Научная статья на тему 'Проблемы российского законодательства в сфере правового регулирования маргинального поведения сирот, оставшихся без попечения родителей'

Проблемы российского законодательства в сфере правового регулирования маргинального поведения сирот, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИРОТА / БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ORPHAN / STREET CHILDREN / LEGISLATION / SOCIAL ORPHANHOOD / MARGINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллин Ильнур Ирекович, Степаненко Равия Фаритовна

Статья раскрывает основные проблемы и пробелы в Российском законодательстве, касающиеся самых незащищенных и необеспеченных граждан, а именно сирот, беспризорных, безнадзорных, детей лишенных отцовства и материнства и предлагает некоторые меры по предотвращению маргинализма в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE RUSSIAN LEGISLATION IN SPHERE OF LEGAL REGULATION OF MARGINAL BEHAVIOUR OF ORPHANS, WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Article opens the main problems and gaps in the Russian legislation, concerning the most unprotected and poor citizens, namely orphans, homeless, neglected, children of the deprived paternity and motherhood and offers some measures for marginalizm prevention in our country.

Текст научной работы на тему «Проблемы российского законодательства в сфере правового регулирования маргинального поведения сирот, оставшихся без попечения родителей»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

www.apriori-journal.ru

УДК 340

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Абдуллин Ильнур Ирекович

аспирант abd16rus@mail. ru

Степаненко Равия Фаритовна

канд. юр. наук Университет управления «ТИСБИ», Казань StepanenkoRF@yandex. ru

Аннотация. Статья раскрывает основные проблемы и пробелы в Российском законодательстве, касающиеся самых незащищенных и необеспеченных граждан, а именно сирот, беспризорных, безнадзорных, детей лишенных отцовства и материнства и предлагает некоторые меры по предотвращению маргинализма в нашей стране.

Ключевые слова: сирота; беспризорные дети; законодательство; социальное сиротство; маргинальность.

PROBLEMS OF THE RUSSIAN LEGISLATION IN SPHERE OF LEGAL REGULATION OF MARGINAL BEHAVIOUR OF ORPHANS,

wITHOUT PARENTAL SUPPORT

Abdullin Ilnur Irekovich

Post-graduate student

Stepanenko Ravya Faritovna

Candidate of jurisprudence University of management of «TISBI», Kazan

Abstract. Article opens the main problems and gaps in the Russian legislation, concerning the most unprotected and poor citizens, namely orphans, homeless, neglected, children of the deprived paternity and motherhood and offers some measures for marginalizm prevention in our country.

Key words: orphan; street children; legislation; social orphanhood; marginality.

№ 1. 2013

Статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей, усиливает актуальность проблемы беспризорности и социального сиротства. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Поскольку социальные сироты и беспризорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Зачастую данная часть населения отличается маргинальным поведением, которое характеризуется индифферентным, нигилистическим, а в крайних формах - агрессивным отношением к правовым предписаниям [13].

Итак, основными причинами детского неблагополучия являются рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. Семьи ведут аморальный, паразитический образ жизни, зачастую принуждая детей к воровству, попрошайничеству, проституции и т.д.

Детская беспризорность - это отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать и экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как отсутствие постоянного места жительства (бездомность); разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями; отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских учреждений); незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной и правовой политики. Эффективность последней возможна при условии систематической, планомерной деятельности судебной системы, государственных, муниципальных, правоохранительных органов и общественных объединений [11].

Для Российской Федерации проблема защиты прав ребёнка имеет особую актуальность. С каждым годом растёт число безнадзорных и бес-

призорных подростков. Однако ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Различные источники показывают, что на данный момент в России насчитывается от 2 до 5 миллионов беспризорных детей, более 700 тысяч сирот, около 2 миллионов неграмотных подростков старше 11 лет, а также около 4 миллионов малолетних наркоманов. Эти цифры совершили рекордный скачок за последние 15 лет [2]. В Республике Татарстане насчитывается 10215 сирот при живых родителях, плюс 2129 круглых сирот, более 3 тысяч беспризорных [8].

Маргинальные социальные группы отличаются стойким правовым нигилизмом, сформировавшимся у них в силу отчужденности от основных общественных групп социума, недостатка внимания со стороны государства к проблемам таких групп, низкому уровню социальной защищенности и сложности использования правового механизма защиты их прав и интересов, предусмотренного законодательством.

Такое явление, как маргинальность, несомненно, служит одной из причин преступности. Сироты лишены должного воспитания, у них отсутствуют определенные моральные ценности к жизни, к культуре, к восприятию, они в меньшей степени защищены в правовом отношении, чем другие, и чаще становятся жертвой преступления или самим преступником.

Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Нельзя не заметить, что идет активнейший процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, в вымогательство, в проституцию.

Характерная особенность последних лет - изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону совершения корыстных, а также насильственных преступных деяний. Наиболее распространенным преступлением остаются кражи. На втором месте по распространенности среди несовершеннолетних стоит такое тяжкое преступление против собственности как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков [10].

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается, прежде всего, как объект контроля и управления на общегосударственном уровне.

Полное решение этой проблемы связано с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, однако, это очень длительный процесс. Для решения проблемы маргинальности необходимо целенаправленное управленческое воздействие на различные группы факторов, детерминирующих это явление, и на конкретных, локальных уровнях.

Очень часто нарушаются права несовершеннолетних у нас в стране. Общество озабочено, прежде всего, тем, чтобы защитить себя от малолетних правонарушителей. Куда меньше сил и внимания тратится на то, чтобы уберечь детей от преступного мира и вернут оступившихся к нормальной жизни. Проблема беспризорных не может быть решена только путем «отлова» беспризорных на городских улицах, в опоре на полицию, необходимо направить силы на устранение непосредственных причин, порождающих массовую беспризорность и безнадзорность.

Существующее законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим. Эффективная борьба с подобными явлениями затруднена по следующим причинам:

1) в российском законодательстве отсутствует уголовная ответственность за сводничество и сутенерство;

2) в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними;

3) уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников. Конституция РФ закрепляет приоритет интересов и благосостояния

детей во всех сферах жизнедеятельности государства [5]. Однако, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. При этом конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения, понятие более широкое по сравнению со статусом просто личности или просто несовершеннолетнего.

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые

государством» [4]. Но, к сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это право в полном объеме не реализуется. Нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь [1]. Однако необходимо признать, что государство озабочено данной проблемой и стремится к сокращению количества детских домов, интернатов и тем самым на законодательном уровне пытается создать все благоприятные условия для упрощения системы усыновления. Правительство РФ внесло изменения в некоторые акты, касающиеся порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. В частности, Постановление от 14 февраля 2013 г. № 118 устанавливает обязанность органа опеки и попечительства информировать граждан о возможности усыновить ребенка, порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены, а также осуществлять прием граждан, желающих усыновить ребенка. Одновременно закрепляется право граждан, получивших заключение о возможности быть опекуном, на получение подробной информации о ребенке и сведений о наличии у него родственников. Из перечня обязательных документов, представляемых гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, исключаются справки о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Также увеличивается срок действия медицинского заключения или иного документа о состоянии здоровья граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свои семьи, с трех до шести месяцев [9]. На наш взгляд, внесенные меры по упрощению порядка устройства детей сирот действительно благотворно скажутся на их судьбах, поскольку у них появляются больше шансов обрести свои семьи. Особенно важным моментом считаем возложение дополнительных обязанностей органов опеки и попечительства по информированию граждан по вопросам усыновления, поскольку будет значительный рост осведомленности потенциальных родителей.

Также необходимо отметить, что с начала 2013 года, государство уже предприняло и запланировало большое количество поправок, до-

полнений, нововведений по вопросам детей-сирот. На это конечно повлияли ряд скорбных событий связанных с гибелью сирот, усыновленные американскими родителями. Это гибель в США Димы Яковлева и Максима Кузьмина, усыновленных в Псковской области. Эти две страшные трагедии подвигли государство к принятию нового закона, так в конце 2012 года в России в Госдуму был внесён законопроект № 186614-6, одна из поправок к которому запрещает гражданам США усыновлять российских детей. На конец 2012 года законопроект прошёл три чтения в российской Думе, во время которых принят большинством голосов.

Известный педиатр и хирург, президент Национальной медицинской палаты России Леонид Рошаль предложил установить в Москве «народный памятник Диме Яковлеву». По его словам, погибший несколько лет назад ребёнок «спасает у нас безродительских детей» [7]. Также очень важным моментом по сокращению количества детей-сирот является и согласование правительством РФ законопроект о единовременной выплате усыновителям сирот 100 тыс. руб.

Данный законопроект будет распространятся на три категории усыновителей. Прежде всего, подразумеваются родители, принявшие решение усыновить ребенка-инвалида. Затем, родители, усыновившие детей-сирот, являющихся братьями и сестрами, третью категорию составляют дети в возрасте 7 лет и старше. Ожидается, что законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму в первом полугодии 2013 года. На наш взгляд, данная мера поддержки государством является необходимой, поскольку такой категории детей нужны дополнительные финансовые затраты на их воспитание, которые безусловно облегчат положение потенциальных родителей. Однако, приняв данный законопроект, найдутся и такие недобросовестные родители, которых будет интересовать лишь материальная сторона, личная выгода, а не радость от появившегося ребенка. Также планируется повышение увеличение ежемесячного пособия. Безусловно, предложенные государством поддержки семьям, усыновившим ребенка, позволят обрести детям новые семьи и благотворно скажутся на сокращении количества детей-сирот.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ [1б]. Однако также

необходимо внести изменения и дополнения в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью.

