УДК 364.24
Е.А. Синькевич, Л.З. Гостева
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ
Социальная адаптация детей-сирот - многофакторное явление. Помимо социально-бытовой дезадаптации, важнейшей проблемой является студенческая дезадаптация, препятствующая успешной интеграции детей-сирот в современное общество в качестве трудовых ресурсов. В статье проведен анализ проблем, существующих в постинтернатной адаптации детей-сирот в условиях получения среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: дети-сироты, адаптация, социализация, социальные условия, образование, среднее специальное и высшее образование, интернат, воспитанники детских домов и интернатных учреждений.
SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT SOCIAL INSTITUTE FOR ADAPTATION OF CHILDREN ORPHANS TO THE SOCIAL CONDITIONS OF LIFE IN SOCIETY
Social adaptation of orphans is a multifactorial phenomenon. In addition to social disability, the most important problem is student disadaptation, which hinders the successful integration of orphans into modern society as a workforce. The article analyzes the problems existing in the post-internatal adaptation of orphans in the conditions of obtaining secondary vocational and higher education.
Key words: orphans, adaptation, socialization, social conditions, education, secondary special and higher education, boarding school, pupils of orphanages and boarding schools, conclusion of institutions.
Образование - особый институт в социализации общества. Приобретенные в Ьроцессе| обучения знания становятся основой будущей жизни индивида. Главной целью образования является обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества [7].
И.П. Смирнов выделяет такие функции отечественного профессионального образования как педагогическая, экономическая и воспитательная. Вместе с тем он подчеркивает, что для профессионального образования характерна еще одна функция - социальная, но если в зарубежных странах финансирование затрат на поддержание отдельных категорий граждан - таких как дети-сироты - осуществляется из других социальных статей государственного бюджета, то по традиции российской профессиональной школы бюджетные расходы на образование в отечественных профессиональных образовательных учреждениях включают и затраты на социальную поддержку [3].
Специфика положения детей-сирот в нашей стране обусловлена общественной и правовой традицией отношения к данной категории детей [2]. Согласно правовому статусу, дети-сироты до 18 лет находятся под опекой учреждения, в котором они пребывают. В возрасте 14-18 лет сироты переходят в иные социальные институты и организации, прежде всего в средние профессиональные и высшие образовательные учреждения.
Государство берет на себя ответственность за обеспечение детей-сирот профессиональным и высшим образованием. На сегодняшний день данную норму регулируют два нормативно-правовых акта: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4, 5].
Таким образом, по формальным признакам дети-сироты обладают рядом преимуществ и льгот при получении образования и профессии в сравнении со сверстниками. В свою очередь, важнейшими задачами образования, обучения и воспитания сирот являются их успешная социализация и адаптация к социальным условиям взрослой жизни в обществе.
Однако только 40% детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, относительно адаптированы к окружающим условиям жизни. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеет особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформирован-ность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию [1].
В числе наиболее существенных факторов сиротства в нашей стране можно назвать кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, что непосредственно отражается на детях, жестокое обращение с детьми в семьях и интернатных учреждениях, при снижении ответственности за их судьбу.
Специфические особенности личности детей-сирот обусловлены в первую очередь отсутствием семьи, нормальных семейных отношений. Это обстоятельство обусловливает весь характер развития данной категории детей. По мнению С.А. Беличевой, социально адаптированными можно считать выпускников детских домов, которые обладают следующими качествами [6]:
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям взрослых.
5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.
7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.
9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.
10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).
11. Отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
Период обучения в среднем профессиональном и высшем образовательном учреждении рассматривается как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни. Следовательно, задачей данного периода относительно этого контингента можно считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся-сирот в процессе их социализации в условиях обучения. Процесс обучения в образовательных учреждениях детей-сирот, воспитывавшихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие влияния на него институциональных особенностей интернатных учреждений в сочетании с психолого-педагогическими особенностями обучающихся.
Важнейший институт социализации личности - семья - у них, как правило, отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах [1].
Процесс профессионального обучения детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, адаптация к новым условиям и последующая их интеграция в общество протекают с большими трудностями. Ученые отмечают, что адаптация детей-сирот в стенах образовательного учреждения затруднена вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении, в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции - позиции сироты. Выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, нередко ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, становятся жертвами различного рода преступлений.
Дети-сироты не готовы к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таким образом, с одной стороны, система среднего профессионального и высшего образования для детей-сирот в нашей стране открыта, но, с другой стороны, вопросы организации социально-педагогического и психологического сопровождения воспитанников интернатных учреждений, достаточно хорошо освещенные в условиях общеобразовательной школы, в детских домах, остаются недостаточно разработанными при получении профессии, в том числе в условиях среднего профессионального и высшего образования.
Как уже было отмечено, период постинтернатной адаптации для детей-сирот наиболее сложен. Оставшись один на один с окружающим миром, выпускник попадет в ситуацию социальной и личностной неопределенности, которая требует от него новых форм поведения и презентации себя в обществе.
Теоретический анализ исследуемого вопроса показал, что при определении содержания адаптационного процесса детей-сирот необходим комплексный подход, учитывающий не только особенности социальной адаптации детей-сирот, но и организацию социально-педагогической деятельности
по их адаптации в образовательном учреждении в различных аспектах - бытовом, учебном, трудовом, социокультурном.
1. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007. - 176 с.
2. Байер, Е. Жизнеустройство детей-сирот / Е. Байер, С. Воробьев, О. Латышев // Социальная педагогика. -2006. - № 3. - С. 118-121.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Академия, 2006. - 440 с.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия Тульского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - № 3.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
УДК 370.15
Е.В. Коробкова, Л.З. Гостева
ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)
В статье на примере Амурского педагогического колледжа проанализирован опыт работы со слабослышащими студентами. Обозначены основные направления работы.
Ключевые слова: инвалид, инвалидность, ограничение возможностей здоровья (ОВЗ), слабослышащие, социально-педагогическая работа, приемы работы со слабослышащими.
Проблема социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивной системе образования как никогда прежде актуальна и востребована, поскольку барьеры разной степени выраженности - частичное или полное отсутствие слуховой информации для слабослышащих обучающихся. Важнейшей задачей педагогов, работающих в профессиональном инклюзивном образовании, является устранение препятствий по предоставлению информации и донесению ее до обучающего [4].
Проблемами социализации слабослышащих занималось значительное число исследователей -Т.Г. Богданова, У. Меркт, X. Данел Андерсон, H.A. Михаленкова, Ю.В. Саенко, Н.О. Ярошевич, H.H. Малофеев, Л.М. Шипицына и др.
Амурский педагогический колледж имеет богатый опыт социально-педагогической работы по сопровождению слабослышащих обучающихся, для чего сформирована необходимая материально-техническая база работы с ними.
В колледж студенты-инвалиды поступают на специальность «Декоративно-прикладное искусство», в рамках которой ведется подготовка художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Эта профессия предполагает через искусство научить студентов выражать свой