Научная статья на тему 'Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2474
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of adopted family and other forms to arrange children’s life to be without their parents are interpreted.

Текст научной работы на тему «Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 102-105. © В.А. Цветков, 2005

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В.А. Цветков

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра гражданского права и процесса 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 12 апреля 2005 г.

The problems of adopted family and other forms to arrange children's life to be without their parents are interpreted.

Сравнение приемной семьи с иными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает выявить особенности приемной семьи, ее сущность и сферу применения.

Приемная семья сравнительно новый правовой институт, который был введен Семейным кодексом 1996 г., и за прошедшие девять лет не получил существенного развития на практике, что связано не только с экономическими, организационными и нравственными факторами, но и, в первую очередь, несовершенством действующего законодательства. Невостребованность приемной семьи связана с отсутствием понимания ее сущности и сферы применения. Чтобы более четко определить особенности приемной семьи, целесообразно сравнить ее с другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное сравнение поможет наглядно показать не только самостоятельность приемной семьи как формы устройства, но и выявить ее преимущества и недостатки, а также обозначить сферу ее применения.

Согласно ст. 123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и дает возможность субъектам Российской Федерации

устанавливать собственные формы устройства.

Формы воспитания детей дополняют друг друга и используются по своему назначению с учетом конкретной ситуации и интересов ребенка, лишившегося родительского попечения [1]. Недопустимо противопоставлять указанные формы устройства.

В действующем СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлен отказ от монополии государства на воспитание данной категории детей в государственных воспитательных учреждениях. Таким образом, уже сам законодатель в зависимости от условий воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, устанавливает формы устройства и делит их на семейные (усыновление, опека (попечительство), приемная семья) и несемейные (определение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

В зависимости от субъекта, на которого возложена обязанность по воспитанию и защите прав несовершеннолетнего, все формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на две группы: 1) индивидуальные; 2) неиндивидуальные. Различия между данными формами устройства состоят: а) в придании юридического значения личностным качествам гражданина, непосредственно оказывающего помощь и попечение; б) в наличии или отсутствии обязательного личного исполнения с его стороны [2]. Соответственно, к индивидуальным относятся такие формы устройства, как усыновление, опека (попечительство) и приемная семья, а к неиндивидуальным - определение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ния родителей, всех типов. Следует согласиться с А.И. Пергамент в том, что у каждого ребенка имеются индивидуальные черты, каждый ребенок представляет собой неповторимую личность, которая требует индивидуального подхода

[3]. Такой подход к воспитанию ребенка может быть обеспечен только при индивидуальных семейных формах устройства.

В зависимости от продолжительности отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и возникающих юридических последствий, следует различать формы постоянного (усыновление) и временного устройства (опека, попечительство, приемная семья, определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов)

[4]. При этом выбор той или иной формы устройства зависит в первую очередь от того, постоянно или временно ребенок лишился родительского попечения, а следовательно, о временном или постоянном его устройстве идет речь.

Приемная семья, как и усыновление и опека (попечительство), относится к семейным и индивидуальным формам устройства. В то же время приемная семья, как опека (попечительство) и определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к временным формам устройства.

При передаче ребенка, оставшегося без родительского попечения, на воспитание в приемную семью или его усыновлении наилучшим образом реализуется право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на семейное воспитание, так как он получает возможность воспитываться в полноценных семейных условиях, в роли сына или дочери. Семья усыновителей - это, по существу, новая юридическая и фактическая семья, в которой усыновленный получает права и обязанности родного, кровного, ребенка, включая фамилию усыновителей. Приемная семья же является лишь аналогом обычной семьи и возникающих в ней межличностных отношений. При этом в отличие от усыновления приемная семья позволяет удовлетворить приемным родителям не только свои воспитательные потребности, но и материальные. Однако, несмотря на разные порядок, условия и последствия усыновления и передачи ребенка на воспитание в приемную семью, их сходство, заключающееся в характере возникающих межличностных отношений, позволяет говорить о преимуществе приемной семьи по сравнению с опекой (попечительством).

Передача на воспитание в приемную семью и передача под опеку (попечительство) схожи не только в том, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна или

попечителя (п. 3 ст. 153 СК РФ), но имеют ряд и других общих черт (одинаковые последствия передачи на воспитание, требования к кандидатам в опекуны (попечители) и приемные родители, ответственность, основания освобождения от исполнения обязанностей и др.).

