использование качественных методик этносоциологиче-ского, этнокультурного, и даже сугубо этнографического спектра
Новые возможности исследований механизмов социальной регуляции с позиций
этнологии, этносоцилогии и этнографии
I
включение в программы исследований вопросов этнической, культурной и социальной идентификаций сообществ трудовых мигрантов, переживающих период формирования транслокальных идентичностей
изучение особенностей общественного сознания коренного населения российских мегаполисов, испытывающих давление процессов трудовой миграции, и меняющих свою культурную, этнкультуную, социальную идентичности
Рис. 1. Возможности исследований в области механизмом социальной регуляции, включая механизмы толерантных отношений, которые открывают этнология, этнография и этносоцилогия.
Вопрос о том, какие механизмы социальной регуляции, с учетом необходимости создавать и совершенствовать толерантные практики регуляции процессов трудовой миграции в современной России, является крайне важным. Поиск ответа на этот вопрос переводит предмет исследований из области социального менеджмента в области этнологии, этнографии и этносоциологии (рис. 1). Перспективными социологическими методиками исследований являются качественные (фокус-группы, нарративные интервью, контент-анализ), которые были заим-ствовны социологами у этнографов.
Таким образом, многообразие культур, а также стремление исследователей в области социологии и культурологи избежать европоцентрического взгляда на культуры затрудняют не только измеримую оценку преобладания того или иного типа социальной регуляции в конкретном социуме, но и схематизацию самого подхода к оценке регуляторов, которая сегодня принимается как веберовская[4].
Если признать, что динамика регуляторных функций культур имеет схожие черты, то схожесть эта, скорее всего, будет заключаться в процессах распада традиционных культур, и процессах перехода к обществу модерна и постмодерна.
В различных социальных средах больших российских мегаполисов преобладают разные механизмы регуляции социальных отношений, одним из которых является толерантность. Именно различия в регуляции социальных отношений, например, между коренным населением мега-
полисов и пришлым населением - трудовыми мигрантами, оказывается возможным изучать более глубоко и предметно, используя этнографические методики (нарр-тивное интервью, фокус-группы, глубинные интервью) и категориальный аппарат этнологии и этносоциологии.
Научные подходы в изучении механизмов социальной регуляции конфликтных отношений в современном урбанизированном обществе позволяют рассматривать толерантность не как политическую метафору или гранты иммигрантским общинам[5], а как одну из социальных технологий выстраивания отношений подчинения/доминирования не только на уровне власти, но и на уровне народной дипломатии.
Литература
1. Народная энциклопедия «Мой город», Санкт-Петербург //http://www.mojgorod.ru/gor_spb/spb/
2. Зарайченко В.Е. Толерантность в межнациональных отношениях: за и против. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009; Основы социальной концепции Русской православной церкви. URL: http://www.patriarcЫa.ru/db/text/141422.htmВебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994. - 348С.
3. Declaration of Principles on Tolerance. Proclaimed and signed by the Member States of UNESCO on 16 November 1995.
4. Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994. - 348С.
5. Малахов В. После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты. Лекция 27 января 2012 http://polit.ru/article/2012/01/27/malakhov/
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА
Окружко Оксана Александровна
канд. э. наук, доцент Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Грицай Анастасия Александровна
студентка Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
STATE SUPPORT OF ORPHANS IS THE BASIS OF SOCIAL WELL-BEING OF THE KAL UGA REGION Okruzhko Oksana, candidate of economic Sciences, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Kaluga Branch
Gritsay Anastasia, student Financial University under the Government of the Russian Federation, Kaluga Branch АННОТАЦИЯ
Одним из приоритетов социальной политики Калужской области является развитие всех форм государственной поддержки детей-сирот и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В статье анализируется комплекс социальных проектов по оказанию адресной помощи семье и детям, развитию института приемной семьи, содействию жизнеустройства юных граждан. Предложены подходы к решению проблем социального сиротства, семейного неблагополучия и повышения качества жизни детей. ABSTRACT
One of the priorities of social policy of Kaluga region is the development of all forms of state support to orphans and those who find themselves in difficult life situations. The article examines the complex social projects, providing targeted assistance to family and children, the development of foster care, the promotion of life of young citizens. Proposed approaches to solving problems of social orphanage, family dysfunction and improve the quality of life of children.
Ключевые слова: Калужская область, социальная политика, социальные проекты, детское сиротство, многодетные семьи
Keywords: Kaluga region, social policy, social projects, child orphans, families with many children
Ни для кого не секрет, что главным стратегическим капиталом России и регионов являются люди. Поэтому одной из приоритетных социальных задач Калужской области стала политика поддержки, укрепления и защиты семьи на основе традиционных ценностей.
