Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN316.pdf Статья опубликована 25.05.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Иванов Г.С. Охрана труда: от античности к современности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16EVN316
УДК 331.45
Иванов Глеб Сергеевич
ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва1
Ведущий специалист Аппарата учёного совета Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Охрана труда: от античности к современности
Аннотация. В статье приводится история становления охраны труда в России, кратко представлен исторический путь развития вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда в Европе в разные эпохи. Автором выделены основные этапы становления и развития системы охраны труда в России. В статье проведен анализ довольно широкого периода времени - от 1742 года, когда М.В. Ломоносов опубликовал свой труд о «Первых основаниях металлургии и рудных дел», в котором впервые в России рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда рабочих, заканчивая анализом советского, на то время одного из самого прогрессивного законодательства в области охраны труда в мире, и российского периода. Далее автором в лаконичной форме представлен исторический путь возникновения и становления Международной организации труда (МОТ).
В заключении, автор приходит к выводу, что МОТ можно считать великим достижением человечества в борьбе за права трудящихся во всем мире. А эпоха глобализации побуждает российские промышленные предприятия, связанных с внешним рынком, ориентироваться в своей деятельности на международные стандарты корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности организаций, в том числе стандарты МОТ, которые подразумевают активное участие предприятия в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда в данных организациях.
Ключевые слова: охрана труда; безопасность труда; условия труда; история становления охраны труда; охрана труда в России; охрана труда за рубежом; международная организация труда; МОТ
Решения вопросов, связанных с безопасностью и охраной труда на производстве уходят в прошлое тысячелетие. Еще во времена Античности люди старались предупредить об опасности не только своих друзей, но и врагов. Например, рогатые шлемы рыцарей Средневековья и ужасающая раскраска лиц американских индейцев служили сигналом опасности, а черный пиратский флаг «Веселый Роджер» позже стал обозначение ядовитых
1 105064, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34 1
веществ, электрощитов и опасных зон (например, плакаты и надписи «Не влезай! Убьёт», «Стой! Напряжение», «Не включать! Работают люди»), тем самым долгие годы данные обозначения служили людям напоминанием о том, что существует опасность для жизни человека и необходимо проявлять особую бдительность при непосредственной близости с данным объектом [1].
Первые труды, посвященные вопросам охраны труда, можно найти в работах ученых Античности (Древней Греции и Рима) - Гиппократа, Плиния, Галена, Аристотеля. Позже в эпоху Возрождения (Ренессанса) и эпоху Просвещения, в XVI-XVШ вв. естествоиспытатели Парацельс («О чахотке и других заболеваниях горнорабочих») и Геогр Агрикола («О горном деле») занимались, в частности, исследованиями в области условий труда отдельных профессий. В 1700 г. вышел труд итальянского ученого, врача Бернардино Рамаццини «Рассуждения о болезнях ремесленников», в котором впервые были систематизированы вопросы гигиены труда и профессиональных заболеваний относительно большого числа профессий.
Одним из первых, кто начал рассматривать в России проблему безопасности проводимых работ, был М.В. Ломоносов. В 1742 г. в своем труде «Первые основания металлургии и рудных дел» он рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли в промышленности. Также Ломоносовым были изобретены и построены анемометр и барометр и совместно с Г.В. Рихманом разработана конструкция молниеотвода. А уже в 1847 г. врач
A.Н. Никитин издал книгу «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер». В ней он описал условия труда 120 профессий. В 1882 г. на съезде Технического общества профессор
B.Л. Кирпичев выступил с докладом «О мерах предосторожности при обращении с машинами и приводами». И.М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» заложил научные основы физиологического анализа жизнедеятельности человека, в том числе и трудовой деятельности. В его книге «Очерк рабочих движений человека» (1901) научно обосновано ограничение длительности рабочего дня и исследованы наиболее благоприятные условия отдыха. Законы высшей нервной деятельности, установленные И.П. Павловым, лежат в основе современных представлений о формировании трудовых навыков, развитии причин снижения работоспособности, научного обоснования профилактики утомления на производстве. Д.П. Никольский впервые в Петербурге начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи при несчастных случаях в Горном институте (с 1897 г.), Технологическом институте (с 1902 г.) и Политехническом институте (с 1904 г.). По его инициативе в Обществе охраны народного здравия была создана комиссия по охране труда. Он написал много работ по охране здоровья рабочих. Для улучшения учебного процесса и привлечения внимания общества к вопросам охраны труда Никольский организовал выставки и музеи по гигиене и охране труда. В 1902 г. земский врач А.В. Погожев создал первый журнал по гигиене труда «Промышленность и здоровье». А Н.Е. Жуковский является основоположником современной гидроаэродинамики. Ее используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции. В 1910 г. он открыл аэродинамическую лабораторию в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Н.Д. Зелинский в 1915 г. создал первый противогаз, который стали использовать во время первой мировой войны, и которой успешно
применяется в настоящее время в качестве средства индивидуальной защиты на химических производствах2.
