Научная статья на тему 'Государственная поддержка детей-сирот в России на примере Калужской области. Конституционные координаты'

Государственная поддержка детей-сирот в России на примере Калужской области. Конституционные координаты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ЖИЛЬЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ORPHANS / HOUSING / CONSTITUTIONAL GUARANTEES / SOCIAL GUARANTEES / FAMILY INSTITUTION / SOCIAL ADAPTATION / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коротков Андрей Михайлович

Цель данного исследования обозначить важность Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., определить уровень поддержки детей-сирот в России в целом и в Калужской области в частности, а также выявить проблемы социализации детей-сирот в новых семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коротков Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of orphans in Russia on the example of the Kaluga region. Constitutional coordinates

The purpose of this study is to identify the importance of The United Nations Convention on the Rights of Child (1989), to determine the level of support for orphans in Russia in general and in the Kaluga region in particular, and to identify the problems of socialization of orphans in new families.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка детей-сирот в России на примере Калужской области. Конституционные координаты»

Государственная поддержка детей-сирот в России на примере Калужской области.

Конституционные координаты

State support of orphans in Russia on the example of the Kaluga region. Constitutional

coordinates

Короткое Андрей Михайлович

студент 2-го курса

Калужского института(филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

e-mail: andreicorotcov@gmail.com

Korotkov Andrey Michaylovich

2nd year student

of Kaluga Institute(branch) of All-Russian State University of Justice

e-mail: andreicorotcov@gmail. com

Аннотация.

Цель данного исследования обозначить важность Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., определить уровень поддержки детей-сирот в России в целом и в Калужской области в частности, а также выявить проблемы социализации детей-сирот в новых семьях.

Annotation.

The purpose of this study is to identify the importance of The United Nations Convention on the Rights of Child (1989), to determine the level of support for orphans in Russia in general and in the Kaluga region in particular, and to identify the problems of socialization of orphans in new families.

Ключевые слова: дети-сироты , жилье, конституционные гарантии, социальные гарантии, институт семьи, социальная адаптация, статистические данные.

Key words: orphans, housing, constitutional guarantees, social guarantees, family institution, social adaptation, statistical data.

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Конвенция определяет ребенка как человеческое существо не достигшего 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка. Основными принципами Конвенции являются не дискриминация, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребенка. Конвенция о защите прав ребенка была ратифицирована в СССР 13 июня 1990 года. В конвенции в частности затронуты права детей-сирот. Ч.1 ст. 20 гласит: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.» [1]. В данной статье предлагается рассмотреть способы реализации государственной поддержки детей-сирот в нашей стране на примере Калужской области.

Согласно данным Росстата, проблема сиротства в Калужской области находится на среднем по российским меркам уровне. Количество детей-сирот в области сейчас на уровне 1,5% от общего количества детей. Ежегодно в регионе наблюдается позитивная динамика по сокращению количества детей-сирот, что неизбежно приводит к значительному уменьшению количества детских домов. В Калужской области с начала двухтысячных годов число детских домов сократилось с 18 до двух. В области на данный момент действуют 18 учреждений по социальному обслуживанию детей-сирот, а также родителей которые попали в трудную

жизненную ситуацию. Каждое учреждение имеет свою территориальную зону социального обслуживания семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ч.1 ст.38 Конституции РФ гласит, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. [2] Также в ч.2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. «В настоящее время в теоретических исследованиях многих авторов обширно употребляются два понятия: «сирота» и «социальный сирота». Социальный сирота— это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Социальное сиротство — явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д...» [7]

В России действует развитая сеть детских домов, а государство заботиться о детях, которые так или иначе остались без попечения родителей. В Калужской области проблема детей-сирот уже не стоит так остро как прежде, но она также является важным элементом социальной политики области.