Сегодня создание благоприятных условий для укрепления семейных отношений и успешного воспитания детей возможно только при комплексной поддержки всех сфер общественной жизни, включая:
- интенсивное развитие экономики и привлечение инвестиций;
- социальное обустройство имеющихся и новых микрорайонов;
- повышение качества системы образования и здравоохранения;
- развитие сектора культуры и спорта.
Именно системный подход при разработке и реализации региональных целевых программ позволил достичь положительной динамики рождаемости и роста многодетных семейных пар в Калужской области. Так, общий коэффициент рождаемости за 2013 г. составил 11,8 на 1000 человек населения. Такого высокого показателя не регистрировалось в регионе с 1991 года. За последние три года количество многодетных семей в Калужской области увеличилось на 2 тысячи. В прошлом году число детей, родившихся третьими или последующими в семье, на 9,7% превысило данные 2012 года.
В Калужской области неуклонно растет количество заключенных браков при одновременном снижении числа разводов.
Во многом это связано с прогрессивным региональным законодательством по вопросам охраны прав семьи и детства. В области успешно реализуются долгосрочные целевые программы:
- «Семья и дети Калужской области»,
- «Социальная поддержка граждан в Калужской обла-
сти»;
- «Доступная среда в Калужской области».
За счет средств областного бюджета дополнительно выплачиваются 10 видов пособий и компенсаций семьям, имеющим детей.
Всего в 2013 году из областного бюджета на социальные выплаты семьям с детьми израсходовано более 1 миллиарда рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели выделено только 358,8 млн. рублей.
В прошлом году в области введена новая мера государственной поддержки - ежемесячная денежная выплата на трех и более детей. Ее размер установлен на уровне регионального прожиточного минимума ребенка.
Более 2,5 тысячи многодетных семей стали получателями дополнительного материнского капитала в объеме 50 тысяч рублей, выделяемого из бюджета Калужской области.
Начиная с 2014 года семьям, имеющим четырех и более детей, выплачивается ежемесячное пособие в размере 600 рублей на каждого ребенка независимо от уровня доходов семьи.
К сожалению, для современного мира по-прежнему остро стоит проблема детского сиротства. Детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, немало и в нашей стране. При этом основная забота по поддержке и воспитанию таких детей ложится на плечи государства. Однако, по статистике дети-сироты, воспитываемые в государственных учреждениях, чаще всего повторяют судьбу своих родителей, тем самым, расширяя поле социального сиротства. Нужно всегда помнить, что сиротство - это красная кнопка, которая все время горит и сигнализирует: дети перестали быть безусловной ценностью для семьи и общества.
Вот почему особую значимость в Калужской области имеет проект семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его цель - защита прав каждого ребёнка и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье.
Отрадно, что с каждым годом число детей, получающих статус сирот, постепенно уменьшается. Если в 2007 г. их было 785, то в 2012 г. этот статус получили 373 ребенка. В 2013 году количество детей-сирот сократилось еще на 20 человек. Однако до полного искоренения социального сиротства, очевидно, еще далеко. Основной причиной этого явления остается неблагополучие семьи и алкоголизм родителей. Только в прошлом году более 250 родителей лишено родительских прав. Поэтому областное Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике продолжает вести системную целенаправленную работу по оказанию всех видов помощи нуждающимся детям.
Еще в 2010 году по показателю семейного жизнеустройства детей-сирот Калужская область находилась на четвертом месте среди регионов ЦФО, однако уже в 2011-2012 годах она стала второй после Владимирской области.
Сегодня 86,1% таких ребят воспитывается в приемных семьях Калужского региона. Это очень хорошая тенденция. Ведь средний показатель по ЦФО и в целом по России не превышает 78,9%. В 2013 году более 300 детей обрели своих родителей и наставников. Четверть из них передана в приемные семьи, 10% - усыновлены, остальные воспитываются в семьях опекунов и попечителей.
Важно отметить, что в области широко применяется возможность предварительной опеки. Благодаря этой
особой форме семейного устройства более половины ребят сразу передаются в семьи опекунов, минуя детские дома и интернаты. В результате число воспитанников социальных учреждений всех типов неуклонно идет на убыль. Если на 01.01.2013 г. их было 625 (против - 1053 детей в 2007 году), что с начала 2014 года в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на учете состоит только 485 ребят.
За последние десять лет более чем в 4 раза снизилось количество воспитанников детских домов. Самих же детдомов в регионе осталось только два. Для сравнения в 2004 году в области насчитывалось 14 таких учреждений.
Закрытие и перепрофилирование детских домов проводилось поэтапно, с учетом материально-бытовых условий, кадрового потенциала и технического оснащения. В обязательном порядке учитывались интересы детей и трудовых коллективов. Теперь на их месте работают детские сады и Центры социальной помощи семье и детям.
