УДК 331.45
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ.
С.Н. Кудряшова
В работе рассмотрены актуальные и важные международно-правовые акты, повлиявшие на государственную политику в области охраны труда в Российской Федерации, а также проблемы связанные построением в организации системы охраны труда, на основе Конвенция МОТ N 161 «О службах гигиены труда», которая в настоящее время Российской Федерацией не ратифицирована. Ключевые слова: государственная политика в области охраны труда, безопасность и гигиена труда, профессиональное заболевание, профессиональный риск.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Данная норма закреплена в ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и в ст. 10 ТК РФ. А одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, закрепленных в ст. 210 ТК ТФ, является международное сотрудничество в области охраны труда.
В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г.[1], заявлено, что все государства - члены МОТ имеют обязательство, вытекающее из единственного факта их членства в Организации, - соблюдать, укреплять, реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом основополагающие принципы в сфере труда.
В начале XX века, когда были установлены первые правовые нормы, регулирующие степень вероятности подвергнуться производственным рискам в сфере труда, вопросы безопасности и гигиены труда превратились в многогранную проблему. Эта проблема имеет последствия не только для жизни людей, развития предприятий и предпринимаемых на национальном уровне усилий по повышению производительности труда и снижению уровня бедности, но и для окружающей человека среды. [2] Защита работников от травм и заболеваний всегда была ключевой задачей МОТ с самого ее основания в 1919 году, и с тех пор в этом направлении было сделано очень многое. Устав МОТ гласит, что непредставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах, и призывает улучшать условия труда, тем самым добиваясь социальной справедливости[3].
В последние годы было принято несколько Конвенций, Рекомендаций и других документов, посвященных охране труда. Они содержат нормы направленные на улучшения условий труда во многих странах мира. Большое влияние на взаимодействие международных и национальных правовых систем оказывает глобализация, которая приводит к тому, что сегодня ни одно государство не в состоянии существовать без активного и целенаправленного взаимодействия с международно-правовой системой. С каждым годом регулирующее воздействие международно -правовых норм все глубже проникает в область внутригосударственных отношений. [4] Эти процессы не могут обойти и отношения связанные охраной труда.
Одним из важнейших документов, ратифицированных за последние десятилетия в области охраны труда в Российской Федерации, стала Конвенция МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и Рекомендация № 164[ 5]. Новаторство этих актов, по мнению К.Н. Гусова и П.Е. Морозова, заключается в том, что в них впервые была продемонстрирована концепция безопасности и гигиены труда, основанная на циклическом процессе разработки, развития и пересмотра политики в области охраны труда вместо простого изложения точных юридических обязательств. [6].
Государствам членам МОТ ратифицирующим настоящую конвенцию согласно разделу II (принципы национальной политики) предписывается разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды (ст.4); положение в области безопасности и гигиены труда и производственной среды - полностью или только отдельные аспекты - с целью определения основных проблем, выявления эффективных методов их решения и очередности принятия мер, а также оценки результатов (ст.7).
Для эффективной реализации государственной политики полагается осуществить необходимые мероприятия, как на национальном уровне, так и на уровне предприятий (раздел 2-3 Конвенции). При этом необходимо разрабатывать соответствующие нормативные акты по безопасности и гигиене труда, а также предусмотреть систему контроля проведения в жизнь путем принятия надлежащих санкций в случае нарушения законодательства и правил об охране труда. При осуществлении данных мероприятий работодатели и работники должны иметь возможность получать информацию, которая способствовала бы более эффективному соблюдению указанных нормативных актов. В том числе согласно положениям данной Конвенции государство должно разрабатывать меры направленные на обеспечение безопасности и гигиены труда, производственной среды, а также обязывают государственные органы осуществлять мониторинг определенных аспектов безопасной организации труда, включая особенности проектирования помещений, использование защитных средств и оборудования, а также применять рекомендованные меры по снижению уровня опасности и др.
В настоящее время практически все приведенные положения Конвенции, предусмотрены в законодательных и иных нормативных правовых актах и ТК Российской Федерации. При этом, можно сказать, что развитие в законодательстве об охране труда произошло изменение правового регулирования с защитных мер в сторону профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Значительную роль в обеспечении охраны труда, безопасных условий любого вида трудовой деятельности
стала ратификация в 2010 г. Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»[7].
