4. Permjakov G. L. 500 naibolee upotrebitel'nyh russkih poslovichnyh izrechenij // Osnovy stmkturnoj paremiologii / Sost. G. L. Kapchic M.: Nauka 1988.
5. Petrova L. A. Paremiologicheskij minimum v leksikone jazykovoj lichnosti sovremennyh uchawihsja: Avtoref. dis ... kand. filol. nauk. Velikij Novgorod, 2007.
6. Rojzenzon L. I. Stranovedcheskij aspekt prepodavanija frazeologii inostrancam // Mezhdunarodnyj simpozium «Aktual'nye problemy prepodavanija russkogo jazyka v stranah Azii, Afriki. Srednego i Blizhnego Vostoka». M., 1968.
Чэнь Го
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТОВ МУЗЫКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Анализируется содержание и структура новой учебной программы бакалавриата для факультетов музыки в вузах Китая, определяется оптимальное соотношение обязательных и дополнительных учебных курсов. Сравнение программ старого и нового поколений приводит к выводу о возможности разработать ныне эффективный предметный план для подготовки учителей музыки.
Ключевые слова: бакалавриат, учебная программа, содержание учебного курса, обязательные дисциплины, дисциплины по выбору, дисциплины регионального компонента, факультатив, педагогическая практика.
Chen Guo
BACHELOR DEGREE CURRICULA FOR MUSIC FACULTIES OF MODERN CHINA HEIS: AN ANALYTICAL REVIEW
The paper analyses the content and structure of music faculty bachelor curricula in China, scrutinizing the amount of compulsory and elective courses and their most optimal proportion. The old and the new programs are compared and it is concluded that it is possible to construct an effective framework of courses for training teachers.
Keywords: Bachelor's curriculum, course content, required discipline, elective discipline, Regional Component courses, teaching practice.
Учебный план, как известно, является основным документом по организации обучения и преподавания в Китае. Он отражает единые требования государства в этой сфере [с. 2, 265]. Чтобы повысить качество преподавания по специальности «музыка» на бакалавриате в декабре 2004 года Министерство просвещения КНР опубликовало «Программу руководства по учебным дисциплинам для подготовки бакалавров на факультетах музыки в высших образовательных заведениях Китая», которая стала реализовываться с осени 2005 года [3, с. 87].
В данной статье предпринята попытка анализа названной учебной программы.
По учебным планам КНР она включает
предметы обязательные, дисциплины по выбору и регионального компонента. Их соотношение выглядит как 52% — 39% — 9% (см. рис. 1 [7]).
На рисунке видно, что процентное соотношение предметов делится на три отмеченных ранее разряда. Обязательные предметы, которые включают дисциплины по специальности, по сравнению с предыдущим учебным планом сократились на 1000 учебных часов, что составляет 52% учебного времени. Дисциплины по выбору, включающие специальные и общегуманитарные предметы (история, философия, педагогика и др.), составляют 800 часов, т. е. 39%. На дисциплины регионального компонента
Рис. 1. Соотношение трех дисциплинарных компонентов
приходится 180 часов или 9% учебного времени. Кроме того, практика увеличилась на 22 недели. Следовательно, 52% учебного времени приходится на обязательные предметы, 48% — на предметы по выбору.
К общепрофессиональным дисциплинам относятся «Элементарная теория музыки* и сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений и полифония», «Вокал», «Фортепиано», «Обязательный китайский музыкальный инструмент» (в основном эрху, пипа, чжэн, яанцинь, цзуди и др.), «Обязательный зарубежный музыкальный инструмент» (скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба и др.), «История китайской музыки», «История зарубежной музыки», «Китайская народная музыка», «Зарубежная народная музыка», «Хор и хоровое дирижирование», «Педагогика и методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе». По каждому курсу Министерство образования разработало цели обучения, содержание дисциплины, экзаменационные требования.
Необходимым компонентом воспитания и образования высококвалифицированных кадров являются дисциплины по выбору. Их включение в учебный план обусловлено реформой образования [4]. В свою очередь, дисциплины по выбору в новой учебной программе дифференцируются на специальные и факультативные.
