Научная статья на тему 'Региональная образовательная политика Чувашской республики как фактор развития профессионально-технического образования в 50-е - 90-е годы XX века'

Региональная образовательная политика Чувашской республики как фактор развития профессионально-технического образования в 50-е - 90-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная образовательная политика Чувашской республики как фактор развития профессионально-технического образования в 50-е - 90-е годы XX века»

18. Фальборк, Г., Чарнолуский, В. Народное образование в России [Текст] / Г. Фальборк, В. Чарнолуский. - СПб.: Изд-во О. Н. Поповой. - 1906. - 264 с.

19. Чехов, Н, В. Народное образование в России с 60 -х гг. XIX века [Текст] / Н. В. Чехов. - М.: Изд-во «Польза», 1912. - 224 с.

20. Чехов, Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии [Текст] / Н- В. Чехов. - М.: Изд-во Т- ва «Мир». - 1923. - 150 с.

21. Шмид, Е. История средних учебных заведений в России : пер, с нем. А. Ф. Нейлисова [Текст] / Е. Шмид. - СПб. : Тип. В. С. Балашева. - 1878. - 684 с.

22. Энциклопедический словарь [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, - СПб., 1896. - Т. XIX.- 449 с.

23. Эскин, М. И. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России [Текст]: - дис. ... д-ра пед. наук / М. И. Эскин. - М. : АПН РСФСР, 1952.- 535 с.

УДК 378.01

i

Г. В. Николаева

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 50-Е - 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Влияние политики государства на процессы в сфере образования всегда признавалось реальным фактом общественной жизни. Содержание же заказа этой системе со стороны государства менялось в зависимости от конкретных исторических условий.

В конце 50-х годов XX в. в связи с научно-техническим прогрессом усилилось влияние системы профессионально-технического образования (Г1ТО) на развитие экономики страны, что сделало ее предметом пристального внимания и объектом деятельности партии и правительства, руководящих органов власти всех уровней. Властным структурам на местах были переданы значительные полномочия по управлению региональными системами образования.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», на основании которого перед партийными и государственными органами Чувашии была поставлена задача «осуществления всеобщего обязательного восьмилетнего образования и создания условий для перехода ко всеобщему среднему образованию».

И уже с 1959 г. общеобразовательные школы республики начали переходить на обучение по новым учебным планам и программам, которые состав-

лялись с таким расчетом, чтобы дать учащимся как можно больше общеобразовательных и политехнических знаний и обучить конкретной рабочей профессии. К началу 1963/64 учебного года все семилетние школы республики были преобразованы в восьмилетние.

Заметно расширилась система вечернего и заочного обучения молодежи. В 1959-1965 гг. количество школ работающей молодежи в Чувашии увеличилось в 1,5 раза, а контингент обучающихся в них - более чем в 2 раза, В этот же период все формы общеобразовательных школ взрослых (вечерние, сменные, заочные, а также классы мастеров) были объединены в одну вечернюю (сменную) общеобразовательную школу. И уже в середине 60-х годов прошлого века Чувашия вплотную подошла к возможности осуществления всеобщего среднего образования.

Практическая реализация Закона о школе обеспечила продвижение вперед и в разработке системы политехнического образования и трудового воспитания. В массовой практике были опробованы новые формы трудового обучения, такие как учебно-производственные комплексы, ученические производственные бригады, строительные отряды и т. д.

Изменения в системе общего образования, безусловно, повлекли за собой и необходимость реформирования системы профессионально-технического образования. Этот процесс обуславливался и значительными достижениями в развитии многих отраслей промышленности республики. Так, в 1950-1958 гг. Чувашия по темпам роста валовой продукции промышленности занимала шестое место среди всех автономных республик и областей Российской Федерации. В структуре промышленного производства уже к началу 60-х годов XX века на первое место, опередив другие отрасли, вышли машиностроение и металлообработка. В 1965 году их удельный вес в общем объеме продукции промышленности составил 28,9%, а к 1980 г. достиг почти 40%.

Общеизвестно, что продукцией машинос троения являются средства труда и предметы длительного потребления. Но если оценивать его роль в расширенном воспроизводстве, то раскрывается и другая его сторона - инвестиционная. Через машиностроение 70-75% всех капиталовложений превращается в технологическое и другое оборудование для новых и реконструируемых объектов. Поэтому опережающее развитие машиностроения способствовало подъему всего промышленного комплекса республики.

