Научная статья на тему 'Некоторые вопросы законодательства Украины в области опеки и попечительства над детьми'

Некоторые вопросы законодательства Украины в области опеки и попечительства над детьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
467
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы законодательства Украины в области опеки и попечительства над детьми»

2009'1 НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

деятельность государства по ликвидации (или по крайней мере нейтрализации) всей совокупности выделенных факторов. Однако нельзя не признать, что повышение эффективности борьбы с рецидивной преступностью среди лиц, отбывших уголовное наказание, в значительной мере зависит от степени правовой урегулированности вопросов оказания им необходимой помощи в

бытовом и трудовом устройстве, а также от готовности и желания работников соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления оказать такую помощь. Нельзя также забывать и о необходимости своевременного выявления лиц указанной категории и взятия их на учет в целях проведения необходимых мер индивидуального профилактического характера.

Литература

1. См., напр.: Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - М., 1995. - С.221-

222; Морозов, А. Ю. Рецидив преступлений и рецидивная преступность женщин / А. Ю. Морозов. - Ставрополь, 2000. - С.23.

2. См., напр.: Попов, В. И. Рецидив и организованная преступность / В. И. Попов. - М., 1998.

- С.89-90.

3. См.: Воссоздать систему предупреждения преступлений // Законность. 1999. № 3. -С.5.

4. См.: Поляков, А. Существует ли административный надзор? / А. Поляков // Законность.

1999. № 8. - С. 30.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ

Т.А. ТЕЛЬНАЯ,

(Кировоградский юридический институт ХНУВД )

Законодательство Украины и соответствующие государственные программы декларируют широкие гарантии развития детей и защиты их прав, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Украине численность этой категории детей насчитывается свыше ста тысяч [1, с. 43-44]. Следует отметить, что это число лишь приблизительно показывает реальную картину, поскольку беспризорные дети, дети-нищие не учтены в этой цифре. Сегодня, как в Украине, так и в других странах Европы, наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей, которые лишены родительской опеки и заботы. Приходится констатировать распространение таких отрицательных явлений и процессов в области детства, как: беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство. Особенно беспокоят такие негативные факторы в детской среде как: употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, проституция, детская преступность. Эти вопросы на сегодня являются актуальными, острыми и такими, которые нуждаются в скорейшем решении.

Многими странами мира наработан много-

вековой опыт борьбы с сиротством, изучены новые прогрессивные взгляды на защиту прав детей, разработаны законодательные акты в этой области. Изучение международного опыта при сохранении своих особенностей, приведение законодательства каждой страны в соответствие с международными стандартами смогут привести к положительным изменениям.

Анализу отдельных аспектов данной проблемы посвящены работы таких ученых как: Я.Р. Веберс, Н.М. Ершова, О.М. Нечаева, А.И. Пергамент, З.В. Ромовская, Л.С. Воли-нець, К.Б. Левченко, В.С. Гопанчук, В.С. Яковенко и т.д.

Формирование широкой законодательной и нормативно-правовой базы по защите прав ребенка начинается в Украине с 1991 года. В этом году Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка и тем самым определила правовые стандарты в области защиты прав детей, признала приоритет их интересов в обществе и необходимость особой заботы о социально-незащищенных детях, в частности, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Воплощение в жизнь этого документа требовало

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2009'1

ПРАКТИКА.

от Украинского государства безотлагательных действий, направленных на приоритетное эффективное решение проблем детства. Центральные органы законодательной и исполнительной власти ускорили работу над тем, чтобы усовершенствовать и расширить правовую базу относительно обеспечения защиты прав детей. За годы независимости в Украине разработан и принят ряд важных законодательных документов, которые определяют основы государственной политики относительно охраны детства и регулируют опеку над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В первую очередь это Конституция Украины, Законы Украины «Об охране детства», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О государственной помощи семьям с детьми», «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», «О предупреждении насилия в семье» и т.п.

Согласно ч. 3 ст. 52 Конституции Украины государство обеспечивает гарантии государственного содержания и воспитания детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения.

Закон Украины «Об охране детства», который основан на положениях Конституции Украины и Конвенции ООН о правах ребенка, определяет охрану детства стратегическим общенациональным приоритетом, устанавливает основы государственной политики в этой области и гарантирует равенство прав и свобод детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного состояния, здоровья или любых других обстоятельств.