При этом наибольший интерес вызывают различия между приемной семьей и опекой (попечительством) . Основополагающими различиями являются: 1) получение вознаграждения за выполнение обязанностей по воспитанию приемных детей (в соответствии со ст. 152 СК РФ, за воспитание приемных детей приемные родители получают вознаграждение, а опекуны (попечители), согласно ст. 36 ГК РФ, выполняют свои обязанности безвозмездно); 2) порядок и условия выплаты денежных средств на содержание подопечных и приемных детей. Ст. 150 и 155 СК РФ предусматривают, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) или приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации [5]. При этом порядок и условия выплаты денежных средств на детей, переданных под опеку (попечительство), дополнительно регламентируются Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) [6]. Данное Положение предусматривает выплату ежемесячного денежного содержания на подопечного не во всех случаях, а лишь при наличии определенных оснований утраты родительского попечения, т. е. фактически устанавливает условия выплаты денежных средств. Таким образом, дети, воспитывающиеся в приемных семьях, получают содержание в безоговорочном порядке, а дети, воспитывающиеся в семьях опекунов (попечителей), только при наличии определенных оснований. При этом с очевидностью нарушается принцип равной государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, когда материальное обеспечение одной и той же категории детей ставится в зависимость от формы устройства. Практически в большинстве случаев опекуны и попечители содержат подопечных на свои средства.

Исторически сложилось, что отличительным признаком опеки и попечительства от усыновления, патроната, а в настоящее время и от приемной семьи является признак родства между опекуном (попечителем) и подопечным. На практике подавляющее большинство опекунов (попечителей), как правило, являются родственниками подопечного (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети и др.). При этом данные лица исходят не из правовой, а из моральной обязанности по

104

В.А. Цветков

воспитанию своих несовершеннолетних родственников. Законодатель устанавливает имущественные (алиментные) обязательства, вытекающие из факта родства, не только между родителями и детьми, но и другими близкими родственниками. Из этого следует, что такие родственники обязаны оказывать помощь, поддержку и осуществлять воспитание и защиту своих несовершеннолетних родственников в случае утраты последними родительского попечения. Абстрагирование от признака родства при установлении опеки и попечительства может привести к нежелательным результатам, которые уже имели место в истории. В 1935 г. в системе НКП РСФСР насчитывалось 38 тысяч детей, находящихся под патронатом [7], и около половины из них патронировались ближайшими родственниками [8], которые предпочли патронат, а не опеку (попечительство), вероятно, из-за возможности получить определенные льготы и материальную помощь. Из этого следует, что при введении возмездной формы опеки (попечительства) большинство опекунов (попечителей), в том числе и ближайшие родственники, предпочтут платную опеку (попечительство) исходя только из материальных соображений, а не морально-нравственных мотивов. В литературе уже справедливо отмечалось, что право на возмещение расходов не должно предоставляться лицам, на которых в силу закона или договора возложена обязанность содержать подопечного. С учетом этого целесообразно ввести дополнительное ограничение относительно лиц, которые не могут быть приемными родителями, включив в их число близких родственников.

С учетом изложенного, преимуществами приемной семьи по сравнению с опекой (попечительством) являются наилучшее материальное обеспечение приемных детей, грамотное выполнение приемными родителями своих обязанностей и возникновение межличностных отношений, более схожих с отношениями между родителями и детьми.

Даже из общей сравнительной характеристики видно, что определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - самая неблагоприятная форма устройства детей. Наибольший интерес вызывает соотношение приемной семьи и детского дома семейного типа. Одним из отличительных признаков данных форм устройства является их разный правовой статус. Приемная семья - это искусственно созданный специализированный социально-правовой институт, не обладающий правами физического или юридического лица, а значит, и не являющийся субъектом гражданского права. Детский дом семейного типа - это специ-

ализированное (для детей, оставшихся без попечения родителей) образовательное учреждение семейного типа с правами юридического лица. Приемные родители - это граждане, выполняющие работу по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, к которому в соответствии с письмом Минобразования РФ должны применяться общие правила о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг [9]. Воспитатели же детского дома семейного типа - это педагогические работники, на которых распространяются льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Но, несмотря на то, что детский дом семейного типа является учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он все же имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного детского дома и делающих его схожим с приемной семьей, а значит, и более привлекательным с педагогической точки зрения.

Таким образом, приемная семья имеет преимущества и по сравнению с детским домом семейного типа, которые заключаются в более простой процедуре ее создания и функционирования, что позволяет приемным родителям больше времени уделять воспитанию и защите прав приемных детей.

