УДК378.01
Рябцева Инна Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геологии и методики преподавания географии Кузбасской государственной педагогической академии, Ryabtseva2010@mail.ru, Новокузнецк
ИДЕЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ подготовки И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Ryabtseva Inna Vladimirovna
The dot sent of psychology-pedagogical kafedra of Kuzbass Academy of state service, Ryabtseva2010@mail.ru, Novokyzneck
THE IDEA OF PREPROFILE TRAINING AND PROFILE EDUCATION IN THE HISTORY OF PEDAGOGICAL SCIEN
На современном этапе развития системы образования актуализируются вопросы организации и осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Реализация этой идеи предполагает осуществление дифференциации образования, позволяющей учитывать интересы, склонности и способности школьников, профессиональные намерения подростков в отношении продолжения образования.
При всей новизне рассматриваемой проблемы в истории развития образования в нашей стране накоплен значительный опыт организации дифференцированного обучения.
Начиная с XVII-XVIII вв., в эпоху Петра I, создаются разные типы учебных заведений: церковные и светские школы, последние предполагают изучение специальных наук, по существу становятся профессиональными. Важное место в системе знаний получают математика, география, навигация, инженерия, медицина, артиллерия и прочие. С 1714 г. создаются цифирные школы, как этап подготовки к получению профессионального образования. В 1716 г. в Карелии на Петровском заводе открылась первая в России горнозаводская школа по подготовке квалифицированных рабочих и мастеров. Учащиеся приобретали практические навыки, изучая доменное, горное, кузнечное дело, среди «полезных наук» была география.
Создание школ соответствующих будущей профессиональной деятельности ширилось, появились артиллерийско-инженерная школа, Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, гарнизонная школа, адмиралтейская школа, Московская школа математических и навигационных наук. Их целью стала подготовка военных и инженерных кадров.
Начиная с XVIII в., во всех учебных заведениях нашей страны акцент был сделан на будущую профессиональную подготовку выпускников, обучение носило практико-ориентированный характер, выраженный в прикладной
направленности его содержания. В целом, в России в эпоху развития науки и производства начинают существовать два типа школ: светские общеобразовательные с дальнейшей подготовкой к поступлению в университет и профессиональные школы, способные подготовить квалифицированных работников по разным специальностям.
Расцвет российской экономики начала XVIII в. привел к реформе образования. Значимой стала мысль о том, что широкое общее образование должно предшествовать профессиональному. Поэтому со среднего школьного возраста закладывается основа профессионального образования, состоящая в необходимости привития учащимся навыков ремесел сообразно их индивидуальным способностям и возможностям.
Актуальность идеи ранней профессионализации проверена практикой развития образования на разных его этапах, начиная с петровских времен и по настоящее время. Так основой предпрофильной подготовки учащихся современной школы является задача формирования их готовности к выбору индивидуальной траектории продолжения обучения, поэтому вполне оправдан профориентационный характер образования.
Со второй половины XVIII в. проявился сословный характер воспитания в России. Однако дифференциация образования сохранилась: кадетские корпуса, «благородные» пансионы, школы домашнего воспитания. Остальные школы стали общеобразовательными, сочетающими общую образованность человека с профессиональными знаниями и умениями. После реформы образования (1782-1786 гг.) по всей территории страны создаются народные училища 2-х типов: в губернских городах - главные народные училища (5 лет обучения), в селах - малые (2 года обучения). Существующие единые учебные планы кроме предметных знаний, включали практико-ориентированные - по домоводству, искусствам, ремеслам для подготовки школьника к профессиональной деятельности. Значение приобретают те знания, которые имеют прикладной характер.
Таким образом, в России на протяжении XVII-XVIII веков сложилась дифференцированная система образования, а его содержание носило в основном практико-ориентированный характер, то есть образование выполняло заказ общества по подготовке человека к различным видам трудовой деятельности.
