УДК 331.456.202012
Сравнительный анализ законодательства в области охраны труда в России и Китае
Чжуншэн Тан
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Тан Чжуншэн. Сравнительный анализ законодательства в области охраны труда в России и Китае // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 4. - С. 583-590. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-4-583-590
Аннотация
Цель: Анализ трудового законодательства об охране труда в Российской Федерации и Китайской Народной Республике с целью постоянного улучшения условий труда, обеспечения безопасности и безвредности небезопасных и вредных для здоровья операций, механизации и автоматизации тяжелого ручного труда, а также реализации безопасного и цивилизованного производства. Методы: Применялся анализ законодательства по охране труда с точки зрения занятости, трудовых договоров, рабочего времени и перерывов на отдых, заработной платы, охраны труда, социального страхования, профессионального обучения и т. д. По его результатам установлены отрицательные и положительные последствия законодательства об охране труда в Китае и России. Результаты: В конституциях и трудовом законодательстве обеих стран содержатся права работников на правовую защиту, в том числе право на работу в условиях, соответствующих требованиям безопасности, существуют стандарты расследования несчастных случаев на производстве, особое внимание уделяется охране труда женщин и детей. Выявлено, что в Российской Федерации в отличие от Китая было разработано большее количество нормативных законов и нормативных актов, а специальные оценки труда были эффективно отрегулированы, поэтому уровень безопасности на российском рабочем месте выше. Практическая значимость: В соответствии с законодательством об охране труда государственные органы, экономические отделы, предприятия и их руководители на всех уровнях должны принимать различные организационные и технические меры для создания безопасных, гигиенических и комфортных условий труда для работников, которые предотвращают и устраняют несчастные случаи, производственные отравления и профессиональные заболевания, защищают здоровье и безопасность работников, поддерживают и улучшают долгосрочную их трудоспособность, избегают неоправданных потерь общественного труда и материальных благ. Следует постоянно совершенствовать трудовое законодательство, позволяющее работать безопасно и защищать законные права работников.
Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, охрана труда, анализ, Международная организация труда.
Институт охраны труда прошел длительную историю формирования и развития. В эпоху глобализации и инновационной модернизации экономики и производства он приобретает особую актуальность в связи с тем, что новые технологические возможности неразрывно сопряже-
ны с повышением рисков для здоровья и жизни трудящихся.
Это обусловливает необходимость включения в трудовое законодательство норм об охране труда на производстве. Цель данной статьи -проведение сравнительного анализа сущест-
вующих норм в области охраны труда в России и Китае.
Основными источниками норм об охране труда в Российской Федерации являются [1-6]:
• акты Международной организации труда (МОТ);
• Конституция РФ;
• Трудовой кодекс (ТК) Российской Федерации;
• подзаконные акты, в которые включаются постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, акты органов исполнительной власти в области охраны труда.
В Китайской Народной Республике к источникам норм, которые регулируют данную область, относятся [1, 7-9]:
• акты МОТ;
• Конституция КНР;
• Закон КНР «О труде» от 5 июля 1994 г., Закон КНР «О безопасности на производстве» от 29 июля 2002 г.;
• подзаконные акты (положения «Об охране труда женщин», «О ежегодном оплачиваемом отпуске»).
В российском законодательстве такое понятие как «охрана труда» было впервые установлено в основах законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. № 5600 [10], согласно ст. 1 которого охрана труда характеризовалась как «система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Практически полностью данное определение было использовано в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [11], который не действует в настоящее время - вместо него охрана труда регулируется разделом X ТК Российской Федерации.
Охрана труда в Российской Федерации характеризуется как система обеспечения благо-
приятных условий с целью сохранения здоровья и жизни работников при осуществлении трудовой деятельности.
Прежде всего для анализа норм об охране труда необходимо обратиться к основному закону страны - Конституции [5], а именно:
1) к ст. 37, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации имеет право на безопасные условия труда;
2) к ст. 39, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, болезни и в других случаях;
3) к ст. 41, согласно которой у граждан Российской Федерации существует право на бесплатную медицинскую помощь и охрану своего здоровья.
Согласно Конституции Китайской Народной республики, государство должно создавать условия для трудоустройства граждан, а также содействовать совершенствованию безопасности условий труда, улучшению системы охраны труда и на основе увеличения объемов производства повышать соответственно и оплату труда, тем самым улучшая благосостояние трудящихся [7, ст. 42]. Статья 45 Конституции КНР устанавливает, что каждый гражданин имеет право на материальную помощь в виде пособий в случае болезни, утраты трудоспособности или старости, т. е. социального страхования.
