Научная статья на тему 'Становление гимназического образования в республике Саха (Якутия)'

Становление гимназического образования в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронеева Валентина Васильевна

В статье описывается история гимназического образования в Республике Саха (Якутия), истоки которого берут начало в далеких семидесятых годах двадцатого века, когда по инициативе народного учителя СССР М.А. Мексеева в 1963 году в Верхневилюйске была создана школа передового опыта по преподаванию физики и математики. Автором раскрываются принципы, подходы, содержание и статус инновационных школ на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление гимназического образования в республике Саха (Якутия)»

Рассмотрим модель профильного обучения с созданием разновозрастных профильных групп в малокомплектной школе (схема 2).

Указанные на рисунке профили являются лишь условными, так как обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану и обучающиеся могут выбрать те предметы, которые необходимы им в проектируемых профессиях. Элективные курсы проводятся по модулям, при этом учитывается нагрузка каждого обучающегося и учителя. Обучение в разновозрастных группах организуется с использованием интегральной технологии. При этом учитывается уровень обученности обучающихся при выборе варианта обучения разновозрастных групп (технологии составления учебных программ).

Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На наш взгляд, одним из эффективных путей решения этого вопроса является внедрение в учебно-воспитательный процесс интеграции современных технологий, таких, как УДЕ, технология схемных и знаковых моделей обучения, технология проблемного обучения, КСО. проектный метод с использованием образовательных средств ИК.Т. При эффективном сочетании данных технологий в любом из этапов учебной деятельности предполагается положительный результат.

Схема 2. Организация профильного обучения

УДК 37(091)(571.56)

Становление гимназического образования в Республике Саха (Якутия)

В.В. Софронеева

В статье описывается история гимназического образования в Республике Саха (Якутия), истоки которого берут начало в далеких семидесятых годах двадцатого века, когда по инициативе народного учителя СССР М.А. Алексеева в 1963 году в Верхневилюйске 6i>Lia создана школа передового опыта по преподаванию физики и математики. Автором раскрываются принципы, подходы, содержание и статус инновационных школ на современном этапе развития.

The article describes a history of gymnasia education in Republic of Sakha (Yakutia) which dates back to the seventieth of the 20,h century when people's teacher of USSR M.A. Alekseev initiated the foundation of the school of advanced experience in teaching physics and mathematics. The author reveals principles, approaches and status of innovative schools at their current stage of development.

Основа системы общего среднего образования из важнейших институтов общества, органически

- общеобразовательная школа, которая как один связанный с традициями и культурой народа,

___________________ способна работать на стабилизацию и изменение

СОФРОНЕЕВА Валентина Васильевна, директор муници- ОСНОВ общественной ЖИЗНИ. Эта способность ВО

пального образовательною учреждения "Саха гимназия" МНОГОМ зависит ОТ ТОГО, насколько глубока ее

г. Якутска. ........ _ связь с обществом, насколько адекватно она от-

ражает интересы народа. Поэтому школа, которая своими корнями уходит в глубинные основы жизни общества, помимо своих непосредственных задач, выполняет еще и функцию стабилизирующего начала в общественном развитии. Именно это объясняет отношение к школе, определяет ее роль и то место, которое ей отводится в жизни любого народа, и предопределяет характер се развития.

Характеризуя общеобразовательную школу Республики Саха (Якутия), необходимо отметить, что ее фундаментом является традиционная школа, одно из значительных явлений мировой культуры XX века. Эта школа смогла в кратчайшие сроки ликвидировать "безграмотность", поднять общий уровень образования, сформировать интеллектуальный потенциал парода саха. Идеи ответственности государства за развитие школы, образования в целом, обеспечение бесплатного и всеобщего среднего образования, высокого уровня подготовки, обеспеченной эффективной дидактикой, сегодня являются аксиомами образовательной политики развитых государств. Наследие традиционной системы образования стало основой многих национальных общеобразовательных школ, оказало значительное влияние на развитие системы образования республики.

Наша республика одной из первых завершила переход к всеобщему среднему образованию, характерной особенностью которого являлась концентрация основного контингента учащихся старших классов в средних школах. В республике функционирует около семисот общеобразовательных школ: начальных, базовых, средних, гимназий, лицеев, гимназий-колледжей, школ для детей с особенностями психического и физического развития и других. Обшсе количество обучающихся в дневной школе составляет более 185 тысяч человек.

Большинство исследователей пришло к выводу, что в начале XXI века модернизация российского образования, одним из основных направлений которой является переход на профильное обучение, продиктована современными социальными требованиями, предъявляемыми к сфере образовательных услуг, и предполагает создание механизма устойчивого развития данной сферы при сохранении государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении общего среднего образования. При этом введение профильного обучения является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создающим усло-

вия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Традиционно большое внимание в республике уделялось развитию сельской школы. Учащиеся сельской школы находятся в противоречивой ситуации выбора, когда они социально и этнокуль-турно связаны с селом, а экономически и информационно - с городом. Поэтому именно профильное обучение должно не только обеспечить их успешную социализацию, но и преодолеть барьер противоречия между селом и городом.

