Научная статья на тему 'Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта личностно ориентированного обучения'

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта личностно ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1563
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГYМАНИЗАЦИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБPАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПРИНЦИП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / АНГЛИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО OБУЧЕНИЯ / ЕNGLISH PEDAGOGY / PERSONALLY-ORIENTED EDUCATION / HUMANIZATION / VARIATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / PRINCIPLE OF GOAL-SETTING / SYSTEM OF A PERSONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчакова Е. И.

В данной статье произведен сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта личностно ориентированного обучения. Произведен анализ образовательной ситуации. Проанализирована гуманистическая направленность личностно ориентированного обучения. На основе проведенной оценки показана необходимость разработки национального образовательного стандарта. Обоснованы выводы о том, что анализ зарубежного опыта призван помочь России избежать ошибок в процессе заимствования и применения эффективных технологий личностно ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горчакова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of foreign and domestic experience of personality-oriented education

This article contains comparative analysis of foreign and domestic experience of personality-oriented education. The educational situation analysis is held. Humanitarian direction of personality-oriented education is analyzed. On the basis of the evaluation held the necessity of national education standard is shown. There is a conclusion that foreign experience is attracted to help Russia avoiding mistakes in the process of adopting and appliance of efficient technologies of personality-oriented education.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта личностно ориентированного обучения»

Е. И. Горчакова, учитель англ. языка, средняя общеобразовательная школа № 566, г. Москва, Россия dilena-2002@yandex.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В российском образовании развитие личностно ориентированного обучения происходило неравномерно: периоды повышенного внимания к проблеме сменялись периодами спада интереса. Начало XX века характеризовалось широким распространением идей психометрии, в том числе и в СССР. В 20-е гг. прошлого века интеллектуальное тестирование и дифференциация по способностям, заимствованные у зарубежной школы, заняли место в практике школьного и профессионального обучения, а также в форме профуклонов в опытных и экспериментальных учреждениях. 30-е гг. были ознаменованы спадом интереса к личности, что объяснялось политической обстановкой в государстве, отягощенном излишней идеологизацией и жесткой регламентацией.1 :

В 60-е гг. имело место увеличение числа научно-практических разработок в области личностно ориентированного обучения. Этого требовало введение производственного обучения, обусловившего распределение учащихся по профилям, (естественнонаучный, гума нитарный) в ходе которого учащиеся полу чали не только общие знания, но и специ альность.

В основе обучения лежало приобретение учащимися фактологических знаний в узкоспециализированных предметах с акцентом на нау^ и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя не отводилось места

Новый всплеск внимания в проблеме личностной ориентации в отечественной педагогике произошел в 80—90-е гг. и был вызван глобальной сменой парадигм как в общественно-экономической, так и образовательной сфере и усилением интереса к личности. Ранее существовавшая советская образовательная система отличалась жестко регламентированными, унифицированными учебными планами. В основе обучения лежало приобретение учащимися фактологических знаний в узкоспециализированных предметах с акцентом на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя не отводилось места. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределением рабочей силы.

Государственно-политические и со-циально-экономиче-ские преобразования конца 80-х — начала 90-х годов способствовали разрушению преж-= ней системы и положили начало комплексной модернизации современного российского образования. Гуманизация, личностная ориентация, новые концепции гражданского образования

нашли свое место в образовательном процессе.

Они оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую -автономию высших учебных заведений, обеспечив многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В результате реформ, в системе общего образования появились негосударственные (частные) учебные заведения, школы с углубленным изучением предметов (лицеи, гимназии).

В настоящее время российская система образования представлена в следующем виде:

— дошкольное образование, которое дает детям элементарные знания. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года

Несмотря на рекомендации государственного уровня, концепция личностной ориентации образования до сих поp не нашла

собственной смысловой ниши и практики воплощения в широкой педагогической деятельности.

(ясли) и находятся там до 6 лет (по желанию родителей).

— начальное образование, которое начинается с полных 6 лет и длится в течение

- 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Дети могут получать начальное образование в гимназиях или лицеях, поскольку в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — = с 1 по 11 классы.