Таким образом, проанализировав нормы основных законов РФ и КНР [5-12], можно прийти к выводу, что они хотя и сформулированы немного иначе, но права в области охраны труда предоставляют трудящимся одинаковые. Это результат имплементации норм международного права в национальные законодательства. Здесь необходимо обратить внимание на ратификацию государствами конвенций МОТ таких, например, как «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», которая подчеркивает важность поддержания безопасных условий труда на производстве, закрепляет основные принципы национальной политики в области обеспечения охраны труда, а также предусматривает, что в целях предупреждения
несчастных случаев и профессиональных заболеваний каждое государство должно создать комплекс мер по обеспечению безопасности и гигиены труда.
Кроме того, важное значение имеет Рекомендация № 121 МОТ «О пособиях в случаях производственного травматизма» [2], которая устанавливает необходимость выплаты пособий пострадавшим на производстве в результате несчастного случая или профессионального заболевания. Несмотря на то, что рекомендации МОТ не обладают юридической силой, а являются «руководством» для деятельности государств, многие положения [2] уже давно нашли воплощение в законодательстве как РФ, так и КНР [13, с. 272-280].
МОТ провозгласила курс на продвижение к достойному труду [4], тем самым направив государства к созданию правовой основы системы охраны труда путем разработки и введения в действие новых правовых норм, определения политики государства, разработки и совершенствования государственных программ в области охраны труда [1, 3]. Ежегодно МОТ издает доклады [1], приуроченные ко Всемирному дню охраны труда, в которых находят свое отражение вопросы актуального состояния системы охраны труда в разных странах, а также развития и совершенствования этой системы, что свидетельствует о необходимости учитывать на национальном уровне последние международные тенденции в данной области и приводить национальное законодательство в соответствие с ними.
Важность вопроса обеспечения оптимального уровня охраны труда подтверждается ратификацией как Китаем, так и Россией конвенций МОТ, посвященных:
1) применению труда женщин на подземных работах в шахтах;
2) безопасности и гигиене труда в строительстве;
3) безопасности и гигиене труда в производственной среде;
4) вредному влиянию химических веществ на конкретных рабочих местах.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ [11] утратил силу в 2006 г. В настоящее время единственным актом, регулирующим охрану труда на уровне закона, является ТК РФ [6], раздел 10 которого посвящен требованиям обеспечения охраны труда, правилам ее организации, а также обеспечению прав работников на рабочие условия и места, безопасные для жизни и здоровья.
ТК РФ отражает векторы развития политики государства в области охраны труда, к которым относят: государственное управление охраной труда; осуществление надзора за соблюдением трудового законодательства; проведение государственной экспертизы условий труда; проведение расследования и ведение учета несчастных случаев на производстве и др. Кроме того, содержатся нормы, касающиеся государственного нормативного регулирования условий труда, а именно установления на федеральном уровне правил, процедур, нормативов и критериев, которые направлены на сохранение здоровья и жизни работников.
Данные нормативы должны соблюдаться работодателем с целью обеспечения условий труда, которые безопасны для жизни и здоровья работников. К ним относят:
1) создание и мониторинг системы охраны труда;
2) применение средств защиты работников, прошедших обязательную сертификацию;
3) снабжение работников специальной защитной одеждой.
Не стоит забывать, что на работников также возложены определенные обязанности в области защиты охраны труда (ст. 214 ТК РФ):
1) соблюдать требования в области охраны труда на рабочем месте;
2) проходить обязательные медицинские осмотры;
3) использовать средства защиты строго по назначению и т. д.
Организации системы охраны труда посвящена гл. 35 ТК РФ. Устанавливается, что государственное регулирование реализуется Прави-
тельством или по его поручению другим органом исполнительной власти в пределах полномочий. В этой главе регламентируется также порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
ТК РФ устанавливает, что в организациях должна создаваться служба охраны труда, если в ней работают более 50 человек. Если число сотрудников не превышает такое количество, то данная служба формируется руководителем организации с учетом специфики деятельности. По инициативе работодателей или работников могут также образовываться комитеты, которые отражают взаимодействие работников и работодателей в области охраны труда и предупреждения несчастных случаев на рабочих местах.
В гл. 36 ТК РФ закрепляются такие права работников как, например, право на труд в отвечающих требованиям в области охраны труда условиях, равно как и гарантии реализации этого права. При обнаружении несчастного случая закрепляются порядок действий и порядок расследования несчастных случаев.
