Научная статья на тему 'Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия)'

Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия)»

Библиографический список

1. Выготский, Л. С, Мышление и речь. М., 1999

2. Свинцова, В. И. Логика: Учеб. Для вузов. - М.: Высш. Шк., 1987.— 287 с.

3. Словарь иностранных слов. - М. 1979.

УДК 37

Г. И. Алексеева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Из анализа истории структурирования содержания профильного обучения в старшей ступени школы видно, что характерные для сегодняшнего дня социальная дифференциация населения, повышение роли образования, появление различных видов образовательных учреждений (школ повышенного уровня и платного образования) приводят к снижению престижа массовой школы.

Первая профильная школа появилась в 1960-ые годы, когда в республике почти не было своих высококвалифицированных кадров. Тогда, в Верхне-вилюйске М. А. Алексеев, народный учитель СССР, открыл первый физикоматематический класс, после которого специализированные классы с углубленным изучением математики, физики, химии появились по всей республике. Параллельно с профильным обучением развивалось профессиональное обучение на базе средних общеобразовательных школ. Учащиеся получали промышленные и сельскохозяйственные профессии. В республике появились свои высококвалифицированные кадры.

В 1980-90-е гг. открылись инновационные школы различного типа (лицеи, гимназии, колледжи), реализующие также профильное обучение, но больше нацеленные на поступление учащихся в вузы. В результате выпускники школ успешно продолжали обучение в престижных вузах России, доказательством чему могут служить данные Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров: за последние 10 лет количество студентов за пределами республики выросло в 2 раза.

Но недостатками данной системы образования являются:

- элитарное образование охватывает лишь 5-10% учащихся по России и 10-15% по республике;

- сохранение знаниевой направленности обучения;

- отсутствие гибкости (наличие жестких профилей);

- значительная перегрузка учащихся.

К перечисленному можно добавить проблему, отмеченную А. А. Пинским [5] существующую кардинальную отраслевую замкнутость образования, которая во многом продолжает пока работать «на саму себя», становясь практически изолированной отраслью и, не получая оперативно используемых сигналов от своих основных потребителей - рынков труда и непосредственных потребителей образования (обучающихся, семей), т. е. от общества в целом.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что на современном этапе развития образования стоят следующие задачи:

- удовлетворение социально-экономических потребностей республики в трудовых ресурсах;

- реализация индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Под региональной образовательной средой мы понимаем комплексную

систему государственно-общественных отношений в образовании, осуществляющую новые, адекватные современным общественным потребностям, подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития региональной сферы образования и предполагающую необходимое комплексное обеспечение их реализации на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях.

Процессы, происходящие в обществе, предоставили широкий простор для становления новых форм и способов взаимодействия между различными составляющими российской системы образования, для самостоятельности, предприимчивости, инициативы всех субъектов образовательной деятельности. Однако этот процесс происходит на фоне глубоких преобразований в стране, порождающих огромное количество социальных, экономических, нравственно-психологических и других проблем, протекает достаточно трудно и противоречиво.

Таким образом, возникает объективная необходимость трансформации административного управления в образовании в региональное образовательное пространство, в котором система государственно-общественных отношений в образовании осуществляет новые, адекватные современным общественным потребностям подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития региональной сферы образования.

Приоритетами, прежде всего, выступают доступность, качество и эффективность образования. Это предполагает комплексное обеспечение образовательной деятельности в регионе на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях. Только эффективное взаимодействие всех четырех уровней обеспечит успешное развитие региональной образовательной сферы в современных условиях. Такая система создается в Республике Саха (Якутия).

Региональное самоуправление становится одним из важнейших инструментов формирования гражданского общества и многие проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на региональном уровне. Именно здесь фокусируются заказ государства, образовательные потребности и ожидания личности, конкретных социальных групп, сосредоточены обеспечение и организация образовательного процесса.

Анализ республиканской системы образования в данном аспекте позволил констатировать следующее: центр теряет многие содержательные функции в управлении образованием, исчезает единое информационное пространство страны, успех зависит не от возвращения к старым директивным подходам и силовым методам, а от способности компетентно проектировать образовательное пространство на конкретной территории. Это предполагает и стимулирование инициатив регионов, совместное проектирование и программирование образовательной деятельности.

