Научная статья на тему 'Роль органов опеки и попечительства в международном усыновлении'

Роль органов опеки и попечительства в международном усыновлении Текст научной статьи по специальности «Право»

2739
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
защита прав детей / семейное право / органы опеки и попечитель-ства / международное усыновление / protection of child’s rights / family law / guardianship bodies / international adoption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарова О. В.

В данной статье рассматриваются теория и непосредственная практика деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации в области усыновления детей иностранными гражданами, возникающие в связи с применением законодатель¬ства проблемы в сфере международного усыновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of guardianship bodies in the process of international adoption

The article deals with the theory and directly practice of guardianship bodies ’ activity in Russian Federation in the process of international adoption and emergent problems in implementing of legislation on international adoption.

Текст научной работы на тему «Роль органов опеки и попечительства в международном усыновлении»

РОЛЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.

В МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ

В данной статье рассматриваются теория и непосредственная практика деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации в области усыновления детей иностранными гражданами, возникающие в связи с применением законодательства проблемы в сфере международного усыновления.

Ключевые слова: защита прав детей, семейное право, органы опеки и попечительства, международное усыновление

В конце XX - начале XXI века в современном обществе стала особенно заметна проблема кризиса семьи. Несмотря на меры, принимаемые государством, число разводов увеличивается, число детей в семьях сокращается, большинство семей озабочены вопросами экономического характера и просто не имеют ни времени, ни сил, чтобы полноценно воспитывать своего ребенка, растет количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей-беспри-зорников, что свидетельствует о невыполнении семьей ее основной функции -воспитание подрастающего поколения1.

В семейном праве существует несколько институтов, имеющих своей целью обеспечить охрану интересов несовершеннолетних детей. Особое место принадлежит тем из них, которые призваны обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современное российское государство и общество выступают гарантом социальной зашищенности детей, лишенных родительского попечения. Основой для этого является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на обеспечение их прав2. Государственная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка сироты не в государственное учреждение (детский дом или интернат), а в семью таких людей, которые смогли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности.

Начиная с 2006 года, в целом по стране наблюдается сокращение численности выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году было выявлено 115 627 детей, это на 7% меньше, чем в 2007 году. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства в 2008 г. по сравнению с 2007 годом сократилась на 12,8% (113751/130498), а за первое полугодие 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на -6,2% (47135 / 44389)3.

По закону наиболее предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы усыновителей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь собственных детей. При этом в России наблюдается тенденция к преимущественному усыновлению сирот иностранцами, а не российскими гражданами. Но международное, и российское законодатель-

ство на сегодняшний день закрепляет приоритет усыновления гражданами страны происхождения ребенка перед иностранным в связи с тем, что государство не может безучастно относится к ситуации, сложившейся вокруг международного усыновления. Вот уже 15 лет как вопрос об усыновлениях российских сирот иностранцами вновь и вновь становится темой не только газетных статей, телевизионных ток-шоу и документальных фильмов, но и специальных слушаний в Государственной Думе, депутатских запросов, выступлений высокопоставленных государственных служащих и сотрудников Прокуратуры, обращений различных неправительственных организаций.

Усыновление или удочерение - это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, такие же которые существуют между родителями и детьми4. Семейно-правовые отношения в области усыновления, осложненные наличием иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. То есть, если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств, либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления. Г аагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. содержит общие требования для иностранного усыновления. В данном правовом договоре впервые употребляется термин «иностранное усыновление», в целом созвучный термину «международное усыновление».

Усыновление считается международным, когда оно осуществляется:

1. иностранными гражданами (или лицами без гражданства) в отношении ребенка - гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

2. иностранными гражданами (или лицами без гражданства) в отношении ребенка - гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

3. российскими гражданами в отношении ребенка - иностранного гражданина, на территории Российской Федерации;

4. российскими гражданами в отношении ребенка - иностранного гражданина на территории иностранного государства.

По информации различных ведомств, занимающихся учетом детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1991 года, иностранными гражданами в России было усыновлено свыше 60 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году иностранцы усыновили 9419 детей, в то время как российские граждане - 73 505.

Усыновление иностранными гражданами при разном гражданстве его участников является многогранным процессом. Помимо проблемы применения права того или иного государства, решаемой в коллизионных нормах, возникают вопросы, связанные с процедурой усыновления. Порядок усыновления, в частности, рассмотрение судами дел об усыновлении, определяется российским законодательством.