— неполное среднее образование в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, которое длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

— полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в вуз. Это право распространяется также на окончившего любое про-

фессиональное учреждение, однако с 2009 года выпускники профессиональных учреждений обязаны сдавать ЕГЭ для поступления в вуз.

Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ.

Идея личностно ориентированного образования нашла выражение в законодательных актах Российской Федерации. Ориентация на личность образовательного процесса отражена во многообразии видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и способности индивидуума, а также в обеспечении учащимся свободного выбора форм образования.

Вместе с тем сегодняшняя система образования в России фактически не располагает достаточными условиями для практической реализации идей личностной ориентации.

Система образования функционирует в алгоритмизированном режиме, где и дети, и педагоги, и администрация вынуждены выполнять четкие правила, по которым она организована. Определены содержание образования в виде стандартов, последовательность его усвоения в виде «расписания», формы итогового контроля в виде ЕГЭ и т. д. Учителя, и ученики, а также педагогическая общественность и ученые минимально включены в процедуру выработки образовательной стратегии и тактики ее воплощения в организации учебно-воспитательного процесса.

Анализ образовательной ситуации показывает, что, несмотря на рекомендации государственного уровня, концепция личностной ориентации образования до сих пор не нашла собственной смысловой ниши и практики воплощения в широкой педагогической деятельности. Под ориентированным на лич-

Система образования функционирует в алгоритмизированном режиме, где и дети, и педагоги, и администрация вынуждены выполнять четкие правила, по которым oна организована.

На пpактике организация педагогами личностно ориентированного обучения и воспитания ограничивается отбором методов преподавания, учебной литерaтуры и пособий, определяет содержание факультативных занятий, лужков, спецкурсов.

ность учебно--воспитательным процессом многие представители администрации образовательных учреждений продолжают понимать в лучшем случае профильную и уров-невую дифференциацию процесса. На практике организация педагогами личностно ориентированного обучения и воспитания ограничивается отбором методов преподавания, учебной литературы и пособий, определяет содержание факультативных занятий, кружков, спецкурсов. В рамках этой деятельности обучающимся в большинстве образовательных учреждений предоставляется возможность лишь выбора профиля класса, направленности дополнительных занятий.2

Средства внутриклассной личностной ориентации, индивидуальное продвижение по программе и использование инновационных методов обучения остаются вне поля зрения большого числа педагогов.

Гуманистическая направленность личностно ориентированного обучения призвана пробудить интерес к неповторимости личности, раскрыть ее творческий потенциал.

Данная задача, по мнению автора, может быть разрешена посредством организации педагогического процесса, основанного на парадигме гуманного личностно ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод растущего человека, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся.

Автор считает, что так же, как и в Англии, к процессу модернизации отечественного образования и личностной ориентации в частности можно применить модель гуманистического подхода, реализуемую через структур-= но-организационный, содержательный, процессуальный и лич-ностно-мотивационный компоненты.

Исходя из того, что в основе педагогического процесса лежит принцип целе-

полагания, можно говорить о том, что выбор форм и методов в образовании должен производиться с учетом основной цели образования. Одной из задач западной педагогики является воспитание личности, способной к самостоятельному достижению цели. В отечественной педагогике ни на одном из этапов развития не стояло цели формирования личности. Преобладала коллективная форма обучения, расставляющая приоритеты в пользу общественных и государственных интересов.

Первым шагом на пути гуманизации должна стать смена ориентиров, с целью организации обучения, ориентированного на учащегося.

Примером может служить английская педагогика с системой персонифицированного обучения, учитывающей психолого-физиологические особенности личности. В российской системе образования, главным образом, развитие получают утилитарные исследования социально значимых индивидуальных качеств, связанных с усвоением образовательной программы или выбором будущей профессии. Для улучшения качественной составляющей образовательного процесса, в рамках концепции «интеграции в мировое сообщество», по мнению автора, необходимо учитывать зарубежный опыт и применять методы и технологии личностной ориентации, направленные на учет и использование подлинно индивидуальных, личностно важных особенностей учащихся (особенностей мышления, стиля познавательной деятельности, творческих способностей).

В целях реализации гуманистического подхода необходимо изменить все элементы образовательного процесса: систему образования, содержание обучения, формы организации и методы обучения.