Цель настоящей Конвенции сформулирована в ст. 2: «Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы». При этом она указывает, что Российская Федерация в своей национальной политике в области безопасности и гигиены труда и производственной среды должна руководствоваться принципами, заложенными в ст.4 Конвенции 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде.
Согласно положениям этой Конвенции, каждое государство, ее ратифицировавшее, для предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды посредством разработки соответствующей национальной политики и создания необходимых органов управления, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда. Также каждая страна разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
В сопроводительных документах к Конвенции отмечается, что термин «безопасность и гигиена труда» по своей сути эквивалентен термину «охрана труда», применяемому в трудовом законодательстве РФ.
Следует отметить, что одним из нововведений Конвенции N 187 стал термин «национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда». Он означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.(п. 4 ст.1 Конвенции N 187).
В соответствии принятыми международными обязательствами в национальное законодательство были внесены соответствующие изменения. Так, в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения и дополнения, касающиеся определения понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-Ф3)[8].
В международных нормах системы оценки рисков являются основой, фундаментом бизнес-процессов. При этом, оценка профессиональных рисков расценивается как первоначальный этап при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, к построению в организации системы охраны труда, в которую должны входить и службы гигиены труда. Однако, в настоящее время, Российской Федерацией не ратифицирована Конвенция МОТ N 161 «О службах гигиены труда»[9], но в связи с обязательствами по Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы[10], этот вопрос остается актуальным. В Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013 - 2016 годы [11] сохранение базовых трудовых норм, а также совершенствование трудового законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами и нормами, с опорой на лучший мировой опыт и практику, является приоритетной задачей Правительства РФ.
В соответствии с Конвенцией термин «службы гигиены труда» означает службы, на которые возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование предпринимателя, трудящихся и их представителей на предприятии по вопросам относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом, а также приспособления трудовых процессов к способностям трудящихся с учетом состояния их физического и психического здоровья.
Положения данной Конвенции касаются важнейших вопросов, связанных с сохранением здоровья работников различных производств, и не противоречат российскому законодательству. Основные положения Конвенции N161 учтены Трудовом кодексе Российской Федерации и в соответствующих санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах и методических указаниях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, контроль за исполнением которых осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
В целом, нормы Конвенции соответствуют законодательству Российской Федерации и ратификация Конвенции возможна без внесения серьезных изменений, либо уже предусмотрено планами законопроектных работ Правительства Российской Федерации и не потребует дополнительных финансовых ресурсов, поэтому она может быть предложена к ратификации.
Еще одним важным документом, относящимся к рассматриваемой сфере, является Конвенция МОТ N 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 г.)[12]. Цель данной Конвенции состоит в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий. В сферу применения Конвенции N 174 входят объекты повышенной опасности.
В соответствии с положениями Конвенции N 174 каждое государство - член Международной организации труда разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику, направленную на защиту трудящихся, населения и окружающей среды от опасности крупных аварий. Эта политика осуществляется с помощью предупредительных и защитных мер, применяемых на объектах повышенной опасности, и по мере возможности способствует использованию наиболее безопасной технологии.
Конвенция N 174 ратифицирована небольшим числом государств - 13стран. За ее ратификацию Россией
активно выступал один из крупнейших общероссийских объединений профсоюзов - Росуглепроф. Её ратификация потребует принятия серьезных мер, направленных на внедрение передовых безопасных технологий ведения работ в угледобывающей отрасли, как со стороны работодателей, так и со стороны органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов, к каким относятся угледобывающие предприятия шахты. Ряд положений данного международного акта принципиально отличается от российского законодательства в области охраны труда и представляет собой серьезный шаг к созданию жесткой системы правового регулирования промышленной безопасности[13].
Проблемы обеспечения промышленной безопасности технологически связаны с производственной деятельностью работников и организаций и оказывают существенное влияние на результаты их работы.
Требования безопасности обусловлены применяемыми технологиями, при этом значительная часть требований непосредственно связана с конкретными производственными процессами, нарушение которых приводит к выпуску некачественной продукции, авариям и их негативным последствиям.