Порядок международного усыновления включает в себя четыре этапа6:

1. подготовительный этап (утверждение и подготовка кандидатов в усыновители, подбор ребенка);

2. судебное разбирательство (рассмотрение заявления об усыновлении конкретного ребенка и вынесение судебного решения);

3. постсудебный этап (регистрация свидетельства о рождении ребенка, признание решения об усыновлении иностранным государством);

4. последующий контроль за адаптацией усыновленного ребенка в семье усыновителей.

В Российской Федерации важную роль на каждом из этапов играют органы опеки и попечительства. Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи иностранных граждан органы опеки и попечительства первостепенно обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями. Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Важным аспектом также является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью. Усыновленные дети приезжают в другую страну с определенными навыками поведения, набором понятий, привычек, привитых в родной стране. В чужом окружении ребенок испытывает психологический дискомфорт. Цель усыновления состоит не только в том, чтобы ребенок приобрел семью, но и в том, чтобы его интересы были максимально учтены, что включает в себя, например, культурную, этническую или национальную принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении7.

Для учета детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей, а также граждан, которые хотели бы стать усыновителями, и для того, чтобы помочь им найти друг друга, организован государственный банк о детях, оставшихся без попечения родителей. Он содержит огромный объем информации о таких детях, сформированной на региональном и федеральном уровнях8. В региональный, а в последствие и в федеральный банк данных о детях поступает информация от органов опеки и попечительства, которые обязаны предоставить региональному оператору банка сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца.

К сожалению, практика показала, что отсутствие надлежащего контроля со стороны органов опеки и попечительства за процедурой учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в журналах приводит к сознательному «затягиванию» предоставления любой информации о детях потенциальным российским усыновителям. Несмотря на закрепленный в Семейном кодексе их приоритет, фактически иностранные граждане пользуются определенными «привилегиями» при усыновлении по сравнению с российскими гражданами9.

Процедура иностранного усыновления в России невозможна без активной помощи сотрудников органов опеки и попечительства, которые должны в

инициативном порядке искать ребенку подходящую семью10. Однако на практике их деятельность зачастую малоэффективна. Во многих органах отсутствуют специалисты по охране детства. Вместе с тем иностранные граждане не испытывают трудностей с оказанием им помощи со стороны сотрудников органов опеки и попечительства при усыновлении.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о качестве работы органов опеки и попечительства. Действия сотрудников зачастую носят формальный характер, принятие решений по существу является бесконтрольным, отсутствуют единые критерии деятельности органов опеки и попечительства, единые подходы, единая правоприменительная практика. Правительство признало необходимость реформирования органов опеки и попечительства11, являющихся одними из ключевых правительственных органов, отвечающих за мониторинг и контроль благополучия детей, оставшихся без попечения родителей. Реформе системы опеки и попечительства способствует процесс по разработке новых и внесению изменений в существующие законодательные нормы.

Всем известно, что дети - будущее государства и от того, как оно заботится о своем подрастающем поколе, зависит завтрашний день всего общества. И очевидно, что назрела необходимость создания новых механизмов защиты прав детей, поскольку именно дети оказываются сегодня самой незащищенной категорией населения в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Герасимов В.Н. Принцип приоритета семейного воспитания детей и его реализация в современной России // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса РФ): Материалы Международной научно-практической конференции: сборник / под ред. Л.Ю. Михеевой. - М: РИА Минюста России, 2005. - С.138.

2 Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. №21. Ст.2460.

3 Головань А.И. Выступление Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка // Материалы Международной конференции «Родная семья - каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье». Саратов, 13 окт. 2009.

4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 №194-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16; 2007. - № 30. - Ст. 3808.

5 Парламентские слушания на тему «К 10-летию принятия Семейного кодекса РФ -практика применения: достижения и проблемы». М., 2005.

6 Залунша Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2004.

7 Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы // Вольтер Клуверс. М., 2006. С.191.

8 Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1693.

9 Абдулина О.П. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы // Феникс. Ростов-на-Дону., 2008. С.184-185.

10 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации // Издательство НОРМА. М., 2009.

11 Деятельность органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью // Воспитание и социальная защита детей: документы // www.mon.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.