены в высшие учебные заведения.

Более того, по отзывам представителей базовых предприятий, качество подготовки в читинских СПТУ № 3, 10-12, 14-17, 19, 21, 23 и 35 стало лучше, поскольку учащиеся приобрели прочные профессиональные

навыки и умения, которые соответствовали установленному разряду. Например, высокое качество профподготовки имели электрогазосварщики в СПТУ № 15 и строители в СПТУ № 14.

Преподавание предметов профтехцикла было возложено во многих случаях на мастеров производственного обучения, не имеющих высшего образования, или совместителей. Многопрофильность учебных заведений не позволяла иметь преподавателей по специальным дисциплинам на полную нагрузку. Так, например, подготовка по одной из популярных профессий - электрогазосварщик - при обучении по одной группе на курсе давала учебную нагрузку в объёме 300-500 часов в год [10, д. 22, л. 37].

Сложности возникали и в области полного обеспечения профессиональных учебных заведений педагогами и мастерами производственного обучения. В среде преподавательского состава наблюдалась такая негативная тенденция, как высокая кадровая текучесть. К 1985 г. из профтехучилищ уволилось 59 преподавателей и 182 мастера производственного обучения [23, с. 9]. Большой отсев педагогических кадров был отмечен в средних ПТУ № 1, 2, 6-8, 13. В частности, из СПТУ № 6 ушли 38 человек, СПТУ № 7 - 36 человек, СПТУ № 1 - 14 человек, а в СПТУ № 2 отсутствовал состав мастеров [10, д. 27, л. 10].

Неважно обстояло дело с мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. К примеру, на 1 июня 1980 г. недоставало 34 преподавателя специальных дисциплин и 165 мастеров производственного обучения. Такой дефицит кадров объяснялся тем, что, согласно перечню сложных профессий, утвержденному Госпрофобром СССР от 19 декабря 1978 г., на группу учащихся 25-30 человек с 1 января 1980 г. полагался не один, как раньше, а два мастера [7, д. 120, л. 5].

Особенно неудовлетворительно оказались обеспечены педагогами Карымское СПТУ № 8, Шилкин-ское СПТУ № 16, Черновское СПТУ № 20 и Читинское СПТУ № 2. Например, в училище, готовившем кадры рабочих для объединения «Читагеология», долгое время недоставало мастеров в группах бурильщиков.

Имели место факты, когда из-за нехватки мастеров профессиональная подготовка ложилась на плечи специалистов из других сфер деятельности. В среднем ПТУ № 20 группу помощников машиниста обучал юрист, а в группе строителей СПТУ № 13 работал учитель начальных классов - Р. Б. Трухина [8, д. 206, л. 29].

Соответственно, не всегда попытки решить проблему обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами в полном объёме завершались успешно. Определённо можно говорить о том, что преподавательский состав профтехучилищ в Читинской области комплектовался с отставанием от центральных районов нашей страны. Резервы роста кадров педагогов имелись, поскольку учебные заведения ежегодно получали 150 человек - 15% на тысячу [10, д. 27, л. 10]. И всё же недостаток в кадрах оставался одной из актуальных проблем в деятельности средних профессионально-технических училищ.

Руководители предприятий не всегда заботились о пополнении кадров учебных заведений из числа своих работников, как это предусматривалось Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 2 апреля 1969 г. № 240 с изменениями и дополнениями в 1980-е гг. «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования». При необходимости им требовалось выделить представителей своего предприятия из состава инженерно-технических и квалифицированных рабочих для руководства производственной практикой и обучением учащихся ПТУ с оплатой их труда в пределах средств на подготовку кадров [21].

Руководствуясь этим Постановлением, областное Управление системы ПТО поручило базовым предприятиям направить в учебные заведения специалистов и передовиков производства для работы мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. Эти мероприятия помогли улучшить состояние дел в обеспечении необходимыми кадрами.

Другой, не менее важной задачей реформы являлось повышение качества организации учебно-воспитательной работы в средних профессионально-технических училищах. Неотъемлемой составляющей для её решения стала разумная организация свободного времени учащихся. Требовалось наполнить его содержанием, имеющим наибольшую ценность для развития личности, - самообразованием, общественной деятельностью, физкультурой и спортом, техническим и художественным творчеством. Для этой цели, например, в политехникуме г. Читы проводились лектории «Этика», «Молодой воин», вечера профессий, ленинские уроки, конкурсы «А ну-ка, девушки (парни)», «Сильные, смелые, ловкие», а в горном техникуме работали спортивные секции и кружки художественной самодеятельности.

