Научная статья на тему 'Специфические особенности социально-психологических и личностных проблем воспитанников-сирот интернатных учреждений: (вопросы теории и практики)'

Специфические особенности социально-психологических и личностных проблем воспитанников-сирот интернатных учреждений: (вопросы теории и практики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИРОТ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PERSONAL PROBLEMS OF ORPHANS BROUGHT UP IN BOARDING SCHOOLS / ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION IN A RESIDENTIAL SETTING / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА / DEVIANT BEHAVIOR OF A TEENAGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестеров Артём Юрьевич

В статье анализируются основные аспекты социально-психологических и личностных проблем детейсирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Автором выявлены основные факторы, способствующие социально-психологическим проблемам воспитанников-сирот интернатных учреждений, это прежде всего девиантное поведение ребёнка-сироты следствие того, что ребёнок был лишён в первую очередь, семейного окружения, которое выразилось в форме ранней депривацией неформального общения со взрослыми например, как «недостатком родительской ласки», элементарного родительского внимания, заботы, любви, а иной порой и в (адекватно соизмеримую меру) родительского наказания. Автор публикации иллюстрирует иерархическую структуру социальных проблем детей-сирот, находящихся на пограничном этапе между домом (биологической семьёй) и интернатным учреждением. Также на наш взгляд остаётся важная проблема для детей-сирот, это своевременное обеспечение отдельным жилищем в соответствии с ФЗ-159 от 21.12.1996 г. по достижению совершеннолетия. Как правило выпускник интернатного учреждения по выпуску из него уходит с неудовлетворёнными (не решёнными) основными проблемы, касающегося его гарантированного государством жилища. Делаются общие выводы по данному исследованию. Статья сдана в редакцию 02.02.2018 г.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main aspects of the socio-psychological and personal problems of orphans raised in boarding schools are analyzed. The author identifies the main factors contributing to the socio-psychological problems of orphans in residential institutions, this is primarily the deviant behavior of an orphaned child because the child was deprived of the first place, the family environment, which was expressed in the form of early deprivation informal communication with adults for example, as a "lack of parental affection", elemental parental attention, caring, love, and sometimes even (in a comparable manner) parental punishment. The author of the publication illustrates the hierarchical structure of social problems of orphans who are at the borderline between the house (biological family) and boarding school. Also, in our opinion, there remains an important problem for orphans, this is a temporary provision of a separate dwelling in accordance with FZ-159 of 21.12.1996 on reaching adulthood. As a rule, a graduate of a boarding school for graduation leaves with him unsatisfied (unsolved) basic problems related to his state-guaranteed housing. General conclusions are drawn on this study. The article was submitted to the editorial office on 02/02/2018.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности социально-психологических и личностных проблем воспитанников-сирот интернатных учреждений: (вопросы теории и практики)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.4.07_

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАННИКОВ-

СИРОТ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И _ПРАКТИКИ)_

Нестеров Артём Юрьевич,

кандидат социологических наук, ст. преподаватель МГУТУ им. К.Г. Разумовского

(Москва, Россия)

SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL AND PERSONAL PROBLEMS OF VICTORIES-ORPHANS OF INTERNATIONAL INSTITUTIONS: (QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE)

АННОТАЦИЯ:

в статье анализируются основные аспекты социально-психологических и личностных проблем детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Автором выявлены основные факторы, способствующие социально-психологическим проблемам воспитанников-сирот интернатных учреждений, это прежде всего девиантное поведение ребёнка-сироты следствие того, что ребёнок был лишён в первую очередь, семейного окружения, которое выразилось в форме ранней депривацией неформального общения со взрослыми - например, как «недостатком родительской ласки», элементарного родительского внимания, заботы, любви, а иной порой и в (адекватно соизмеримую меру) родительского наказания. Автор публикации иллюстрирует иерархическую структуру социальных проблем детей-сирот, находящихся на пограничном этапе между домом (биологической семьёй) и интернатным учреждением. Также на наш взгляд остаётся важная проблема для детей-сирот, это своевременное обеспечение отдельным жилищем в соответствии с ФЗ-159 от 21.12.1996 г. по достижению совершеннолетия. Как правило выпускник интернатного учреждения по выпуску из него уходит с неудовлетворёнными (не решёнными) основными проблемы, касающегося его гарантированного государством жилища. Делаются общие выводы по данному исследованию. Статья сдана в редакцию 02.02.2018 г.

