Научная статья на тему 'Руководитель организации как Гарант обеспечения безопасных условий и охраны труда'

Руководитель организации как Гарант обеспечения безопасных условий и охраны труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / LABOR PROTECTION / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / DECENT WORK / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ОТВЕЧАЮЩИЕ ТРЕБОВА НИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ / TO MEET REQUIREMENTS OF SAFETY AND HEALTH / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА / STATE REGULATORY REQUIREMENTS OF LABOR PROTECTION / ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / TRAINING ON LABOR PROTECTION / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА / LEGAL RESPONSIBILITY OF THE HEAD OF THE ORGANIZATION FOR VIOLATION OF LABOR PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеенко Юлия Сергеевна

Введение: охрана труда как институт трудового права представляет собой со вокупность правовых норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, имеет социальное, экономическое и правовое зна чение. Установлено, что что одной из причин несчастных случаев на производстве является отсутствие системы подготовки руководителей на специализированных курсах с обязательным обучением нормативных документов по охране труда. Цель: проанализировать нормы по охране труда, выявить недостатки, показать трудно сти, возникающие в ходе урегулирования норм по охране труда и предложить пути устранения данных проблем. Методы: материализм, системный подход, формально юридический метод. Результаты: опираясь на материалы правоприменительной практики, автор раскрыл причины нарушения трудового законодательства в области охраны труда. Доказано, что основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоро вья работников, а привлечение руководителя организации к административной или уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда направлено на восстановление нарушенных прав работников, на укрепление законности. Выводы: наличие причин нарушения трудового законодательства в области охраны труда требует их дальнейшего рассмотрения и устранения. Кроме того, в нормах трудового законодательства необходимо отразить положения, направленные на обеспечение безопасных условий и охрану труда в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAD OF THE ORGANIZATION AS A GUARANTOR OF ENSURING SAFE WORKING CONDITIONS AND LABOR PROTECTION

Background: labor protection as an institution of labor law is a set of legal norms aimed at ensuring safe life and health working conditions for employees. Labor protection is of great social, economic and legal importance. It is established that one of the causes of accidents at work is the lack of a system of training managers at specialized courses with the mandatory study of normative documents on labor protection. Objective: the author of the article intends to analyze labor protection standards, to identify shortcomings, to show difficulties arising in the course of regulation of labor protection standards and to suggest ways of elimination of these problems. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: materialism, systematic approach, formal legal method. Results: based on the materials of law enforcement practice, the author revealed the reasons for violations of labor legislation in the field of labor protection. It is proved that the main direction of the state policy in the field of labor protection is to ensure the prior ity of preservation of life and health of workers, and bringing the head of the organization to administrative or criminal responsibility for the violation of labor protection require ments is aimed at restoring the violated rights of workers, at strengthening the rule of law. Conclusions: the existence of reasons for violation of labor legislation in the field of labor protection requires their further consideration and elimination. In addition, it is necessary to reflect in the norms of labor legislation provisions that will ensure safe conditions and labor protection in the organization.

Текст научной работы на тему «Руководитель организации как Гарант обеспечения безопасных условий и охраны труда»

4. Кадочников ПА., Пташкина М.Г. Споры России в ВТО: возможные аргументы в пользу прогрессивности утилизационного сбора // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 6. С. 3-14.

5. Боклан Д.С. Комментарий по спору «Россия — колесные транспортные средства» (о взимании утилизационного сбора в отношении автомобилей) // Право ВТО. 2015. № 1. С. 53-59.

References

1. Ginzburg Yu.V. Utilization Fee in the Eurasian Economic Union: Comparative Legal Analysis // Reforms and law. 2014. № 3. Р. 3-6.

2. Kabriak R. Codifications / Transl. from fr. L.V. Golovko. Moscow: Statute, 2007. 476 p.

3. Yalbulganov A.A. Ecologization of the Russian Legislation on Taxes and Fees: on the Issue of Environmental Functions of the Tax Law // Reforms and law. 2014. № 4. Р. 25-33.

4. Kadochnikov P.A., Ptashkina M.G. Russia's Disputes in the WTO: Possible Arguments in Favor of the Progressive Nature of the Utilization Fee // The Russian Foreign Economic Journal. 2014. № 6. Р. 3-14.

5. Boklan D.S. Russia — Wheeled Vehicles (On Collection of Disposal Charge with Regard to Motor Vehicles) // WTO Law. 2015. № 1. P. 53-59.