В настоящее время и в целом определены задачи республиканского образовательного пространства:

- отражение (максимально полное и научно обоснованное) социальноэкономических, политических, информационных, технологических и др. процессов, происходящих в мире и в России;

- реализация индивидуальных информационных потребностей и запросов в образовании для любого жителя республики;

- трансформация информационных потоков как средства управления людскими массами в средство развития творческого потенциала личности;

- учет культурно-исторических традиций, национальных и ментальных особенностей республики;

- гибкое и адекватное реагирование на быстро изменяющиеся социально-экономические реалии республики;

- обеспечение условий для развития образовательных институтов и коллективов, многообразия образовательных программ и проектов;

- усиление субъективной составляющей в республиканской системе образования, развитие инициативы и творчества педагогического персонала;

- ориентация на обратную связь между «образующей» и «образующейся» системами, осуществление рефлексивного анализа процессов развития.

Выбраны следующие основные направления деятельности в целях создания республиканского информационно-обучающего пространства:

- создание Центра новых информационных технологий, государственного учреждения высшего профессионального образования (Якутский институт дистанционного образования);

- создание сетевого объединения образовательных учреждений республики на основе применения современных информационных технологий, разработки системы дистанционного повышения квалификации педагогических кадров в республике;

- участие в республиканском эксперименте по мониторингу качества образования;

- подготовка к работе с новыми информационными технологиями посредством изучения, апробации и популяризации интеллектуальных динамических игр; рапнее приобщение детей к интеллектуальным играм, воссоздание и модернизация с учетом современных реалий национальных игр якутского парода;

- создание организационно-педагогических основ деятельности образовательных учреждений с учетом национально-региональных особенностей (изучение условий эффективности обучения предметам естественнонаучного цикла на родном языке, учет этнопедагогического своеобразия обучения и воспитания сельских школьников граждановедению, основам рыночной экономики и др.);

- экологизация школьного образования;

- разработка и апробация новых педагогических технологий.

Следует также отметить, что важно учитывать европейский опыт. К общеевропейским приоритетам в области развития новых информационных и коммуникационных технологий и создания образовательного пространства относятся:

- развитие образовательных сетей, информационной и коммуникационной техники в школах;

- развитие электронной торговли при особом внимании к проблемам защиты данных в сетях, авторского права, электронной подписи;

- исследовательская деятельность, поддержка европейского программного производства, цифрового телевидения, спутниковых средств коммуникации и мультимедиа;

- обновление условий труда и создание новых рабочих мест;

- глобализация сотрудничества и либерализация торговли.

Инновации в технологии приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, и тем самым, оказывая воздействие в целом на развитие системы образования. Новые технологии в учебном процессе позволяют:

- изменять стиль работы преподавателей, сложность решаемых ими задач;

- развивать новые педагогические методы и приемы;

- проводить структурные изменения в педагогической системе.

Важная функция преподавателя - поддержка обучающегося в его деятельности, его успешному продвижению в мире учебной информации, облегчение решения возникающих проблем, помощь в освоении большей и разнообразной информации. Предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании использования более активных и интенсивных взаимодействий

между ними, чем в традиционном обучении, где преобладает обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником происходит довольно слабо. Современные коммуникационные технологии позволяют делать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя дополнительных усилий.

В связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных отмечаются следующие изменения:

- усложнение деятельности по разработке программ;

- необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных программ;

- усиление требований к качеству учебных материалов;

- возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

- усиление функции поддержки обучающегося;

- возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами

и видеоустановками характерны для корректного развития образовательного пространства. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение данных технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению среди них безработицы.

Эффективная организация современного образовательного пространства предполагает развитие интерактивности обучения. Выявлены следующие основные пути развития интерактивности современного регионального информационно-обучающего пространства:

—применение методов традиционных компьютерных обучающих систем, компьютерных вопросов-ответов;

- развитие методов информационного ресурса на базе технологий гипертекста, гипермедиа, мультимедиа и др.;

- развитие интерактивных обучающих сред на базе телекоммуникационной сети;

- использование спутниковой связи в процессе дистанционного обучения, сочетание телекоммуникационной сети, спутниковой связи и других телекоммуникационных технологий, объединение различных систем телекоммуникаций посредством общего пользовательского дружественного интерфейса.