В условиях интенсивного развития производства особенно возрастало значение такого фактора, как качественная подготовка молодежи к производительному труду в сфере материального производства. Диалектическая взаимосвязь между основными элементами производительных сил проявлялась в том, что изменение одного фактора производства становилось причиной изменения другого. Чем совершеннее становилась техника, тем более высокие требования предъявлялись к уровню квалификации работников. И с другой стороны, чем более был развит личностный фактор, тем быстрее совер-

шенствовался вещественный фактор производства. Поддерживание определенного баланса между личностным и вещественным факторами производства являлось одним из необходимых условий поступательного развития народного хозяйства. Поэтому проблемы дальнейшего совершенствования системы профессионально-технического образования и увеличения объемов подготовки квалифицированных рабочих становились все более актуальными.

Вместе с тем в начале 60-х годов прошлого века сеть училищ была развита слабо, система профтехобразования удовлетворяла потребности народного хозяйства республики в квалифицированных рабочих примерно па 30%: в промышленности немногим более чем на 20%, в строительстве - на 31%, в сельском хозяйстве - на 46%, в торговле и общественном питании - менее чем на 13%. Эти обстоятельства явились серьезным основанием для реализации широкой программы по развитию и совершенствованию системы профессионально-технического образования в соответствии с требованиями производства в условиях научно-технического прогресса.

На основании Закона о школе вместо школ фабрично-заводского обучения, ремесленных, железнодорожных, строительных и других училищ организовывались дневные и вечерние городские (со сроком обучения 1-3 года) и сельские (со сроком обучения 1-2 года) профессионально-технические училища на базе восьмилетней школы.

Цель перестройки системы профтехобразования на данном этапе состояла в том, чтобы преобразовать разрозненную сеть учебных заведений в единый тип учебного заведения с новым сроком обучения и более совершенным содержанием, подготовки рабочих кадров.

Принципиальное значение для улучшения качества подготовки рабочих кадров имело совершенствование учебных планов и программ обучения. В них предусматривалось более глубокое изучение электротехники, электроники, технической механики, технологии металлов и специальной технологии, механизации и автоматизации производства. Так, государственный комитет по профессионально-техническому образованию разработал учебные планы и программы для технических училищ, в которых предусматривалось овладение рабочей профессией среднего уровня квалификации за год-полтора. В основу их было положено обеспечение тесной связи профессиональной подготовки с объемом знаний, полученных учащимися в средней общеобразовательной школе, овладение широким кругом инженерно-технических знаний. Учебные планы технических училищ включали в себя один или несколько специальных предметов, содержащих сведения о машинах, механизмах и приборах, технологических процессах и передовых методах труда по специальности; общую технологию производства; черчение; техническую механику; электротехнику с основами промышленной электроники; основы механизации и автоматизации производства; основы

организации и экономики производства, а также ряд других общеобразовательных и общетехнических предметов.

В этот же период подверглась совершенствованию структура управления и контроля за подготовкой рабочих кадров. В апреле 1960 года на основании приказа Главного управления профтехобразования при Совете Министров РСФСР (декабрь 1959 г.) было организовано Чувашское республиканское управление профтехобразования. В ведение управления перешло 10 учебных заведений. Первым его начальником был назначен Скворцов Сергей Яковлевич, бывший начальник Татарского республиканского управления профтехобразования.

В 1961 г. в Чувашии действовало уже 16 профтехучилищ. Среди них ПТУ № 1 в г. Чебоксары, ПТУ № 1 в г. Шумерля, ПТУ № 9 в г. Марпосад, ПТУ № 3 в г. Алатырь, ПТУ № 5 в Цивильске, ПТУ № 5 в Батыреве, ПТУ № 5 в Тюрлеме, ПТУ № 1 в г. Канаш, ПТУ № 3 в г. Ядрин, школа механизации № 15 в г. Марпосад, ПТУ № 4 в г. Чебоксары, ПТУ № 4 в селе Советское, ПТУ № 6 в г. Марпосад, ПТУ № 8 в поселке Вурнары. В том же году из училищ было выпущено 2953 молодых работника.

