Научная статья на тему 'Родина belcanto: куда пойти учиться?'

Родина belcanto: куда пойти учиться? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1017
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВОКАЛИСТA / АКАДЕМИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ОПЕРНАЯ СТУДИЯ / ИТАЛЬЯНСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION OF SINGERS IN ITALY / ACADEMY OF OPERA SINGERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Tвердохлебова Оксана Валентиновна

Статья посвящена профессиональному образованию вокалистов в Италии. Автор рассматривает систему обучения как в государственных учебных заведениях, так и в частных академиях. Анализирует учебные планы Миланской консерватории им. Верди, Римской консерватории Санта Чечилия и консерватории г. Тренто им. Бонпорти. В качестве примера работы академий вокального искусства останавливается на двух наиболее известных Оперной студии при Академии Санта Чечилия в Риме и Академии оперных певцов при театре Ла Скала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homeland belcanto: where to study?

The article deals with the professional education of singers in Italy. The author examines the educational system of the state institutes and of the private academies. The analysis lies in the sphere of planning of individual and classroom lessons and projects of Conservatoires of Milan, Rome and Trento. The author cites Opera Studio of Academy Santa Cecilia in Rome and Academy of Opera Singers of La Scala Theatre as examples of education in the Academies of Singing Art

Текст научной работы на тему «Родина belcanto: куда пойти учиться?»

О. Твердохлебова

родина belcanto: куда пойти учиться?

O. Tverdokhlebova

homeland belcanto: where to study?

Статья посвящена профессиональному образованию вокалистов в Италии. Автор рассматривает систему обучения как в государственных учебных заведениях, так и в частных академиях. Анализирует учебные планы Миланской консерватории им. Верди, Римской консерватории Санта Чечилия и консерватории г. Тренто им. Бонпорти. В качестве примера работы академий вокального искусства останавливается на двух наиболее известных - Оперной студии при Академии Санта Чечилия в Риме и Академии оперных певцов при театре Ла Скала.

Ключевые слова: образование вокалиста, Академия вокального искусства, система обучения, оперная студия, итальянская консерватория.

The article deals with the professional education of singers in Italy. The author examines the educational system of the state institutes and of the private academies. The analysis lies in the sphere of planning of individual and classroom lessons and projects of Conservatoires of Milan, Rome and Trento. The author cites Opera Studio of Academy Santa Cecilia in Rome and Academy of Opera Singers of La Scala Theatre as examples of education in the Academies of Singing Art.

Key words: professional education of singers in Italy, Academy of Opera Singers.

Сегодня идея получить профессиональное образование за рубежом выглядит все более привлекательной и уже никому не покажется ни абсурдной, ни неосуществимой. Многие из наших соотечественников, движимые справедливым и похвальным желанием обучаться вокалу в самой музыкальной стране мира, устремляются на вступительные экзамены в итальянские вузы. Нередко заранее собрать сведения и оценить все имеющиеся возможности мешает либо невладение языком, либо незнание источников необходимой информации. Ни в коей мере не претендуя на всеохватность, попытаемся в общих чертах обрисовать возможности, открывающиеся для абитуриентов.

Система профессионального образования вокалиста, как и музыкального образования вообще, в Италии представлена двумя типами учебных заведений: государственными консерваториями (их около 60) и многочисленными частными академиями, которые вполне мирно сосуществуют. Фундаментальное различие между ними - право выдачи государственного диплома по окончании, являющееся привилегией консерваторий.

На первый взгляд, само понятие консерваторского образования может показаться достаточно близким отечественному музыканту. Однако сходство с российским аналогом ограничивается лишь абсолютно идентичным названием. Всё остальное: и структура учебного

заведения, и учебные планы - принципиально отличаются.