Правовые, организационные, социальные основы и гарантии государственной поддержки детей, которые остались без родительской опеки, определяются Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот законодательный акт очертил основные аспекты государственного регулирования в области опеки, закрепил полномочия и функции органов опеки и попечительства, механизм поэтапного контроля за ребенком, процедуры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.

Статья 4 указанного выше Закона вводит понятие минимальных социальных стандар-

тов. Это, с точки зрения Левченко К.Б. и Трубавиной И.М., «...дает возможность законодательно установить нормы потребления и обеспечения на гарантированном реальном уровне, одинаковые для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от формы их устройства» [2, с. 104].

Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрывает один из важнейших принципов обеспечения государством приоритета семейного воспитания ребенка, который отвечает части 3 статьи 5 Семейного кодекса Украины и содержанию статей 2 и 9 Конвенции ООН о правах ребенка. Так, в статье 6 Закона указано, что «в условиях потери ребенком родительской заботы соответствующий орган опеки и попечительства принимает исчерпывающие меры относительно устройства ребенка в семьи граждан Украины - на усыновление, под опеку или попечительство, в приемные семьи, детские дома семейного типа. Устройство ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не лишает органы опеки и попечительства обязанности продолжать деятельность относительно реализации его права на семейное воспитание»[3, с. 22-33].

На развитие семейных форм опеки направлены: Указ Президента Украины «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей» (от 11 июля 2005 г. № 1086/2005); Закон Украины «Об Общегосударственной программе «Национальный план действий относительно реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года» (от 5 марта 2009 г.); Постановления Кабинета Министров Украины «Об образовании Государственного департамента по усыновлению и защите прав ребенка» (от 25 марта 2006 г. № 367), «Об утверждении Государственной программы преодоления детской беспризорности и безнадзорности на 2006-2010 гг.» (от 11 мая 2006 г. № 623); «О вопросах деятельности органов опеки и попечительства, связанные с защитой прав ребенка» (от 24 сентября 2008 г. № 866), «Об утверждении Порядка проведения деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей» (от 8 октября 2008 г. № 905); распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции Государственной программы реформирования системы учреждений для детей-сирот и

НАУКА.ТЕОРИя. ПРАКТИКА.

детей, оставшихся без попечения родителей» (от 11 мая 2006 г. № 263) и т.п.

Приоритетность семейной опеки не предусматривает отказа от государственных учреждений для этой категории детей [4, с.22]. Указанным выше Законом урегулированы вопросы создания и функционирования учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения независимо от их подчинения. Законодателем определена потребность реформирования устоявшейся интернатной системы воспитания детей. Так, статьей 18 установлена предельная численность воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может превышать 50 человек.

Следует отметить важность включения статей 13 и 14 в Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми предусмотрено создание банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей и семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей. Целью законодателя было усовершенствование социальной защиты этой категории детей, реализации их права на здоровое развитие и семейное воспитание, повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, усовершенствование статистического учета. Единая статистическая база даст возможность упростить процедуру индивидуального подбора определенной формы опеки и опекунов для ребенка, сделать этот процесс менее тяжелым психологически.

Впервые Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено осуществление социального сопровождения и поддержки семьи, которая берет на воспитание ребенка. В статье 15 этого Закона обозначены основные задачи социального сопровождения, а именно: содействие адаптации ребенка в новой семье, создание положительного психологического климата, полноценного развития ребенка с учетом индивидуальных потребностей, обеспечение оптимальных условий жизни и защиты его прав. Социальное сопровождение осуществляется относительно детей, которые находятся на воспитании в семьях опекунов, попечителей, приемных семьях,

детских домах семейного типа. Социальная поддержка может предоставляться усыновленному ребенку и семье усыновителя, если такая деятельность не нарушает тайны усыновления и осуществляется по согласию или по просьбе усыновителя или ребенка [5, С. 22-33].

Порядок осуществления опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей регулируется Семейным и Гражданским кодексами Украины. Семейный кодекс Украины содержит положения относительно оформления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, Гражданский кодекс определяет эти понятия шире, учитывая потребность защиты прав этой категории детей.

