Научная статья на тему 'Сравнительный анализ высшего профессионального вокального образования в Китае и России'

Сравнительный анализ высшего профессионального вокального образования в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яо Вэй

В этой статье проанализировано профессиональное вокальное образование, его цели, учебный план, предметы, экзамены и зачеты, квалификации, системы образования, а так же затронута проблема трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ высшего профессионального вокального образования в Китае и России»

5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка: монография / Ред. проф. K.M. Ирисханов. -МГЛУ, 2003. - 256 с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

7. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2003. - 23 с.

8. Юхненко Л.В. Технология интенсивно-коммуникативного профори-ентированного обучения чтению и говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: дисс. ... к. пед. н. - Тольятти, 2000 - 192 с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

© Яо Вэй*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В этой статье проанализировано профессиональное вокальное образование, его цепи, учебный план, предметы, экзамены и зачеты, квалификации, системы образования, а так же затронута проблема трудоустройства выпускников.

С 1998 г. по 2004 г. я работал в Китае, а с 2008 г. и до сих пор - в России. Заметил что высшее профессиональное вокальное образование в этих странах, на данный момент, имеет большие различия.

1. Цель образования.

В российских консерваториях и музыкальных академиях есть специальность «Академическое пение», основной задачей которой является подготовка специалистов к деятельности в области театра, оперы и балета (музыкального театра, театра оперетты и музыкальной комедии), солистов ансамбля песни и пляски, вокально-хореографического коллектива, хоровой капеллы и других концертно-театральных учреждений, к преподавательской деятельности всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.

В Китае студенты получают не только профессиональные знания, но и много времени посвящают изучению коммунистической философии, что-

* Старший преподаватель.

бы после окончания ВУЗа стать не только дипломированным специалистом, но и достойным гражданином коммунистического Китая.

2. Учебный план и предметы.

Для сравнения, я взял учебный план по специальности «Академическое пение» Ляонинского университета науки и техники (КНР) и Московской государственной консерватории (РФ).

Цели образования в КНР и РФ разные, поэтому предметы тоже имеют различия. В плане учебного процесса обе страны делят изучаемые дисциплины на три категории: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, обще профессиональные дисциплины и специальные дисциплины. В Китае вокалисты изучают 39 предметов, а российские студенты -46 предметов.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины в России существуют для того чтобы студенты имели гуманитарные знания. Китайские студенты обязаны не только впитать гуманитарные знания, но ещё проникнуться коммунистическими идеями и воспитать в себе соответствующее мировоззрение.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины в Китае составляют 10 предметов, в России 11 предметов, среди них 4 одинаковых: физическая культура, отечественная история, правоведение и иностранный язык. В ВУЗе КНР нет таких дисциплин как философия, экономика, история кино, религии и обычаи народов мира, правовое регулирование интеллектуальной собственности и актуальная философия; а в российских ВУЗах нет таких как основы теория марксизма, идей Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, важные идеи тройного представительства Цзян Цзэминя, гигиена и здоровье, теория военного дела, политика, инновации в образовании.

Общепрофессиональные дисциплины в Китае изучаются более углублённо. Например фортепиано у вокалистов в России считается общепрофессиональной дисциплиной, а в Китае обязательной Специальной дисциплиной. Это потому что китайские студенты обычно поступают в ВУЗ без навыков игры на фортепиано, что впоследствии требует серьезных занятий и больших усилий со стороны учащегося. А русские студенты перед поступлением чаще всего имеют базу в виде семилетней музыкальной школы или музыкального училища. Наличие музыкальной подготовки для русских студентов делает предмет игры на фортепиано не самым обязательным предметом, представляющим сложности в процессе обучения в ВУЗе.

Общепрофессиональные дисциплины в Китае составляют 11 предметов, в России их 16. И 6 из них совпадают: история искусства, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, история зарубежной музыкой, теория музыки. В Китае нет таких как: музыкальная информатика, эстетика, музыкальная психология, история русской музыки, история русской музыки 20 в., современная музыка, безопасность жизнедеятельности, теория музы-

кального содержания; а в России нет таких как: китайский язык, литература кино и телевидения, слушание музыки, литература драматического театра.

Среди специальных дисциплин изучаемых в России в своём большинстве те, которые действительно относятся только к специальности, что бы студены были профессионалами. В Китае вокальное воспитание недостаточного профессионального уровня, без таких занятий, как оперный класс и сценическое движение.