Совсем недавно по окончании консервато-рии1 выпускнику выдавался диплом, приблизительно равноценный российскому диплому о среднем специальном профессиональном образовании. Несколько лет назад было принято решение ввести консерватории в систему университетского образования, что повлекло за собой многочисленные изменения. Сначала наряду с «традиционной» формой обучения был внедрен экспериментальный пятилетний курс, поделенный на две части 3+22, что соответствует уже известному в России бакалавриату и магистратуре. Теперь приемные экзамены на «традиционное» отделение больше не проводятся, и консерватория постепенно обретает статус университета. Возникающие в связи с этим проблемы: отсутствие среднего образовательного звена, ввод международной системы кредитов, нехватка высококвалифицированных кадров, -оставим за рамками статьи. Остановимся подробнее лишь на практической стороне вопроса, и в частности, предлагаемых учебных планах.

Для общего сведения следует заметить, что учебный год в итальянских консерваториях начинается с ноября и включает три сессион-

1 Продолжительность обучения зависела от конкретной специальности: от 5 лет для вокалистов до 10 для пианистов, без какой-либо начальной подготовки.

2 Соответственно, Тпепшо и Biennio, или первый и второй уровень.

ных периода: зимний (февраль-март), летний (июнь-июль) и осенний (сентябрь-октябрь); предусмотрено минимум два возможных срока сдачи каждого экзамена. Даты выпускных экзаменов назначаются с согласия студента в любой из сессионных периодов.

Уже на первой ступени (Triennio)3 абитуриент должен выбрать специализацию, в основном, из двух предложенных: «Пение» и «Пение в эпоху Возрождения и Барокко». В одном случае внимание акцентируется на оперном и камерном репертуаре, в другом, соответственно, на сочинениях означенного периода. Дисциплины объединены в четыре группы: общемузыкальные, специальные, дополнительные и по выбору студента. Вторая из указанных специальностей предлагает систематизированный подход к изучению старинной музыки: помимо (а в некоторых случаях вместо) теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, есть игра на клавесине и старинных клавишных инструментах, basso continuo, основы библиографического исследования, композиция, камерный ансамбль старинных инструментов. В курсах обеих специальностей в неравных пропорциях присутствуют история музыки, история музыкального театра и музыкальная драматургия, основы вокального искусства, декламация, теория и техника сценической интерпретации. В небольшом количестве представлены и педагогические дисциплины: методика преподавания пения (6 часов4, третий год обучения), музыкальная педагогика (15 часов, первый год обучения). В целом же, за три года студент-вокалист имеет право на 80 часов специальности и 54 часа с пианистом-концертмейстером.

Вторая ступень (Biennio) в системе университетского образования означает узкую специа-лизацию5. В случае с вокалом не всё выглядит логично: уже на первой ступени певец мог выбрать направление. Теперь он снова на распутье: сольное оперное пение или камерное6. В число обязательных дисциплин входят пение и сценическое мастерство, история музыки, анализ музыкальных произведений, история театра. В Тренто это также исполнительская практика

3 В поле нашего зрения попали учебные планы трех консерваторий: Миланской им. Верди, Римской консерватории Санта Чечилия и Консерватории г. Тренто им. Бонпорти.

4 Подразумеваются астрономические часы.

5 И музыканты-инструменталисты могут выбрать, в частности, между «сольным исполнительством», «артистом оркестра» и «артистом камерного ансамбля».

6 Правда, не все консерватории предлагают подоб-

ное разнообразие: например, в Миланской консервато-

рии им. Верди есть специализация только по камерному пению.

с оркестром и фонетика иностранного языка в произведениях для голоса; в Милане - методика преподавания вокала и семиография старинной музыки. Среди предметов по выбору в Миланской консерватории7 анализ поэтических текстов на французском, латинском и других иностранных языках, в Тренто - аккомпанемент на фортепиано, элементы административного права в области музыкального театра, акустика и психоакустика. В планах Римской консерватории факультативные предметы не называются.

Каждая дисциплина помимо количества часов имеет «ценность», измеряемую в единицах, называемых кредитами. По окончании второй ступени выпускник должен выдержать экзамены и набрать 120 кредитов. Таким образом, каждый студент составляет собственный учебный план, который может варьироваться не только в различных вузах, но и в одной консерватории. Например, экзамен по специальности (количество часов указано лишь в плане консерватории Тренто - 50) «дает» от 18 до 25 кредитов, в зависимости от года обучения, специализации и т. д. Если продолжить вдаваться в подробности, то и расписание - дело рук самого студента: нередко 15-часовые курсы, которых большинство, читаются несколькими педагогами в разное время, и есть возможность остановиться на более интересном предмете, подходящем периоде или выбрать того или иного профессора.