Что касается Китая, то законом, который регулирует охрану труда, является Закон КНР «О труде» [8]. Статья 3 содержит указание на то, что работники обладают правом на безопасные условия на рабочем месте, а также несут обязанность по выполнению нормативов безопасности в целях нормального функционирования системы охраны труда и предупреждения несчастных случаев.
Безопасности и гигиене труда посвящена гл. VI. В ней так же, как и в ТК РФ, сформулированы обязанности работодателя в части создания и совершенствования системы безопасности труда, снабжения работников средствами обеспечения безопасности на рабочем месте. Обязанность по соблюдению правил техники безопасности и прохождению обучения для работы на специальных видах производства возлагается на работника.
Сходство заключается и в наличии нормы, касающейся порядка учета и разбирательства по несчастным случаям и профессиональным
заболеваниям. Как ТК РФ (главы 41, 42), так и Закон КНР «О труде» (гл^П) содержат положения, регламентирующие охрану труда женщин и несовершеннолетних в части запрета работы в ночное время, привлечения к сверхурочным работам и выхода на работу в праздничные и выходные дни.
Однако следует отметить, что в ТК РФ положения, касающиеся охраны труда (положения как общие, так и касающиеся отдельных категорий граждан), сформулированы более подробно, чем в Законе КНР «О труде». Это обусловлено тем, что в КНР действуют законы, детализирующие положения Закона «О труде» (например, закон КНР «О безопасности на производстве» [9] и закон «Об охране здоровья матери и ребенка» [2]).
Другим федеральным законом РФ, который имеет отношение к регулированию охраны труда, является закон «О специальной оценке условий труда» [12], в котором устанавливаются требования и порядок проведения такой оценки с целью выявления и оценки влияния опасных факторов, влияющих на здоровье работников. В этом законе устанавливается обязательное проведение специальной оценки условий труда не реже, чем один раз в пять лет, а также регламентируются требования к организациям и экспертам, которые проводят мероприятия в области оценки условий труда.
В Китае же законодательством не предусматриваются какие-либо процедуры оценки условий охраны труда, в результате чего безопасность труда и условий в стране одни из самых низких по сравнению с другими государствами.
Однако стоит отметить, что Закон КНР «О безопасности труда на производстве» от 1 ноября 2002 г. [9] устанавливает требования к созданию системы государственного контроля условий труда на производстве. Целью принятия данного закона в соответствии со ст. 1 являются повышение уровня безопасности рабочих в процессе трудовой деятельности, а также предупреждение и предотвращение несчастных случаев, в результате которых может понизиться уровень трудоспособности рабочих.
В гл. 2 этого закона содержатся меры и требования, которым должно соответствовать рабочее место для обеспечения безопасности работников в процессе трудовой деятельности; в гл. 3 - права и обязанности работников; главы 4 и 5 регламентируют непосредственно организацию системы государственного контроля в сфере охраны труда и порядка расследования несчастных случаев; гл. 6 устанавливает меры ответственности за несоблюдение предусмотренных мер безопасности.
Кроме того, как в России, так и в Китае существует ряд подзаконных актов, которые также содержат положения об охране труда.
Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. содержится положение, регулирующее правила разработки, утверждения и изменения нормативно-правовых актов в области охраны труда. К таким документам относят [3]:
1) стандарты безопасности на рабочих местах;
2) типовые инструкции и правила в области обеспечения надлежащего уровня охраны труда;
3) санитарные правила и нормативы и т. д.
Что касается подзаконных актов в сфере обеспечения охраны труда, то они принимаются в отношении различных вопросов, таких как:
1) создание службы и комиссии по охране труда [4];
2) учет и расследование в отношении несчастных случаев в организациях [5];
3) обеспечение санитарной безопасности на рабочих местах [6].
Согласно Закону КНР «О труде» [8], государство должно регулировать важнейшие аспекты трудовой деятельности граждан, а именно устанавливать нормы продолжительности рабочего времени, разрабатывать нормативы и правила санитарных условий и безопасности труда, вводить социальные нормативы по охране труда женщин. В КНР так же, как и в РФ, действует ряд актов, направленных на обеспечение безопасного труда, например СанПиНы.