Право ребёнка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребёнка отдаёт предпочтение, прежде всего, семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приёмную семью. По состоянию на 1 января 2019 года в Калужской области численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стабильно сокращается и составляет на данный момент 2818 человек (без учета усыновленных детей), например, в 2017 году детей-сирот было 3006 человек. В формах семейного устройства воспитываются более 90% детей. По данному показателю Калужская область занимает лидирующие позиции среди регионов России и ЦФО. Однако все еще нуждаются в семейном устройстве 276 детей, которые на данный момент находятся в детских домах. Из них свыше 80% — это дети старше 10 лет, более 34% имеют инвалидность. На сегодняшний день в области 684 приёмных семьи воспитывают 1262 ребенка. За 20 лет в регионе создано 1110 приемных семей, в которых воспитываются около 2,5 тыс. детей. [10]

Также стоит отметить, что опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не должны быть лишены родительских прав и не иметь судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекуны обязаны проживать с подопечными, защищать их интересы, заботиться о содержании, уходе, лечении, обучении и воспитании. [6]

Процесс социальной адаптации ребенка к условиям приемной семьи подразделяется на несколько стадий: Первая стадия-это шоковое состояние ребенка возникающим в результате кардинального изменения условий его жизни, Которая обычно не превышает одной недели. Вторая стадия-это стадия социально-бытовой ориентации. На ней происходит ознакомление с бытовой обстановкой и расширение социальных связей ребенка. Длительность данной стадии обычно не превышает трех месяцев. Третья стадия — Формирование ролевых установок, усвоение ролей и социальных статусов. В процессе этой стадии происходит осознание собственной позиции ребенка в новой семье, определение для себя стиля поведения с «новой» мамой, ролевой позиции в диаде «мать—ребенок». На этой стадии ребенок усваивает основные нормы поведения в обществе. [9]

Сейчас будущие родители в обязательном порядке проходят специальное обучение в школе приемного родителя, где помимо знакомства с законодательством в области усыновления уделяется большое внимание основам психологической интеграции ребенка в новую семью. Однако даже и эта мера не гарантирует, что

ребёнок сможет успешно интегрироваться в новую семью и его приемные родители не откажутся от него, осознав, что они взяли на себя непосильное бремя. [8]

В регионе работают Центры Социальной Помощи семьи и детям, в том числе беременным женщинам и молодым матерям. Некоторые из них функционируют на базе бывших детских домов. За последние восемь лет уменьшилось количество отказов от новорожденных, снизилось количество безнадзорных детей и количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. В Калужской области выстроена государственная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, как кровной семьи, так и семей замещающих. За пять лет общий объём средств областного и федерального бюджетов, направляемых семьям с детьми, вырос на 38% и составил 1,79 млрд рублей (в 2017 году). Каждый год индексируются размеры выплат приемным родителям. Таким образом в Калужской области уделяется внимание не только воспитанием детей в детских домах, а также направляются усилия для того чтобы дети воспитывались в более приемлемой им социальной среде, то есть в семьях. Также помимо федеральных пособий (например, единовременная выплата при рождении ребенка, материнский капитал, ежемесячная выплата в связи с рождением или усыновлением ребенка и др.) существует и региональная поддержка института семьи, которая играет важную роль в укреплении материнства, в существенном улучшении положения детей (в том числе приемных), и это имеет особую важность именно для малообеспеченных семей. Существуют областные пособия для малообеспеченных семей, для многодетных малообеспеченных семей, областной материнский капитал и другие виды пособий. Все эти и иные государственные меры помогают предотвратить обострения проблемы детей-сирот как таковую, так как ощущая поддержку государства, все меньше матерей дают своих детей в детские дома, а те дети которые из детских домов оказались в приемных семьях являются более защищенными. Несмотря на все эти меры все еще значительное количество родителей отказываются от своих приемных детей, что порождает так называемое «повторное сиротство». Ежегодно это число составляет около 30% от общего количества детей, принятых в семьи.

Не секрет, что после окончания пребывания в детских домах еще вчерашние дети сталкиваются со множеством проблем, главная из которых является поиск нового место жительства. Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",[3] а также Закону Калужской области «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение (с изменениями на 27 июня 2019 года)»[4] на получение в собственность жилья имеют право дети-сироты , которые не являются собственниками или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, государством гарантируется конституционное право на жилище для детей сирот, которые не имеют собственного жилья.