Сегодня не вызывает сомнения, что наилучшей средой для развития ребенка есть семья. Семейный кодекс Украины направлен прежде всего на утверждение и укрепление семьи как социального института. На законодательном уровне дано определение понятий «семья» и «ребенок», чего не имел раньше ни один из предыдущих кодексов. Семья признана основной ячейкой общества, наилучшим условием для воспитания и развития детей. Правовой статус ребенка имеет лицо по достижении им совершеннолетия. В свою очередь, ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним, а в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - несовершеннолетним [6, с.4].

Обязанности родителей относительно воспитания и развития ребенка закреплены статьей 150 Семейного кодекса Украины, согласно которой родители обязуются уважать ребенка, воспитывать его, проявлять заботу о здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обеспечить получение им полного общего среднего образования. В части 7 этой статьи отмечается относительно новая юридическая норма, а именно, запрет физического и других видов наказаний ребенка, которые унижают его человеческое достоинство.

Как крайнее средство семейно-правового характера, Семейным кодексом Украины установлен порядок и основания лишения родительских прав родителей, которые не обеспечивают надлежащее воспитание своих детей.

С лишением родительских прав прекращаются семейные правоотношения между родителями и ребенком. Лицо, лишенное родительских прав, теряет личные неиму-

НАУКА.ТЕОРИя.

2009'1

ПРАКТИКА.

щественные права относительно ребенка, освобождается от обязанностей относительно его воспитания, но не освобождается от обязанностей относительно содержания ребенка. Учитывая интересы ребенка, законодатель предусмотрел право лица, которое лишено родительского права, на свидание с ребенком. Статья 168 Семейного кодекса Украины предусматривает, что мать, отец, лишенные родительских прав, имеют право на обращение в суд с заявлением о предоставлении им права на свидание с ребенком. Суд может разрешить разовые, периодические свидания, если это не нанесет ущерб жизни, здоровью и моральному воспитанию ребенка, при условии присутствия другого лица. Исходя из приоритетности семейного воспитания, а также того, что родительская забота является необходимым условием для формирования личности ребенка, его психологических особенностей, духовного развития и учитывая осознание лицом, лишенным родительских прав, своего поведения, законом предусмотрена возможность возобновления родительских прав.

Следует отметить, что ребенок имеет право быть выслушанным родителями, другими членами семьи, должностными лицами по вопросам, которые касаются его лично, а также вопросов семьи. Ребенок, который может высказать свою точку зрения, должен быть выслушан при решении спора относительно его воспитания, управления его имуществом, о лишении родительских прав и возобновлении родительских прав. Вместе с этим, суд имеет право вынести решение вопреки желанию ребенка, если этого требуют его интересы [6].

Раздел IV Семейного кодекса Украины устанавливает порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установление над ними различных форм опеки. Важным является принятие в 2006 году Закона Украины «О внесении изменений в Семейный кодекс Украины», который согласно с Законами Украины «Об охране детства», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», значительно расширил статью 20, четко определив основные формы патронирования: детский дом семейного типа и приемная семья.

Охрана прав и законных интересов ребенка осуществляется также правовыми средствами, которые регулируются Кодексом Украины об административных

правонарушениях. Указанный выше Кодекс устанавливает ответственность за невыполнение родителями или лицами, которые их заменяют, обязанностей относительно воспитания детей. Так, ст. 184 устанавливает административную ответственность за уклонение родителей или лиц, которые их заменяют, от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей относительно обеспечения необходимых условий жизни, обучения и воспитания детей, ст. 180 - за доведение ребенка до состояния опьянения родителями, лицами, которые их заменяют или другими лицами. Ст. 1842 этого Кодекса устанавливает ответственность должностных лиц за нарушение порядка или сроков предоставления информации о детях-сиротах и детях, которые остались без опеки (попечительства) родителей.