УДК 349.24

Ю.С. Сергеенко

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Введение: охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность правовых норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, имеет социальное, экономическое и правовое значение. Установлено, что что одной из причин несчастных случаев на производстве является отсутствие системы подготовки руководителей на специализированных курсах с обязательным обучением нормативных документов по охране труда. Цель: проанализировать нормы по охране труда, выявить недостатки, показать трудности, возникающие в ходе урегулирования норм по охране труда и предложить пути устранения данных проблем. Методы: материализм, системный подход, формально-юридический метод. Результаты: опираясь на материалы правоприменительной практики, автор раскрыл причины нарушения трудового законодательства в области охраны труда. Доказано, что основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, а привлечение руководителя организации к административной или уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда направлено на восстановление нарушенных прав работников, на укрепление законности. Выводы: наличие причин нарушения трудового законодательства в области охраны труда требует их дальнейшего рассмотрения и устранения. Кроме того, в нормах трудового

© Сергеенко Юлия Сергеевна, 2018

Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: iulya.sergeenko@yandex.ru © Sergeenko Yulia Sergeevna, 2018 182 Candidate of Law, Associate Professor of the Labor law department (Saratov State Law Academy)

законодательства необходимо отразить положения, направленные на обеспечение безопасных условий и охрану труда в организации.

Ключевые слова: охрана труда, достойный труд, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, государственные нормативные требования охраны труда, обучение по охране труда, юридическая ответственность руководителя организации за нарушение охраны труда.

Yu.S. Sergeenko

HEAD OF THE ORGANIZATION AS A GUARANTOR OF ENSURING SAFE WORKING CONDITIONS AND LABOR PROTECTION

Background: labor protection as an institution of labor law is a set of legal norms aimed at ensuring safe life and health working conditions for employees. Labor protection is of great social, economic and legal importance. It is established that one of the causes of accidents at work is the lack of a system of training managers at specialized courses with the mandatory study of normative documents on labor protection. Objective: the author of the article intends to analyze labor protection standards, to identify shortcomings, to show difficulties arising in the course of regulation of labor protection standards and to suggest ways of elimination of these problems. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: materialism, systematic approach, formal legal method. Results: based on the materials of law enforcement practice, the author revealed the reasons for violations of labor legislation in the field of labor protection. It is proved that the main direction of the state policy in the field of labor protection is to ensure the priority of preservation of life and health of workers, and bringing the head of the organization to administrative or criminal responsibility for the violation of labor protection requirements is aimed at restoring the violated rights of workers, at strengthening the rule of law. Conclusions: the existence of reasons for violation of labor legislation in the field of labor protection requires their further consideration and elimination. In addition, it is necessary to reflect in the norms of labor legislation provisions that will ensure safe conditions and labor protection in the organization.

Key-words: labor protection, decent work, conditions, to meet requirements of safety and health, state regulatory requirements of labor protection, training on labor protection, legal responsibility of the head of the organization for violation of labor protection.

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством. Особую заботу о здоровье работающих граждан необходимо проявлять в процессе их трудовой деятельности. В ст. 37, закрепляющей основные права в сфере труда, особо подчеркивается, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ подчеркивалось, что смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей1.

Охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность правовых норм, направленных на обеспечение условий труда, безопас-

1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // Парламентская газета. 2016. № 45.

ных для жизни и здоровья работников. Охрана труда имеет не только социальное, экономическое, но и правовое значение. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В ТК РФ предусмотрены нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Так, ст. 219 раскрывает содержание права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; ст. 220 — гарантии реализации этого права. Например, на время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством РФ вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от него исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. Такой отказ согласно ст. 379 ТК РФ является формой самозащиты.

«Эксперты МОТ подчеркивают, что «охрана труда — составная часть концепции достойного труда. Иными словами, если труд хорошо оплачивается, но при этом небезопасен, то его нельзя считать достойным трудом; если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем, то такой труд также нельзя считать достойным; если условия трудового договора хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека, то такой труд также нельзя считать достойным. Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровне. Достойный труд играет ключевую роль в борьбе с бедностью, он является средством для достижения справедливого и устойчивого развития на благо всех людей»» [1, с. 203-207].

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Учитывая тот факт, что представителем работодателя является руководитель организации, который осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, именно от руководителя зависит уровень состояния охраны труда в организации.