Экономические реформы Императора Петра I способствовали созданию новых районов промышленного и мануфактурного производства. Для мануфактуры было характерно разделение ручного труда, в отличие от мелкотоварного производства. Так, работниками на мануфактурах обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к предприятиям и часть года работали на них. Кроме того, правительство закрепляло за мануфактурами «гулящих»3 людей.
Труд на заводах и фабриках, особенно на Демидовских рудниках на Урале, на Путиловском заводе в Петербурге и на многих других, был архи тяжелым и крайне опасным. Многие крестьяне, уходившие из своих деревень на заработки, погибали на этих заводах, так появилась русская пословица: «За ремеслом ходить - землю сиротить».
Нормальные условия труда в Российской Империи не существовали, но в тоже время, остро стояли вопросы защиты прав работников, поскольку кроме приписанных крепостных крестьян на заводах и мануфактурах должны были работать «гулящие», т.е. вольные люди. Промышленное право в Российской Империи имело публичный характер и составляло часть полицейского права (административного), однако норм по охране труда в тот период не существовало.
Как известно, к середине XIX в. все существовавшее в России трудовое законодательство определялось положениями «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» (1835) и «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет» (1845). Первое положение носило общий характер и касалось только оброчных крестьян, которых отпускали для работы на фабрику. Второй акт запрещал работать на фабриках малолетним детям с 12 часов ночи до 6 часов утра. Именно эти положения легли в основу будущего трудового законодательства в Российской Империи [1].
Одновременно в Российской империи попытались на государственном уровне проанализировать травматизм со смертельным исходом. Так, в 1843 г. в журнале Министерства внутренних дел была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 год». В статье было указано, что смертность обусловлена, в первую очередь, ушибами, утоплением и раздавлением [2].
В период дикого капитализма в Европе (1860-1870 гг.) во многих странах континента произошел резкий скачок от феодализма к капитализму. Быстрым темпом стала развиваться промышленность, появился слой населения, который стал жить за счет продажи своей трудовой силы, на рынке появился новый товар - рабочая сила, стал формироваться новый рынок - рынок рабочей силы. В эти же годы произошли коренные изменения и в России: были проведены экономические, политические и образовательные реформы. В конце XVIII -первой половины XIX в. в Европе либеральными радикалами и социалистами-утопистами неоднократно предпринимались попытки разработать социальные программы и политику по рабочему вопросу. Наиболее революционная из всех оказалась германская социал-демократия
2 Карауш С.А., Герасимова О.О. Институт охраны труда в России. URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/articles/146347/#1 (дата обращения 30.03.2016).
3 Общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей и прочих лиц без определенных занятий и места жительства. Не несли государственных и феодальных повинностей, жили главным образом работой по найму. Разряд населения, состоявший из людей, не приписанных ни к служивым, ни к посадским, ни к крестьянам.
в 1875 г., которая включила в Готскую программу4 требования об охране труда рабочей молодежи и подростков. Ее основные положения сводились к следующему:
• нормальный рабочий день, соответствующий общественным потребностям;
• запрещение воскресного труда, детского труда и всякого женского труда, наносящего ущерб здоровью и нравственности женщины;
• законодательная охрана жизни и здоровья рабочих;
• санитарный надзор за рабочими жилищами;
• подчинение копей, рудников, фабричной, ремесленной и кустарной промышленности надзору выбранных рабочими должностных лиц;
• действующий закон «Об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими».
Конец XIX в. - начало ХХ в. можно считать периодом формирования регламентированных социально-трудовых отношений в России. В это время на законодательным уровне государство предприняло попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. Так, за этот период было принято несколько законов, касающихся трудовых отношений, составившие базу формирующемуся промышленному (рабочему) праву. Основные законы перечислены ниже:
1) Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» положил начало фабричному законодательству в Российской Империи и позволил начать охрану труда самых социальных незащищенных слоев: малолетних детей и женщин. Согласно этому закону было запрещено применение на фабриках и заводах труда детей, не достигших 12 лет. Для надзора за выполнением закона была учреждена фабричная инспекция (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий) [3].
2) Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» обязывал владельцев предприятий открывать школы при фабриках и заводах для повышения образовательного уровня малолетних работников.
3) Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках» прописывал ограничения по применению труда несовершеннолетних и женщин в ночной период времени.
4) Закон 1886 г., принятый сразу после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал взимание штрафов свыше 5% с рубля, а сами штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим.
5) Закон 1897 г. ограничивал максимальную продолжительность рабочего дня на предприятиях в России: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа.
4 Готская программа. Принята на съезде в Готе (22-27 мая 1875 г.) на котором лассальянский Всеобщий германский рабочий союз и социал-демократическая рабочая партия (эйзенахцы) объединились в единую германскую социал-демократическую партию (до 1890 именовалась Социалистической рабочей партией Германии).
Несмотря на принятое в России законодательство, тяжелый и изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих и крестьян бороться за свои трудовые права. Это особенно проявилось при создании и становлении социал-демократического движения в России. Уже на II съезде Российской социал-демократической партии (РСДРП), состоявшемся в 1903 г., была принята первая Программа партии «В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также в интересах развития его способности к освободительной борьбе... » [4], в которой затрагивались вопросы охраны труда и отмечалась необходимость ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих, установление законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 ч. для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства, полного запрещения сверхурочных работ, воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра), воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами.
И уже в 1913 г. все существовавшие в России законы в области охраны труда были выделены в Устав «О промышленном труде» и опубликованы в сборнике законов Российской Империи. Таким образом, государство сделано первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль. В Устав впервые в России были включены нормы о социальном страховании работников.
А Февральская революция 1917 г., в сущности, не изменила ни одного закона об охране труда в интересах молодежи, не создала организованного рынка труда. Так, с 1 марта и по 1 августа 1917 г. в России закрылись 824 предприятия и были уволены 168 тыс. человек. В Петроградской губернии за этот же период времени из общего количества 345 тысяч рабочих осталось на предприятиях только 141 тысяча, или 42%. Такое положение дел приводило к выступлениям и забастовкам работающих и населения. Требования трудящихся сводились к принятию закона о 8-часовом рабочем дне для всех видов наемного труда, введению рабочего контроля над промышленностью в общегосударственном масштабе, учету рабочих сил и созданию при профсоюзах сети бирж труда, государственного страхования от безработицы как части общего закона о социальном страховании, разработке плана организации общественных работ.
Таким образом, смена экономико-политической парадигмы государственного управления в корне не изменила существовавшие социально-трудовые отношения в России. Социальные вопросы занятости, охраны труда, сокращения рабочего дня, ограничения эксплуатации труда подростков, повышения оплаты за труд в первые два десятилетия ХХ в. явились самыми острыми проблемами для большинства трудящихся России. В этот период экономическая борьба трудящихся за право на труд и на жизнь совпала по времени с политической. Только после 1917 г. в основу законодательства о труде были положены требования международного пролетариата. Основными требованиями были: содействие улучшению экономического, политического и правового положения рабочей молодежи; охрана детского труда; обязательное бесплатное обучение молодых работников до 16 лет; сокращение рабочего времени 16-18-летних подростков до 6 часов; запрещение труда подростков (до 18 лет) во вредных отраслях производства; полная отмена ночной работы для подростков (до 18 лет); установление минимума заработной платы для малолетних рабочих и работниц и их обеспечение на случай безработицы и болезни [2].
Приход к власти большевиков подвиг их к активным действиям по реализации свои идей, поэтому одним из первых декретов Советского правительства после Октябрьской революции был декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый 11 ноября 1917 г. Согласно этому декрету в России продолжительность рабочей недели была ограничена 48
часами труда. Важно отметить, что это было сделано впервые в мире, на тот период времени это было очень прогрессивное решение. Лишь позже, после принятия международной Конвенции №1, в других странах мира также был установлен 8-часовой рабочий день. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 г., после принятия закона «О справедливых трудовых стандартах», установившего максимальную продолжительность работы и минимальную оплату труда.