Существенно расширяет сферу защиты прав детей от разных преступных посягательств Уголовный кодекс Украины. К перечню действий, которые согласно указанному выше Кодексу квалифицируются как преступления против несовершеннолетних, относят: втягивание несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 304); принуждение или втягивание несовершеннолетнего в занятие проституцией (ч. 3 ст. 303); создание мест разврата и сводничество, содеянное с привлечением несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 302); незаконное производство, изготовление, приобретение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, содеянные с привлечением малолетних (ч. 3 ст. 307); побуждение несовершеннолетних к применению допинга (ст. 323); склонение несовершеннолетних к употреблению одурманивающих средств (ст. 324); организация или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с привлечением несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 317). Перечень уголовно-правовых норм, которые защищают жизнь, здоровье, честь и достоинство ребенка значительно шире, если рассматривать статьи Уголовного кодекса Украины относительно совершения преступлений против личности. Санкции этих статей, в части совершения преступлений против несовершеннолетних, носят более строгий характер.

Несмотря на создание широкой законодательной базы по защите прав детей, сегодня в Украине еще остается ряд проблем, кото-

НАУКА.ТЕОРИя. ПРАКТИКА.

рые необходимо решить на законодательном уровне. Остается неопределенной интерпретация полномочий субъектов в сфере защиты прав детей, лишенных родительской заботы в связи с неопределенностью и юридической размытостью понятия «органы опеки и попечительства». Это предполагает отсутствие на местах сотрудничества отделов райгосадминистраций относительно решения судьбы конкретного ребенка. Работу органов опеки и попечительства отдельных территориально-административных единиц выполняют опекунские советы, которые являются общественными формированиями и не могут в полной мере нести ответственность за результаты и эффективность своей деятельности [7, с. 36].

Согласно ч.2 ст. 209 Семейного кодекса Украины, усыновление детей, которые были оставлены в родильных домах, других заведениях здравоохранения, были подброшены или найдены, возможно лишь через два месяца после их рождения или с того времени, когда они были найдены. Это предусматривает помещение таких детей на определенное время в государственные учреждения: больницы, приюты, дома ребенка. Фактически законодательно закреплена возможность пребывания ребенка в ряде детских учреждений и домов, что способствует увеличению срока пребывания вне семьи. При этом не учитывается травмирование психики ребенка такими перемещениями, а также приводит к задержке его развития и нарушает право на воспитание в семье [8, с. 55].

Статья 226 Семейного кодекса Украины определяет, что усыновленный ребенок имеет право после 14 лет получить информацию относительно своего усыновления. Противоречие в том, что не определен механизм реализации этого права ребенка: он может не догадываться, что усыновители не являются его биологическими родителями. Одновременно усыновитель, согласно статье 227 этого кодекса, имеет право скрывать факт усыновления и требовать запрета разглашения этой информации. Эти два положения противоречат друг другу и нуждаются в согласовании между собой. Исходя из этого, законодатель фактически закрепил приоритет интересов взрослого над интересами и правом ребенка.

Национальному усыновлению подлежат также дети, которые воспитываются в приемных семьях и детских домах семейного типа. Практика свидетельствует, что родители-

воспитатели и приемные родители не всегда готовы к усыновлению их воспитанников. Это служит причиной конфликтов при решении судьбы ребенка. Понятно, что правовая защищенность ребенка при усыновлении является более весомой сравнительно с другими формами устройства, где статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, остается неизменным. Очевидна потребность усовершенствования системы подготовки потенциальных приемных родителей и родителей-воспитателей к решению этих вопросов, а также внимательного отношения к подбору детей для устройства в такие семьи.

Учитывая морально-этическую предпосылку института опеки и попечительства, указано в статье 244 Семейного кодекса Украины, перечень запретов относительно лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями), условный и недостаточно определенный. Остается непонятным, могут ли быть опекунами (попечителями) лица, у которых забрали ребенка без лишения родительских прав; которые были усыновителями ребенка, но усыновление было упразднено по их вине [9, с. 263].

Продолжительное время ведется дискуссия относительно целесообразности присоединения Украины к Гаагской конвенции о защите прав детей и сотрудничество по вопросам межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 года. Международное сообщество отработало механизм, который рекомендован для осуществления усыновления детей за пределы страны, в которой они родились; обеспечения сотрудничества между государствами относительно соблюдения интересов детей; предотвращения краж, продажи, незаконного их вывоза. Сегодня Украина, которая каждый год отдает на усыновление за границу почти 2 тысячи детей, не присоединилась к этой конвенции [10, с. 22-25].