За 1960-1965 гг. училища системы профессионально-технического образования Чувашии обучили 9075 молодых рабочих, из них для предприятий машиностроения и металлообработки - 2031 человека. Количество профессионально-технических училищ к 1965 г. достигло 18. Выпуск учащихся за год составил 4836 человек по 85 специальностям.

При планировании подготовки рабочих учитывался происходящий под влиянием научно-технического прогресса сдвиг в профессионально-квалификационном составе рабочих. Например, за 1966-1970 гг. при росте численности рабочих по 17 ведущим профессиям в промышленности республики на 26,8%, численность слесарей и электрослесарей увеличилась на 30,8%, контролеров, браковщиков, сортировщиков на 31%, сборщиков изделий и аппаратчиков — более чем в 2 раза.

Осуществляемая ранее подготовка рабочих узкого профиля отвечала требованиям производства с пооперационным разделением труда. Изменения вследствие автоматизации и широкой механизации в характере и содержании труда рабочих потребовали соответствующих перестроек во всех системах подготовки рабочих кадров. В связи с этим вновь повысились требования к профессионально-техническому обучению, были поставлены задачи повышения его мобильности, способности постоянно учитывать изменения и тенденции в технике, технологии и организации труда на предприятиях.

В апреле 1969 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования». В нем впервые было определено, что подготовка рабочих в

профтехучилищах по наиболее сложным профессиям должна сочетаться с получением полного среднего образования.

С принятием этого постановления начался очередной этап перестройки системы профтехобразования. Он связан с постепенным преобразованием действовавших тогда профессионально-технических учебных заведений в средние профессионально-технические училища с 3-х - 4-х - годичным сроком обучения по подготовке квалифицированных рабочих сложных профессий (наладчики, ремонтники и монтажники автоматических линий и станков с программным управлением, радио- и электромеханики и др.) на базе восьмилетней общеобразовательной школы.

Для развития экономики Чувашии Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» было актом чрезвычайной важности в связи с тем, что в 60-е годы XX в. народное хозяйство республики развивалось в условиях значительного прироста трудовых ресурсов. Но к концу 60-х годов процесс вовлечения в общественное производство незанятого населения в основном был завершен. В связи с этим впервые ставилась задача обеспечения прироста промышленной продукции на действующих предприятиях при прежней или меньшей численности работников, что, бесспорно, повышало значимость качественной подготовки молодежи к трудовой деятельности.

Первое среднее ПТУ в Чувашии было открыто в 1970 г. Затем их сеть расширялась быстрыми темпами. Средние профтехучилища быстро завоевали популярность среди выпускников восьмых классов общеобразовательных школ и с начала 70 -х г, XX века стали ведущими учебными заведениями системы государственного профессионально-технического образования.

Так, согласно Постановления «О мероприятиях по выполнению Директив XXIV съезда КПСС о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи в ЧАССР» (июль 1971 г.) в течение 1972 - 1975 гг. в республике было реорганизовано 10 учебных заведений системы ГГГО в училища со средним образованием: в 1972 году - Новочебоксарское ГПТУ № 14 и Чебоксарское ГПТУ № 8; в 1973 году — Чебоксарское ГПТУ №4, Канашское ГПТУ на базе завода автозапчастей и Советское СПТУ № 4; в 1974 году - Калининское СПТУ № 2, Ядрииское СПТУ № 3 и Мариинско-Посадское ГПТУ № 11; в 1975 году - Шумерлинское ГПТУ № 6 и Канашское ГПТУ №1.

С 1984 г. все профтехучилища республики перешли на подготовку рабочих со средним образованием. Создание и развитие сети средних профессионально-технических училищ подняло систему начального профессионального образования на более высокую и совершенную ступень развития.

Наряду с развитием дневных профтехучилищ началась организация вечернего профессионального обучения рабочих без отрыва от производства. В 1967 г. при Чебоксарском городском профтехучилище № 1 было открыто

первое вечернее учебное заведение профессионально-технического образования. Контингент обучающихся в нем составил 332 человека.

В 1969 г. Госпрофобр СССР разработал меры по улучшению работы вечерних (сменных) профтехучилищ. Были определены основные направления в развитии вечернего профессионально-технического образования, функции вечерних (сменных) профтехучилищ, сроки обучения в них, а также мероприятия по улучшению методического руководства этими учебными заведениями.