В середине 90-х годов XX века в республике началось осуществление эксперимента по апробации новых моделей дифференцированною обучения. В холе эксперимента была разработана и апробирована методология формирования учебно-нормативных документов (учебных планов, программ и нового поколения учебно-методических комплексов). Наряду' с дальнейшим развитием школ (классов) с уклонами, углубленным изучением отдельных предметов (по выбору ученика) широкое распространение получили профильные классы, в которых учащимся предоставляется возможность изучать несколько предметов на повышенном уровне с учетом их интересов и склонностей, а также были созданы новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, что являлось логическим следствием процесса перехода советской школы от унифицированных учебных программ к программам, учитывающим и интересы ученика.

Модернизация типов и видов общеобразовательных учреждений республики уходит корнями в семидесятые годы, когда в 1972-м была создана первая элитная школа - республиканская физи-ко-математическая школа при активном участии Министерства просвещения республики. Якутского государственного университета. Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. Её создание было своеобразным завершением подготовительного этапа развития инноваций в образовании республики, воплощением идей народного учителя СССР М.А. Алексеева, который в 1963 году создал в Верхневилюйске школу передового опыта по преподаванию физики и математики. В дальнейшем при поддержке Министерства просвещения в республике в 1966 г. были созданы физико-математические классы в Бютяйдяхе, Покровске и Якутске.

Последующий этап в развитии инновационных школ, начавшийся с конца 80-х - начала 90-х годов, был обусловлен внедрением механизмов совершенствования образовательной системы на основе современных парадигм образова-

ния. Среди них особо был выдвинут тезис отказа от единообразия школ и школьной системы, доказывалась целесообразность многообразия типов и видов школ.

В настоящее время в республике создана сеть инновационных школ, основной целью которой является подготовка интеллектуальной элиты через систему поиска и поддержки одаренных детей, специализации и повышения качества их подготовки. Существуют следующие виды инновационных школ:

- классические школы (лицеи, гимназии, колледжи), которые удовлетворяют потребности учащихся в качественном дифференцированном, профессионально ориентированном образовании, выполняют задачи целевой подготовки способных учащихся к интеллектуальному труду или определенному виду деятельности;

- авторские школы с нетрадиционным содержанием образования и способом обучения;

- региональные школы, направленные на возрождение, сохранение и развитие традиционной, духовной и материальной культуры народов (агрошколы. фермерские школы, школы малочисленных народов Севера):

- ассоциированные школы с привлечением иностранных партнеров;

- школы-лаборатории, являющиеся экспериментальными площадками вузов и различных НИИ.

Основные отличия инновационных школ от традиционных заключаются в следующем:

- стала меняться философия школы, происходит переход от предметно-дисциплинарной школы к школе личностно-ориентированного образования. Школа стала решать задачи не только вооружения знаниями, умениями и навыками, но и формирования исследовательских навыков у школьников и их профессионального самоопределения;

- активно применяются новые подходы к обучению, отмечаются системность и преемственность обучения. Многие выпускники школ имеют возможность продолжить обучение в вузах и колледжах, с которыми есть договоры и соблюдена преемственность обучения;

- все школы осуществляют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Наиболее продвинутые школы вышли на разработку индивидуальной образовательной траектории для учащихся. Ранее существовавший принцип "внимание на среднего школьника" заменен на принцип "внимание на лучших и на каждого";

- вариантность обучения в инновационных школах, переходящая в образовательное многообразие, сосуществование в рамках одной школы

различных педагогических культур. В настоящее время практически нет узкоспециализированной инновационной школы. При этом продолжает сохраняться главенствующая роль фундаментальных предметов;

- высокое качество преподавательского контингента. переход методической работы па уровень научно-исследовательской деятельности.

Дальнейшим этапом развития инновационных школ можно считать создание в 1997 году сети Президентских школ на базе гимназий. Целью создания сети является разностороннее образование учащихся, повышение интеллектуального, художественно-творческого, технического, спортивного потенциала республики, развитие всей системы образования республики. Среди инновационных типов школ особое место занимают гимназии.

Гимназическое образование - это образование общекультурного направления. В отличие от лицея гимназия не дает профессиональных умений квалификационного уровня, но создает необходимые условия для сознательного профессионального самоопределения и становится промежуточным звеном между школой и вузом.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в гимназии должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. ^П)лы<о_лчхная_взмМ1НШяз]2^Ш!о^ полнительного образования способна охватить все его аспекты и обогатить содержание и формы жизни, расширить образовательное пространство гимназии и построить иную функциональную модель деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.