ABSTRACT:

in the article the main aspects of the socio-psychological and personal problems of orphans raised in boarding schools are analyzed. The author identifies the main factors contributing to the socio-psychological problems of orphans in residential institutions, this is primarily the deviant behavior of an orphaned child because the child was deprived of the first place, the family environment, which was expressed in the form of early deprivation informal communication with adults - for example, as a "lack of parental affection", elemental parental attention, caring, love, and sometimes even (in a comparable manner) parental punishment. The author of the publication illustrates the hierarchical structure of social problems of orphans who are at the borderline between the house (biological family) and boarding school. Also, in our opinion, there remains an important problem for orphans, this is a temporary provision of a separate dwelling in accordance with FZ-159 of 21.12.1996 on reaching adulthood. As a rule, a graduate of a boarding school for graduation leaves with him unsatisfied (unsolved) basic problems related to his state-guaranteed housing. General conclusions are drawn on this study. The article was submitted to the editorial office on 02/02/2018.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, социально-психологические и личностные проблемы сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, социализация и социальная адаптация в условиях интернатного учреждения, девиантное поведение подростка.

Keywords: orphans and children left without parental care, socio-psychological and personal problems of orphans brought up in boarding schools, socialization and social adaptation in a residential setting, deviant behavior of a teenager.

Проблемы беспризорности и социального сиротства усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность - острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потреб-

ность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков [9].

Также можно с уверенность констатировать и тот факт, что социальные сироты и беспризорные

дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской беспризорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего и может иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков; формирование социально проблемной молодежи; резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом [17].

В Федеральном Законе от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые определены такие понятия, как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот [6].

Такое явление, как «социальное сиротство» (дети остаются без попечения при живых родителях), сегодня приобретает всё более широкие масштабы, так как растёт количество детей из неблагополучных семей и семей с низким уровнем жизни. Так же имеется категория так называемых «скрытых сирот», к которым относят безнадзорных детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи [9].

Беспризорность и социальное сиротство - это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться.

Основной причиной, по которой дети лишаются попечения родителей, является лишение родительских прав. В целом, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются: отказ от ребёнка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка, а также лишение родительских прав родителей ребёнка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей [5].

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, носят социальный, медицинский, психологический, педагогический характер.

Одной из основной причины, по мнению, И.Ф. Дементьевой, Т.З. Козловой, А.Ю. Нестерова, Г.И. Осадчей, И.И. Осиповой, Т.И. Шульги, Е.И. Холо-стовой, проблем социального характера является социальный статус ребёнка-сироты в интернатном учреждении, по мнению исследователей, такой ребёнок является - «ничьим» ребёнком при живых родителях.

Как правило, ребёнок-сирота, воспитывающийся в интернетном учреждении испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, так как в

данных учреждений всё внимание педагогов и воспитателей сосредоточено на группе детей (которая состоит от 8 - 12 детей) [вспомогательная социально-психологическая проблема в становлении личности]. Дети привыкают к покровительству взрослых - у них формируется иждивенчество [основная и очень серьёзная проблема, которая наблюдается у подростка на протяжении всей осознанной жизни], для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интернатного учреждения такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы, т.к. самостоятельно приобрести продукты питания, равномерно и пропорционально распределить свой личный бюджет на 30 календарных дней; вести домашнее хозяйство; отсутствие коммуникативных навыков, правовой культуры и многое другое [3].

Среди проблем медицинского характера следует отметить повышенный риск заболеваемости детей-сирот: поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесённых родовых травм и других факторов. Неврозы, обусловленные психическими травмами, частые хронические патологии так же имеют место. Для большинства детей характерны отставания в уровне физического, психического и интеллектуального развития [9, 10].