Несмотря на это, возможности вечерних учебных заведений использовались слабо. Не было должного внимания к ним со стороны местных органов профтехобразования. Не обеспечивалась необходимая координация действий профтехучилищ и соответствующих служб предприятий, ведающих вопросами подготовки кадров. Как следствие для этой формы профессионального образования не характерны были высокие темпы развития, скорее наоборот. Если в 1975 г. в вечерних (сменных) ПТУ Чувашии было подготовлено 1237 (17,12%) молодых рабочих, то в 1980 - лишь 667 (6,6%) человек.

Еще одним очень важным направлением развития профтехобразования в этот период было расширение сети технических училищ для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодежи, окончившей среднюю школу. По данным экономистов и социологов, экономическая эффективность технических училищ была особенно велика при обучении молодежи сложным профессиям. Было установлено, что квалификация выпускников технических училищ растет на производстве значительно быстрее, чем у молодежи, получившей профессиональную подготовку в условиях производства путем бригадного и индивидуального обучения.

В исследуемый период темпы развития системы технического образования приближались к средним показателям развития всей системы ПТО Чувашской АССР. Изучение статистических источников показало, что за период с 1975 по 1980 гг. общее число выпускников системы профтехобразования возросло в 1,42 раза, число выпускников технических училищ - в 1,39 раза.

Расширение сети профессионально-технических учебных заведений в значительной степени зависело от организации работы по профессиональной ориентации среди учащихся общеобразовательных школ.

Конкретные меры подготовки молодежи к сознательному выбору профессии и улучшению организации профориентации были изложены в постановлении ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров по профессионально-техническому образованию «О профессиональной ориентации учащейся молодежи» (декабрь 1969 г.). В нем излагались мероприятия по улучшению пропаганды массовых рабочих профессий среди школьников, предусматривалась постоянная информация школ о потребности в рабочих кадрах различных про-

фессий, ставилась задача совместной работы семьи и школы до подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

В этой связи в конце 60-х годов XX в. для учащихся 4-х - 8-х классов общеобразовательных школ был введен технический труд по дереву и металлу (на базе школьных мастерских), а также обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Для учащихся старших классов предусматривалась политехническая подготовка по одному из следующих видов практикумов: радиоэлектроника, металлообработка, автомобиль, трактор, агротехника, обработка тканей, техническое черчение и др.

Новой формой обучения навыкам труда в городских школах стали межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК). В 1980 г. в Алатыр-ском, Новочебоксарском, Чебоксарском УПК рабочим специальностям токаря, фрезеровщика, слесаря, шофера, швеи и секретаря - машинистки обучалось 4,7 тыс. учащихся, а в 1984/85 учебном году в восьми УПК и девятнадцати межшкольных производственных мастерских занимались 13 тысяч школьников.

Однако многие вопросы, имеющие принципиальное значение для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, не получали должного решения. Большинство школ не имело хорошо оборудованных кабинетов для трудового обучения, учебно-наглядных пособий, техники, испытывало нужду в квалифицированных кадрах преподавателей. Подготовка рабочих массовых профессий в общеобразовательных школах велась по нескольким простейшим специальностям. При этом желания учащихся и их родителей учитывались незначительно. Как следствие только 23% выпускников выбирало профессию по профилю трудовой подготовки, полученной в средней школе.

Вместе с тем, несмотря на все имеющиеся недостатки, система начального профессионального образования развивалась динамично и поступательно, и именно в обозначенный период благодаря проводимой государственной политике в области образования была сформирована и развита полноценная система профессионально-технического образования. Именно в это время были построены новые комплексы училищ республики, учебно-производственные здания, во многих районах республики были открыты филиалы училищ, чему в большей степени способствовала политика местных органов власти. Так, за период с 1966 по 1975 гг. были построены новые комплексы профтехучилищ №№ 2,4, 8, 9,14,15,17,26, и их число к 1975 гг. достигло 25. За указанный год было подготовлено 12013 рабочих по различным специальностям. В комплексе со зданиями училищ строились учебно-производственные мастерские и общежития для проживания учащихся, хотя сроки ввода этих объектов в эксплуатацию не всегда соблюдались.