Специальные дисциплины по выбору делятся на три блока:
1. Практика композиции и аранжировки песен (массового жанра) и практика
сочинения и аранжировки для камерно-инструментального состава.
2. Практика музицирования в инструментальном ансамбле и дирижирование, постановка танца.
3. Введение в искусство и музыкальная эстетика.
Факультативные дисциплины включают два направления — дисциплины по специальности и дисциплины по гуманитарным и естественным наукам — и делятся на пять блоков.
1. Музыкальная педагогика и музыковедение. Это могут быть такие направления, как история музыкальной педагогики Китая и зарубежных стран, сравнение музыкальной педагогики Китая и зарубежья, музыкальная и педагогическая психология, технология конспектирования, создание музыки с помощью компьютерных технологий и т. д.
2. Музыковедение и теория композиции включают в себя введение в музыкознание, народные инструменты, основы истории китайской музыки, музыкальную журналистику и критику, редактирование музыкальных текстов, музыкальную культуру, гармонию, инструментовку, введение в китайскую традиционную музыку, музыкальную форму, анализ музыкальных произведений и др.
3. Музыкальное исполнительство содержит вокал, историю вокального искусства, ансамбль, вокальную педагогику, декламирование и культуру речи, фортепиано (аккордеон и другие клавишные), историю фортепианного искусства, фортепианную
И Дисциплины по выбору федерат ивного компонента Я Музыкальная педагогика □ Теория Л' . >■кщ □ Музыкальное исполнительство Л Другие виды и жанры искусства □ Общегуманитарные и естественные дисциплины Ж Дисциплины регионального компонента
200 ]80 160 140 ¡20 100 80 60 40 20 0
Рис. 2. Объем учебных часов дисциплин по выбору
педагогику и методику игры на фортепиано, историю исполнительства на духовых и струнных инструментах, историю музыки для духовых и струнных инструментов, методику преподавания игры на духовых и смычковых инструментах, камерно-ансамблевую музыку, историю оперного искусства.
Факультативные дисциплины по выбору общегуманитарного цикла делятся на два блока:
• Эстетика и искусствознание, куда входят краткая история китайского и зарубежного искусства, история кино и телевизионного искусства, история хореографии, история актерского искусства и т. д.
• Педагогика и другие гуманитарные и естественные дисциплины, что включает теорию современного образования, историю зарубежных образовательных институтов, диалекты китайского языка, краткую историю китайской культуры, краткую историю зарубежной культуры, историю зарубежной литературы, краткую историю китайской философии, историю западной философии, введение в китайскую и иностранную литературу о музыке, методику музыкально-библиографического поиска и написания диссертации, краткую историю естественных наук, современные научные и информационные технологии.
Цель регионального программного компонента состоит в том, чтобы создать уникальные академические курсы по изучению местной культуры. Такие курсы включают
в себя: историю и культуру этнической музыки, музыкальное краеведение, историю музыкальных инструментов национальных меньшинств, фольклористику, методологию преподавания народной музыки, практику преподавания музыки на национальном языке.
На рис. 2 отражена структура распределения учебных часов дисциплин по выбору. Предметы федеративного компонента составляют 160 часов. Музыкальная педагогика, теория музыки, музыкальное исполнительство составляют 144 часа. Предметы по искусству и другим наукам — по 108 часов. Дисциплины регионального компонента составляют 180 часов. В целом спектр дисциплин по выбору в новой программе исключительно многообразен и структурно пропорционален, что обеспечивает высокое качество обучения по всем предметам.
На рис. 3 видно, что число изучаемых предметов составляет 360 часов — 13,33% всего часового объема. Это намного больше, чем в учебном плане 2004 года. Предметы по специальности сокращены до 1592 часов, т. е до 58,96%. На основе включения предмета «Педагогика и методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе» в новой программе ставится задача введения в качестве обязательных предметов музыкального и педагогического направлений. Значительно увеличился материал по методике обучения музыке и формированию педагогических навыков.