Изучая судебную практику и отчеты органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, можно сделать вывод, что состояние охраны труда во многих организациях нельзя признать удовлетворительным. Так, в соответствии с отчетом о работе ГИТ в Саратовской области на 1 декабря 2017 г. по нарастающему итогу с начала года общее количество проверок по охране труда составило 596; общее количество нарушений по охране труда — 8087; общее количество вынесенных должностными лицами госинспекции труда постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа и (или) протоколов за нарушение требований охраны труда — 415; количество направленных материалов в органы следствия в целях

рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве — 322.

По оперативным данным Государственной инспекции труда по Саратовской области на 10 ноября 2017 г. поступило извещений о несчастных случаях — 89; со смертельным исходом — 50; тяжелых — 34, в т.ч. 5 — групповых3.

Нарушение сторонами трудового договора норм охраны труда неизбежно приводит к снижению уровня производительности труда, росту профессиональных заболеваний и производственному травматизму. Руководитель Государственной инспекции труда в Московской области В. Н. Чаплыгин отмечает, что анализ происшедших во II квартале 2017 г. несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует о том, что практически каждый 5-й работник пострадал (получил тяжелую травму или погиб) в результате неудовлетворительной организации производства работ, а каждый 10-й — в результате несоблюдения трудовой дисциплины4.

Нельзя не согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что есть и объективные причины неудовлетворительного состояния охраны труда. В их числе неустойчивое экономическое и финансовое положение большого числа хозяйствующих субъектов на фоне отсутствия реальных материальных условий и эффективных механизмов, которые побуждали бы работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства об охране труда и стимулировали бы деятельность по улучшению условий и охраны труда [2, с. 27-31].

Согласно отчетам Государственной инспекции труда установлены следующие наиболее распространенные нарушения по охране труда: отсутствие организации проведения обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований работников; «экономия средств» на должности штатного специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области; отсутствие обучения работников по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; несоблюдение установленного порядка проведения специальной оценки условий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда»5; несоблюдение правил расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Обратим внимание на то, что работодателями зачастую сокращаются службы охраны труда в организациях. Статья 217 ТК РФ предусматривает, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 чел., создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если численность работников не превышает 50 чел., то работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. В указанной статье ТК РФ

2 См.: Первичный отчет от 1 ноября 2017 г. URL: https://git64.rostrud.ru/osnov/doklady_ otchety_obzory_o_deyatelnosti_git/2017_god/ (дата обращения: 11.02.2018).

3 См.: Оперативные данные о несчастных случаях в Саратовской области. URL: https://git64. rostrud.ru/osnov/491832.html/ (дата обращения: 01.02.2018).

4 См.: Чаплыгин В.Н. Реформа контрольной и надзорной деятельности. URL: https://www. elcode.ru/service/news/intervyu-s-vlastyu/vadim-nikolaevich-chaplygin-reforma-kontrolnoy-i-n (дата обращения: 22.01.2018).

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 2013. № 52, ст. 6991. 185

четко закреплена обязанность руководителя организации по осуществлению функций службы охраны труда при ее отсутствии у работодателя.

Представляется, что одна из причин высокого уровня травматизма, несчастных случаев на производстве состоит в отсутствии системы подготовки руководителей и специалистов на специализированных курсах с обязательным обучением нормативных документов по охране труда. В соответствии со ст. 225 ТК РФ руководители организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (в ред. от 30 ноября 2016 г.) утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций6.

Руководители организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. Полагаем, что для стимулирования поведения руководителей в освоении программ безопасности труда могло бы послужить адресованное ГИТ указание, согласно которому при проведении любых проверок соблюдения трудового законодательства обязательным объектом надзора является наличие предусмотренных законом документов о прохождении руководителем обучения по программе охраны труда, а также проверка факта прохождения такого обучения, имея в виду многочисленные предложения в сети Интернет о получении сертификата по безопасности труда без реального участия в освоении такой образовательной программы [3, с. 62-64]. Кроме того, для мотивации руководителя организации в случае положительных результатов проверки Государственной инспекцией труда соблюдения требований охраны труда в организации, необходимо в локальном нормативном акте предусмотреть пункт о материальном поощрении руководителя организации, например, в положении о премировании работников предусмотреть условия и показатели премирования. Учитывая, что руководитель организации имеет особый правовой статус, т.к. он осуществляет общее руководство организацией и одновременно является работником данной организации, то условием для его премирования может быть добросовестное исполнение трудовых обязанностей и отсутствие нарушений трудового законодательства, в т.ч. законодательства об охране труда.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает юридическую ответственность не только работодателя как стороны трудового правоотношения, но и должностных лиц за нарушения указанных требований. Государственные инспекторы труда наделены достаточными полномочиями для принятия соответствующих решений при выявлении нарушений требований охраны труда. Так, например, они имеют право: направлять в суды требования

6 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. 186 № 17.