В Калужской области высоко поднят престиж приемной семьи. Ежегодно более 250 потенциальных родителей обращаются в органы опеки с желанием принять в свою семью ребенка, лишенного родительской заботы. Во многом этому способствует созданная система морального и материального стимулирования приемных родителей.
В сфере социальной политики большое внимание уделяется внедрению новых технологий и методов работы с семьями, профилактике сиротства, жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью активно используется опыт таких европейских стран, как Франции (по поддержке женщин, желающих совмещать воспитание ребенка с трудовой деятельностью) и Англии (по применению методики «Нумикон» для детей, испытывающих трудности при изучении математики). У швейцарских специалистов Калужская область позаимствовала практику социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, отдельные методы работы служб раннего вмешательства, механизмы психологической помощи семье и ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Из российских наработок используется опыт взаимодействия различных ведомств в Санкт-Петербурге по профилактике жестокого обращения с детьми, применению технологии «работа со случаем». В области широко применяются элементы столичной работы персональных помощников и интеграционных консультантов по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В решении проблемы сиротства активно изучается и опыт других российских регионов: Самарской, Тамбовской, Белгородской областей, Пермского края.
Серьезную помощь в реализации социальных программ оказывают различные Фонды и некоммерческие организации, в которых созданы Попечительские советы. Заинтересованное участие в ресурсной поддержке социальных проектов проявляют такие известные негосударственные фонды, как Детский Фонд «Виктория», Благотворительные фонды «Кто, если не я?», «Волонтёры - в помощь детям-сиротам», «Измени одну жизнь!».
Таким образом, сегодня можно уверенно говорить о том, что в Калужской области выстроена система эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, опеки и попечительства, социальных учреждений и общественных организаций.
Однако нельзя не упомянуть и о проблемных вопросах реализации региональной социальной политики.
Прежде всего, важно отметить, что любые социальные проекты требуют значительного ресурсного обеспечения. К примеру, в Калужской области при формировании бюджета более 80% средств закладывается на реализацию социальных программ. Только на финансирование работы областного Министерства по делам семьи, демографической и социальной политики в 2014 году выделено более 8 млрд. руб. Кстати, это тоже «ноу-хау» региона. Созданная в 2008 году госструктура, соединила в себе полномочия исполнительной власти, финансовые ресурсы и реальные механизмы поддержки социально незащищенных слоев населения. Региональное министерство отвечает и за разработку стратегии по стабилизации социального климата региона.
Успешное и своевременное решение ряда наиболее острых социальных проблем невозможно без должной поддержки на федерльном уровне. Прежде всего, это касается вопросов обеспечения жильем детей-сирот. В 2012 году на эти цели область получила из федерального бюджета 76,1 млн. рублей. В прошлом году российским законодательством изменены возрастные ограничения для детей-сирот, нуждающихся в решении жилищного вопроса. В результате, несмотря на явное увеличение потребности в жилье, федеральный бюджет практически в 3 раза сократил финансовую поддержку региона. В одном лишь 2013 году на обеспечение детей-сирот жилфондом требовалось более 200 млн. руб. Однако федеральный бюджет компенсировал региональные расходы только в сумме 25,2 млн. рублей.
Очевидно, что финансовые и иные возможности субъектов Российской Федерации не одинаковы. Но ясно и то, что нельзя всерьез рассчитывать на существенное сокращение масштабов социального сиротства, не ставя во главу угла его профилактику. Под эту идеологию надо активно перестраивать и организационную структуру органов опеки и попечительства, и нормативные документы, и само содержание работы. К тому же надежная защита прав и интересов детей, преодоление масштабного социального сиротства - это цели, которые достижимы только при совместной работе органов власти, бизнеса и общества.
Сегодня в ряде российских регионов зарождается новый формат социально-экономических отношений - так называемое социальное предпринимательство. Без сомнения Калужская область может стать хорошей площадкой для развития этой перспективной формы многостороннего сотрудничества. Полагаем, что активизации этой деятельности могли бы способствовать налоговые льготы для экономических субъектов, задействованных в социальных проектах. Причем эти меры должны быть закреплены на законодательном уровне.
Что касается общих тенденций улучшения социального климата и устройства детей-сирот, наиболее приоритетными задачами в данной сфере должны стать:
- снижение административных барьеров при оформлении документов на усыновление, опекунство и попечительство;
- выработка четких критериев для подбора каждому ребенку оптимальной семьи и защиты детей-сирот от недобросовестных усыновителей и опекунов;
- развитие механизмов оценки моральной готовности кандидатов в замещающие родители, их способности к созданию приемной семьи;
- стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, повышение жизненного уровня населения;
- возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи, в том числе возрождение и
пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме, уважении к ребенку.