XIX в. ознаменовался новым этапом развития производительных сил. Обществу нужны были образованные люди, обладающие профессиональными знаниями и умениями. Просветительские реформы в России были связаны с появлением разных типов учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, лицеи. С 60-х г. согласно нового «Устава гимназий и прогимназий» все гимназии стали дифференцировать на классические, имеющие целью дальнейшее классическое университетское образование и реальные гимназии, для подготовки учащихся к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения. По содержанию образования реальные гимназии включали больший объем часов на изу-
чение предметов естественного цикла и получение практико-ориентиро-ванных знаний, чему способствовали и созданные в тот период времени первые специализированные кабинеты. В 1872 г. «Устав реальных училищ» закрепил существование нового типа учебных заведений - реальные училища, которые подразделялись на последнем году обучения на три отделения: механико-техническое, химико-техническое, общеобразовательное. Такая дифференциация образования позволяла профессионально ориентировать учащихся после окончания срока обучения (семь лет) для выбора видов практической деятельности.
В целом, развитие промышленного производства в России и обращенность ее к опыту зарубежных стран позволили изменить существующую систему образования, придать ей дифференцированный характер.
Выдающиеся российские педагоги К. Д. Ушинский, К. П. Победоносцев, В. И. Водовозов и другие на гребне происходящих перемен приветствовали идею подготовки школьников к практической жизни, считали, что привитие учащемуся любви к труду и воспитание из подростка активного труженика является главной целью образования. Педагогическая наука и практика в конце XIX начале XX вв. стремилась не только к созданию дифференцированной системы образования, но и к глубокому изучению личностных особенностей индивида с тем, чтобы выполнить социальный заказ развивающегося общества: подготовить высококвалифицированные кадры, опираясь на развитые в процессе обучения интересы и склонности личности, трудовые навыки подростков, с учетом индивидуальных особенностей и запросов человека.
В России конца XIX начала XX вв. была принята четкая дифференциация образования и выразилась в следующих типах образовательных учреждений. Это классические гимназии, позволяющие продолжить образование в университете и реальные училища, связанные с получением определенной профессии. Кроме того были распространены духовные семинарии, военные учебные заведения, женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища, кадетские корпуса, дворянские учебные заведения. С целью получения первоначальных профессиональных навыков Министерство народного просвещения выступило за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяющих дать учащимся предварительную профессиональную подготовку. Ученые поддерживали так популярную на западе и в США идею связи обучения с жизнью, то есть приобретение школьниками опыта практической, трудовой деятельности при условии сочетания общих и профессиональных знаний.
Наиболее разработанным оказался проект реальной школы И. А. Анопо-ва (8 лет обучения) в учебный план которой были введены предметы, имеющие прикладной характер (ведение сельского или городского хозяйства, работа на промышленных предприятиях, в системе транспортных услуг - на железной дороге и прочее). География наряду с другими рассматривалась как прикладная наука.
Таким образом, реализовывалась цель сближения общей и профессиональной подготовки, теории и практики. Одной из форм трудового обучения рассматривалась профессиональная ориентация.
Реформирование системы образования начала XX в. привело к дифференциации образования на старшей ступени обучения. С 1901 г. в России вводится единый учебный план и две ступени обучения: а) первая ступень (3 года обучения) предполагает для всех единую общеобразовательную подготовку; б) вторая ступень (4 года обучения) предполагает гуманитарно-классическое, новогуманитарное, реальное образование с преобладанием естественных наук, реальное образование с преобладанием математических наук. Во всех предметных областях было рекомендовано сочетать теоретические и практические занятия. В этой связи в географии, например, предполагались практикумы по построению графиков, диаграмм, схем, картограмм, неотъемлемой частью стала работа с картами. С целью подготовки учащихся к профессиональному образованию в школе изучались основы разных ремесел, профессий, практиковалось использование реальных орудий труда.