Важным компонентом развития являются активные действия обучаемого по освоению учебного материала. Стимулирование активности обучаемого в современном учебном процессе предполагает оптимальное сочетание активных действий обучаемого с автоматизированным управлением учебным процессом; развитие равноправного партнерства преподавателей и обучаю-

щихся в ходе учебного процесса; развитие активности дистанционных групп. Наиболее ответственный момент при реализации принципа активности обучаемого в учебном процессе - это правильное распределение познавательной активности между учеником и обучающей программой (системой).

Еще одним компонентом развития современной региональной образовательной среды является открытое партнерство учителей и самостоятельно обучающихся учеников, которые во многом сами направляют и контролируют свой учебный процесс. Субъектом современного образования в некоторых случаях выступает не индивид, а группа равных в определенных отношениях обучающихся. Развитие и применение технологий учебных телеконференций также предоставляют возможности телесвязи преподавателя с группами обучаемых. При этом учебные группы могут быть как реальными объединениями учеников, находящихся вместе в одной аудитории перед аудио-, компьютерной и видеоаппаратурой, так и виртуальными группами обучаемых. Главная педагогическая проблема заключается в том, чтобы вовлечь дистанционную группу в определение целей обучения и их реализацию.

Па основе имеющегося опыта можно говорить, что комплексный характер республиканского информационно-образовательного пространства проявляется:

- в целостном взаимосвязанном влиянии информационных и коммуникационных технологий на всю сферу регионального образования, включая такие ее характеристики, как ценностно-ориентационные, субъектно-деятельностные, организационно-управленческие и содержательные;

- в единстве динамичных связей, обеспечивающих кооперацию и солидарную ответственность различных социальных институтов как субъектов процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в региональное информационно-обучающее пространство;

- в комплексной реализации принципов культурно-исторической преемственности и этнографической направленности, вариативности, динамичности и открытости;

- в комплексном подходе к различным аспектам обеспечения развития республиканского информационно-обучающего пространства: методологическому, методическому, психолого-педагогическому, правовому и организационно-управленческому, ресурсному (кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому).

В блок социокультурного обеспечения программы развития республиканской образовательной среды входит решение следующих задач:

- изучение социокультурных потребностей республики;

- осознание механизмов взаимодействия региональных социокультурных и образовательных процессов, их согласование;

- разработка стратегий и моделей развития информационно-обучающего пространства для разных типов социокультурных ситуаций;

- повышение его восприимчивости к внедрению информационных и коммуникационных технологий, создание условий для нормального протекания инновационных процессов;

- инициация активности определенных социальных групп, которые являются участниками, инициаторами, а в дальнейшем - организаторами деятельности по внедрению информационных и коммуникационных технологий в региональное информационно-обучающее пространство, их научнометодическому обеспечению.

На основе полученных данных представляется возможным в предварительном порядке обосновать комплекс функций республиканского органа управления образованием по разработке и реализации региональной стратегии развития непрерывного образовательного пространства, в том числе:

- разработка и реализация региональной программы развития непрерывного регионального образования;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений республиканского подчинения, осуществляющих образовательную деятельность на основе информационных и коммуникационных технологий;

- лицензирование соответствующих образовательных учреждений в соответствии с порядком, утверждаемым федеральными органами;

-разработка предложений по формированию республиканского бюджета в части расходов на развитие информационных и коммуникационных технологий и соответствующих фондов развития образования;

- разработка республиканских нормативов финансирования образования, реализуемого на основе информационных и коммуникационных технологий;

- разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере информационных и коммуникационных технологий;

- разработка предложений о местных налогах и сборах на цели развития информационно-обучающего пространства;

- разработка предложений об установлении дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений средствами информационных и коммуникационных технологий;

- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров в области новых информационных и коммуникационных технологий;

- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области дистанционного образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

- издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

В целом республиканская система образования, реализуя образовательные потребности, выполняя индивидуальные образовательные запросы, формирует демократически ориентированного, широкообразованного, профессионально компетентного жителя республики, мобильного и способного к саморегуляции, самосовершенствованию и адаптации в динамично изменяющемся социуме.

