ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УЧАСТИЮ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА
КИРИМ НИКОЛАЕВИЧ САПРЫКИН,
аспирант кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются обстоятельства, установленные российским законодательством в виде запретов, лишений и ограничений для участия законного представителя в осуществлении семейных прав и интересов ребенка. Сделан вывод о том, что под обстоятельствами, препятствующими участию законных представителей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка следует понимать запреты, лишения и ограничения на осуществление семейных прав и интересов ребенка. Эти обстоятельства носят временный характер, имеют целью соблюдение прав и интересов ребенка, относятся как ко всем законным представителям, так и к некоторым из них.
Ключевые слова: обстоятельства, препятствия, лишения, ограничения прав.
Annotation. Explored the circumstances established by the Russian legislation in the form of prohibitions, deprivation and restrictions in the participation of a legal representative in implementation of family rights and interests of the child.
It is concluded that under the circumstances that prevent the participation of legal representatives in implementation of family rights and interests of the child should be understand the prohibitions, deprivation and restrictions in implementation of family rights and interests of the child. These circumstances have the temporary character, are intended to protect the rights and interests of the child, depend as to all legal representatives, and to some of them.
Keywords: circumstances, obstacles, deprivations, restrictions on rights.
Сущность законного представительства прав и интересов ребенка заключается в осуществлении его прав другими лицам либо одновременно ребенком и другими лицами. В его основе, как справедливо отметила И.Ю. Пешина, «лежит идея о восполнении недостающей или отсутствующей дееспособности, содействии реализации прав и отстаивании интересов несовершеннолетнего. Вводя законного представителя, законодатель исходит из презумпции если не совпадения, то непротиворечивости интересов родителя (опекуна, попечителя) и ребенка»1.
К сожалению, как показывает судебная практика, при осуществлении своих полномочий законные представители допускают всяческие нарушения прав и интересов ребенка: не совершают необходимые действия, в том числе, связанные с судебной
защитой прав ребенка; совершают действия во вред ребенку; уклоняются от его воспитания и содержания.
В целях пресечения таких действий законодательство РФ предусматривает правила, лишающие, ограничивающие полномочия законных представителей представлять права и интересы ребенка.
Обстоятельства в виде запретов, лишений, ограничений являются препятствиями для участия законных представителей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка.
Препятствия для участия законного представителя в осуществлении прав и интересов ребенка могут быть связаны с применением к законному представителю мер семейно-правовой ответственности или иных ограничений в случаях, когда нет оснований для лишения родительских прав, однако
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
введение таких препятствий необходимо в целях защиты прав и интересов ребенка.
Некоторые препятствия применимы ко всем законным представителям. Например, в качестве препятствия для участия законного представителя в осуществлении семейных прав и интересов ребенка, применительно к физическим лицам, являются нахождение законного представителя в местах лишения свободы, арест, признание недееспособным, длительная командировка.
Для отдельных законных представителей предусмотрены специальные препятствия.
Как известно, законными представителями ребенка являются его родители. С момента установления между родителем и ребенком юридической связи родитель обладает правом участвовать в осуществлении прав и интересов ребенка. Вместе с тем, препятствиями для осуществления им прав и интересов ребенка могут быть лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ); отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ); лишение права представлять права и интересы ребенка (ст. 64 СК РФ).
Помимо родителей, представлять интересы ребенка вправе усыновители. Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной. Как справедливо отмечает И.Е. Манылов, «усыновление относится к делам особого производства, в результате которого устанавливаются правовые отношения между усыновляемыми и усыновителями. Эти отношения аналогичны родительским. В результате усыновления возникают наследственные, алиментные и другие правоотношения. С фактическими родителями у ребенка прекращаются отношения, за исключением некоторых случаев, предусмотренных п. 3, 4 ст. 137 СК РФ»2.
Правовой статус усыновителей приравнен к правовому статусу родителей. Препятствиями для их участия в осуществлении семейных прав ребенка является применение к ним таких мер, как отобрание ребенка (ст. 77 СК РФ), лишение права представлять интересы ребенка (ст. 64 СК РФ); отмена усыновления (ст. 141 СК РФ).
В качестве препятствия для участия в осуществлении семейных прав и интересов ребенка
опекунов (попечителей) можно назвать применение к ним таких мер, как отобрание ребенка (ст. 77 СК РФ) и прекращение опеки и попечительства (ст. 39 ГК РФ).
Препятствием для участия опекуна (попечителя) в осуществлении семейных прав и интересов ребенка может быть и противоречие интересов, не вызывающее необходимость применение к опекуну (попечителю) мер семейно-правовой ответственности.
Так, в силу ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Далее — Закон об опеке и попечительстве) орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя3.
Препятствием для участия опекуна (попечителя) может быть противоречие не только между интересами опекуна (попечителя) и подопечного, но и между интересами подопечных. Такая ситуация возможна в случаях, когда под опекой одного опекуна находятся несколько детей. В силу п. 10 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве в случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
Передача ребенка в приемную семью также является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, как отмечает О.М. Гюрджан, «очень часто отношения между детьми и приемными родителями складываются гораздо лучше, чем между усыновителями и усыновленными. В этом сказывается психологический компонент: приемный ребенок не ждет от родителей больше, чем они ему могут дать, в то время как у усыновленных детей достаточно часто, особенно в переходном возрасте, бывают претензии к усыновителям относительно непонимания, основанного на отсутствии кровного родства»4.
Препятствиями осуществления прав и интересов ребенка приёмными родителями являются ото-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
брание ребенка (ст. 77 СК РФ), прекращение договора о приемной семье (ст. 153.2 СК РФ).