Рис. 3. Объем педагогических и музыкальных (общепрофессиональных и специальных) дисциплин
Учебная практика в новой программе делится на четыре группы: 1) практика общественной работы,** 2) педагогическая практика, 3) исполнительская практика, 4) научно-исследовательская практика. Как и в предыдущей программе, практика общественной работы включает консультации абитуриентов и военную подготовку, однако ее дополняют социологические исследования и другие формы деятельности. Педагогическую практику предваряет стажировка в течение одной-двух недель на I и II курсах. На III и IV курсах ее сменяет педагогическая практика на 8-10 недель. Исполнительская практика длится по неделе в каждом семестре, кроме первого и последнего. Поощряются и сольный концерт, и разовое сольное выступление, и игра в ансамбле. Научно-исследовательская практика включает подготовку диссертации за четыре недели и завершается ее защитой.
Все четыре группы практической части программы взаимно дополняют друг друга и способствуют совершенствованию педагогического образования.
Характеризуя особенности новой программы, следует обратить особое внимание на пять инновационных принципов, которые лежат в ее основе.
Во-первых, синтез дисциплин как новую тенденцию современного образования. В частности, комбинация взаимосвязанных музыковедческих предметов эффективно стимулирует и восприятие и понимание знаний [6, с. 125]. Так, в новой учебной программе сольфеджио и теория музыки
объединены в один предмет «Элементарная теория музыки и сольфеджио» как наиболее соответствующий принципам музыкального обучения. Например, при таком подходе ознакомление с аккордами и модуляциями больше способствует осознанию учащимся звуковых эффектов и импульсов мелодического развертывания благодаря серьезному слуховому анализу. Одновременно пение по нотам углубляет слуховой опыт.
Основы гармонии, полифонии, музыкальных форм и анализа сочинений интегрировались в «Анализ музыкальных произведений и полифонию», так как здесь явственнее выражено практическое применение теории. Новым содержанием дополнены предметы «Истории китайской музыки», «Истории зарубежной музыки».*** Изучение истории китайской и зарубежной музыки дополняется анализом произведений и становится более результативным для понимания музыкальных стилей и культурных эпох с точки зрения их исторического развития.
Во-вторых, увеличение удельного веса дисциплин по выбору. Это дает возможность не только готовить две группы профессиональных кадров, но и сделать набор на другие курсы как по гуманитарным, так и по естественным наукам. Дисциплины по выбору обеспечиваются 50% часов обучения, так как «студенты должны получить базовые знания по разным категориям для обеспечения их сбалансированной и разумной структуры» [6, с. 125].
В-третьих, введение региональных курсов, в которых с успехом используются
географические преимущества того или иного вуза. Региональные курсы открывают студентам уникальную возможность изучить культуру родного края и понять перспективу ее развития. Так возникли региональные курсы по музыкальному искусству, основанные на местных жанровых разновидностях, например, «Уйгурская опера», «Шэньсиская опера», «Опера Внутренней Монголии», «Матоуцинь — музыкальный инструмент Внутренней Монголии», «Пекинский барабан», «Сучжоуская песня с пипой», «Кун-шанская опера», «Сучжоуская люцинь», «Янчжоуская опера», «Гуантонская опера» и др. Безусловно, данные курсы ведут к повышению уровня знаний студентов о региональной истории музыки и местном фольклоре. В этих курсах отражены некоторые аспекты школьной программы и возможности ее разработки. Например, можно создать курсы о теории национальной музыки и театральных школах.
В-четвертых, усиление учебной практики. Искусство музыки всецело направлено на практику, поэтому его изучение не может ограничиваться только разговорами о нем, что подчеркивают авторы учебного пособия по высшему музыкальному образованию [1, с. 198]. Поэтому (как говорилось ранее) в новой учебной программе четко определена практическая часть с ее четырьмя разновидностями. Часы педагогической практики
увеличились до 12 недель. Исполнительская практика по-прежнему остается крупномасштабным четырехлетним комплексом.
В-пятых, воспитание способности к научным исследованиям. Эта работа является одним из важных аспектов подготовки кадров. По мнению Ма Донфэна и Чжон Аймина, она необходима не только для будущих научных сотрудников, но и для преподавателей средних школ [5, с. 219]. Знание основ исследовательской работы поможет учителям начальных и средних школ осмысливать и обобщать процесс обучения, эффективно стимулировать свою преподавательскую деятельностью. Новая программа, как отмечалось, предполагает подготовку диссертации в течение четырех недель.