В ходе введения профильного обучения происходят системные изменения в структуре и содержании общего образования, ко торые способствовали обновлению нормативно-правовой базы на федеральном, республиканском, муниципальном и школьном уровнях.

В инструктивных документах достаточно подробно даны рекомендации по организации эксперимента по введению профильного обучения, на основе которого экспериментальные площадки на муниципальном и школьном уровне должны разрабатывать нормативную базу.

Недостатком нормативной базы профильного обучения на федеральном уровне является то, что в них не заложены механизмы реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащихся.

В настоящее время разрабатываются концептуальные основы новых образовательных стандартов. Поэтому при разработке регионального (национально-регионального) стандарта следует, прежде всего, определиться с концептуальными положениями, учитывая при этом, национально-региональные особенности.

В проекте Закона о национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов Республики Саха (Якутия) в статье 3 «Функции национально-региональных стандартов» среди прочих можно выделить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Сохранение и развитие родных языков, национальных культур коренных народов республики, интеграция личности в систему культуры родного народа и народов, населяющих республику»;

- «Формирование и развитие национального самосознания, воспитание гражданина»;

- «Обеспечение вариативности учебных планов общеобразовательных учреждений и преемственности обучения на разных ступенях».

Вышеназванные положения, на наш взгляд, должны быть отражены в нормативных документах содержания образования. В региональном компоненте государственного стандарта:

- двухуровнево сть;

- базовый уровень должен отражать минимальный объем знаний и функциональную грамотность (компетентность) по предмету;

- обязательное изучение всеми обучающимися в республике якутского языка как государственного и национальной культуры.

Главной целью разработчиков проекта являлось обеспечение ИОТ на основании учета:

- действующих федеральных нормативных документов;

- приоритетных целей российской системы образования (направленность содержания образования на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся);

- приоритетных направлений государственной региональной образовательной политики (формирование у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства, трудовых навыков, культуры здоровья);

- специфики системы образования республики (обязательное среднее (полное) общее образование, наличие большего объема часов регионального (национально-регионального) компонента, разнообразие видов образовательных учреждений);

- положительного опыта предыдущих Базисных учебных планов (БУП) (часы внеаудиторной нагрузки учащихся: часы здоровья, учебно-проектная деятельность, практика).

Республиканский БУП разработан на основе федерального с сохранением его положительных моментов (годовым распределением часов, соответствием действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, принципом двухуровневого (базового и профильного) изучения предметов в старшей школе, сохранением возможности универсального обучения, включением федерального и регионального (национально-регионального) компонента).

В республиканском БУП закреплено обязательное изучение якутского языка как государственного или якутской литературы и культуры пародов республики в 1-9 классах для школ с русским языком обучения.

Между тем, для реализации ПОТ обучающеюся в проекте республиканского БУП закреплены положения, отличные от федерального.

1. Включение в региональный (национально-региональный) компонент часов внеаудиторной деятельности (физкультурно-оздоровительная деятельность, проектная деятельность, учебная практика (в днях) и консультации в 9 и 11 классах). Часы внеаудиторной деятельности направлены на формирование культуры здоровья, трудовых навыков у детей, стимулирование разнообразия типов школ, индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Деление классов на группы вне зависимости от количества учащихся:

- при проведении часов по выбору в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения в 7-9 классах (на три группы) независимо от наполняемости класса;

- при изучении предметов базового и профильного уровней в 10-11-х классах независимо от наполняемости в образовательных учреждениях одним классом-комплектом в параллели;

- при изучении элективных курсов в 10-11 классах независимо от наполняемости класса.

На наш взгляд, данные предложения обеспечивают основные принципы образовательной политики республики.