Проблему прав женщин в области охраны труда в КНР, помимо положений Закона «О труде», призваны решать Положение «Об охране труда женщин» и Закон «Об охране здоровья матери и ребенка». Они регламентируют порядок и сроки предоставления декретного отпуска, а также конкретизируют положения Закона «О труде», касающиеся запрета привлекать женщин к выполнению отдельных видов работ.
Таким образом, проанализировав основные нормы законодательства РФ и КНР по охране труда, можно сделать вывод, что между ними много общего: в конституциях обеих стран, а также в трудовых законах закреплены основные права рабочих, в частности право на труд в отвечающих требованиям безопасности условиях на рабочем месте; нормы о расследовании несчастных случаев на производстве; особое внимание уделяется охране труда женщин и детей. Однако есть и различия, одним из которых является то, что в РФ в отличие от КНР разработано и действует большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих специальную оценку труда, в связи с чем уровень безопасности на рабочем месте в России выше.
Библиографический список
1. Конвенция МОТ № 187 2006 г. «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». - URL : https://base.garant.ru/2565616/ (дата обращения : 15.06.2006 г.).
2. Рекомендация МОТ № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма». - Принята 08.07.1964 г. на 48-й сессии Генеральной конфере-ции МОТ. - Женева : МОТ, 1964. - 53 с.
3. Рекомендация МОТ № 197 2006 г. «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». -Принята 08.07.1964 г. созванным в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшимся 31 мая 2006 г. на свою 95-ю сессию. -Женева : МОТ, 2006. - 81 с.
4. Декларация о социальной справедливости и справедливой глобализации. - Женева: МОТ, 2008. -144 с.
5. Конституция Российской Федерации. - Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - М., 1993. - 134 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. -2001. - № 256. - 31 декабря.
7. Конституция КНР. - Принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г. - URL : https://www.doc88. com/p-0384520431249.html?s=rel&id=1 (дата обращения : 14.03.2004 г.).
8. Закон КНР «О труде». - Принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 5 июля 1994 г. - Введен в действие с 1 января 1995 г. - 8 с.
9. Закон КНР «О безопасности на производстве». -Принят на 28-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва 29 июля 2002 г. - Введен в действие с1 января 2003 г. - 7 с.
10. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда // Российская газета. - 1993. -№ 168. - 1 сентября.
11. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Российская газета. - 1999. - № 143. -24 июля.
12. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ // Российская газета. - 2013. - № 295. - 30 декабря.
13. Valticos and Potobsky // International Labour Law. y Nicolas Valticos and Geraldo von Potobsky. -Deventer, Boston : Kluwer Law and Taxation Publ., 1995.- Р. 272-280.
Дата поступления: 04.06.2020 Решение о публикации: 24.06.2020
Контактная информация:
ТАН Чжуншэн - аспирант; [email protected]
Comparative analysis of legislation in the field of labor protection in Russia and China
Zhongsheng Tan
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Tan Zhongsheng. Comparative analysis of legislation in the field of labor protection in Russia and China. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, vol. 17, iss. 4, pp. 583-590. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-4-583-590
Summary
Objective: Analysis of labor legislation on labor protection in the Russian Federation and the People's Republic of China with the aim of constantly improving working conditions, ensuring safety and harmlessness of operations which are unsafe and harmful to health, mechanization and automation of heavy manual labor, as well as the implementation of safe and civilized production. Methods: An analysis of legislation on labor protection was applied in terms of employment, labor contracts, working hours and rest breaks, wages, labor protection, social insurance, vocational training, etc. Based on its results, negative and positive consequences of legislation on labor protection in China and Russia were identified. Results: The constitutions and labor legislation of both countries contain the rights of workers to legal protection, including the right to work in conditions that meet safety requirements, there are standards for investigating accidents at work, and special attention is paid to the labor protection of women and children. It was revealed that in the Russian Federation, in contrast to China, a greater number of regulatory laws and
regulations were developed, and special labor assessments were effectively regulated, therefore, the safety level in the Russian workplace is higher. Practical importance: In accordance with the legislation on labor protection, state bodies, economic departments, enterprises and their leaders at all levels must take various organizational and technical measures to create safe, hygienic and comfortable working conditions for workers which prevent and eliminate accidents, industrial poisoning and occupational diseases, protect the health and safety of workers, maintain and improve their long-term working capacity, avoid unnecessary losses of social labor and material benefits. Constantly improving labor legislation allows working safely and protects the legal rights of employees.