Огромное значение в рамках организации свободного времени в профтехучилищах г. Читы придавалось техническому творчеству учащихся. Наиболее организованно в этом отношении работали ГПТУ № 6, 12, 15, 16, где были созданы коллективы технического творчества. Однако были и ГПТУ (№ 1, 7, 14), которые не включились в эту работу с полной отдачей [10, д. 22, л. 44]. Популярность среди студентов СПТУ приобрели конкурсы профессионального мастерства, которые способствовали распространению передового производственного опыта, улучшению качества работы, а также широкому привлечению юношей и девушек к активному участию в массовом патриотическом движении комсомольцев и молодёжи «Пятилетке эффективности и качества - энтузиазм и творчество молодых!» [9, д. 34, л. 3].

Серьёзное внимание уделялось и физическому развитию учащихся средних профессионально-технических училищ. Так, учебные заведения ПТО совместно с областным Советом ВДСО «Трудовые резервы» проводили работу по массовому вовлечению студентов в различные формы физкультурно-оздоровительной работы. Усилия учебных заведений направлялись на увеличение числа спортивных секций, групп здоровья, проведение спортивных вечеров, викторин и спортивных праздников. Преподавательские физкультурные кадры,

как правило, имели высшее или среднее специальное образование. Получили наибольшее распространение такие новые виды массовых соревнований, как «Стартуют все», «Олимпийцы среди нас» [10, д. 22, л. 42].

Ещё одним необходимым элементом в реализации реформы являлось повышение уровня прохождения производственного обучения и производственной практики учащихся. В результате приложенных усилий в профтехучилищах стало лучше организовываться изучение специальных предметов и прохождение практик. Это привело к тому, что план производственной деятельности учебными заведениями стал даже перевыполняться. Например, в 1985 г. при плане в 1750 тысяч рублей студенты заработали на производстве 1804 тысячи рублей, или на 13% больше, чем в 1984 г. Хорошо и результативно организовали производственное обучение в СПТУ № 7, 11, 12, 14, 15, где объём работ и заработки учащихся за год составили от 100 до 200 тысяч рублей [8, д. 206, л. 26].

Показательным примером успешного становления рабочих кадров стала деятельность учащихся политехнического техникума во время производственной практики на лесоучастке «Забайкальск». В течение установленного времени они подвергли полной обработке лес, начиная с его валки и заканчивая распиловкой готовой древесины, проводя все необходимые операции. Или другой пример: в учебных мастерских горного техникума (руководитель М. С. Малышев) только за 1980 г. студенты изготовили продукции на 8595 рублей [6, д. 50, л. 17].

Таким образом, проведённая в середине 1980-х гг. реформа профессиональной школы стала значимым событием для развития системы профессионального образования как в Читинской области, так и в рамках всего государства. Вследствие её реализации произошли весьма существенные положительные изменения в подготовке рабочих кадров, осуществляемой в средних профессионально-технических училищах. Вместе с тем руководство образовательных учреждений региона допускало в своей работе недочёты и упущения, тем самым теряя возможность в условиях структурной перестройки системы ПТО, обусловленной переходом к рыночным отношениям, стать главным источником пополнения народного хозяйства области квалифицированными кадрами и специалистами.

Список источников

1. Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922-1991 гг.). М.: Издатель В. Ю. Секачев, 2001. 303 с.

2. Аршинский Ю. Э. Профессионально-техническая школа Читинской области в условиях реформы (1984-1986 гг.) // Экономическое и социальное развитие Забайкалья. Чита, 1987. С. 134-136.

3. Астафьев Д. А. Общеобразовательная школа Южного Урала в 1980-1990-е гг.: автореф. дисс. ... к.и.н. Оренбург, 2007. 24 с.

4. Валиева Е. Н. Общеобразовательная школа Западной Сибири 1984-1996 гг.: автореф. дисс. ... к.и.н. Новосибирск, 2005. 26 с.

5. Веселов Г. П. Школьная реформа 80-х годов: труд как приоритетное направление // Народное образование. 2004. № 10. С. 53-58.

6. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. П-1. Оп. 51.

7. ГАЗК. Ф. П-3. Оп. 45.

8. ГАЗК. Ф. П-3. Оп. 60.

9. ГАЗК. Ф. П-37. Оп. 40.

10. ГАЗК. Ф. П-989. Оп. 1.

11. Дереглазов Н. А. История становления и развития системы начального профессионального образования России: автореф. дисс. ... к.и.н. Воронеж, 2006. 26 с.

12. Захаровский Л. В. Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР // Научный диалог. 2015. № 5 (41). С. 48-76.