БУП для образовательных учреждений республики разработан на основе федерального БУП 2004 г., утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Он является нормативно-правовой основой для разработки учебных планов образовательных учреждений республики, реализующих программы общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения, родным (нерусским) языком обучения.

Республиканский БУП для I - [V классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для У-1Х классов - на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образовании, для Х-Х1 классов - ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения программ среднего (полного) общего образования. На основе республиканского БУП образовательное учреждение может разработать рабочий учебный план.

Определение годового объема часов позволяет образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, индивидуализировать образовательные программы.

Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, И—IV классы - не менее 34 учебных недель, У-Х1 классы - не менее 35 учебных недель. По согласованию с органами управления образованием и (или) по решению учредителей на ступенях основного и среднего (полного) общего образования продолжительность учебного года может быть продлена до 37 учебных недель.

Республиканский БУП предполагает 6-дневную учебную недешо. В случае выбора образовательным учреждением 5-дневной учебной недели, сокращение годового объема часов может произойти только за счет часов по выбору (компонента образовательного учреждения).

Федеральный компонент для I—1Х-х классов определяет количество учебных часов на изучение предметов федеральной компетенции. В Х-ХЗ-х классах обязательными базовыми учебными предметами федеральной компетенции являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание» (включая экономику и право) и «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и БУП РФ 2004 года, в республиканском БУП увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики [1; 2; 4].

При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание родного языка и литературы, рекомендуется

использовать следующим образом. В образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования отводить на преподавание учебного предмета «Русский язык», не менее 202 часов на ступени начального общего образования отводить на преподавание учебною предмета «Литературное чтение».

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета «Русский язык», не менее 245 часов на ступени основного общего образования отводить на преподавание учебного предмета «Литерагура».

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II класса. В образовательных учреждениях для малочисленных народов Севера изучение предметов «Якутский язык как государственный» в У-ХІ классах, «Иностранный язык» в II—IV классах могут быть введены по выбору образовательного учреждения.

Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество и ОБЖ) изучается с І по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также основы безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в ПНУ классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в 1-І! классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

Учебный предмет «Природоведение и родной край» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «География» - единый синтезированный учебный предмет физической и экономической географии без элементов экономико-политического содержания, переданных в учебный предмет «Обществознание».

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «06-

щество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет разгрузки разделов ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».

Учебный предмет «Искусство» изучается по IX класс включительно.

Учебный предмет «Технология» («Сагабыл») построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Изменения в составе учебных предметов в Х-Х1 классах. Образовательное учреждение может составить учебный план универсального или профильного вариантов обучения. При профильном варианте обучения обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается в объеме не менее 3-х часов в неделю в связи с реализацией задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет. «Естествознание», что позволяет:

- создавать широкие возможности для формирования целостной естественнонаучной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время, за счет использования резерва времени на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т. д.).

При введении данного интегрированного учебного предмета учитывается:

- республиканский БУП предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени является более острой;

- республиканский БУП предполагает необязательность выбора именно указанного варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

В содержание образования предметов федеральной компетенции рекомендуется вводить региональный (национально-региональный) компонент, отражающий природно-климатические, социально-экономические особенности республики в пределах 15% и объединяющий предметы региональной компетенции, часы по выбору (компонент образовательного учреждения).

К предметам региональной компетенции относятся «Родной язык», «Родная литература», «Культура народов Республики Саха (Якутия)», «Якутский язык как государственный»:

- предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения с I по XI класс;

- в образовательных учреждениях с русским языком вводится предмет «Якутский язык как государственный» с I по IX класс;

- в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения вводится предмет «Родной язык» с I по IX класс и «Родная литература» с I по XI класс.

Компонент образовательного учреждения используется для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением. Его также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание учебных предметов федерального и регионального компонента. В IX классе компонент образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

Для лицеев, гимназий, классов и школ с углубленным изучением предметов вводится дополнительный компонент образовательного учреждения из расчета 4 часа на каждый класс в соответствии с Типовым Положением о гимназиях в системе образования Республики Саха (Якутия) и типовым Положением о лицеях в системе образования Республики Саха (Якутия), принятого приказом Министерства образования' Республики Саха (Якутия) №01-06/344 от 03.07.97г. и зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) №1-0 от 31.07.97г.

