Научная статья на тему 'Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1421
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ВОПРОСЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

М.В. МУРАТОВА

Интерес к данной проблеме связан с той ролью, которая отводится семье как первичной социальной ячейке общества. Общество стремится обеспечить семье материальное благополучие, духовное и нравственное здоровье и таким образом создать лучшие условия для активизации ее социальных функций. Статья 38 Конституции РФ гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Но воспитание подрастающего поколения — это не только задача семьи, это и одна из важнейших и сложных государственных задач.

2008 год объявлен в России годом семьи. В рамках этой программы разрабатываются различные мероприятия, проводятся благотворительные акции, направленные на укрепление семьи и защиту интересов и прав несовершеннолетних детей. Под эгидой этой программы провозглашаются такие лозунги, как «Гармоничное развитие семьи — залог процветания общества» или «Будущее России — это будущее твоей семьи». Каковы будут результаты этой программы, мы сможем увидеть спустя какое-то время, но однозначно, что факт ее появления — событие положительное. Так же действуют и иные проекты, способствующие данным целям. Например, федеральная целевая программа «Дети России», проект «К новой семье», задачей которых является помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в обретении новой семьи.

Такое внимание к семье со стороны общества и государства не случайно. Данные статистики по вопросам семьи, рождаемости, детской смертности, о количестве детей, подпадающих под категорию наиболее уязвимых (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды), за последние годы заставляют серьезно задуматься и начать предпринимать серьезные шаги к улучшению текущей ситуации.

В 2006 г., по данным ФСГС РФ, количество детей, родившихся на одну тысячу человек населения, составило 10,4, умерших — 15,2. В том же году количество детей, умерших в возрасте до одного года, на одну тысячу родившихся живыми составило 10,2.

Ежегодно по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ по причине невына-шиваемой беременности погибает до 170 тыс. детей.

С 1 января 2007 г. были введены дополнительные меры, направленные на улучшение демографической ситуации, в частности повышены размеры пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет для

работающих женщин, помимо этого, за рождение второго (или последующего) ребенка осуществляется выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. рублей.

В январе—августе 2007 г., по данным Минздрава РФ, количество родившихся детей составило более 1 млн 45 тыс. К концу 2009 г., согласно прогнозу Минздрава РФ, благодаря мерам по решению демографической проблемы увеличение рождаемости составит около 26%.

Если в вопросе увеличения рождаемости наметился определенный положительный сдвиг, то, что касается проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения ситуации пока не наблюдается. Сегодня Россия переживает очередную волну сиротства (после Гражданской войны, Великой Отечественной войны, повлекших за собой всплески увеличения числа детей, оставшихся без опеки родителей).

По числу детей, оставшихся без попечения родителей, Российская Федерация занимает первое место в мире (порядка 800 тыс. человек, 90% из которых — социальные сироты).

В РФ проживает 29 млн детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс.). Почти 50% детского населения страны (примерно 15 млн) находятся в зоне социального риска.

Причем рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, тенденциозно устойчив. Так, в 1997 г. было выявлено 105 534 ребенка, оставшегося без попечения родителей, в 2000 г. — 123 200 детей, в 2005 г. - 133 000, а в 2007 г. выявлено и учтено 127 096 детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество, по данным Минздрава РФ, достигло порядка 750 тыс., причем большинство из них — «социальные сироты», т.е. дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием.

Семейное право играет важнейшую роль в вопросах воспитания и устройства несовершеннолетних детей. В число принципов данной отрасли права входит принцип приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи (под эту категорию подпадают и несовершеннолетние дети), а также принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечении приоритетной защиты их прав и интересов.

В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться

в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения устройством детей занимаются органы опеки и попечительства.

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет четыре формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусматривая возможность субъектам РФ использовать и иные формы (такие, как патронатное воспитание).