В начале XX в. Россия оказалась на пороге промышленной революции также как и многие другие развитые страны. Однако большей частью сельское население нашей страны было безграмотным, а время диктовало условия быстрого насыщения рынка труда высококвалифицированными специалистами на предприятиях и в сельском хозяйстве. В центральной России получают распространение коммерческие училища, подчиненные отраслевым министерствам, сельские гимназии, связанные напрямую с сельскохозяйственным трудом. Сторонниками связи обучения с жизнью выступили К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко. В 1905 г. они начали работу над созданием нового типа школ, включающих общую и профессиональную подготовку. В целом, создавался образ «новой» трудовой школы, где труд рассматривался как средство развития личности.
Происходили преобразования не только школьной инфраструктуры, но и содержания образования. В учебный план в большем, чем раньше объеме были включены предметы естественнонаучного и художественного циклов, ручной труд. Впервые введены занятия по выбору в виде факультативов, кружков, клубов по интересам. Из форм учебной деятельности предпочтение отдавалось лабораторным исследованиям, экскурсиям, работе в мастерских.
География как школьный предмет с точки зрения практических целей предоставлял ученику разнообразное поле деятельности с использованием практикумов на местности, наблюдений, экспериментов и опытной работы.
Трудовой принцип обучения, положенный в основу обучения в «новой» трудовой школе понимался как соединение преподавания с самостоятельной деятельностью школьников и их трудовым обучением. Важнейшим документом того времени явилось «Положение об единой трудовой школе» (30.09.1918 г.). В нем впервые высказана мысль о политехническом харак-
тере общего образования. «Труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, школьники принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни» [2, с. 135].
В изложении основных принципов единой трудовой школы (16.10.1918 года) находим актуальные и для современного образования положения: 1) усвоение знаний через деятельность (познавательную, художественную, творческую, коммуникативную) с использованием активных форм обучения (игра, труд); 2) практико-ориентированный характер обучения (знакомство учащихся с теми знаниями, которые пригодятся в жизни, разными видами земледельческого и промышленного труда); 3) политехнический принцип обучения с 14-ти летнего возраста, то есть «знакомство на практике с методами всех важнейших форм труда [2, с. 139] и преподавание учащимся главных приемов труда в области столярного, плотничного, токарного дела, резьбы по дереву, формовки, ковки, отливки, токарной обработки металла, сплавлении и спаивании металлов, закаливании, сверлильных работах, работах по коже, печатании, сельскохозяйственном деле и других».
Предлагалось учитывать индивидуальные особенности школьников, тем самым перед школой ставилась задача - удовлетворять индивидуальные познавательные запросы личности. В этой связи поощрялись «вольные занятия» учеников, заинтересованных в освоении отдельных предметов: личные исследования, сочинения, рефераты, модели, коллекции и т. п. Индивидуальный подход представлялся как индивидуальный маршрут для каждого школьника со своим набором интересующих личность занятий и темпом при освоении материала. Узконаправленный порядок обучения предполагал «сужение круга знаний, фиксирование внимания на специально выбранных предметах» [2, с. 138]. Школы второй ступени предлагалось сделать разнообразными в отношении рода труда, положенного в основу политехнической культуры. В живой связи с жизнью каждое производство должно стать источником изучения всего цикла общественных и естественных наук. «Текстильная фабрика, заводы металлургические и сахарные, деревообделочная мастерская, мореходство, сельские хозяйство, железные дороги и трамваи, почта и телеграф - все может быть в отдельности положено в основу преподавания системы наук» [2, с. 140].
В результате дифференциации образования стали выделять в старших классах три направления: гуманитарное, естественно-математическое, техническое. Отличительной чертой российского образования начала XX в. стало признание права каждого на полноценное образование. Высшей ценностью государства признана была личность с заложенными в ней задатками и склонностями, развитие которых способствует в дальнейшем процессу подготовке молодежи к жизни, самоопределения человека.
Актуальность изложенных большевиками положений в первых документах об образовании имеет место быть на современном витке развития российского общества XXI в., с обращенностью к человеку, признания его уни-
кальности, неповторимости, в этой связи основой процветания страны не случайно в настоящее время в России признан человеческий капитал. Как и в начале XX в. современное образование решает важную проблему преодоления противоречия между требованиями развивающегося общества к человеку и его индивидуальными интересами, склонностями, потребностями.