В Х Х1-х классах курсы по выбору (элективные) - обязательные учебные предметы из компонента образовательного учреждения по выбору обучающихся. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

- «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для прохождения итоговой аттестации;

- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

При профильном обучении обучающимся предлагается выбрать не менее трех элективных курсов.

Аудиторная учебная нагрузка обучающихся состоит из часов, отведенных на инвариантную и вариативную части. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки. Следует иметь в виду, что различные учащиеся одного и того же класса могут выбрать разные составляющие вариативной части.

Классы делятся на две группы в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек по предметам:

- «Иностранный язык» (1-Х1 классы), «Технология» («Сатабыл») (У-1Х классы), «Информатика и ИКТ» (I—XI классы);

- «Естествознание», «Физика», «Химия» во время проведения практических занятий;

- «Русский язык» в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Классы делятся на две группы вне зависимости от наполняемости при

изучении:

- родного языка в зависимости от языковой принадлежности и уровня владения языком;

- «Физической культуры» в VIII—XI классах, «Технологии» в У-Х1 классах на группы юношей и девушек;

- предметов базового и профильного уровней в малокомплектных школах (при наличии более 10 человек).

При наличии необходимых условий и средств для изучения элективных учебных предметов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Часы внеаудиторной деятельности используются для организации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся, летней практики, проектной деятельности, занятий по основам безопасности жизнедеятельности, проведения консультаций.

Таким образом, при внедрении БУП, необходимо учитывать становление следующих моделей профильного обучения,

Межклассная одновозрастная модель, которую можно назвать традиционной, существующей во всех школах, реализующих профильное обучение.

Модель разновозрастных групп. Например, в Эльгетской средней школе Верхоянского улуса (района) освоение общеобразовательных учебных курсов происходит по классам. Освоение профильных и элективных курсов

проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах, состоящих одновременно из учащихся Х-Х1 классов. Учебно-воспитательный процесс разделен на три части. В первой части ведется изучение базовых предметов. Во второй части учебного дня по особому расписанию для каждой разновозрастной группы ведутся профильные предметы и элективные курсы. В третьей части осуществляется дополнительное образование по интересам учащихся (кружки, спортивные секции, студии эстетического направления). Разновозрастное обучение позволяет оптимально организовать профильное обучение в малокомплектной сельской школе.

Существенно важной для республики формой организации профильного обучения является сетевое взаимодействие:

1. Межшкольное взаимодействие по модели «класса-спутника», когда базовые предметы изучаются в своей школе, а профильные или элективные в опорной школе.

2. Сетевое взаимодействие на межулусном (межрайонном) уровне. Примером является созданное еще в 2001 г. межулусное объединение «Амма». Это кооперация школ трех улусов, расположенных по реке Амга. В конце каждой четверти на неделю учащихся вывозят в опорную школу, где занятия проходят методом погружения.

3. Взаимодействие школ с центрами дополнительного образования. Так, в Намском улусе Центр дополнительного образования «Туолбэ» (микросоциум) является учреждением, где проводятся элективные курсы для всех школ с. Намцы Намского улуса,

4. Взаимодействие с организациями, предприятиями, общественностью. Бологурская школа Амгинского улуса разработала ] [роект «Развитие образовательных учреждений как открытой системы в сельском социуме» совместно с администрацией села, сельской больницей, лесхозом, музеем. Многие сельские школы организуют производственную практику непосредственно на предприятиях, учреждениях. Примечателен опыт Тыарасинской средней школы Таттинского улуса, где используется технология “Уьуйу”, х е. индивидуальная работа ученика с мастером и опыт Намской политехнической средней школы, учащиеся которой проходят практику по элективному курсу «Младшая медицинская сестра» на базе больницы.

5. Взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Практически во всех улусах вошло в практику сотрудничество с вузами. Например, Сунтарский политехнический лицей обеспечивает не только профильное обучение, но и допрофессиональ-ную и профессиональную подготовку по нескольким специальностям. Лицей является партнером нескольких вузов: Якутского государственного университета, Якутской государственной сельскохозяйственной академии. С 2001 г. на базе лицея открыт колледж, который в 2003 г. был реорг анизован в филиал Якутского государственного инженерно-технического института.