Из числа конкретных проектов, требующих немедленного решения, особый приоритет должен быть отдан программам по решению жилищных проблем многодетных семей.
Так, с января 2014 года в Калужской области введена дополнительная социальная выплата, позволяющая возместить проценты по ипотечному кредиту многодетной семье. Такое право будет предоставляться при условии, что на каждого члена семьи приходится менее 11 кв. метров общей жилой площади. В области также реализуется проект по предоставлению финансовой помощи многодетным семьям на приобретении или строительство жилья. В 2014 году в областном бюджете на эти социальные выплаты запланировано 133,5 млн. рублей. Однако этим средств явно недостаточно, чтобы покрыть все жилищные потребности семей.
Не менее важной задачей является обеспечение жильем детей-сирот. Приоритетом должно стать строительство жилья в экономически развитых территориях с тем расчетом, чтобы воспитанник детского дома или патро-натной семьи смог гарантированно трудоустроиться по соответствующей специальности.
Развивая институт замещающей семьи, важно продолжать работу по созданию и развитию Центров профессионального сопровождения семей. Следует и дальше развивать механизмы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов, совершенствовать институты наставничества и последующей социальной реабилитации детей. Для детей с ограниченными возможностями необходимо развивать семейные формы ухода и социального сопровождения после достижения ими совершеннолетия.
Следует также рассмотреть вопрос о законодательном закреплении ответственности родителей за немотивированный отказ от собственного ребенка, а также о принудительных работах для тех, кто не желает трудоустраиваться. Это позволит частично возместить затраты на воспитание детей в социальных учреждениях.
Не менее актуальна подготовка кадров в сфере защиты прав и интересов детей на основе междисциплинарного подхода. Необходимы изменения в самом механизме получения профессии «специалист по опеке и попечительству».
Кроме того, должно быть сформировано грамотное информационно-образовательное пространство для понимания обществом значимости семейных ценностей, роли семьи в воспитании детей, важности развития и укрепления семейных традиций. Люди должны стать социально грамотными и толерантными к семьям, воспитывающим как родных, так и приемных детей.
В совокупности это даст мощный толчок к развитию семейных форм устройства детей-сирот, совершенствованию системы сопровождения приемных семей, повышению уровня жизни каждого, кто волею судьбы остался без родителя, опекуна или попечителя.
Список литературы:
1. Итоговая коллегия министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области// Официальный портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/semya/Mer/Vmin/de tail.php?ID=156898/ (дата обращения 25.10.2014)
2. Социальная защита детства// Онлайн-каталог статей по социальной работе. URL: http://soc-work.ru/article/626 / (дата обращения 26.10.2014)
BUILDING A GEOCENTRIC ORGANIZATIONAL CULTURE: IMPLICATIONS FOR THE ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT PRACTITIONER
Maria S. Plakhotnik
Doctor of Education, the National Research University "Higher School of Economics", Saint-Petersburg
Globalization is a process that has "leveled" or "flattened...the global competitive field" [1, p. 8]. "What the flattening of the world means is that we are now connecting all the knowledge centers on the planet together into a single global network, which.could usher in an amazing era of prosperity and innovation" [1, p. 8]. People around the world are connected and can compete and collaborate together, becoming the new dynamic force of globalization. Globalization has brought numerous innovations and transformations in the political, economic, social, cultural, and other aspects of our lives. One of these trends is an emergence of global corporations. The purpose of this paper is to discuss how organizational development professionals can foster a geocentric organizational culture of a global corporation.
First multinational companies began their transition into becoming global about 30 years ago [2]. The emergence of global companies was suggested by Perlmutter in 1969 [3]. He argued that in the nearest future only those corporations would survive that have in their missions both profitability and social acceptance. In other words, global companies seek for symbiotic relations with other entities. In biology, symbiosis "connotes reciprocal relations between organisms which live in close proximity, of similar and different species. The
relationships are mutually advantageous, and essential to survival" [3, p. 280]. Therefore, global companies seek to establish a win-win form of relationships with other entities. The underlying premise of the global company is a possibility of finding a balance between making profit and being socially responsible, a niche and cooperation between small and large businesses, and a cautious use of non-renewable and development of renewable resources. The symbiotic enterprise is characterized by a geocentric orientation towards internationality: management decisions are based on strategic priorities; key employees are selected from a worldwide pool; best practices are sought globally and integrated throughout the organization. Management is synarchic (i.e., based on networks and systems) and values both quality and quantity and both efficiency and people. This enterprise utilizes wide range of technologies. Rewards and evaluation are given based on mission (i.e., profit and social value). Many global companies represent so-called household names (e.g., CocaCola, HP, BP, General Electric) and can be found in many industries, such as IT, electronics, home appliances, food, and energy. The number of these companies is gradually growing [4].