В отличие от Ан- =

глии, в России недостаточно реализуются программы обучения специальных и одаренных учащихся. В Британии в большинстве случаев одаренные учащиеся обучаются

Одной из задач западной педагогики является воспитание

личности, способной к самосиятельному достижению цели. В отечественной педагогике ни на однoм из этапов развития не стояло цели формирования личности.

Практика совместного «инклюзивного» обyчения благополучных и специальных детей получает все большую пoддержку в российском обществе.

в гимназиях или лицеях, поэтому английские педагоги традиционно уделяют больше внимание индивидуальной «тьюторской» работе учащихся со специальными консультантами, представителями местных властей, преподавателями университетов, способствующими наиболее полному раскрытию способностей, творческого потенциала. Подобная практика крайне необходима и для отечественной школы. Не охватывает всех нуждающихся в особом подходе детей сеть специальных учебных заведений России. В концепции о модернизации указываются пути решения данной проблемы: предполагается, что часть детей, а именно дети с ограниченными возможностями здоровья, будут обеспечены медико-психологическим сопровождением для обучения преимущественно в общеобразовательной школе, дети с более серьезными нарушениями будут направляться в специальные школы и интернаты.3

Практика совместного «инклюзивного» обучения благополучных и специальных детей получает все большую поддержку в российском обществе. Для сравнения в Англии инклюзивное обучение начало практиковаться гораздо раньше, с середины прошлого века, и с тех пор приносит высокие результаты.

Гуманистический подход в образовании предъявляет требования к содержанию образования. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается создание необходимых условий для достижения нового качества общего образования за счет изменения _ его структуры и содержания, продолжительности обучения на каждой ступени.

Модернизация содержания образования поставила вопрос о необходимости разработки национального образовательного стандарта. В недавнем прошлом роль образовательного стандарта играли учебные планы и программы, жестко регламентированные, инвари-

антные, единообразные, не обеспечивающие условия для развития личности и предусматривающие большой объем содержания учебных дисциплин.

Появление в России нового типа учебных заведений (частных школ, гимназий, лицеев, УВК) потребовало внедрения нового поколения образовательных стандартов. В рамках решения поставленных задач были разработаны и введены в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности образовательных учреждений.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие образовательный минимум содержания основных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).4

В новом стандаpте учтены изменения, внесенные в систему образoвания вследствие ее модернизации: переход к четырехлетнему начальному образованию, введение профильного обучения на старшей ступени, усиление социально-гуманиарной направленности образования.

Многочисленные разработки в области содержания образования нашли воплощение в трехкомпонентном стандарте общего образования, включающего федеральный компонент, устанавливаемый государством; национально-региональный компонент, утверждаемый субъектом Российской Федерации, компонент образовательного учреждения, устанавливаемый непосредственно образовательным учреждением.

Новый государственный стандарт существенно обновил и разгрузил содержание образования, были подготовлены новые программы по всем школьным предметам, федеральный базисный учебный план, перечисляющий минимизированный набор образовательных областей, и примерные = учебные планы, предназначенные для учреждений общего образования. В новом стандарте учтены изменения, внесенные в систему образования вследствие ее модернизации: переход к четырехлетнему начальному образованию, введение профильного обучения на старшей ступени, усиление социально-гуманиарной направленности образования.

Федеральным базисным учебным планом было установлено соотношение между

федеральным компонентом, национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения: на федеральный компонент отводится не менее 75 % от общего норма- =

тивного времени, отводимого на освоение основных программ общего образования; на национально-региональный компонент — не менее 10 %; на компонент образовательного учреждения — не менее 10 %. Наличие двух последних компонентов способствовало повышению вариативности учебных программ: высвобождаемое время может использоваться для углубленного изучения учебных предметов базисного учебного плана, с целью введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов. Это создает дополнительные возможности для личностной ориентации обучения: проведения индивидуальных и групповых занятий, организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.5 Вариативность программ незначительно уменьшается от начальной школы к полной средней школе, а затем резко усиливается в старшей школе (до 44 %).