Особенно бьют тревогу проблемы сирот социально-психологического характера. Чаще всего они определяются ранней депривацией неформального общения со взрослыми, например, как «недостатком родительской ласки», элементарного родительского внимания, заботы, любви, а иной порой и в (адекватно соизмеримую меру) родительского наказания. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной (биологической) семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт отчуждения ребёнка от семьи. Такую вынужденную разлуку сирота воспринимает почти как смерть своих родителей. Детское население, так же, как и взрослое, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться.

По нашему мнению, на этапе первичного социального сиротства, когда несовершеннолетний самостоятельно уходит из дома от пьющих родителей, как правило такие подростки предоставляются самим себе, занимаются «бродяжничеством», «попрошайничеством» и естественно вовлекаются в криминальную среду от без исходства (промышляют мелкие кражи) с основной целью пропитаться, после того как осваиваются в криминальной среде, занимаются вандализмом и разбойными нападениями с участием взрослых бездомных граждан. Также ранее мы в своих научных трудах определяли девиантную модель поведения данного подростка, оставившего самостоятельно не благополучную семью, как «детская беспризорность» -данный феномен сопровождается следующими социальными проблемами, это отсутствие постоянного место жительства и/или место пребывания, это вовлечение в криминальную среду, как правило

данное положение несовершеннолетнего является экстремальным, которое тесно граничит с жизнью и смертью [11, 12, 13, 14].

Далее мы, приведём следующую иерархическую структуру социальных проблем детей-сирот, находящихся на пограничном этапе между домом (биологической семьёй) и интернатным учреждением:

1. отсутствие постоянного места жительства («бездомность», «безнадзорность каких-либо взрослых», «бродяжничество», «подростковая преступность - криминальность» и т.д.);

2. разрыв отношений с биологическими родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками и т.п.;

3. отчуждение от всех институтов первичной и вторичной социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских учреждений и т.п.);

4. незанятость (учебой в школе / в секциях, кружках и т.д.).

Педагогическая забота и внимание сотрудников и педагогов интернатных учреждений не может компенсировать детям семейного общения [Если нет такого положительного (семейного) опыта у ребёнка, то возникнит в будущем ещё одна проблема сирот, это «создание собственной семьи». Как правило более 60% выпускников интернатных учреждений не могут до 25 - 28 лет связать узы брака, е если и создаётся брак, то он носит временный характер и зачастую не зарегистрированных в органах исполнительной власти (ЗАГСе). Такая форма семейной пары определяется, как «сожительство» без каких либо обязательств] [13].

Как правило все выпускники интернатных учреждений по выпуска, общаются в ограниченном кругу («кругу - сирот»). Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной замкнутости, эмоциональной холодности, повышенной уязвимости, агрессивности (ребёнок стремится обвинить окружающих, не умеет и не желает признать свою вину и другое). Именно «родительская депривация» является основной причиной диспропорционального развития детей-сирот в интернатных учреждениях, а не «наследственность» и органические нарушения [9].

Множество исследований доказывает, что ребёнок-сирота, лишённый родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, тёплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный «Я-образ» [10, 17].

Результаты исследований проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывает на низкую эффективность механизмов социализации личности, которая происходит в условиях депривации.

Негативные факторы депривации детей-сирот:

1. у детей либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путём подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит явно негативный характер;

2. жёсткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в интернатном учреждении, делают невозможным усвоение воспитанником всей гаммы социально-ролевых отношений. В условиях интернатного учреждения у подростка, формируется особая ролевая позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в современном обществе;

3. ранний детский возраст ребёнка-сироты несёт в себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов «сиротства» - утрату базового доверия к миру, которая проявляется в «агрессивности», «подозрительности» (как правило, такие подростки не доверяют взрослым, всего опасаются);

4. затруднён процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль, что является следствием специфики организации жизни сироты в интернатном учреждении, где функции контроля принадлежат педагогам [9, 10].

Таким образом, нарушения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений с социальной средой [9].