Большевики стали активно привлекать общественные массы к управлению государством, что было связано с отсутствием подготовленных кадров. Так, например, в декабре 1917 г. они передали профсоюзам управление социальным страхованием по безработице и болезни.
С изменением государственного строя в России после победы большевиков и появления основного закона государства - Конституции, менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в РСФСР уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан Центральный институт труда (ЦИТ - 1920 г.), а позже - Народный комиссариат труда (НКТ - 1923 г.).
В декабре 1918 г. был принят «Кодекс законов о труде РСФСР»5, который содержал запрет приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, и запрет на работу женщин в ночное время в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях. Естественно, что принятый в короткие сроки КЗоТ имел существенные недостатки, которые потребовали в дальнейшем его доработки.
Но уже в 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР, учитывая недостатки существующего КЗоТа и в связи с образование СССР, утвердил новый «Кодекс законов о труде»6. В этом документе впервые было введено понятие трудового договора, что позволило юридически закрепить принцип свободы труда.
Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, и также некоторые нормы общего характера и некоторые другие, которые были посвящены безопасности и гигиене труда. Например, согласно этим нормам нельзя было вводить в эксплуатацию предприятия и оборудование без санкции инспекции труда, обязывалось выдавать специальную одежду рабочим и улучшать условия охраны труда. В последствие Наркомтруд издал нормы по технике безопасности, санитарии, правила противопожарной безопасности на производстве, правила эксплуатации паровых котлов, правила очистки сточных вод, правила безопасности горных работ и др. В соответствии с принятым КЗоТ Наркомтруду СССР впервые разрешалось проводить медицинские исследования отдельных групп работников7.
Правительство СССР, понимая важность проблем охраны труда и защиты прав трудящихся, активно разрабатывало и принимало нормативные правовые акты, которые закрепляли нормы и правила, как для работодателей, так и трудящихся. Также принимались законы, которые разграничивали функции надзорных органов СССР. Один из таких актов
5 Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918; № 8788. Ст. 905 / Приложение из учебного пособия И.Я. Киселева «Трудовое право России» (Москва, 2001). URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1 (дата обращения 19.03.2015).
6 Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922; № 70. Ст. 903 / Приложение из учебного пособия И.Я. Киселева «Трудовое право России» (Москва, 2001). URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm#1 (дата обращения 19.03.2015).
7 Бейлихис Г.А. Очерки истории охраны труда и здоровья, рабочих в СССР. М., 1971. 191 с. 6
касался вопросов ведения горных работ, где травматизм был наиболее высок: «О значении термина «органы надзора» в Правилах безопасности при ведении горных работ». В этом акте НКТ СССР и Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР давали разъяснения по поводу разграничения функций между органами горного надзора и инспекцией труда. В частности, там говорилось: «Впредь до точного разграничения в законодательном порядке функций органов горного надзора и органов охраны труда в области осуществления надзора в горном деле надлежит считать, что выражение «органы надзора», встречающееся в разных изданиях Правил безопасности при ведении горных работ, утвержденных НКТ СССР и ВСНХ СССР 25 ноября 1924 г., за №480/488 (опубликованных отдельным изданием), относятся как к органам горного надзора ВСНХ, так и к органам охраны труда НКТ8.
После Великой Отечественной войны Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. были приняты и введены в действие с 1 января 1971 г. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»9.
Начиная с 1957 г., в СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. В 1961 г. научно-обоснованную программу оздоровления условий труда принял XXII съезд КПСС, в ней было записано, что «Всемерное оздоровление и облегчение условий труда - одна из важных задач подъема народного благосостояния. На всех предприятиях будут внедрены современные средства техники безопасности и обеспечены санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания» [5].
В 1970-е гг. в СССР было принято значительное число документов по охране труда, а именно: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971)10; Типовые правила внутреннего распорядка (1972)11; Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974)12; Положения о правовой (1976)13 и технической инспекциях труда (1977)14 и др. В это время в СССР была создана система особых льгот работающим, совмещающим работу с обучением. Согласно законодательству того времени, если работник хотел поступить в высшее учебное заведение, то ему на период сдачи вступительных экзаменов предоставлялся дополнительный отпуск до 15 календарных дней без сохранения заработной платы.
8 Разъяснение народного комиссариата труда СССР и Высшего Совета Народного Хозяйства СССР от 10 апреля 1925 г. № 107/344.
9 Закон СССР от 15.07.1970 г. об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=25221#l0 (дата обращения 10.02.2015).
