Выпуск 80, 2018
Вестник АмГУ
55
УДК 364
П.С. Баландина, Л.Л. Романова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Исследуется проблема подготовки выпускников к процессу успешной социализации и адаптации в обществе. Подчеркивается, что одним из важнейших направлений деятельности любого государства является защита прав и законных интересов детей, профилактика социального сиротства, дальнейшее устройство детей-сирот.
Ключевые слова: дети-сироты, социальная адаптация, социальная работа, постинтернатное сопровождение.
NORMATIVE AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE POST-NATAL SUPPORT OF THE GRADUATES OF ORGANIZATIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITH OUT PARENTAL GUIDANCE IN THE AMUR REGION
In the article the question of post-residential supporting of orphanage graduates is considered. The problem of graduates' training to the process of successful socialization and adaptation in society is analyzed. It is underlined that one of the main directions of any government is rights and interests protection, prevention of social orphanage, further organizing the life of children orphanages.
Key words: orphans, social adaptation, social work, post-institutional accompaniment.
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум - это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих» - к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; от определенной заданности жизни в учреждении - к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже получив профессиональное образование, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, нередко становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы они чувствовали себя эмоционально и психологически защищенными. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помогает постинтернатное сопровождение, которое можно рассматривать как технологию социальной работы.
56
Вестник АмГУ
Выпуск 80, 2018
Вместе с тем анализ литературы подтверждает, что проблемы сиротства и постинтернатного сопровождения изучены недостаточно. Только с недавнего времени организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали ориентироваться не только на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана, но и на адаптацию детей в постинтернатный период.
В целях уточнения и операционализации эмпирически значимой информации авторами был проведен контент-анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность служб и отделений по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Амурской области.
Анализ полученных данных позволил сформулировать следующие основные выводы.
Наличие большого количества нормативно-правовых актов, касающихся постинтернатного сопровождения, свидетельствует, что данная проблема актуальна.
Анализ федеральных законов позволяет сделать вывод, что постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне характеризуется преобладающим социально-юридическим направлением, в частности это оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых проблем, предоставление консультативных услуг по вопросам профессиональной ориентации и т.д.
В группе документов типа «федеральные подзаконные акты» преобладающим в постинтернатном сопровождении является психологическое направление - организация работы по повышению психологической устойчивости, организация реабилитационных мероприятий.
Можно отметить, что в группе документов типа «региональные законы» преобладающим в постинтернатном сопровождении является информационно-аналитическое направление, в частности анализ данных о клиентах, обследование их жилищно-бытовых условий, составление программы сопровождения и отслеживание ее результатов.
Анализ документов типа «региональные подзаконные акты» показал, что преимущественным здесь является медицинское направление - санитарно-просветительская работа, индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек, консультации по планированию семьи и работа с молодыми мамами.
При анализе документов типа «приказы министерства социальной защиты населения Амурской области» в качестве направляющего было выделено преобладающее направление постинтернатного сопровождения - организационно-методическое, в него входят организация деятельности специалистов служб (отделений), участие специалистов в работе методических объединений, разработка памяток и буклетов для клиентов.
В заключение можно сделать вывод, что все типы документов дополняют друг друга в отношении постинтернатного сопровождения. Несмотря на то, что в Амурской области данный вид услуг появился недавно (в 2015 г.), следует отметить: нормативно-правовая база здесь уже достаточно сформирована.
1. Килина, И.А. Центр профориентации и постинтернатного сопровождения: опыт становления и перспективы развития // Образование. Карьера. Общество, 2012. - С. 36-42.
2. Костенко, М.А. Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2014. - С. 15-20.
3. Солодянкина, О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. - Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2017. - С. 236.