Специальных дисциплин в Китае - 17 предметов, в России - 19 предметов, среди них 8 одинаковых: сольное пение, вокальный ансамбль, танец, сценическое движение, основы актерского мастерства, сценическая речь, работа концертмейстера, основы вокальной методики. В Китае нет таких как камерное пение, оперный класс, учебный оперный репертуар, грим, история вокального искусства, педагогическая практика, музыкальное исполнительство и педагогика, основы вокальной речи, исполнительская практика, оперный театр, изучение оперных партий. В России нет таких как слушание вокальной музыки, хор и дирижирование, поиск информации, композиция, обучение навыкам ведения программ.

Исходя из выше сказанного: русские дисциплины имеют более профессиональную направленность, в то время как китайские ВУЗы выделяют коммунистическое воспитание, как основу любого обучения, в том числе и вокального. Забота государства о нравственном облике китайского гражданина это очень важно, но не менее необходимым было бы дополнить программу учащихся специальными дисциплинами, которые изучаются в российских музыкальных училищах, дабы повысить профессиональный уровень. Профессор Воронин, представлявший комиссию на международном конкурсе в г. Волгограде, высказал мнение о том, что степень подготовки выпускников китайских ВУЗов сравнима с уровнем выпускников Российских училищ.

По общей трудоемкости в России 9050 часов отводится на обучение, в Китае - 2348 часов.

Почему в Китае так мало часов уделяется обучению? На это есть несколько причин: В плане РФ семинарские занятия занимают 110 часов, в плане КНР - ни одного часа. В китайском учебном плане семинаров нет. Самостоятельной работы, как разновидности обучения студентов в КНР, очень мало и составляет только 132 часа, когда в России на это отводится 2979 часов. На практические занятия в РФ выделяют 2940 часов, в КНР только 12 часов на информатику.

На индивидуальные занятия, такие как: фортепиано, сольное пение, камерное пение, педагогическая практика, музыкальное исполнительство и педагогика, основы вокальной речи, работа с концертмейстером, исполнительская практика; в России тратят 1123 часов. В Китае эти предметы есть, но их не считают индивидуальными. Они зачитываются как лекции, либо совсем не учитываются. Надо сказать, что в Китае лекции являются

основной формой обучения и занимают больше времени, чем РФ (в РФ 1898 часов, в КНР 2204 часов).

Из всего выше сказанного следует, что в Китае общая трудоемкость создана почти только лекциям и составляет 93,87 % от общей трудоемкости. Практические занятия (0,51 % общей трудоемкости) и самостоятельная работа студентов (5,62 % общей трудоемкости) минимальны. В России всё выглядит иначе. Общая трудоемкость создана из 5 типов: лекции (20,97 % общей трудоемкости), практические занятия (32,49 % общей трудоемкости), семинары (1,21 % общей трудоемкости), индивидуальная (12,41 % общейтрудоемкости) и самостоятельная работа студентов (32,92 % общей трудоемкости).

В Китае трудоемкость считается зачетными единицами. Каждое занятие имеет свои зачетные единицы. Когда студент получит нужное количество зачетных единиц, тогда он имеет право получить диплом. Помимо всего есть дополнительный план - учебный план профессиональной практики. В этот план входят 7 практик: военная подготовка, труд для благоденствия, смотр (достижений), практика искусства, практика на диплом, дипломная работа. Эти практики тоже имеют свои зачетные единицы для получения диплома. В Китае важно не сдать экзамены и зачеты, а важнее получить их в качестве зачетных единиц.

3. Экзамены и зачеты.

Самым важным и серьёзным этапом, до получения диплома, считается письменный тест. Тест состоит из разного типа вопросов. Иногда нужно выбирать буквенный ответ «АБВГ», заполнить пропуски, развёрнуто ответить на вопрос. Результаты этих тестов идут в диплом. В России тоже в последнее десятилетие появилась практика тестового варианта экзаменов, но всё ещё, вместо тестов или в качестве дополнения, студенты отвечают устно по билетам. Некоторые из исполнительных предметов, такие как пение, танец, фортепиано в обеих странах похожи и обязательно сдаются в форме экзамена по программе. В России есть итоговая государственная аттестация или иначе государственные экзамены. Для вокалистов это исполнение сольной концертной программы, выступление в оперном спектакле или исполнение кон-цертно-оперной программы, музыкальное исполнительство и педагогика. Председатель комиссии обязательно должен быть приглашённым из другого музыкального ВУЗа. В Китае тоже есть экзамены для выпускников и называются «Бакалаврские экзамены». Каждый ВУЗ сам выбирает экзаменационные предметы, обычно это сольное пение, история музыки и гармония.

4. Квалификация.