10 Положение Президиума Верховного совета СССР от 27 сентября 1971 г. (ВВСС 71-39) «О правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации». URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_36138.html (дата обращения 10.03.2015).
11 Постановление Государственного комитета совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 29 сентября 1972 № 258 «Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждения, организаций». URL: http://docs.cntd.ru/document/9012929 (дата обращения 10.03.2015).
12 Указ Президиума Верховного совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения трудовых споров». Утвержден Законом СССР от 26 июля 1974 года (Ведомости ВС СССР, 1974, № 31, ст. 469). URL: http://russia.bestpravo.ru/ussr/data03/tex14525.htm (дата обращения 10.03.2015).
13 Постановление Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 г. «Об утверждении положения о правовой инспекции труда». URL: http://delta-grup.ru/bibliot/98/18.htm (дата обращения 10.03.2015).
14 Постановление Президиума ВЦСПС от 26 августа 1977 г. «Об утверждении положения о технической инспекции труда». URL: http://delta-grup.ru/bibliot/98/18.htm (дата обращения 10.03.2015).
Работникам, принятым на заочное отделение вуза, предоставлялось 20 дней для сдачи экзаменационных сессий с сохранением средней заработной платы на I и II курсах и 30 дней на старших курсах [6].
Дальнейшее развитие получило трудовое законодательство в России после принятия в 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда»15. На то время это был прогрессивный документ в области охраны труда, однако несовершенный. Так, в данном законе ничего не говорилось о том, что государственное управление охраны труда должно осуществлять свою надзорную и контролирующую деятельность, не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местного самоуправления. А закон «Об основах местного самоуправления» никак не учитывал социально-трудовые отношения. Особо следует выделить, что законодатель указал, что в случае необходимости, на предприятиях могут создаваться специальные службы по охране труда, т.е. документ носит рекомендательный характер и работодатели приняли это в качестве рекомендации, а не требования, и, руководствуясь интересами экономии, не видя особой необходимости в службах по охране труда, полностью или значительно сократили количество специалистов [1]. Данная ситуация наблюдалась на большинстве предприятий, в том числе: на промышленных предприятиях; в строительстве; на транспорте; в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» стали основой для принятия 17 июля 1999 г. Федерального закона № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»16, который существенно повысил защищенность работника в процессе труда, расширил его права, а также обязанности работодателя и создал предпосылки для усиления работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Следует выделить, что законодатель устранил изъяны и недостатки прежнего закона. Так, в законе четко прописаны условия создания служб охраны труда на предприятиях вне зависимости от их форм собственности, а Государственная инспекция по труду наделена правом контролировать такие предприятия.
В настоящее время в России действует Трудовой кодекс Российской Федерации17, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., и подписан Президентом 30 декабря 2001 г. Он начал действовать на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002 г. В Трудовом кодексе расширены и конкретизированы основные права работников. Так, в законе закреплено «право отказа работника от выполнения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья, вследствие нарушений требований охраны труда». Законом гарантировано, что отказ от выполнения трудовых обязанностей в данном случае не будет являться дисциплинарным проступком. Также в законе впервые закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях труда на своем рабочем месте, о состоянии охраны труда на своем рабочем месте. Данную информацию работник может получить не только от работодателя, но и от государства и общественных объединений (профсоюзов).
15 «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (утв. Верховным Советом Российской Федерации 06.08.1993 № 5600-1) (последняя редакция от 18.07.1995). URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_2400/ (дата обращения 15.03.2015).
16 Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_1983/ (дата обращения 15.03.2015).
17 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191626 (дата обращения 11.02.2016).
Также, в Трудовом кодексе впервые были четко обозначены источники финансирования определенных мероприятий по охране труда. Например, за счет работодателя работник обеспечивается средствами индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе спецодеждой и спецоборудованием, обучается правилам охраны труда и проходит медосмотры, а также проходит профессиональную переподготовку18.
Достаточно прогрессивным в современном законодательстве является право запроса работника об условиях своего труда. Так, работник имеет право просить проведения на своем рабочем месте проведения оценки условий труда, охраны труда органами государственного и общественного надзора и контроля, а также имеет право на рассмотрение личных вопросов,
19
непосредственно касающихся его жизни и здоровья19.