К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленным в ст. 123 СК РФ, относятся:

Ф усыновление (удочерение);

Ф передача ребенка под опеку или попечительство;

Ф передача ребенка на воспитание в приемную семью;

Ф устройство детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Указанные формы можно разделить на приоритетные и альтернативные. К приоритетной форме относится усыновление. Альтернативные, в свою очередь, можно подразделить на преимущественные: приемная семья; опека (попечительство); семейные формы устройства детей, предусмотренные законодательством субъектов РФ (патронатное воспитание, зачисление несовершеннолетних Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части), и иные формы: устройство детей в детские дома семейного типа и иные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Представляется целесообразным поддержать предложение Р.Л. Мурзина о том, что законодателю необходимо внести изменения в ст. 123 СК РФ, обозначив детский дом семейного типа как альтернативную преимущественную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с опекой (попечительством) и приемной семьей1.

На мой взгляд, наряду с детским домом семейного типа в качестве альтернативной преимущественной формы устройства детей следует указать и патронат-ную семью.

Остановимся на краткой характеристике названных форм.

Усыновление (удочерение)

Согласно п.1 ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Данный приоритет также закреплен в ст. 2 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ратифицированной СССР 15 сентября 1990 г.

Именно усыновление позволяет в наибольшей степени обеспечить права и интересы ребенка, оставшегося без родительского попечения, и прежде всего право ребенка жить и воспитываться в семье.

Основной целью усыновления является обеспечение семейного воспитания детям, оставшимся без родителей, что гарантирует оптимальную защиту их законных прав и интересов. В п. 2 ст. 124 СК РФ особо подчеркнуто, что усыновление допускается только в интересах детей.

Усыновление — это сложный социально-правовой институт, позволяющий обрести радость материнства и (или) отцовства лицам, не имеющим собственных детей или желающим увеличить количество детей в своей семье. Помимо обеспечения интересов детей усыновление также удовлетворяет интересы усыновителей.

Субъектный состав отношений по усыновлению включает в себя усыновителей и усыновленных.

Допускается усыновление лишь несовершеннолетних детей и только в их интересах (п. 2 ст. 124 СК РФ). Усыновление братьев и сестер разными людьми не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лиц, не имеющих постоянного места жительства; лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 127 СК РФ).

Согласно ст. 128 СК РФ также не могут быть усыновителями лица, не состоящие в браке, если разница в возрасте между ними и усыновляемыми менее 16 лет, за исключением случаев усыновления ребенка отчимом (мачехой). Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым может составлять менее 16 лет также по причинам, признанным судом уважительными, например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем.

По справедливому мнению М.В. Антокольской разница в возрасте не менее 16 лет обычно сущест-

вует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла2.

По сравнению с ранее действующим законодательством СК РФ значительно расширил круг лиц, которые не могут являться усыновителями. С одной стороны, это свидетельствует о более глубоком изучении вопросов усыновления и усиления мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, с другой стороны, в некоторых случаях, приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

Изменен также порядок усыновления: ранее действовавший административный порядок заменен судебным (ст. 125 СК РФ), что усилило контроль государства за усыновлением детей.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающего усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством (п.1 ст. 125 СК РФ).

После принятия заявления об установлении усыновления судья при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с п. 2 ст. 125 СК РФ и ч. 1 ст. 272 ГПК РФ обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или нахождения усыновляемого представить в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Дела об установлении усыновления рассматриваются в закрытом судебном заседании с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК РФ, ч. 2 ст. 274 ГПК РФ).

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 3 ст. 125 СК РФ). Государственная регистрация усыновления производится посредством составления записи акта об усыновлении, на основании которой выдается свидетельство об усыновлении.

Для усыновления ребенка необходимо соблюдение ряда условий:

Ф согласие родителей на усыновление ребенка;

Ф согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

Ф согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет;

Ф согласие супруга усыновителя;

Ф разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком не менее шестнадцати лет.

Усыновление является одновременно правообразу-ющим и правопрекращающим юридическим фактом. В результате усыновления между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, как между родственниками по происхождению. Вместе с тем прекращаются права и обязанности между усыновленным и его родителями и другими родственниками по происхождению, за изъятиями, предусмотренными п. 3 ст. 137 СК РФ: при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина3.

Согласно п. 1 ст. 139 СК РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом. Однако в соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право, «насколько это возможно, знать своих родителей», и призывает государств — участников Конвенции обеспечить его осуществление. Сохранение тайны усыновления направлено на защиту интересов и усыновленного, и усыновителей.

Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей

Опека (попечительство) является в РФ наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними преследует две цели:

Ф защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

Ф воспитание ребенка в семье лица, заменившего родителей (опекуна или попечителя).

Следует обратить внимание на разграничение опеки (попечительства) и усыновления. Они сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности усынов-

ленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей.

Из этого следует, что, во-первых, правовые последствия усыновления носят бессрочный характер. Опека и попечительство над детьми — временное правовое состояние. Попечительство прекращается с совершеннолетием ребенка, а возможно, и ранее — в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность (вступление в брак, эмансипация).

Во-вторых, правовой статус усыновителя и опекуна различается по объему прав. Так, опекуны или попечители не вправе избирать любые способы воспитания детей, поскольку в соответствии со ст. 150 СК РФ они обязаны придерживаться рекомендаций органа опеки и попечительства.

Кроме того, в отличие от усыновления опека не прекращает родительские правоотношения, если они имеют место на момент ее установления.

Для установления опеки и попечительства в отличие от усыновления не требуется:

Ф согласие супруга будущего опекуна;

Ф согласие родителей несовершеннолетнего. Их рекомендации относительно кандидатуры опекуна учитываются постольку, поскольку это соответствует интересам ребенка.

Чтобы опека (попечительство) как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, выполняла свои функции, СК РФ устанавливает ряд правил, направленных на невозможность установления опеки, не соответствующей интересам ребенка. Так, не могут быть опекунами (попечителями) детей:

Ф несовершеннолетние недееспособные граждане (п. 1 ст. 146СКРФ);

Ф лица, лишенные родительских прав (п. 1 ст. 146 СК РФ);

Ф лица, ограниченные в родительских правах (п. 3 ст. 146 СК РФ);

Ф лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией (п. 3 ст. 146 СК РФ);

Ф лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) (п. 3 ст. 146 СК РФ);

Ф бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК РФ);

Ф лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 СК РФ).

В законодательстве также содержатся иные правила, соблюдение которых служит своеобразной гарантией обеспечения интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Во-первых, опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия. Анализируя данное правило, А.М. Нечаева справедливо указывает: «Само по себе нежелание заменить родителей способно не просто усложнить семейное воспитание, но и сделать

его формальным, не обеспечивающим права и интересы подопечного»4.

Во-вторых, при подборе опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства должны учитывать, прежде всего, его нравственные качества (п. 3 ст. 35 ГК РФ).

В-третьих, выявляется желание несовершеннолетнего (по общему правилу — с десяти лет) быть опекаемым конкретным лицом.

В-четвертых, опекуны (попечители) должны проживать совместно со своими подопечными. Данное правило имеет исключение: по достижении подопечным шестнадцатилетнего возраста он, с согласия опекуна (попечителя) и разрешения органа опеки и попечительства, может проживать один (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органами опеки и попечительства решения (постановления) о назначении опекуна (попечителя) и предусмотрены ст. 150 СК РФ. В целом они во многом схожи с родительскими правами и обязанностями.

Передача ребенка на воспитание в приемную семью

Определение приемной семьи дано в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где в ст. 1 говорится, что «приемная семья — это форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)»5. Более подробно правовое положение приемной семьи регламентировано Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», утвердившем положение о приемной семье6.

В соответствии с п. 1 ст. 151 СК РФ приемными родителями могут быть супруги или отдельные граждане, желающие взять детей на воспитание в семью. Согласно п. 6 Положения о приемной семье, приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола.

В соответствии со ст. 153 СК РФ и п. 6 Положения о приемной семье приемными родителями не могут быть:

Ф лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Ф лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

Ф отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

Ф бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

Ф лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Положительное заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

Об отказе заявитель осведомляется в течение пяти дней со дня принятия решения. В случае несогласия с основаниями отказа лицо может обжаловать данное решение в суде.