Механизмом ориентации на личность в системе полного среднего образования России стало профильное обучение. В концепции о модернизации образования указывается необходимость пересмотра структуры и целей профильного обучения (как неотъемлемой части полного среднего образования), которое представляет собой специализированную подготовку учащихся старших классов общеобразовательной школы, ориентированную на личностную ориентацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации об-

Сейчас опpеделена необходимость пеpеориентации системы образования с содержательной и пpоцессуальной составляющей на целевую и результативную.

Министерству oбразования следует нормировать не содержа ние учебного матеpиала/ а результативный аспект.

разовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии = с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории».6

Обновление данного элемента полного среднего образования идет в направлении разработки гибкой системы профилей и преемственности начальной, средней и высшей ступени образования.

Введение профильного обучения позволяет создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования представлен двумя уровнями, базовым и профильным. Подобные принципы построения федерального базисного учебного плана предоставляют учащимся возможность выбора профильных и элективных учебных предметов.

Элективные учебные предметы представляют собой обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения и способствуют углублению знаний и удовлетворению познавательных интересов учащихся в различных сферах человеческой деятельности.

В ряде случаев в IX классе школы организуется предпро-фильная подготовка учащихся. Как при профильной, так и пред-профильной подготовке министерством рекомендуется деление классов на группы.

Сейчас определена необходимость переориентации системы образования с содер-

жательной и процессуальной составляющей на целевую и результативную, подобно тому, как это осуществляется в Англии. В основе утверждения новой парадигмы должно лежать изменение структуры образовательного стандарта, которая определена ст. 7 Закона «Об образовании». Министерству образования следует нормировать не содержание учебного материала, а результативный аспект, «цели» («аиатшепиаг£е18», «о^есИуе8»), ставшие главным критерием оценки эффективности обучения в английской школе.

Для английской педагогики характерна ориентация на «обязательный минимум», при этом на государственном уровне задаются нормы результативности обучения, нежели элементы содержания в виде учебных планов и программ. Успех отдельно взятого школьника оценивают согласно его индивидуальному «образовательному портфолио», выражающему результат образовательных усилий учащегося.

Идеи гуманистического воспитания и личностно ориентированного обучения реализуются как за рубежом, так и в России в свободных открытых школах (М. А. Балабан, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, А. Ямбург, А. Н. Тубельский и др.). В этих учебных заведениях корректируются учебные планы и программы, формы и методы занятий, способы проверки и оценки знаний учащихся, принципы комплектации учебных групп. Новизна подобных школ, лицеев, гимназий и колледжей состоит в диверсификации учебных программ.

В стремлении к мировой интеграции в сфере образования России не нужно забывать о собственных интересах. В российской системе образования были особые черты, присущие только России. В частности, к российской традиции можно отнести учет результатов олимпиад и медалистов, индивидуальный подход к процессу поступления в вузы, выражающийся в вариативности форм проведения экзамена.

Российская школа и педагогика прочно встала на путь модернизации образователь-

ной сферы. Однако, в отличие от Англии Россия не всегда принимает взвешенные решения в вопросах ассимиляции новомодных веяний в мировой педагогике. Часто реформы осуществляются в ущерб традициям, проверенным временем и отражающим самобытность и аутентичность отечественного образования, на протяжении полувека отличавшегося высоким качеством подготовки специалистов по признанию мировой общественности. Так введение нового государственного образовательного стандарта пока не принесло желаемых результатов, поскольку в нем перечислены требования не к уровню подготовленности учащихся, а к уровню преподавания прописанных в нем тем.

Анализ зарубежного опыта призван помочь России избежать ошибок в процессе заимствования и применения эффективных технологий_ личностно ориентированного обучения. I'

1. Кирсанов А. А. Личностная ориентация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. С. 18.

2. Аванесов В. Стратегия развития образования в Российской Федерации. Докл. на IX межд. научн. конф. Россия: ключевые проблемы и решения М.: ИНИОН РАН, 11-12 дек. 2008 г. - Режим доступа: http://www.viperson.ru.

3. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э.Д. Дне-пров. - М.: ГУВШЭ, 2002. С. 80.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. С. 4.

5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

6. Там же.

Частo реформы осуществляются в ущерб традициям, проверенным вpеменем и отражающим самобытность и аутентичность отечественнoго образования, на протяжении полувека отличавшегося высоким качеодом подготовки специалистов по признанию мировой общественнoсти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.