Согласно законодательству Российской Федерации, контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда на организациях любых форм собственности обеспечивает Государственная инспекция труда, которая подразделяется на правовую и техническую. Правовые инспектора следят за исполнением положений Трудового кодекса в организациях, а технические инспектора - за соблюдением требований нормативных технических мероприятий.
Если проанализировать опыт стран Западной Европы в области охраны труда, то можно отметить, что там на каждом предприятии есть служба охраны труда и комитеты по охране труда, включающие в себя представителей работодателей и профсоюзов [1]. Таким образом, в результате данного симбиоза, получается т.н. орган коллективного самоуправления. Государственный надзор и контроль практически не вмешивается в повседневную деятельность организаций. Государственные органы занимаются, в основном, стратегическими задачами в области охраны труда, разработкой нормативной правовой и нормативной технической базы. Особо следует выделить опыт Германии в решении вопросов охраны труда в организациях, так немецкое законодательство не позволит предприятию с вредными и (или) опасными факторами производства приступить к своей деятельности пока на данном предприятии не будут устранены или сведены к минимуму негативные факторы. Таким образом, немецкое законодательство и надзорные органы побуждают работодателей превентивно устранять данные негативные факторы, а не постфактум.
В России законодательно разрешено иметь на каждом предприятии комитеты или комиссии по охране труда, состоящие из представителей работодателя и трудового коллектива, однако действительность не отражает желаемое. На большинстве предприятий вопросам охраны труда не уделяется должного внимания, т.н. комитеты или комиссии по охране труда существуют лишь номинально и не решают проблем безопасности и охраны труда, а борьба трудящихся за свои права протекает очень вяло и неэффективно.
Эффективность финансового стимулирования деятельности организаций по улучшению условий и охраны труда в условиях рыночной системы хозяйствования в России зависите в первую очередь от того, насколько оно будет влиять на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия, а именно прибыль организации. Руководствуясь этим, например, предприятия в горно-добывающей отрасли заинтересованы в улучшении
18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191626 (дата обращения 10.02.2016).
19 К сожалению, часто это право по законодательству реализуется постфактум, т.е. после наступления несчастного случая. При этом работник или члены его семьи имеют право участвовать в расследовании несчастного случая.
условий труда и оздоровлении персонала, т.к. нетрудоспособность работников приводит к простою деятельности и, как следствие, к убыткам предприятия.
В эпоху глобализации, российские промышленные предприятия, связанные с внешним рынком (например, реализация продукции, финансовые заимствования, техническое оснащение и др.), ориентируются в своей деятельности на международные стандарты20, в том числе стандарты МОТ, корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности организаций, которые подразумевают активное участие предприятия в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасных и дальнейшем улучшении условий труда в данной организации.
Вершиной достижений человечества в борьбе за права трудящихся во всем мире, с древнейших времен до наших дней, можно считать Международную организацию труда (МОТ), которая была создана в 1919 г. для объединения усилий разных стран21. Целью МОТ являются достижение всеобщего, прочного мира и улучшение существующих условий труда на основе социальной справедливости. Первая Международная конференция труда22 состоялась в октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. После Второй мировой войны основные цели и принципы МОТ получили активное подтверждение и расширение в Филадельфийской
23
декларации23.
В настоящее время МОТ имеет четыре главные стратегические цели24: развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости; расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех; укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.
МОТ имеет уникальную для ООН трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры», которые имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.
20 Официальный сайт ИСО - Международной организации по стандартизации. URL: http://www.iso.org/iso/theiso14000family_2009.pdf (дата обращения 25.12.2015).
21 МОТ была учреждена согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций для решения вопросов по поводу социальной реформы после Первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. В 1969 г. в связи с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира. За годы своего существования МОТ выработала такие критерии индустриального общества, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям, как: восьмичасовой рабочий день; защита материнства; законодательство, запрещающее использование детского труда и др.
22 Справочно. На первой конференции МОТ приняты шесть конвенций и шесть рекомендаций.
23 В декларации предвосхищался послевоенный рост национальной независимости и предсказывалось зарождение крупномасштабного технического сотрудничества со странами развивающегося мира.
24 Данные цели достигаются разработкой международных мер и программ по содействию осуществлению основных прав человека, улучшению условий труда и жизни и расширению возможностей для занятости; разработкой международных трудовых норм, которые служат руководящими принципами для национальных органов власти при реализации этих мер; реализацией всесторонней программы международного технического сотрудничества.