Реализуя задачи дополнительного образования, гимназия разрешает существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой. создавать условия для свободного развития

личности, что является основой гуманизации образования. Дополнительное образование по самой сути является личностно-ориентированным, в огличие от базового содержания, продолжающего оставаться предметно-ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта.

Образовательный процесс в Якутской многопрофильной национальной гимназии представляет собой три взаимосвязанных, последовательно сменяющих друг друга ступени: начальная школа - основная школа - старшая профильная школа (физико-математический, социально-экономический, естественный, социально-гумани-тарный, филологический (с изучением немецкого языка) профили), причем каждая из них, в свою очередь, органично соединена с системой дополнительного образования.

Наполнение вариативной части учебного плана гимназии ведется по направлениям, обеспечивающим универсальность, [уманитарность образования: культурологическому, коммуникативному, межнаучному. Предметное содержание каждого направления определяется соответствующими возможностями традиционных предметов. В качестве учебных используются программы:

- рекомендованные Министерством образования Российской Федерации для гимназий и Министерством образования Республики Саха (Якутия);

- для школ с углубленным изучением предметов;

- авторские и авторизованные, прошедшие экспертизу;

- обеспечивающие выполнение регионального образовательного стандарта.

Основная задача программ дополнительного образования - создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, вовлечения их в разнообразную творческую деятельность.

На каждой ступени обучения в учебном плане предусматривается в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным с точки зрения базового компонента. При этом предметное наполнение различных образовательных областей осуществляется как путем изучения предметов, входящих в федеральный компонент, так и за счет дисциплин, предусмотренных программой развития и концепцией школы: иностранные языки со 2-го класса, риторика - 1 - 5 классы. Таким образом, базовый компонент содержания образования обеспечивает неуклонное выполнение государственных образовательных стандартов.

Региональный компонент представлен курсами национальной культуры, экономики и геогра-

фии Якутии. Эти предметы способствуют освоению гимназистами исторического и культурного наследия, а также воспитанию учащихся в духе мира, демократии, прав человека, толерантности.

Школьный компонент учебного плана включает занятия развивающего цикла, усиливающие гуманитарную и естественнонаучную направленность обучения и ориентированность учебно-воспитательного процесса на сохранение и укрепление здоровья школьников. Данный компонент представлен следующими предметами: иностранный язык (углубление первого и изучение второго языка по выбору - английский, немецкий, китайский, японский); риторика, психология, спортивные занятия (плавание, шашки, шахматы).

Важнейшим стратегическим ориентиром организации учебно-воспитательной деятельности многопрофильной национальной гимназии является универсальность образования. Она способствует формированию у ребенка обшей картины мира, получению осознанных мировоззренческих и нравственных предпочтений.

Универсальность образования поддерживается базисным компонентом учебного плана и обеспечивается в процессе освоения широкого спектра учебных дисциплин, воздействующих на менталитет личности, способы формирования осознанных моделей поведения и активного освоения человеком ценностей культуры.

Дополнительное образование является составной частью всего образовательного пространства. Ценность его состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования учащиеся развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование в условиях гимназии - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Своеобразие дополнительного образования включает: целенаправленное добровольное использование ребенком своего свободного времени; свободу выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога и сочетать различные направления, формы занятий: творческий характер образовательного процесса; ор-

ганизацию неформального содружества детей и взрослых; получение допрофессионатьной подготовки.

К принципам дополнительного образования необходимо отнести следующие: дополнительность, непрерывность, системность, гуманиза-иия. добровольность, конкурентоспособность, креативность, вариативность.

Этапы дополнительного образования включают: обучение, воспитание и развитие человека, учебную и практическую деятельность.

Солержание дополнительного образования в гимназии представлено следующими направлениями: художественно-эстетическое, научно-техническое. эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное. туристско-краеведческое, культурологическое, экономико-правовое.

Способы организации дополнительного образования в гимназии осуществляются через:

- вовлечение учащихся в исследовательскую, творческую деятельность; расширение деятельности через летние научно-практические экспедиции, в ходе которых происходит соединение теоретических и практических сторон материала, комплексное изучение темы исследования, развитие умения жить в коллективе, сбор материала по фольклору и этнографии, экологии. В гимназии организуются этнографические, краеведческие экспедиции, экспедиции юных экологов, спортивно-оздоровительный лагерь;

- включение исследовательской деятельности в учебный процесс, расширение форм зашиты творческих работ: защита курсовых работ на экзаменах. зашита рефератов, защита творческих работ на заседаниях методических объединений, защита курсовых проектов, отчет о проведенных экспедициях перед учителями, учащимися, творческий отчет, стажировки в НИИ:

- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования детей: клубы, спортивные школы, Дворцы, студии;

- взаимосвязь с учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры;

- взаимосвязь с учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования.