Небольшое количество часов по специальности, а также некоторая оторванность консерваторской жизни от современных театральных реалий приводит к тому, что выпускник Biennio вынужден искать возможности совершенствоваться, либо обратившись к частному педагогу8, либо поступив в Академию вокального искусства. Такие академии в Италии представляют собой учреждения различного уровня, что полностью противоречит российскому пониманию академии как высшего учебного заведения, - от музыкальной школы, обучающей любителей, до серьезного центра повышения квалификации исполнителей с привлечением педагогов -известнейших музыкантов.

Остановимся на двух наиболее значительных академиях: Национальной Академии Санта Че-чилия в Риме и Академии оперных певцов при театре Ла Скала в Милане.

Академия Санта Чечилия - одна из старейших в мире, учреждена в 1585 г. папой Сик-

7 Специальность называется «Камерная вокальная музыка в эпоху Барокко».

8 Более того, до последнего времени практика занятий с частным педагогом «поощрялась» возможностью сдачи экзаменов и получением диплома консерватории «экстерном» (da esterno или da privatista).

стом V. Со дня основания объединяет виднейших специалистов и остается одним из лучших центров высшей профессиональной подготовки музыкантов9. Работа Оперной студии (педагоги: Рената Скотто, Анна Ванди - вокал, Чезаре Скартон - сценическое мастерство, предусмотрены также часы работы с концертмейстером) рассчитана на четырехнедельный интенсивный курс (шесть дней в неделю), проводимый дважды в год (каждый студент имеет право обучаться не более двух лет). В конце каждой сессии планируются отчетные концерты, ежегодно в программе постановка оперы10 при участии студентов инструментальных факультетов и хоровой студии (оркестр и хор).

Академия оперных певцов при театре Ла Скала, основанная Р. Мути в 1997 г., представляет собой двухгодичное повышение квалификации оперных певцов (наследует школе «Воспитанники Ла Скала» - «Cadetti della Scala» - задуманной А. Тосканини в 1950 г. с целью сохранения традиций итальянской оперы). Среди педагогов - Луис Альва, Ренато Брузон, Мирелла Френи, Лучана Серра и др., студенты академии имеют возможность участвовать в мастер-классах пев-

9 И единственная из «неконсерваторий» имеет право на выдачу дипломов и сертификатов государственного образца. Но лишь для инструменталистов. Оперная студия академии Санта Чечилия таким правом не обладает.

10 В 2011 г. это была «Лисичка» Яначека, в 2012 - «Ис-

панский час» Равеля и «Джанни Скикки» Пуччини.

цов с мировыми именами, среди них Тереза Берганца, Криста Людвиг, Лео Нуччи, Рената Скотто и др. Кроме многочисленных концертов в Италии и за ее пределами, силами учащихся осуществляется постановка на сцене Ла Скала, включенная в театральный сезон11. Еще одна немаловажная и привлекательная особенность данного заведения: бесплатное обучение.

Отбор в обе академии осуществляется на основании приемных экзаменов, ограничен возраст абитуриентов, наличие дипломов об образовании не требуется. Разумеется, наиболее серьезный конкурс в Академии Ла Скала, куда стекаются молодые певцы со всего мира. Поступление в консерватории выглядит гораздо более надежным мероприятием: и количество поступающих меньше, и уровень требований ниже. Сами итальянцы рассматривают консерваторию как единственный путь для получения государственного диплома (который дает право преподавать в государственных учебных заведениях, то есть тех же консерваториях, общеобразовательных школах т. д.), а не как ступень певческой карьеры.

11 В 2011 г. - «Итальянка в Алжире» Россини, в 2012 - «Дон Паскуале» Доницетти, в 2013 планируется «Шёлковая лестница» Россини.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.