Конференция25 одновременно является и международным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего мира. В период между ежегодными сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет26.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабаров А.Н., Коршунов Г.И., Черкаи З.Н., Мухина Н.В. Вехи истории охраны труда // Записки Горного института. 2012. С. 268-275.
2. Карауш С.А., Герасимова О.О. История охраны труда в России. Томск, 2005. 123 с.
3. Бейлихис Г.А. Очерки истории охраны труда и здоровья, рабочих в СССР. М., 1971. 191 с.
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» 7-е изд. М., Государственное издательство политической литературы, 1953, Ч. I, С. 41.
5. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1974, С. 95.
6. Голощапанов С.А. Правовые вопросы охраны труда в СССР. М., 1982. 84 с.
7. Возмещение вреда по советскому законодательству / С.Е. Донцов, В.В.Глянцев.
- М.: Юрид. лит., 1990. 272 с.
8. Загорский Ф.Н. Краткие очерки из истории техники безопасности в России. Т1.
- Л.: ЛИОТ, 1955. 63 с.
9. Логинова Е.А. Очерки по истории борьбы с травматизмом в СССР. М.: Медгиз, 1958. 180 с.
10. Ефимов С.Л. Русский страховой рынок: исторический опыт. - Финансы СССР. 1991. №9. С. 54-59.
25 Каждое государство-член МОТ имеет право направить на Конференцию четырех делегатов, два от правительства и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться и голосовать.
26 Административный совет состоит из 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Секретариат МОТ, штаб-квартира, исследовательский центр и издательство находятся в Международном бюро труда в Женеве. Администрация и управление осуществляются через региональные, областные и отраслевые бюро, находящиеся более чем в 40 странах, в том числе и в России (в Москве).
Ivanov Gleb Sergeevich
Institute of labor and social security, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Labor protection: from antiquity to modernity
Abstract. The article describes history of the labor protection formation in Russia and synopsizes the historical path of the issues development related to providing safe labor conditions in Europe in different eras. The author identified the main stages of formation and development of the labor protection system in Russia. He also carried out the analysis of a widish period of time from 1742, when M.V. Lomonosov published his work on "The first foundations of metallurgy and ore minings", in which for the first time in Russia considered the various questions of the worker labor safety and health, up to the present including the Soviet period, when one of the most progressive in the world legislation in the field of labor protection remained in force. Then the author briefly presents the historical path of appearance and formation of the International Labor Organization (ILO).
In conclusion, the author comes to conclusion that the ILO can be considered as a great achievement of humanity in the struggle for the workers' rights around the world. The era of globalization encourages the Russian industrial enterprises related to the external market to focus in their activities on the international standards of corporate governance and corporate social responsibility of organizations, including the ILO standards that imply the active participation of enterprises in deciding the issues connected with ensuring of the safe labor conditions in these organizations.
Keywords: labor protection; labor safety; labor conditions; history of labor protection formation; labor protection in Russia; labor protection abroad; International Labor Organization (ILO)
REFERENCES
1. Shabarov A.N., Korshunov G.I., Cherkai Z.N., Mukhina N.V. Vekhi istorii okhrany truda // Zapiski Gornogo instituta. 2012. S. 268-275.
2. Karaush S.A., Gerasimova O.O. Istoriya okhrany truda v Rossii. Tomsk, 2005. 123 s.
3. Beylikhis G.A. Ocherki istorii okhrany truda i zdorov'ya, rabochikh v SSSR. M., 1971. 191 s.
4. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy i plenumov TsK» 7-e izd. M., Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1953, Ch. I, S. 41.
5. Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza. M., Politizdat, 1974, S. 95.
6. Goloshchapanov S.A. Pravovye voprosy okhrany truda v SSSR. M., 1982. 84 s.
7. Vozmeshchenie vreda po sovetskomu zakonodatel'stvu / S.E. Dontsov, V.V.Glyantsev. - M.: Yurid. lit., 1990. 272 s.
8. Zagorskiy F.N. Kratkie ocherki iz istorii tekhniki bezopasnosti v Rossii. T1. - L.: LIOT, 1955. 63 s.
9. Loginova E.A. Ocherki po istorii bor'by s travmatizmom v SSSR. M.: Medgiz, 1958. 180 s.
10. Efimov S.L. Russkiy strakhovoy rynok: istoricheskiy opyt. - Finansy SSSR. 1991. №9. S. 54-59.