Keywords: Russian Federation, People's Republic of China, labor protection, analysis, International Labor Organization
References
1. Konventsiya MOT no. 187 2006 g. "Ob osnovakh, sodeystvuyushchikh bezopasnosti igigiyene truda" [ILO Convention N187 of2006 "On the Promotional Framework for Occupational Safety and Health"]. Available at: https:// base.garant.ru/2565616/(accessed: June 15, 2006). (In Russian)
2. Rekomendatsiya MOT no. 121 "O posobiyakh v sluchayakhproizvodstvennogo travmatizma". Prinyata 8 iyulya 1964 g. na 48-y sessii General'noy konferentsii MOT [ILO Recommendation N121 "On benefits in cases of industrial injuries"]. Adopted on Yuly 08, 1964 at the 48th session of the ILO General Conference. Geneva, ILO Publ., 1964, 53 p. (In Russian)
3. Rekomendatsiya MOT no. 197 2006 g. "Ob osnovakh, sodeystvuyushchikh bezopasnosti igigiyene truda". Prinyata 8 iyulya 1964 g. sozvannym v Zheneve Administrativem sovetom Mezhdunarodnogo byuro truda i sobravshimsya 31 maya 2006 g. na svoyu 95-yu sessiyu [ILO Recommendation N197 of2006 "On the Promotional Frameworkfor Occupational Safety and Health". Adopted on Yuly 08, 1964, by the Governing Body of the International Labor Office convened in Geneva and convened on May 31, 2006 for its 95th session]. Geneva, ILO Publ., 2006, 81 p. (In Russian)
4. Deklaratsiya o sotsial'noy spravedlivosti i spra-vedlivoy globalizatsii [Declaration on Social Justice and Fair Globalization]. Geneva, ILO Publ., 2008, 144 p. (In Russian)
5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Prinyata vse-narodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g. [The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote December 12, 1993]. Moscow, 1993, 134 p. (In Russian)
6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. no. 197-FZ [Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 N 197-FZ]. Rossiy-skaya gazeta [Russian newspaper], 2001, no. 256. (In Russian)
7. Konstitutsiya KNR. Prinyata na 5-y sessii Vsekitay-skogo sobraniya narodnykh predstaviteley pyatogo sozyva 4 dekabrya 1982 g. [The Constitution of the People's Republic of China. Adopted at the 5th session of the Fifth National People's Congress on December 04, 1982]. Available at: https://www.doc88.com/p-0384520431249. html?s=rel&id=1 (accessed: March 14, 2004). (In Russian)
8. Zakon KNR "O trude". Prinyata na 8-m zasedanii Postoyannogo komiteta Vsekitayskogo sobraniya narodnykh predstaviteley vos'mogo sozyva 5 iyulya 1994 g. Vveden v deystviye s 1 yanvarya 1995 g. [Law of the PRC "On Labor". Adopted at the 8th meeting of the Standing Committee of the Eighth National People's Congress on July 5, 1994. Entered into force on January 01, 1995], 8 p. (In Russian)
9. Zakon KNR "O bezopasnosti naproizvodstve". Prinyata na 28-m zasedanii Poatoyannogo komiteta Vsekitayskogo sobraniya narodnykh predstaviteley 9-go sozyva 29 iyulya 2002 g. Vveden v deystviye s 1 yanvarya 2003 g. [Law of the People's Republic ofChina "On safety at work". Adopted at the 28th meeting of the 9th meeting of the Standing Committee ofthe National People's Congress on July 29, 2002. Entered into force on January 01, 2003], 7 p. (In Russian)
10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ob okhrane truda [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on labor protection]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1993, no. 168, September 01. (In Russian)
11. Federal'nyy zakon "Ob osnovakh okhrany truda v Rossiyskoy Federatsii" ot 17 iyule 1999 g. no. 181-FZ [Federal Law "On the Fundamentals of Labor Protection in the Russian Federation" dated July 17, 1999 N 181-FZ]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1999, no. 143, Yuly 24. (In Russian)
12. Federal'nyy zakon "O spetsial'noy otsenke usloviy truda" ot 28 dekabrya 2013 g. no. 426-FZ [Federal Law "On Special Assessment of Working Conditions" dated December 28, 2013 N 426-FZ]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2013, no. 295, December 30. (In Russian)
13. Valticos and Potobsky. International Labour Law. y Nicolas Valticos and Geraldo von Potobsky. De-venter, Boston, Kluwer Law and Taxation Publ., 1995, pp. 272-280.
Received: June 04, 2020 Accepted: June 24, 2020
Author's information:
Zhongsheng TAN - Graduate Student; [email protected]