Семейное право России сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22 июня 2007 г. (ФЗ № 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа [3]. В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми [14]. До сих пор правоприменение ст. 72 Семейного кодекса РФ «Восстановление в родительских правах» является редким явлением. Статья гласит, что «родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка» [12]. В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. Это препятствует реабилитации биологической семьи - естественной среды социализации ребенка.

На сегодняшний день на решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу прежде всего относятся: Семейный кодекс РФ (№ 223-ФЗ); Президентская программа «Дети России» и ее Федеральная целевая программа «Дети-сироты»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-

дителей»; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», утвердившее Положение о приемной семье, и другие. Вопрос состоит в том, что гарантии по решению проблем социального сиротства не обеспечены пока должным образом ни одним из вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе «Дети России» на 2007-2010 гг.

Также большой заслугой государства будет рассмотрение в ближайшее время нового законопроекта № 229201-6, устанавливающий порядок квотирования для приема на временное трудоустройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших совершеннолетия лиц из числа детей-сирот. Законопроект предлагает установление квот для трудоустройства детей сирот не достигших 18 лет в размере 1 процента к среднесписочной численности работников, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 1 и не более 2 процентов). Одновременно документом предусмотрены штрафные санкции за нарушения работодателями прав лиц вышеуказанной категории в размере 10 000 рублей. Данный законопроект будет являться гарантией защиты трудовых прав для детей-сирот. Проблема трудоустройства является особенно актуальной на сегодня, ведь чем больше детей-сирот, беспризорников будут задействованы в труде, тем меньше у них будет возможностей для совершения различного рода преступности, беззакония и маргинальности.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день государство уделяет большое внимание на жизнеобеспечение детей-сирот, направляя дополнительное стимулирование для их усыновления, улучшение гарантий на жилищные условия, на защиту трудовых прав, на сокращение количества беспризорных, од-

нако необходимо установить и постоянный контроль за соблюдением данных гарантий.

Современное российское законодательство по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.

В России не сформирована полноценная система социальной защиты и помощи семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, не созданы достаточные условия для стабилизации ситуации в семье, мобилизации внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей. Не сформированы службы сопровождения семьи при органах опеки и попечительства, направленные на предотвращение вторичного сиротства, отказа от усыновленных и опекаемых детей, слабо функционируют службы, на которые были бы возложены обязанности по отбору, обследованию, обучению кандидатов на любую из форм устройства детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение. В стране не действуют при органах социальной защиты службы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, с целью активной социализации и привития им навыков самостоятельной жизни. Многие детские учреждения не дополучают положенного по бюджету финансирования. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы [6].

Обществу в современных условиях следует обратить более пристальное внимание на несовершеннолетних, так как они в силу возрастных особенностей, неопытности, доверчивости, наивности рискуют быть вовлечёнными в преступную деятельность. На сегодняшний день первостепенной задачей правоохранительных органов, всего государства в целом должна быть охрана нашего подрастающего поколения от попадания в криминогенную и преступную среду путем минимизации причин, ведущих к их маргинализации.

1. Балкин Ж.К. Как мы боремся с беспризорностью // Итоги. 2001. № 6.

2. В России - «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков (СТАТИСТИКА). URL:http://www.newsru.com/ гив81а/ 01]ип2005/депега^оп.1^т1

3. Кодекс РФ об административных

правонарушениях. Статья 5.35. М.,

2008. С. 44.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. между-нар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.

5. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

6. Лазаренко А.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. 2007. № 7. С. 143-149.

7. Новикова А. Леонид Рошаль поддержал «закон Димы Яковлева» // Комсомольская правда. 2012. 29 декабря.

8. Новости региона. В Татарстане растет число социальных сирот. URL:http://www. gosnadzorkazan.ru/news/ ?Ю=4899

9. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи». URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/4 56939/

10. Проблема несовершеннолетних преступников. Статистика преступлений, совершенных малолетними преступниками // Преображение в темнице. 200б. № 3 (03).

11. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. С. 1 б6.

12. Семейный кодекс РФ. Статья 72. М., 2008. С. 30.

13. Степаненко Р.Ф. Генезис общеправовой теории маргинальности: монография. Казань, 20Ї2. 268 с.

14. Уголовный кодекс РФ. Статья 1б6. М., 2010.

15. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. б августа.

Впервые данная статья была опубликована в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития»

(18 июня 2013 г., Краснодар).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.