На протяжении 20-х-30-х годов XX в. в России несколько раз пересматривалась структура образования и ее возможные пути дифференциации. В 1919 г. новая система школьного образования утвердила две ступени обучения: а) единая трудовая школа (5 лет обучения); б) общеобразовательная школа (4 года обучения). Предлагалось создание школ с определенным уклоном на второй ступени обучения (О. Ю. Шмидт): педагогический, социально-экономический, сельскохозяйственный, индустриально-технический с целью подготовки учащихся с определенными профессиональными навыками в выбранной сфере деятельности. В 1920 г. постановлением Нарком-проса упраздняются девятилетние школы и вводятся два концентра (4 года обучения, 3 года обучения) на семь лет обучения с возможностью получения профессионального образования в техникумах, а затем в вузах. Однако с 1922 г. вновь основным типом школ становятся девятилетние, основой образования в школе второй ступени является политехническое образование и трудовое воспитание.
С 1926 г. в России начинают существование 2 типа школ: фабрично-заводские семилетки (в городах и рабочих поселках) и школы крестьянской молодежи (в селах и деревнях). Они давали набор практико-ориентирован-ных знаний промышленного и сельскохозяйственного труда, отвечающих потребностям общества. К примеру, в постановлении Совнаркома РСФСР от 25.09.1929 г. «Об организации сельскохозяйственного образования в сельских школах и об улучшении постановки сельскохозяйственного образования в школах крестьянской молодежи» отмечалось, что сельская школа должна поставить главной своей задачей не только сообщение учащимся теоретических знаний, но и привитие школьникам практическим навыков в области сельского хозяйства необходимых для поднятия урожайности и коллективизации [2, с. 152]. В этой связи Народному комиссариату просвещения была поручена разработка плана работы сельских школ по птицеводству, мелкому животноводству, огородничеству, шелководству, опытнической работе, определению всхожести семян и т. п.
Содержание образования на второй ступени создавало условия для формирования первоначальных профессиональных навыков подростков, ориентации их в определенные сферы трудовой деятельности, то есть профессиональному самоопределению. Введение в учебные планы с 1929 г. теоретических занятий и практик по разного рода сельскохозяйственным работам (в городских школах по основам производства) можно сравнить с предлагаемыми в настоящее время Базисным учебным планом 2004 г. (предусматривает профильность обучения) социальными практиками и профессиональными пробами, которые также имеют целью ориентирование учащихся на выбор будущей сферы профессиональной деятельности. 222
Таким образом, в России наблюдается тенденция реформирования образования в связи с потребностями общества, которое на рубеже XIX-XX вв. отличалось бурным развитием производства, механизацией труда и потребностью в высококвалифицированных кадрах. На что система образования ответила созданием условий, при которых учитывались индивидуальные особенности личности (механизмом решения вопроса стала дифференциации обучения) и реализацией главной задачи - развития личностных качеств в ходе практико-ориентированного обучения с целью самоопределения человека в сфере будущей профессиональной деятельности.
С 1934 г. и до середины XX в. в нашей стране действуют единый учебный план и единые программы обучения, наблюдается тенденция, когда «школа главное внимание уделяла необходимой подготовке учащихся в вузы, то есть общеобразовательной подготовке, что привело к абстрактности обучения молодежи, к отрыву школы от реальной жизни, слабой подготовленности оканчивающих школу к практической деятельности» [2, с. 48]. Выпускники школ не имели представлений об элементарных трудовых навыках, не знали систему существующих производств, а вместе с тем «технический прогресс требовал пополнения промышленности и сельского хозяйства молодежью», труд становился все более механизированным и предполагал умение человека общаться с совершенными станками, точными измерительными приборами, сложными чертежами, справочной литературой и т. д. [2, с. 48]. Возник вопрос реформирования системы образования, ее дифференциации на старшей ступени обучения и необходимости правильного соотношения в средней школе общего, политехнического и профессионального образования.