И, основная и на наш взгляд самая важная проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустившихся из интернатных учреждений России, это своевременное обеспечение собственным жилищем. Так, например, действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений, однако реализация прав на жилье детей-сирот на практике может быть затруднена. И помогать своим воспитанникам обязана администрация образовательного учреждения, предпринимая меры для получения ими жилых помещений согласно действующему законодательству.

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ, устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт [4]. Также статья 109.1. Чч.1, 2 ФЗ-15 от 29.02.2012 г. гарантирует предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1.

1 См.: Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 № 15-ФЗ.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм [6].

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет ещё и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом №48-ФЗ2, а также ст. 121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ [3, 5, 7, 8]. При этом, исходя из положений Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 (п. 1.2. ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ), органы местного самоуправления имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству3.

Так, в судебной практике имели место случаи, когда по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц [15].

Внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23 -летнего возраста. Однако при этом социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого

помещения... Поэтому Верховный суд РФ, указывает на то, что достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение [16].

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учётом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребёнку-сироте жилое помещение.

И, в завершении данной проблемы, которая всегда была и будет по урегулированию злободневной проблемы, т.к., «обеспечение отдельным жилищем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Президент России В.В. Путин утвердил перечень поручений по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщает «Российская газета». Как сообщается В.В. Путин, поручил рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов обеспечения жильем детей-сирот, готовящийся к выпуску из интернатных учреждений (достигнувших совершеннолетия), в том числе о возможности предоставления жилья по выбранному ими месту жительства и упрощения процедуры закупки помещений у граждан на вторичном рынке. Согласно данному поручению, в августе - сентябре 2017 года должны быть внесены поправки в законодательство РФ (данные поправки получили одобрение в Парламенте РФ), предусматривающие единый порядок формирования списка детей, подлежащих обеспечению жильем на вторичном рынке. Также документ предусматривает создание информационной системы со сведениями об оказании им социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не старше 23-х летнего возраста) [16].

Также Правительству РФ совместно с региональными властями предстоит разработать порядок взаимодействия регионов по вопросам реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на получение социальной

2 См.: Федеральный закон "Об опеке и попечи-

тельстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ.

3 См.: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

поддержки, в том числе в части, касающейся обмена информацией при реализации ими права на обеспечение собственного жилища. Ответственными за исполнение поручений глава государства назначил премьер-министра Д.А. Медведева, а также высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (как отмечается в документе) [16].

Литература:

1. Конфенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. (Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1. Вступила в силу в СССР 15.09.1990 г.).

2. Конституция РФ, 1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) ч. 3 ст. 40.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

6. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

8. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. - М.: Экзамен, 2004. - 736 с.

10. Никитина, Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога [Текст] /

Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - Москва: Владос, 2005. - 245 с.

11. Нестеров, А.Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений : на примере Кемеровской области : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Нестеров Артем Юрьевич; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. - Москва, 2013.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 1322/63.

12. Нестеров, А.Ю., Герасимов, А.Ю. Профессионализация подростков-сирот в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования. [Текст] / А.Ю. Нестеров, А.Ю. Герасимов // Человеческий капитал. - 2011. № 5'2011 (29). - С.195-198.

13. Нестеров, А.Ю., Емельянов, Е.П. Адаптация детей-сирот муниципальных интернатных учреждений к современным социально-экономическим условиям. [Текст] / А.Ю. Нестеров, Е.П. Емельянов // Человеческий капитал. - 2011. - № 8'2011 (32). - С.205-209.

14. Нестеров, А.Ю. Феномен социального сиротства в современном российском обществе. [Текст] / А.Ю. Нестеров // Человеческий капитал. -2011. - № 8'2011 (32). - С.223-228.

15. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, №1).

16. РИА Новости. РГ. [электронный ресурс] / режим доступа: https://ria.ru/disabled (1сП/20170207/1487363429.1Пт 1/ (дата обращения: 18.01.2018).

17. Поддубная, Т.Н., Поддубный, А.О. Защита детства в Российской Федерации [Текст] // Справочник социального педагога-психолога / Т.Н. Под-дубная, А.О. Поддубный.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С. 193-197.

18. Холостова, Е.И. Социальная политика. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 204 с.

© Нестеров, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.