Непринятие положений Гаагской конвенции обусловлено тем, что они являются составными частного права; возможностью привлечения к процессам усыновления неприбыльных агентств; введением гонорара за деятельность по усыновлению. Иностранцы, которые изъявили желание усыновить ребенка из Украины, нуждаются в помощи: переводе, консультациях, сопровождении. Статья 244 действующего Гражданского кодекса Украины называет таких лиц «представителями за доверенностью», которые не получают жалование. Если они будут получать гонорар,

НАУКА.ТЕОРИЯ. 2009'1

ПРАКТИКА.

то это - коммерческое представительство. В свою очередь, статья 216 Семейного кодекса Украины определяет, что «посредническая, коммерческая деятельность относительно усыновления детей, передача их под опеку, попечительство или на воспитание в семьи граждан Украины, иностранцев или лиц без гражданства запрещается» [6].

Сегодня государственные структуры иностранных государств не несут ответственности за сопровождение детей после усыновления их гражданами и не осуществляют контроль за ребенком в новой семье. Обязательство предоставлять отчеты о состоянии и развитии ребенка налагается на усыновителя исключительно как на физическое лицо. Создается ситуация, когда Украина заключает сделку об усыновлении с физическим лицом. Настоящее соглашение, фактически, одностороннее: государство отдает ребенка, получает отчеты от усыновителей, но рычагов влияния в случае несоблюдения обязательств не получает. Бывают случаи, когда усыновление отменяется и другое государство заявляет права на ребенка как своего гражданина. Иногда осуществляется новое усыновление ребенка в принимающем государстве, о котором Украина даже не знает, или узнает постфактум [11, с. 61]. В случае наличия соглашения с агентством, отчеты присылает социальный работник, который имеет право проверить условия проживания ребенка в новой семье, соблюдение его прав.

Л.С. Волинец отмечает, что согласно положениям Гаагской конвенции, государство должно иметь детальную информацию о каждом ребенке и сообщать агентствам о том, что именно такой ребенок может быть усыновлен иностранными гражданами. В Украине эта процедура отвечает не потребностям ребенка, а рекомендациям иностранных социальных служб. Осуществляется подбор ребенка для усыновления согласно их требованиям [12, с. 22 - 25]. Вместе с тем, Украина проявляет либерализм относительно требований, предусмотренных Семейным кодексом Украины к потенциальному усыновителю-иностранцу. Например, нуждается в законодательном запрете усыновление

ребенка за границу одинокими лицами как фактор риска попадания ребенка к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Принятие Гаагской конвенции даст возможность привести в норму те процессы межгосударственного усыновления, к участию в которых сейчас привлечены частные лица (представители семей (доверенные лица), переводчики, частные нотариусы); минимизировать и исключить риски коммерческих и криминальных усыновлений, коррупционных явлений в этой области; преодолеть проблему отсутствия отчетов об усыновленных иностранцами детей [13, с.61].

В 2002 году на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей ряд государств (в том числе Украина), взяли обязательство построить «мир, благоприятный для детей» и приняли соответствующий план действий. Указанные мероприятия предусматривали также внедрение института уполномоченного по правах ребенка (омбудсмена).

Сегодня более 60 государств мира образовали специальные независимые учреждения омбудсмена, наделив их широкими полномочиями. Они имеют, в частности, право надзора за всеми актами министерств и ведомств, органов муниципальной власти, которые касаются детей; проявления законодательной инициативы, рассмотрения индивидуальных жалоб, состояния осведомленности общества о правах детей, проведения научных и социальных исследований и т.п.

К сожалению, в Украине еще не создано такое независимое правозащитное учреждение с законодательно закрепленными функциями, правами и полномочиями, хотя на необходимость его образования неоднократно указывал Комитет ООН по правам ребенка.

Таким образом, улучшение условий развития детей, защиты их прав и интересов, соответствие этой работы международным стандартам, должны рассматриваться как предпосылка благоприятного социально-экономического и демографического будущего страны, как проблема национального значения, которая нуждается в первоочередном решении.

Литература

1. Радзiвiлл А. Проблеми правового захисту дитинства в УкраУш / А. Родзiвiлл // Юри-дичний журнал. - 2006. - № 9.