Пожары, взрывы, выбросы взрывоопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации ведут к выбытию мощностей, потерям ресурсов и продукции, причиняют ущерб жизни, здоровью и имуществу работников и третьих лиц, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, социально-экономическую ситуацию.
В процессе глобализации мирового развития Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [14], концептуальные положения которой основываются на взаимосвязи и взаимозависимости с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [15]. В указанной Концепции среди основных целей указано, что создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, является одной из важнейших задач для дальнейшего развития экономики и эффективного функционирования рынка труда.
Как отметил Генеральный директор МОТ Гай Райдер в заявлении по случаю Всемирного дня охраны труда (28.04.2013г.), МОТ выступает за такую «модель профилактики, которая предусматривает комплекс согласованных мер, направленных не только против профессиональных травм, но и против профессиональных заболеваний. Главный шаг - признать роль разрабатываемых МОТ международных трудовых норм для эффективной профилактики, а также обеспечить ратификацию и применение этих норм»[16].
Таким образом, можно сказать, что профилактика играет ключевую роль в снижении потерь, связанных с профессиональными заболеваниями, она более эффективна и менее затратна, чем лечение и реабилитация.
Как отмечено в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013 - 2016 годы за последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствованию работы трудовой инспекции. В 2010 - 2012 гг. Россия ратифицировала рамочную Конвенцию МОТ 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187), а также Конвенцию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174), внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, касающихся вопросов управления профессиональными рисками и специальной оценки условий труда. Это послужило отправной точкой для перехода от компенсационной модели управления охраной труда и выплат за вредные условия труда на современную систему управления профессиональными рисками, позволяющую реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Эти меры позволят обеспечить сохранение жизни и здоровья работников на производстве.
Таким образом, международные соглашения в системе трудовых отношений, социально-трудовые стандарты позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития российского законодательства в области охраны труда.
The paper considers relevant and important international legal instruments, influence public policy in the field of occupational safety and health in the Russian Federation, as well as problems related to the construction of the organization of labor protection system, based on ILO Convention N 161 "On the Occupational Health Services", which is currently while the Russian Federation has not ratified. Key words: state policy in the field of labor, occupational safety and health, occupational disease, occupational risk.
Список литературы
1. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г //РГ N 238, 16.12.1998;
2. Международная конференция труда 91-я сессия 2003 г. Доклад VI. Нормотворческая деятельность МОТ в области безопасности и гигиены труда: углубленное рассмотрение с целью разработки плана действий в этой сфере. Шестой пункт повестки дня. // Международное бюро труда. Женева. Первое издание, 2003 год
3. Устав Международной организации труда (Принят в 1919 г.)(с изм. и доп. 1953 г.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 351 -370.
4. Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011. 543 с.
5. Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» // СЗ РФ, 10.12.2001, N 50, ст. 4652. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 2 июля 1999 года (СЗ РФ, 10.12.2001, N 50).
6. К.Н. Гусов, П.Е. Морозов Международное трудовое право: учебник М.: Проспект, 2013. С.486-487
7. Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» Конвенция вступила в силу 20.02.2009.Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ) // СЗ РФ. 22 октября 2012 г. N 43. Ст. 5792., Бюллетень международных договоров. 2013. N 5. С. 30 - 39.
8. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 238-Ф3 // СЗ РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4586
9. Конвенция МОТ N 161 «О службах гигиены труда» Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2071 - 2076.
10. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы. //РГ, N 295, 30.12.2013
11. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013 - 2016 годы. // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 3. С. 126 - 133
12. Конвенция МОТ N 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» // Бюллетень международных договоров. 2013. N 4. С. 26 - 41. Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 30.11.2011 N З66-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 10.02.2013.
13. Басалаева С.П., Петрова Е.И., Петрова Е.Н., Спиглазова Т.Г. Комментарий к Федеральному закону от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012.
14. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //СЗ РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // СЗ РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
16. Официальный сайт Международной организации труда URL: [email protected]://www.ilo.oig/global/about-the-ilo/media-centiis/press-iisleases/WCMS_211627/lang-en/index.htm?shared_ from=media-mail
Об авторе
Кудряшова С.Н. - магистр права, юрист ООО «Брянская Газовая Компания», старший преподаватель кафедры Земельного, трудового, экологического права юридического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]