Дюпсюнская педагогическая школа Усть-Алданского улуса сотрудничает с пединститутом Якутского государственного университета, Намским педагогическим колледжем. В учебном плане предусмотрены специальные предметы и часы педпрактики, которую учащиеся проходят в начальной школе.

Также характерна организация профильного обучения через ресурсные центры. В республике ресурсными центрами стали гимназии и лицеи, осуществляющие сессионное, дистанционное обучение. Бердигестяхская улусная гимназия Горного улуса разработала модель ресурсного центра, Положение о ресурсном центре профильного обучения, Положение о стимулировании педагогических работников, формы договора ресурсного центра со школами. Ресурсные центры оказывают как научно-методическую помощь учителям, так и помощь в организации и ведении профильных и элективных курсов.

Ряд школ в своей деятельности интегрирует различные формы организации профильного обучения. В лицее №2 г. Ленска образовательная программа представляет собой совокупность модулей:

— первый модуль - общеобразовательный, который включает в себя классы повышенного уровня, развивающего обучения, профильные классы;

— второй модуль - сессионное обучение для учащихся из числа рабочей молодежи (10, 11, 12 классы);

— третий модуль-дополнительное образование для подготовки к поступлению в вуз.

Интересен опыт работы в Таттинской гимназии по созданию профсоюзной организация школьников как органа детского самоуправления. Учащиеся УШ-Х1 классов, выбравшие соответствующую профессиональную сферу, представляют профсоюз со своим уставом, организационной структурой, содержанием работы, встречаются со специалистами, знакомятся со спецификой и особенностями профессий и специальностей. Деятельность в профсоюзах развивает коммуникативные способности школьников, навыки рефлексии и самоанализа.

Таким образом, в целом процесс формирования образовательного пространства профильного обучения является характерным для современной системы общего среднего образования.

Библиографический список

1. Габышева, Ф. В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель. - М.: МПГУ, 2001. 294 с.

2. Жафяров, А. Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной школы [Текст]: Учебно-дидакгический комплекс / А. Ж. Жафяров. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - 509 с.

3. Каспржак, А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М.: МИРОС, 1994. — 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Модернизация общего образования на рубеже веков: Сборник научных статей. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 200]. -213 с.

5. Пинский, А. А. Пред профильная подготовка: начало эксперимента. - М.: Альянс Пресс, 2004. - 312 с.

УДК 378,078

Л. И. Голиков

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Различными методами исследования доказано, что деятельность по решению математических проблем характеризуется большим своеобразием и не является простой качественной модификацией общих интеллектуальных процессов. Установлены специфичность и большое своеобразие психологического аспекта (механизма) познавательной и творческой деятельности в области математики («математического мышления»). Однако вследствие недостаточной изученности генезиса этой специфичности и комплексного характера математического познания и творчества - пути к более глубокому пониманию структуры «математического мышления» и математических способностей, по нашему мнению, надо искать в направлении проникновения в сложную диалектическую природу соответствующих продуктивных процессов и психических новообразований как единства общего и особенного (специального). В частности, Г. Д. Глейзер считает, что успех на пути исследований структуры «математического мышления» заложен в сопоставлении общих закономерностей мышления с методами математики, как объективированным воплощением специфически математических способов мышления [2].

Состояние сформированное™ пространственных представлений принято характеризовать таким понятием, как уровень их развития. Различные подходы к описанию уровней развития геометрического «мышления», «деятельности», пространственных представлений описаны А. Д. Ботвиннико-вым, В. А. Гусевым, И. Г. Вяльцевой, А. М. Пышкало, П.-Х. Ван Хиле и др. [4].

Г. Д. Глейзер в своих исследованиях детально с помощью специальной шкалы качества характеризует пять следующих условных уровней развития пространственных представлений школьников: «элементарный», «фрагментарный», «статистически-динамический», «динамический», «творческий». Анализ показал, что эти уровни приближенно соответствуют пяти этапам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.