В настоящее время в Калужской области нуждаются в обеспечении жильем около 1500 сирот, тогда как годом ранее в жилье нуждались свыше 1300 сирот. Нередко бывшим детдомовцам для получения жилого помещения приходится обращаться в суд. Но все же радует тот факт, что если сиротам и не предоставляется жилье, то им государство ежемесячно начисляет компенсацию в размере 11 тыс. 500 рублей на оплату аренды жилья до фактического обеспечения их собственным жильем.

Также, очень важным моментом является то, что помимо проблемы количества существует и проблема с качеством предоставленного жилья. Это связано с тем, что государство, для строительства жилья, прибегает к содействию частных застройщиков. Последние, зная, что жилье достанется детям-сиротам, не всегда соблюдают правила строительства и экономят на расходных материалах. Частые драки, злоупотребления алкогольными

напитками, к сожалению не редкость в подобных домах. В результате не происходит должной социализации и адаптации молодых людей, которые начали самостоятельную жизнь после интернатов. Такие «сиротские анклавы» вызывают опасения не только некоторых жильцов данных домов, но и у граждан, проживающих по соседству.

В целях решения этих двух главных проблем- проблема качества жилья и проблема неблагополучной среды, царящей в этих домах, в 2018 году были приняты поправки в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно новым правилам общее количество жилых помещений для детей-сирот в многоквартирном доме не может превышать 25%. В связи с ограничением на количество жилых помещений, приобретаемых в одном доме для нужд сирот, будет стимулироваться повышение качества строящегося жилья, так как оставшиеся 75% компания-застройщик будет вынуждена продать на рынке. Таким образом вновь принятые поправки не только улучшат само качество выполнения строительных работ, но а также создадут условия для более удобной планировки квартир со стороны застройщика. Эта законодательная инициатива выглядит логичным способом разрешить проблему асоциальных групп населения в многоквартирных домах и имеет своей целью снизить ту социальную напряженность, которая существует на данный момент. Изменения на федеральном уровне затронули и региональное законодательство в данной сфере.

Следует отметить, что помимо вышеуказанных проблем, в детских домах области встречаются проблемы с питанием и медицинским обслуживанием. В ходе прокурорских проверок выяснялось, что далеко не все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, своевременно проходят медосмотры. К примеру, имеют место многочисленные факты нарушения законодательства об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Это, безусловно, может в дальнейшем серьезно сказаться на здоровье детей-сирот. Кроме того, были выявлены отдельные нарушения по задержки выплат и назначению ряда пособий родителям из малоимущих семей, а в некоторых случаях данные пособия назначались незаконно.

Постинтернатный период является, пожалуй, самый сложный для детей сирот. После выхода из детского дома выпускникам приходится начинать собственную жизнь, требующую большой ответственности, организованности, самостоятельности. Однако стартовые позиции выпускников детских сиротских - -учреждений, как правило, характеризуется растерянностью молодых людей перед самостоятельной жизнью -при отсутствии близких, заинтересованных в их судьбе. [5] Поэтому несмотря на поддержку государства, во многом детям сиротам приходится опираться на собственные силы, а социальные гарантии государства на практике не всегда реализуются в должном объеме.

Список используемой литературы:

1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)/Российская Газета-№7.-21.07.2014.

3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ-

4. Закон Калужской области от 25 октября 2012 года N 338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение» (с изменениями на 27 июня 2019 года).

5. Абельбейсов В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы/ В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. -- 2010. -- № 9. - С.142.

6. Бирюкова С.С. Сиротство в России: основные тенденции и приоритеты государственной политики/С.С. Бирюкова, М.А. Варламова, О.В. Синявская//SPERO. - 2013. - № 18. - с. 64.

7. Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Народное образование. 2011. № 7. С. 25.

8. Трубникова Н. А. К вопросу о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Тверского гос. ун-та. - 2009. - N 15. - С. 107-117.

9. Соломатина Г. Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопр. психологии. - 2008. - N 6. - С. 76-82.

10. Официальный сайт Уполномоченного по правам Ребенка в Калужской области: сайт. - Режим доступа: https://admoblkaluga.ru/sub/ombudsman child/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.