13. Земляная Т. Б., Павлычева О. Н. Образовательная реформа 80-х - начала 90-х гг. [Электронный ресурс] // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 12. URL: http://paedagogia.ru/2011/72-12/174-zemlyanayapavlicheva (дата обращения: 07.06.2017).

14. Карманов П. К. Профессионально-техническое образование в Восточной Сибири: 1940-2000 гг.: автореф. дисс. ... д.и.н. Красноярск, 2004. 47 с.

15. Козловская Г. Е. Российское образование на рубеже веков. М.: Моск. учеб. округ, 2001. 283 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Левченко О. Ю. Преподавание иностранных языков в Читинской области в свете реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-психологического университета имени Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 5 (40). С. 35-39.

17. Липник В. Н. Школьные реформы в России: очерки истории. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2000. 83 с.

18. Молоков Д. С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х - первой половины 80-х гг. Ярославль: Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та, 2004. 148 с.

19. О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении её роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 315. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12028.htm (дата обращения: 07.06.2017).

20. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшении условий работы общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 313 (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1988 № 842; от 19.08.1988 № 1033). URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12026.htm (дата обращения: 07.06.2017).

21. О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 2 апреля 1969 года № 240 (с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР 04.12.1978 № 986; от 23.01.1981 № 102 - СП СССР, 1981, № 8, ст. 54; Постановлением Совмина СССР от 09.08.1985 № 760 - СП СССР, 1985, № 26, ст. 134; Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 № 1350 -СП СССР, 1987, № 6, ст. 25; от 03.08.1988 № 953; от 30.03.1990 № 322 - СП СССР, 1990, № 10, ст. 49). URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7031.htm (дата обращения: 11.03.2016).

22. О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 316 (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.01.1989 № 27 - СП СССР, 1989, № 9, ст. 27). URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12029.htm (дата обращения: 07.06.2017).

23. О совместной работе органов и учреждений ПТО и народного образования, базовых предприятий, организаций по ориентации школьников на поступление в СПТУ в Армянской ССР, Ростовской и Читинской областях РСФСР: Решение Межведомственного методического совета по профессиональной ориентации молодёжи при Министерстве просвещения СССР от 22 июля 1986 г. № 2/2 // Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. 1987. № 3. С. 8-10.

24. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. № 13-XI. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_12023.htm (дата обращения: 07.06.2017).

25. Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного, производительного труда [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 314 (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1988 № 842). URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12027.htm (дата обращения: 07.06.2017).

26. Овчинников А. В. О реформе советской школы 1984 года // Пространство и время. 2014. № 4 (18). С. 190-194.

27. Поздняков А. Н. Власть, общество и школьные реформы в России (конец XIX - нач. XXI века). Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2005. 261 с.

28. Поздняков А. Н. Реформирование системы общего образования России в сер. 1980-1990-х гг.: автореф. дисс. ... к.и.н. Саратов, 1999. 27 с.

29. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике [Электронный ресурс]. URL: http://archive.government.ru/special/docs/17466/ (дата обращения: 07.06.2017).

30. Реформа образования: тенденция и противоречия // Образование в документах. 1997. № 15. С. 25-39.

31. Стародубцев В. В. Школа: время выбора. Опыт и проблемы развития общеобразовательной школы Восточной Сибири в 80-е годы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. 144 с.

32. Стражев В. И. Пять реформ советской школы // Alma mater: вестник высшей школы. 2005. № 5. С. 3-17.

33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2017. 160 с.

34. Федяева О. Д. Государственная политика в области образования в России (втор. пол. 1980-х - начало 1990-х гг.). Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1995. 32 с.

35. Чернышов Г. С. Государственная политика в сфере школьного образования: история, опыт, проблемы: 1970-1990-е гг.: автореф. дисс. ... д.и.н. М., 2003. 36 с.

36. Штурба В. А. Разработка государственной политики в области народного образования и её реализация в РФ в 60-90-е гг. (на материалах Юга России): автореф. дисс. ... д.и.н. М., 2001. 44 с.

IMPLEMENTING PROFESSIONAL EDUCATION REFORM IN CHITA REGION (THE MIDDLE OF THE 1980S)

Yaremchuk Ol'ga Anatol'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Ryazhenova Viktoriya Sergeevna

Trans-Baikal State University, Chita [email protected]; [email protected]

The article analyzes professional education reform in Chita region in the middle of the 1980s. The authors examine the implemented measures which involve changing the curricula of secondary vocational educational institutions, establishing close relations between secondary vocational schools, secondary schools and base enterprises, consolidating material and technical basis and raising the quality of vocational training. The paper shows the contradictory results of 1984 reform in the mentioned region.

Key words and phrases: professional education; reform of general and professional school; The USSR; Chita region; secondary vocational school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.