Научная статья на тему 'Проблемы детей-сирот - выпускников специализированных учреждений'

Проблемы детей-сирот - выпускников специализированных учреждений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
849
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТЫ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ / SOCIAL WORK WITH ORPHANS / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / SOCIAL ORPHANHOOD / ORPHAN CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баландина Полина Сергеевна, Романова Любовь Леонидовна

С каждым годом в России увеличивается число детей-сирот, причем у большей части таких детей есть хотя бы один из родителей, но по каким-либо причинам лишенный родительских прав. Такое явление называется «социальное сиротство». В данной статье сделана попытка рассмотреть понятие «дети-сироты» и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при окончании специализированных учреждений.Every year the number of orphans is increasing in Russia. Large proportion of these children have at least one of the parents, but for some reason deprived of parental rights. This phenomenon is called «social orphans». The article attempts to consider the concept of «orphans» and the main problems faced by this category of population whenleaving specialized institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баландина Полина Сергеевна, Романова Любовь Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы детей-сирот - выпускников специализированных учреждений»

УДК 364

П.С. Баландина, Л.Л. Романова

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ -ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

С каждым годом в России увеличивается число детей-сирот, причем у большей части таких детей есть хотя бы один из родителей, но по каким-либо причинам лишенный родительских прав. Такое явление называется «социальное сиротство». В данной статье сделана попытка рассмотреть понятие «дети-сироты» и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при окончании специализированных учреждений.

Ключевые слова: сироты, дети-сироты, социальная адаптация, социальная работа, социальная работа с детьми-сиротами, социальное сиротство.

PROBLEMS OF ORPHAN CHILDREN WHO LEAVE SPECIALIZED INSTITUTIONS

Every year the number of orphans is increasing in Russia. Large proportion of these children have at least one of the parents, but for some reason deprived of parental rights. This phenomenon is called «social orphans». The article attempts to consider the concept of «orphans» and the main problems faced by this category of population whenleaving specialized institutions.

Key words: orphans, orphan children, social adaptation, social work, social work with orphans, social orphanhood.

В современном мире проблема сиротства является одной из самых актуальных. Зафиксирован рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лица, которые относятся к данной категории населения, определены нормативно-правовыми актами, в частности Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К числу детей-сирот относятся «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, а также невыполнением родительских обязанностей по иным причинам» [1].

Несмотря на то, что в последние четыре года численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за год, уменьшается (таблица), их общее количество растет.

Численность детей-сирот, выявленных за год (по данным Министерства образования и науки РФ)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность 74724 68770 61621 58168

96

Вестник АмГУ

Выпуск 76, 2017

Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях проживают 71156 человек, 59355 человек устроены в семьи. Таким образом, большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, находится в социальных учреждениях. После выхода из этих учреждений они сталкиваются с рядом трудностей, рассмотренных в некоторых научных исследованиях (Л.В. Байбородова, И.В. Дубровина, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Г.В. Семья и др.). Прежде всего выделяют неготовность выпускников к самостоятельной жизни, неумение управлять ею, отсутствие значимых людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности в устройстве на работу или учебу, потерю взаимоотношений с родственниками и др.

Рассмотрим подробнее проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания социальных учреждений.

В части жилищных вопросов в большинстве случаев это связано с постановкой в очередь на получение жилья. У данной категории населения жилье либо отсутствует, либо они временно проживают в общежитии, либо проживание в жилье родственников невозможно, либо требуется расширение жилья. Кроме того, существуют проблемы, связанные с ликвидацией задолженности по оплате жилья, проблемы в оформлении субсидии [2].

В получении профессионального образования проблемы обусловлены несоответствием требований выбранной выпускником специализированного учреждения специальности состоянию здоровья либо разочарованием в выбранной специальности. В результате наблюдается отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий и, как следствие, отчисление из учреждения профессионального образования. По неофициальным данным некоторых вузов, из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисленных на обучение, количество отчисленных составляет около 20%.

В трудовой деятельности проблемы связаны с тем, что выпускники специализированных учреждений не мотивированны на работу. При наличии профессионального образования они выбирают не трудоустройство, а постановку на учет в Центре занятости населения для получения пособия по безработице. Так, в Амурской области пособие по безработице для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 31 тыс. рублей (официальная средняя заработная плата по региону). Эта сумма намного больше той, что они получали бы при трудоустройстве. У выпускников специализированных учреждений отмечаются неспособность соблюдать режим труда и отдыха, низкий уровень личной ответственности, завышенные требования к заработной плате. Зачастую лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо защищают свои личные и профессиональные интересы и не владеют информацией в сфере трудового права. У этой категории граждан отсутствуют навыки оформления документов, необходимых для получения выплат, пособий, льгот и т. п.

В создании и развитии внутрисемейных отношений у выпускников социальных учреждений можно выделить ряд проблем, вызванных тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выросшие в интернатных учреждениях, не имеют знаний и опыта проживания в семье, у них слабо сформирована ответственность за свою семью [3].

Этот спектр проблем порождает ряд последствий, среди них - вторичное сиротство, безработица, иждивенчество, преступность, самоубийства, алкоголизм, наркозависимость и т.д. Выходом из сложившейся ситуации является, на наш взгляд, постинтернатное сопровождение.

1. Ефименко, В.Н. Опыт постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 18-21.

2. Реан, А.А. Проблема социальной адаптации учащихся «группы риска» и детей-сирот // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 5. - С. 235-239.

3. Ишматова, А.Р. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - № 2. - С. 19-25.

УДК 659

А.В. Блохинская, О.А. Коркина

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА

Статья посвящена рассмотрению факторов мотивации как составляющих корпоративного имиджа. Определены основные критерии мотивации сотрудников «Почты России» на примере почтовых отделений г. Белогорска.

Ключевые слова: имидж, мотивация, корпоративная культура.

STAFF MOTIVATION AS A PART OF CORPORATE IMAGE

The article considers factors of staff motivation. The author regards them as components of the corporate image organization. We defined the main criteria for motivation of «Russian Post» employees in Belogorsk city.

Key words: image, motivation, corporate culture.

В современных условиях успех любой организации зависит от сферы ее деятельности, качества предоставляемых услуг, репутации. В условиях развитой информационной среды важно создать положительный и надежный имидж организации.

Важную роль в формировании имиджа в бизнес-среде играет позитивная внутренняя репутация, предполагающая заинтересованность сотрудников в работе организации. Чем ближе успехи организации работникам, тем выше их стремление помочь корпоративному делу [1, с. 137]. Немаловажное значение имеет и отношение персонала к конечным потребителям услуг, продукции, работ [2, с. 13].

Таким образом, формирование имиджа организации должно быть направлено не только на представителей внешней среды (партнеров, заказчиков, клиентов и т.д.), но и на представителей внутренней структуры организации.

Одним из важных факторов формирования корпоративной культуры организации является корпоративная система мотивации [3, с. 46]. Под мотивацией принято понимать «процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей» [цит. по 4, с. 58]. Мотивация может иметь как материальный, так и нематериальный характер. К нематериальным формам мотивации относят творчество, организационную культуру, моральные мотивы, свободное время, обучение, корпоративную культуру [там же].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.