За 1960 — 1980 гг. количество профтехучилищ в Чувашии возросло в 3 раза, а численность учащихся в них - в 5,8 раза. За это время рабочие специальности получили более 110 тысяч человек. Динамику дальнейшего

строительства показывают такие цифры: если в 1980 г. в республике функционировало 17 городских и 10 сельских училищ, то к концу 1982 г. количество училищ достигло 33-х, перечень профессий, по которым получили подготовку учащиеся, возрос до 108. Всего же за 45 лет (1940-1985 гг.) учебными заведениями профтехобразования подготовлено 223,8 тысяч молодых рабочих.

Очевидная заинтересованность государства в развитии системы общего и профессионального образования, к сожалению, иногда ограничивалась декларациями, лозунгами, провозглашаемыми на самом высоком уровне. Многие декларации и лозунги не подкреплялись кадровым, материально-техническим, информационным обеспечением.

Однако стремление к интеграции политики и образования, «классовый характер» последнего определили наличие некоторого стержня образовательной системы, проявляющегося в течение десятилетий. Прежде всего, это автократичность учреждений образования как социального элемента, копирующего авторитарный характер управления общественной системой. Наличие такого стержня обусловило относительную целостность образовательной системы, сохранявшуюся, несмотря на все социально-экономические изменения.

Библиографический список

1. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы девятой пятилетки. Стат. сборник, - Чебоксары, 1980. -115 с.

2. Научно-технический прогресс в народнохозяйственном комплексе ЧАССР / НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАССР. -Чебоксары, 1989.- 194 с.

3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. -М.: 1984. - 114 с.

4. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. - М.: Црофиздат. 1981.-264 с.

5. Проблемы дальнейшего совершенствования управления экономикой в ЧАССР. /НИИ при Совете Министров ЧАССР, труды, выпуск 8. - Чебоксары 1981.-216с.

6. Проблемы истории промышленности и рабочего класса Чувашии. /НЙИязы-ка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАССР. - Чебоксары: 1988. -с.111.

7. Сборник инструктивно-методических материалов для средних профессионально-технических училищ / Госкомитет Совета Министров СССР по НТО -М.:1974.- 168 с.

8. Сборник научных трудов ВНИИ ПТО «Социально-экономические и организационно-управленческие проблемы подготовки рабочих широкого профиля». - Л.: Лениздат. 1983 .-216с,

9. Статистическая отчетность формы №2 (профтех) Чувашского республиканского управления профтехобразования за 1980 и 1985 гг.

10. Шарков, В. Г., Орлов, В. В. Изучение подготовки рабочих в профтехучилищах республик Поволжья в годы развитого социализма. - В кн.: Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. - Чебоксары. 1983. - 107. - 118 с.

УДК 378.078:378

А. Б. Ходжибекова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ АССР В 1970-1980-Е ГГ.

По мнению современных исследователей, одним из самых сложных вопросов теории и практики профессионально-технического образования в 1960-1980-е гг. было решение проблем воспитания будущих рабочих. Не случайно вопросы воспитания будущих рабочих, политико-идеологической работы в профтехучилищах, комплексного подхода к делу воспитания систематически ставились на всех съездах и пленумах ЦК КПСС и комсомола. Идеологическая функция профессионально-технической школы оставалась приоритетной на всем протяжении рассматриваемого периода и ее роль повышалась по мере возникновения кризисных явлений в социально-политической и экономической областях.

Несмотря на проблемы и трудности в учебных заведениях профтехобразования, усилиями мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей общежитий осуществлялась повседневная воспитательная работа, основанная на организации учения, производительного труда, досуга, быта.

В Марийской АССР училища сотрудничали с творческими организациями и учреждениями культуры, обществом «Знание», республиканской библиотекой, общественными организациями базовых предприятий, воинскими частями. В профессионально-технических учебных заведениях организовывались встречи с ветеранами труда, Великой отечественной войны, передовиками и новаторами производства. В ходе воспитательной работы училищами организовывались для своих учащихся туристические походы, поездки по местам боевой славы, родному краю и т.д.

Для проведения культурно-массовой работы только городские профессионально-технические училища имели 9 клубов, 10 красных уголков, 7 смотровых залов. 18 спортивных площадок, 9 духовых оркестров и 4 оркестра струнных инструментов. Ежегодно республиканское управление профтехобразованием организовывало смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали творческие коллективы всех училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.