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ, посвященной опеке и попечительству (п. 2 ст. 152 СК РФ). Следовательно, противоречие между интересами также является препятствием для участия приемных родителей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка. Применение к приемным родителям положений об опеке объясняется тем, что «приемная семья — это платный вид опеки (попечительства)»5.
Препятствиями для участия патронатных воспитателей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка является отобрание ребенка (ст. 77 СК РФ) и прекращение договора о патронатном воспитании.
Обратим внимание на то, что, например, в г. Москве в соответствии с Законом г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» па-тронатный воспитатель обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п. 1 ст. 12), а договор о патронатном воспитании должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон (п. 3 ст. 13)6. В силу этого также нельзя не признать, что патронатные воспитатели являются разновидностью опекунов', а патронат — разновидностью опеки и попечительства8.
Органы опеки и попечительства могут выполнять функции опекунов и попечителей. Так, в силу п. 3 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве и ст. 123 СК РФ, в случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. Т.П. Евдокимова и П. Зубков полагают, что «в этих случаях орган опеки и попечительства несет такую же ответственность, как и опекун или попечитель»9. С указанной позицией согласиться нельзя. Не представляется
возможным применение к органам опеки и попечительства такой меры, как отстранение от опеки и попечительства, так как закон не предусматривает возможности изменения органа, ответственного за устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в специализированные организации — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правилами СК РФ установлено, что детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются, а исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (ст. 155.2 СК РФ). Следовательно, к ним возможно применение тех же препятствий, что и к опекунам, однако с некоторыми исключениями, вызванными особенностями правового регулирования деятельности названных организаций. Так, к ним, как и к органам опеки и попечительства, не может быть применена такая мера, как прекращение опеки (попечительства).
В отношении лиц, не являющихся законными представителями, но представляющими права и интересы ребенка, названные выше специальные препятствия отсутствуют. Однако, общие препятствия к ним применимы.
Так, для представителей на основании случая (ст. 24 Закона об опеке и попечительстве, ст. 56 СК РФ и другие) в качестве единственного препятствия можно назвать отсутствие необходимой дееспособности представителя.
Препятствия для участия законного представителя в осуществлении семейных прав и интересов ребенка могут касаться всех полномочий законного представителя либо только их части (определенных полномочий).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
При этом по общему правилу применение к законному представителю мер семейно-правовой ответственности лишает его права всех полномочий в отношении ребенка. Например, родитель, ограниченный в своих правах по отношению к ребенку, утрачивает такие права как:
«% возможность лично воспитывать ребенка (т.е. может участвовать в воспитании, например, помогая другому родителю выбрать форму обучения);
$ право на льготы (например, по трудовому законодательству) и государственные пособия для граждан, имеющих детей; $ право быть законным представителем ребенка»10.
Данный вывод основан на правилах ст. 74, 121 СК РФ.
Аналогичный вывод применим и при отобрании ребенка, лишении родительских прав, отмене усыновления, прекращении опеки и попечительства, расторжении договора, на основании которого установлено попечительство над ребенком (о приемной семье, о патронатном воспитании).
Вместе с тем, в ряде случаев нет необходимости лишать законных представителей всех полномочий. Например, в силу ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. И.Ю. Пешина, анализируя данное правило, справедливо отмечает наличие проблем при ее применении: «Во-первых, непонятным становится объем прав родителей по отношению к ребенку. <...> Во-вторых, как соотносятся полномочия назначенного представителя с полномочиями родителей как законных представителей, если мы полагаем их хотя бы отчасти сохранившимися? <.> Полагаем, что по смыслу данной нормы утрачиваются права родителей на представительство детей только в тех отношениях, в которых органом опеки и попечительства был диагностирован конфликт. Что же касается полномочий назначенного представителя, то представляется целесообразным определение их объема путем точного перечисле-
ния, ограничиваясь рамками конфликтного право-отношения»11.
Данное правило применимо ко всем случаям возникновения противоречий между интересами опекуна (попечителя) и подопечного (подопечных), между интересами подопечных.
Таким образом, под обстоятельствами, препятствующими участию законных представителей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка следует понимать запреты, лишения и ограничения на осуществление семейных прав и интересов ребенка. Эти обстоятельства носят временный характер, имеют целью соблюдение прав и интересов ребенка, относятся как ко всем законным представителям, так и некоторым из них.
Представляется, что в целях совершенствования механизма защиты прав и интересов ребенка необходимо систематизировать правила, связанные с препятствиями для участия законных представителей в осуществлении семейных прав и интересов ребенка.
1 Пешина И.Ю. К вопросу о законном представительстве ребенка в семейных правоотношениях // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. С. 22.
2 Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. С. 433.
3 Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 28 апреля 2008 г. № 17. ст. 1755.
4 Гюрджан О.М. Правовая природа усыновления // Lex russica. 2013. № 9. С. 995.
5 Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» / О.Г. Алексеева, В.В. Андропов, А.А. Бухарба-ева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. С. 320.
6 Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 29, 25.05.2010.
7 Нарутто С.В. Патронат как институт защиты имущественных прав несовершеннолетних: особенности регионального регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1563.
8 Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 14.
9 Евдокимова Т.П., Зубков П. Совершенствование попечительства // ЭЖ-Юрист. 2008. № 19.
10 Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр., доп., перераб. М.: Контракт, 2011. С. 225.
11 Пешина И.Ю. К вопросу о законном представительстве ребенка в семейных правоотношениях // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. С. 23.