Выпускники российского ВУЗа кафедры сольного пения получают три квалификации: оперный певец, концертно-камерный певец и преподаватель «академического пения». В Китае эта специальность делится на три самостоятельные специальности: оперное пение, академическое пение и преподаватель «академического пения». То есть в Китае учатся одной спе-

циальности и получают только одну квалификацию, что называют в России узкой специализацией. Традиционно считается что если у обычного человека несколько квалификаций, то он не сможет быть профессионалом в каждой. Китайская специальность «академическое пение» подразумевает квалификацию - концертно-камерный певец.

5. Система образования.

В России после окончания ВУЗа выпускник получает звание специалиста или магистра, бакалавр считается неполным высшим образованием. В настоящее время музыкальное образование в России выглядит так: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (2 года), кандидат наук (3 или 4 года), доктор (3 года). В некоторых российских консерваториях была форма исполнительской аспирантуры для вокалистов, но 6 лет назад она была запрещена, и теперь самая высокая степень для вокалистов - магистр. А в Китае полным высшим образованием считают бакалавриат, а магистратура считается последипломным образованием. На сегодняшний день китайское музыкальное образование выглядит так: бакалавр (4 или 5 лет), магистр (2 или 3 года), доктор (3 или 4 года) [1]. В Китае никогда не было степени «кандидат наук», для вокалистов самой высокой степенью пока считается магистр, но возможно в ближайшем будущем ректор Китайской национальной консерватории (профессор Джин Телинь) скоро откроет степень «доктор-вокалист» (г. Пекин).

6. Выпускники и проблема трудоустройства.

В России студенты обычно подрабатывают преподавателями в музыкальной школе, в хоре театра, как солист или одновременно на двух-трёх работах одновременно и это считается нормальным явлением. После окончания ВУЗа многие из них остаются на тех же рабочих местах, но в сравнении с другими профессиями, музыканты мало зарабатывают, из-за чего выпускники вынуждены работать не по специальности, чтобы обеспечить себя и свою семью. В Китае студенты обычно не работают, все финансовые проблемы решают их родители. Лишь студенты из бедных семей подрабатывают, но таких мало. После окончания ВУЗа, перед китайскими студентами становится проблема выбора: быть певцом или преподавателем пения. Эти профессии в Китае хорошо оплачиваемые. Самой востребованной специальностью сейчас считает -ся «преподаватель академического пения». В Китае всегда уважали труд учителей, педагогов и наставников и даже сейчас преподавателей уважают не меньше, чем чиновников правительственных учреждений.

Список литературы:

1. Министерство образования КНР // Система академической степени в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.cn/20010906/ 3000497^№1.

2. Учебный план по специальности «академическое пение» Ляонин-ского университета науки и техники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asust.edu.cn/jwc/introduce/jw03_bkjx/06pyjh/37-1-ysxsy06.doc.

3. Учебный план по специальности «Академическое пение» Московской государственной консерватории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosconsv.ru/groups.aspx?group_id=124168&p_PageAlias=Edu.

4. Государственный образовательный стандарт. Специальность: 051000 «Вокальное искусство» (по видам вокального искусства) [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.infopravo.by.ru/fed2003/ch06/akt21689.shtm.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

© Яфизова Р.А.*

Нефтекамский машиностроительный колледж, г. Нефтекамск

В статье рассматривается актуальность применения проектного метода, его основные цепи и этапы организации. Приводятся аргументы подтверждающие целесообразность применения данного метода в ходе обучения студентов учреждений среднего профессионального образования.

Современные социальные и экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и информационных технологий оказывают непосредственное влияние на систему образования в целом и среднее профессиональное образование как один из ее компонентов.

Современный рынок труда предъявляет большие требования к работникам - это должны быть активные, деятельные люди, которые способны к саморазвитию, самообразованию, важно, что бы работник обладал активной мыслительной деятельностью. Все это привело к тому, что образовательные учреждения ишут рациональные пути повышения качества образования, причем предпочтение отдается таким методам обучения, где требуется применения информационных компьютерных технологий, а также активных методов обучения.

Поиски повышения качества обучения вызвали появление и внедрение в учебный процесс новых технологий и методов обучения. В условиях современного среднего профессионального образования, в котором образовательный процесс строится из обучения студентов общеобразовательным дисциплинам, специальным техническим, а также предусмотрено прохождение практики на предприятиях, считаем, что применение метода проектов будет наиболее эффективным.

Говоря о методе проектов, не будем вдаваться в историю появления и получения широкого применения, отметим только, что он не является новым в педагогике.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.