Что касается приемных детей, то в этом качестве может выступать любое лицо, не достигшее совершеннолетия. Как и при использовании иных форм устройства детей, при устройстве в приемную семью ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается либо на определенный срок, либо до достижения ребенком совершеннолетия. По достижении ребенком восемнадцатилетнего возраста правоотношения между ним и приемными родителями, в соответствии с действующим законодательством, прекращаются. Участие приемных родителей в жизни приемного ребенка по достижении им возраста совершеннолетия — это их частное дело. Так, согласно п. 31 Положения о приемной семье при передаче ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком восемнадцати лет.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения социальной защиты

Семейный кодекс РФ относит устройство детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) к основным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ).

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения

(дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров; поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом упоминающаяся в ст. 39 Конституции РФ денежная форма социального обеспечения в необходимых случаях может заменяться либо дополняться натуральными формами — содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и т.д.

Статьей 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 15 указанного закона установлено, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов власти Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Индивидуальная программа реабилитации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, разрабатывается и осуществляется по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, определенными в ст. 8 названного закона. Таким образом, расходы на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безу-

словно, являются основой минимальных социальных стандартов, обеспечивающих выживание детей и осуществляемых за счет государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены новые нормы, которые применяются с 1 мая 2001 г. в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся, воспитывающихся и обучающихся во всех государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения, учреждениях социального обслуживания населения и образовательных учреждениях независимо от их типа, вида и ведомственной принадлежности. Кроме того, в п. 5 указанного постановления записано: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать соответствующие бюджетные средства для компенсации затрат на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем по установленным нормам при направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственные учреждения социального обслуживания населения и образовательные учреждения независимо от их типа и вида».

Патронатное воспитание

К формам устройства детей на воспитание в семью относится также патронатное воспитание детей, которое является аналогом приемной семьи. Патронат-ное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронат-ным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не введено в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов РФ (согласно ст. 123 СК РФ, «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации»). В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 41 субъекте Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика

Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Чувашия, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Читинская область, Ярославская область.

Готовятся законы и ведется опытно-экспериментальная работа на основе распорядительных актов регионального или местного уровней в следующих субъектах РФ: Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Челябинская область.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем. Таким образом, патронатные воспитатели не являются в полной мере законным представителем ребенка, поскольку функции законного представителя имеются и у патронатных воспитателей, и у службы, передавшей ребенка в семью, — уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечают воспитатели, а за что — служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со ст. 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей — уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреж-

дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

На мой взгляд, патронатное воспитание должно пойти по пути дальнейшего развития, все более и более заменяя собой детские дома и иные учреждения социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения этой цели Российское государство должно предоставить значительные социальные гарантии патронатным семьям, индексировать размер оплаты труда патронатных родителей. Вместе с тем при проведении собеседования с кандидатами в патронатные воспитатели уполномоченным организациям органов опеки и попечительства следует обращать внимание на мотивы, по которым они желают взять детей на воспитание, на согласие членов

семьи, на готовность кандидатов к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами. Например, неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.) или инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность) могут стать поводом к отказу кандидату в патронатные воспитатели.

При определении формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, приоритет всегда должен оставаться за семейными формами, поскольку, как подчеркивается в преамбуле Конвенции о правах ребенка, семья — это естественная среда обитания ребенка.

1 Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2006. — С. 54.

2 Антокольская М.В. Семейное право. — М., 2003. — С. 312.

3 Муратова С.А. Семейное право. — М., 2005. — С. 241.

4 Нечаева А.М. Семейное право. — М., 1998. — С. 301.

5 СЗ РФ. — 1996. — № 52. — Ст. 5880.

6 СЗ РФ. — 1996. — № 31. — Ст. 3722.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. ХОРЕВ,

В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. федеральных законов от 31.03.1999 № 68-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) сотрудники милиции имеют следующие права.

1. Предоставление (в первоочередном порядке) жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, а участковым инспекторам милиции — не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

кандидат юридических наук, доцент;

М.А. ПАНИН

Сотрудники милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечиваются жилой площадью в первоочередном порядке соответствующими транспортными организациями.

Обязательным условием для предоставления указанного права является факт признания сотрудников милиции нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом необходимо отметить следующее.

Жилищный кодекс Российской Федерации содержит нормы, определяющие порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, но не в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.