Изменения структуры и содержания образования предусмотрено было в постановлении от 12.11.1958 г., а затем и Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Предусматривалось с первой ступени обучения психологически готовить учащихся к возможному участию в общественно полезной деятельности и труде. В средней восьмилетней школе кроме широкой общеобразовательной подготовки предполагалось знакомство школьников с разнообразными видами труда. Ее объявили неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, цель которой - выявить имеющиеся у школьников склонности и создать условия для осознанного выбора профессии. Возможность получения профессионального образования после окончания восьмилетней школы положила основу для создания системы начального и среднего профессионального образования. Однако еще обучаясь в средней школе, учащийся мог в 9 классе получить квалификацию по избранной им профессии.
Дифференциация образования на старшей ступени проявилась в реализации следующих направлений обучения: физико-математического и технического, биолого-агрономического, социально-экономического и гуманитарного. С целью развития познавательных и профессиональных интересов
подростков и выявления наиболее одаренных школьников практиковалась уровневая дифференциация (создание при высших учебных заведениях кружков, студий, обществ юных физиков, математиков, географов, химиков, техников и прочее).
С 1966 г. вводятся две формы дифференциации образования: факультативные занятия в 8-10 классах и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Во всех школах осуществляется профессиональное обучение, предполагающее знание основ производственного и сельскохозяйственного труда. В городах для расширения представлений школьников о профессиях организуются практические занятия на заводах и фабриках, в селах учащихся обучают работе на тракторах и комбайнах, предусматривается летняя практика. Тенденция получения школьниками общего образования и формирование у них первичных профессиональных знаний и умений просуществовала в нашей стране до конца 80-х г. XX в.
Изменение социально-экономической ситуации в России начала 90-х г. XX в. повлекло перестройку системы образования, выразившуюся множеством инноваций, в том числе и созданием новых типов образовательных учреждений: лицеев, гимназий, ориентированных на углубленное изучение учащимися разных образовательных областей. Уход от единообразия учебного плана и учебных программ, так долго существовавшего в нашей школе к инновационным преобразованиям привели к созданию в учебных заведениях профилей на старшей ступени обучения. Начиная с 1993 г., государство стремилось к единому пониманию профильного обучения, что выразилось в создании единых государственных стандартов образования.
С 2002 г. термины «предпрофильная подготовка», «профильное обучение» появляются в официальных документах Министерства общего образования России: концепции Модернизации российского образования на период до 2010 г. и концепции профильного обучения на старшей ступени обучения. В 2004 г. создается новый Базисный учебный план, предусматривающий реализацию профильного обучения в 10-11 классах и стандарты образования, разработанные для базового и профильного уровней обучения.
Итак, проведенный нами анализ возникновения идеи предпрофильной подготовки и профильного обучения показал, что сами понятия профильное обучение и предпрофильная подготовка достаточно современны. Однако, появившись в конце XX начале XXI в. как одна из форм дифференциации, имеют длительную историю существования от создания первых новых школ в Европе XVII в. по настоящее время. Особенно остро вставал вопрос о необходимости возникновения новых типов образовательных учреждений, а значит внутренней дифференциации, на этапах реформирования системы образования, связанной с социально-политическими и научно-техническими изменениями общества в целом. Именно каждому такому этапу в истории развития государств школа отвечала удовлетворением потребностей общества в воспитании квалифицированных специалистов, а значит,
проблема профильности всегда была тесно связана с профессиональным самоопределением, реализацией практико-ориентированного образования, направленного на раскрытие индивидуальных способностей и потребностей личности, приобретение ею необходимых знаний и умений о разных сферах труда.
Рассматривая предпрофильную подготовку как средство профессионального самоопределения личности раскроем в следующем параграфе настоящей работы содержательную сторону данного понятия.
Библиографичский список
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века [Текст]: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 512 с.
2. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973 гг. [Текст] /Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузы-рев, Л. Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
3. Очерки по истории педагогики [Текст]/ Под ред. Н. А. Константинова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 755 с.
4. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 годы [Текст]/ Под ред. Ф. Ф. Королева, В. З. Смирнова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 508 с.