о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требовании охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требовании охраны труда; запрещать использование средств индивидуальнои и коллективнои защиты работников, если они не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда; предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушении требований законодательства о специальной оценке условий труда (ст. 357 ТК РФ).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ государственная инспекция труда рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в т.ч. ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» (ч. 1-4); ст. 14.54. КоАП РФ «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда» (ч. 1); ст. 15.34 КоАП РФ «Сокрытие страхового случая». Например, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, по ст. 5.27.1 КоАП РФ возможно применение не только административного штрафа на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, но и административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб., а также ш дисквалификации на срок от одного года до трех лет; руководитель организации, н

и

имея особый правовой статус, может быть субъектом уголовной ответственности. а

Статья 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение о

требований охраны труда, если такое нарушение совершено лицом, на которое к

возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожно- о

сти причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Под требова- 1

ниями охраны труда в названной статье УК РФ понимаются государственные е

нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах но

и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных право- рр

вых актах субъектов РФ. Ч

Таким образом, привлечение руководителя организации как должностного о

лица к административной ответственности за нарушение государственных к

а

нормативных требований охраны труда или к уголовной ответственности за М

нарушение требований охраны труда, несомненно, направлено на сохранение и

жизни и здоровья работников организации, восстановление нарушенных прав £ работников,

укрепление законности. 3

Охрана труда — один из важнейших объектов социальной политики госу- 0

дарства. Основным направлением государственной политики в области охраны 8 труда служит обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Библиографический список

1. Шестерякова И.В. Охрана труда спортсменов и тренеров как необходимая составляющая концепции достойного труда работников: постановка проблемы // Вестник Саратовской юридической академии. 2015. № 6(107). С. 203-207. 187

2. Скачкова Г.С. Охрана труда и специальная оценка его условий // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 27-31.

3. Сергеенко Ю.С. О роли руководителей и их профессиональной подготовке в сфере охраны труда // Практика применения трудового законодательства в современных условиях: сборник научных трудов. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. С. 62-64.

References

1. Shesteryakova I.V. Labor Protection of Athletes and Coaches as a Necessary Component of the Concept of Decent Activity of Workers: Setting the Problem // Vestnik of Saratov State Law Academy. 2015. No. 6 (107). Р. 203-207.

2. Skachkova G.S. Protection of Labor and the Special Assessment of Its Conditions // Labour law in Russia and abroad. 2014. No. 2. Р. 27-31.

3. Sergienko Yu.S. About the Role of Managers and Their Professional Training in the Field of Labor Protection // Practice of application of labor legislation in modern conditions: collection of scientific works. Saratov, Publishing house of the «Saratov State Law Academy law», 2016. Р. 62-64.

УДК 349.23(470)

О.В. Земцова

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Введение: в статье рассматривается понятие территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), преимущества создания таких территорий и существующие проблемы регулирования труда работников, работающих у резидентов ТОСЭР. Цель: проанализировать законодательство, регулирующее труд лиц, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития и предложить рекомендации по корректировке нормативно-правовых норм данного законодательства. Методы: общенаучный метод системного подхода, а также частноправовые методы: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты: обобщено законодательство, регулирующее деятельность на ТОСЭР. Вывод: на законодательном уровне присутствуют пробелы в нормативно-правовой базе, регламентирующие трудовую деятельность лиц, работающих у резидентов ТОСЭР. Разрешение таких проблем позволит правомерно регулировать трудовые отношения с работниками, работающих у резидентов на таких территориях.

Ключевые слова: Трудовой кодекс, территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), резидент, работники, особенности трудовой деятельности.

© Земцова Ольга Владимировна, 2018

Аспирант кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: olgazemtsova.0802@yandex.ru

© Zemtsova Olga Vladimirovna, 2018 188 Postgraduate student of the Labor law department (Saratov State Law Academy)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.