2. Мехашзми взаeмодiУ оргашв державноУ влади та неурядових оргаызацм у протидiУ жорстокому поводженню з д^ьми : навчально-методичний поабник / за редак^ею К.Б. Левченко, КМ. ТрубавЫоУ. - К. : Юрисконсульт, 2005. 3. Закон УкраУни вщ 13.01.2005 №

НАУКА.ТЕОРИя. ПРАКТИКА.

2342-IV "Про забезпечення оргаызацмно-правових умов соцiального захисту дiтей-сирiт та д^ей, позбавлених батькiвського тклування" // Офщйний вiсник УкраТни. - 2005. - № 4.

4. Державна доповщь про становище дтей в УкраТн за пiдсумками 2005 року. - К. : Де-ржавний Ыститут розвитку сiм'Т та молодо 2006.

5. Закон УкраТни вщ 13.01.2005 № 2342-IV "Про забезпечення оргаызацмно-правових умов соцiального захисту д^ей-сир^ та дiтей, позбавлених батькiвського тклування" // Офiцiйний вiсник УкраТни. - 2005. - № 4.

6. Фмейний кодекс УкраТни. - Х. : Вид-во "Прометей - Прес", 2004.

7. Со^ально-педагопчна та психолопчна робота з д^ьми трудових мiгрантiв : навч.-метод. посiбник / за редак^ею К.Б. Левченко, i.М. ТрубавЫоТ, i.i. Цушка. - К. : ФОП „Купрiянова", 2007.

8. Державна доповщь про становище дтей в УкраТн за пiдсумками 2005 року. - К. : Де-ржавний Ыститут розвитку сiм'Т та молодi, 2006.

9. Фмейне право УкраТни / за ред..В.С. Гопанчука. - К. : Ьтина, 2002.

10. Балабуева К. Про тих, кого знаходять у капуст / К. Балабуева // Журнал ВерховноТ Ради УкраТни '^че". - 2008. - № 1.

11. Державна доповщь про становище д^ей в УкраТн за пщсумками 2005 року. - К. : Державний Ыститут розвитку ам'Т та молодо 2006.

12. Балабуева К. Про тих, кого знаходять у капуст / К. Балабуева // Журнал ВерховноТ Ради УкраТни '^че". - 2008. - № 1.

13. Державна доповщь про становище д^ей в УкраТн за пщсумками 2005 року. - К. : Державний Ыститут розвитку ам'Т та молодо 2006.

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

В последнее время в Украине обостряется внимание к вопросам европейской интеграции как условия политической стабильности, демократического развития и государственной независимости. Европейское движение признается одним из главных ориентиров внешней политики. Перед государством возникает задача гармонизации политических, правовых, экономических, социальных и других учреждений, национального законодательства с общеевропейскими стандартами и требованиями. Эта задача очень сложна для Украины, которая «на протяжении продолжительного времени стояла в стороне от развития интеграционных процессов на европейском континенте» [1, с.133-134].

Цель статьи состоит в выявлении основных сложностей, которые ожидают украинское государство на пути продвижения к Европе, формулировании основных позиций международного законодательства относительно раскрытия гендерного равенства, а также, основываясь на опыте Международной ассоциации женщин-полицейских, очерчи-

Н.В. МАКСИМЕНКО

(Кировоградский юридический институт ХНУВД )

вании основных направлений деятельности ассоциации по защите прав женщин-работников ОВД Украины, раскрытии основных принципов деятельности полицейских подразделений.

Исследованию и изучению вопроса гендерного равенства в контексте международного опыта уделяют свое внимание ряд ведущих украинских ученых [2]. Но, по нашему мнению, в Украине мало внимания отводится вопросу гендерной политики, что является недопустимым в свете современных реалий социальной и политической жизни.

Анализ международных документов по правам человека демонстрирует, что уже в «Общей декларации прав человека» (1948) содержатся положения, которые гарантируют равенство прав мужчинам и женщинам [3]. В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах провозглашается равенство граждан в любой сфере жизни, независимо от возраста, пола, цвета кожи [4]. В одном из главных международных документов относительно женских прав, который распространяется на политические,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.