В основной школе создается разветвленная и многообразная сеть дополнительного образования. Это курсы двух основных видов: предметно-ориентированные и межпредметные. В гимназии внедряются такие курсы, как основы журналистики, культура речи, математика и жизнь, практикум по математике, история права, элементы математической статистики, курсы по выбору на основе телекоммуникационных технологий, основы компьютерной грамотности, компьютерная

графика, конфликтология, социология и статистика, прикладная экономика, проблемы окружающей среды, современные направления в медицине. вопросы современной физики, избранные вопросы биологии и генетики, химический эксперимент, экспериментальный практикум и т.д.

Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования но данному учебному предмету. Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей ио выбору учащихся.

Элективные курсы в гимназии выполняют гри основные функции:

а) являются надстройкой над профильными предметами, дополняют их, поддерживают изучение смежных предметов на профильном уровне. К ним можно отнести математическую статистику, математическую логику, теорию вероятности, технический перевод, страноведение, зарубежную литературу, практическую стилистику;

б) развивают содержание одного или нескольких базисных предметов, изучение которых в гимназии осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит интересующимся школьникам получить дополнительную подготовку и сдать ЕГЭ по этим предметам на профильном уровне. Это такие курсы, как начертательная геометрия и инженерная фафика, основы компьютерной грамотности, валеологии, экологии;

в) удовлетворяют специфические познавательные интересы школьников в областях, выходящих за рамки выбранного ими профиля, но способствующих их разностороннему личностному развитию. Это - информационный бизнес, современный этикет, культура речи, математика в архитектуре.

Содержание курсов включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. Они могут разрабатываться и проводиться за счет привлечения ресурсов иных образовательных учреждений. Подобными курсами могут быть такие, как "Основы журналистики", "Современные направления в медицине", "Социология и статистика". Продолжительность курсов длится одну четверть. Нужно использовать академические формы обучения, ориентированные на включение инновационных педагогических технологий. Перспективными являются коммуника-

тивные, групповые занятия, организация проектно-исследовательской деятельности.

Как показывает опыт экспериментальных школ, такой подход к разработке учебного плана дает образовательному учреждению широкие возможности для введения одного или нескольких профилей, а учащимся - необходимый набор профильных и элективных курсов, которые в конечном итоге составят их индивидуальные образовательные программы. Гимназистам старшей профильной школы предоставляется возможность освоения образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план гимназиста строится в результате набора профильных учебных предметов и элективных курсов с учетом нормативов учебного времени, установленного санитарными правилами и нормами.

Таким образом, на современном этапе становления гимназического образования в Республике

Саха (Якутия) гимназии имеют статус "учебного заведения средней степени", ориентированы на:

а) восстановление классического образования, вплоть до изучения греческого языка и латыни;

б) реалистический путь - приспособление к запросам личности и России как государства. Отличаются восстановлением статуса, предполагающего: отбор учащихся по основаниям одаренности; наличие сильного педагогического коллектива с элитной прослойкой высококвалифицированных педагогов и комфортной психологопедагогической атмосферы; обновление форм и содержания образования; предметную элитарность; ориентацию учащихся на умственный труд. Необходимость создания элитарных школ, на наш взгляд, продиктована актуальностью формирования интеллектуального потенциала и определения рациональных путей модернизации образования.

УДК 069.01 069.8 069:316

Социализирующее влияние музея на становление и развитие личности

- М.И. Решетникова

Раскрыто влияние музея на становление и развитие личности, анализированы пути социализации в разных эпохах исторического развития человечества. л5л

The influence of the museum in becoming and development of the person is opened, the ways of the socialization in different epoch of historical development of mankind are analyzed.

В условиях формирующегося информационного общества XXI века сложившийся процесс становления и развития личности не укладывается в традиционные рамки семьи, учебно-воспитательных учреждений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, общественных организаций, учреждений культуры и досуга, круга общения, всей микросреды, составляющей среду обитания человека. Существенное место в этом процессе может занять музей, который сумеет построить свою деятельность в полном соответствии с учетом закономерностей развития личности как основного объекта, на который направлено культуросозидающес воздействие музея. Научное осмысление принципов воспитания

РЕШЕТНИКОВА Мария Ивановна, к.н.н.. доцент кафедры педагогики педагогического института Якутского государственного университета.

средствами музейной деятельности находится в прямой зависимости от определения роли и места музея в системе социализации индивида.

Социализация - это процесс и результат включения человека в определенный социум, освоения и воспроизводства им исторически сложившегося социального опыта: принятие требований, норм и принципов общественных отношений; формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций. В процессе социализации вовлеченный в мир культуры человек средствами образования, воспитания включается в жизнь социума, обретает зрелость, становится личностью, индивидуальностью.

Как целостный и научно осмысленный процесс социализация заявила о себе лишь в XX ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.