В пояснительной записке Министерства просвещения КНР «Направление факультетов музыки при национальных университетах» четко определяется: программа Министерства просвещения реализуется с осени 2005 года на бакалавриате по специальности «музыка» во всех вузах Китая. Департаменты образования и университеты должны прилагать максимум усилий по эффективному внедрению данной программы [7]. Как подтверждает реальность, на внедрение программы требуется больше 5 лет. Сегодня настало время проверки практической значимости новой программы.
ПРИМЕЧАНИЯ
* В учебных планах КНР элементарная теория музыки называется «теория музыки». ** В системе образования КНР все виды общественной работы входят в учебную практику. *** В учебных планах КНР данные предметы именуются как «История, слушание и анализ музыки» (китайской или зарубежной). В российском высшем музыкальном образовании такого предмета нет, так как его методы являются неотъемлемой частью всего цикла историко-теоретических дисциплин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вань Яохуа, Вань Анго. Высшее музыкальное образование: Сборник статей. Цаньша, 2004. 198 с.
2. Цжихун, Фэн Даминь, Чжон Цяфань. Новый менеджмент образования. Шанхай, 2000. 265 с.
3. Гуо Цяньшэнь. 60 лет истории художественного образования: Монография. Цаньша, 2009. 87 с.
4. Ма Да. Методы исследования музыкального обучения. Шанхай, 2005. 57 с.
5. МаДонфэн, Чжон Айми. Музыкальная педагогика: Учебник. Пекин, 1996. 219 с.
6. Се Цзясинь, Сюй Сюйбйо. Исследование и практика музыкального обучения: Учебник. Шанхай, 2009. 125 с.
Интернет-ресурсы
7. Сайт министерства просвещения Китая. http:// www.moe.edu.cn/
Cущность и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел
REFERENCES
1. Van' Jaohua, Van'Ango. Vysshee muzykal'noe obrazovanie: Sbornik statej. Can'sha, 2004. 198 s.
2. Czhihun, Fjen Damin', Chzhon Cjafan'. Novyj menedzhment obrazovanija. SHanhaj, 2000. 265 s.
3. Guo Cjan'shjen'. 60 let istorii hudozhestvennogo obrazovanija: Monografija. Can'sha, 2009. 87 s.
4. Ma Da. Metody issledovanija muzykal'nogo obuchenija. Shanhaj, 2005. 57 s.
5. MaDonfjen, Chzhon Ajmi. Muzykal'naja pedagogika: Uchebnik. Pekin, 1996. 219 s.
6. Se Czjasin', Sjuj Sjujbjo. Issledovanie i praktika muzykal'nogo obuchenija: Uchebnik. Shanhaj, 2009. 125 s.
Internet-resursy
7. Sajt Ministerstva prosveshchenija Kitaja. http:// www.moe.edu.cn/
М. А. Мазур
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Описывается сущность патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характеризуются компоненты патриотического воспитания, выявляется структура и содержание данного процесса, рассматриваются особенности патриотического воспитания сотрудников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, принципы.
M. Mazur
ESSENCE AND FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES' EMPLOYEES
The essence of patriotic education of law-enforcement bodies ' employees is described; the components of patriotic education are characterized; the structure and the content of the process are highlighted, and the features of patriotic education are regarded.
Keywords: Patriotic education of law-enforcement bodies' employees, principles.
На всех исторических этапах функционирования и развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям соответствующего периода развития общества и органов внутренних дел. В этом процессе существенная роль принадлежит воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.
В современном российском обществе органы внутренних дел функционируют в режиме непрерывных перемен — реформ и трансформаций, в том числе и в самих
органах внутренних дел. Эти перемены, а также динамичный, ускоренный характер всех социальных процессов предъявляют новые требования к сотруднику органов внутренних дел. Ему сегодня нужно чаще действовать самостоятельно, более творчески и более инициативно, быть патриотически воспитанным, уметь находить нужное решение в различных ситуациях, быть готовым к непрерывным переменам (инновациям). И все это надо осуществлять в рамках закона, соблюдая права и законные интересы граждан.
На расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2006 года министр внутренних дел России генерал армии Р. Г.