Выше было рассмотрено соотношение приемной семьи со всеми существующими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленными в действующем федеральном законодательстве. Наиболее развитой дополнительной формой устройства детей, закрепленной в законодательстве субъектов РФ, является патронат.

Сходство приемной семьи и патроната заключается в следующем: 1) ребенок передается на воспитание как в патронатную, так и приемную семью на основании договора, в котором устанавливается срок передачи ребенка в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора [10]; 2) патронатные и приемные родители имеют право на оплату своего труда, т. е. выполняют свои обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, за вознаграждение [11]; 3) материальное обеспечение детей, передаваемых на воспитание как в патронатную, так и приемную семью является безусловным; 4) устанавливаются одни и те же требования к лицам, желающим взять ребенка в приемную и патронатную семью, а также одинаковые обстоятельства, при наличии которых данные лица не могут быть приемными родителями

и патронатным воспитателем [12].

Несмотря на то, что законодатель при регулировании отношений, связанных с созданием и функционированием приемной и патронатной семей, использует одинаковые правовые конструкции, имеется и ряд существенных отличий, позволяющих говорить о самостоятельности каждой из данных форм устройства. Различия приемной и патронатной семей заключаются в следующем: 1) в правовом статусе приемных родителей и па-тронатных воспитателей. Приемные родители являются законными представителями (опекунами или попечителями) приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий, а патро-натный воспитатель не является законным представителем ребенка, в отношении которого установлен патронат; 2) в подходе законодателя относительно категорий детей, передаваемых на воспитание в приемную и патронатную семьи. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, а в патронатную семью - дети, нуждающиеся в государственной защите.

Введение такой формы устройства, как патро-натная семья, является необходимым и обоснованным, так как позволяет определить ребенка в семью. Очевидно, что те дети, которые только отобраны у родителей, должны как можно скорее помещаться в семью, так как любое учреждение «подавляет» нормальное развитие ребенка. Основной целью введения патроната, в отличие от других форм устройства, является в первую очередь направленность работы не с последствиями, а причинами социального сиротства.

Ежегодный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, тенденция увеличения количества отказов опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей в связи с отсутствием взаимопонимания или возникновением конфликтной ситуации с подопечным, низкий уровень усыновления российскими гражданами, высокая степень социальной дезаптации выпускников детских домов свидетельствуют о том, что такие семейные формы устройства, как усыновление и опека (попечительство), в настоящее время не могут справиться с волной социального сиротства, захлестнувшей Россию, а определение в детские учреждения не соответствует интересам детей.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является развитие такой формы устройства, как приемная семья, в которой заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу ребенка, который не может быть передан под опеку (попечительство) или усыновлен, в то же время, поместив его в наи-

более благоприятные по сравнению с детским домом семейные условия.

[1] См.: Шахматов В.П., Хаскельберг Б.,П. Новый кодекс о браке и семье РСФСР. Томск, 1970. С. 291.

[2] См.: Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2003. С. 15.

[3] Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1968. С. 5.

[4] Михеева. Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М., 2004. С. 47.

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2002. № 52 (2 ч.). Ст. 5225.

[6] См.: Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Рос. газета. 2000. 10 марта. № 48.

[7] ЦГА РСФСР. Ф. 2306, оп. 69, ед. хр. 2425.

[8] Там же.

[9] См.: Письмо Минобразования РФ от 29 октября

2001 г. № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями» // Вестн. образования России. 2001. № 22.

[10] См.: п. 15 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721; раздел 1 Положения о патронатной семье, утвержденного Постановлением администрации Новгородской области от 3 апреля 2002 г. № 69 «Об утверждении положения о патронатной семье» // Собрание нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области. 2002. № 4. Ст. 98; ст. 5 Закона Московской области от 5 июля 2003 г. № 77/2003 - ОЗ «О патронате» // Ежедневные новости Подмосковья. 2003. № 125.

[11] См.: п. 32 Положения о приемной семье, раздел 7 Положения о патронате Новгородской области, ст. 7 Закона Московской области «О патронате», ст. 12 Закона Республики Карелия от 1 ноября

2002 № 626-ЗРК «О патронатном воспитании» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2002. № 4.

[12] См.: п. 6 Положения о приемной семье; раздел 4 Положения о патронатной семье Новгородской области; ст. 6 Закона Московской области «О патронате».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.